GENDER AND EDUCATIONAL ASPECTS OF ETHICAL RESPONSE TO THE WILDLIFE

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.243
Issue: № 4 (46), 2016
Published:
2016/04/18
PDF

Мусалимова Р.С.

Кандидат биологических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

ГЕНДЕРНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Аннотация

В работе представлены результаты изучения отношения учащейся молодежи к живой природе, их экологической культуры в гендерном и образовательном аспектах. Объектом исследования явились студенты вуза, учащиеся техникума и школьники. Экологическая культура молодежи развита в разной степени. Доля лиц со средним уровнем экологической культуры возрастает по мере увеличения ступени образования от школьников к студентам. Доля молодежи с высоким уровнем экологической культуры, наоборот, от школьников к студентам снижается. Доля лиц с высоким уровнем экологической культуры во всех группах (школьников, учащихся техникума, студентов) выше у девушек.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое сознание, школьники, студенты

Musalimova R.S.

PhD in Biology, associate professor, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

GENDER AND EDUCATIONAL ASPECTS OF ETHICAL RESPONSE TO THE WILDLIFE

Abstract

The study results of the students’ response to the wildlife, their ecological culture in the gender and educational aspects are represented in this work. High school students, college students and schoolchildren were included to the object of the study. Environmental culture of youth developed to varying degrees. The proportion of people with an average level of environmental culture increases as the stage of education from the school to the students. The proportion of young people with a high level of ecological culture, on the contrary, from the school to the students decreases. The proportion of people with a high level of ecological culture in all groups (schoolchildren, college students, students) is higher among girls.

Keywords: environmental education, environmental awareness, schoolchildren, students

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё возрастающее значение приобретает экологическое образование (обучение, воспитание) подрастающего поколения. Основной смысл, которого состоит в конкретной практической природоохранной деятельности. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека – земля, вода, воздух, животный и растительный мир. В основе формирования экологической культуры лежит понимание зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и не живой природы [3]. Развитие экологической культуры личности определяет деятельность человека в социоприродном окружении. Именно от уровня развития экологической культуры личности зависит возможность общества жить и действовать в ближайшем будущем [4].

Целью настоящего исследования явилось изучение отношения учащейся молодежи к живой природе, их экологической культуры в гендерном и образовательном аспектах.

Объект и методы исследования. Объект исследования – студенты естественно-географического факультета педагогического университета, учащиеся финансово-экономического факультета экономико-юридического техникума, школьники 8-11 классов. В исследовании приняли участие 171 человек (71 юношей, 100 девушек), средний возраст испытуемых варьировал от 14 до 23 лет.

Изучение отношения респондентов к животным проводилась по методике, предложенной в работе А.В.Еленкиной [2]. Авторская анкета была несколько сокращена, и в нашем исследовании респондентам были предложены 15 вопросов, направленных на изучение отношения к домашним и диким животным, а также к использованию животных в лабораторных целях.

Определение уровня экологической культуры проводили с использованием теста «Экологическая культура студентов и учащихся» [1], который позволяет определить общий уровень экологической культуры, а также уровень развития его компонентов: экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Подавляющее большинство респондентов содержат домашних животных. Более половины из них содержат домашних животных из любви, некоторая часть опрошенных – из желания заботиться о ком-нибудь, а также для удовлетворения потребностей в питании. По мнению респондентов, домашние животные оказывают на своих хозяев положительное влияние: содержание животных позволяет стать более спокойным, терпеливым и наблюдательным. По отношению к бродячим животным учащаяся молодежь, испытывает жалость и желание накормить их, а также считает, что для них нужны приюты. Большинство опрошенных отмечают, что люди, жестокие с животными, склонны быть жестоки и с людьми, причем доля респондентов давших такой ответ выше у студентов.

Более половины опрошенных положительно относятся к показу диких животных в зоопарках, особенно это относится к девушкам, которые хотят видеть животных в зоопарке. Среди студентов лиц выступающих за показ животных в зоопарке несколько ниже, чем среди школьников и учащихся техникума. Подавляющее большинство учащейся молодежи, как юноши, так и девушки, отрицательно относятся к охоте на диких животных.

Учащаяся молодежь выступает против использования животных в учебных экспериментах и считает, что нужно уменьшить количество животных используемых в лабораторных целях, и применять альтернативные методы вместо демонстрации опытов на животных. Лиц придерживающихся такого мнения больше среди студентов, такого же мнения придерживается большая часть девушек не зависимо от образования. Вероятно, это связано с тем, что студенты в силу специфики своего профиля обучения (биологи, экологи) сталкиваются с экспериментами на животных в учебном процессе, и кроме того, девушки по сравнению с юношами, более открыто демонстрируют свои эмоциональные реакции и более чувствительны.

Под экологической образованностью (ЭО) понимают приобретение экологических знаний, умений, навыков; выработку экологических представлений [1]. Большинство опрошенных школьников (65,9%) и учащихся техникума (57,1%), имеют средний уровень экологического образования. Высокий уровень ЭО характерен для 24,4% – школьников и 38,1% учащихся техникума, 9,7% школьников и 4,8% учащихся техникума имеют низкий уровень ЭО. Доля студентов имеющих средний и высокий уровень ЭО оказалась практически одинаковой – 49,3% и 50,7% соответственно, студентов с низким уровнем ЭО среди студентов не выявлено, что вероятно связано с профилем обучения (биология, экология).

Экологическая сознательность (ЭС) – это превращение экологических знаний, умений и навыков в убеждения, установки, повышение экологической ответственности; развитие нравственного отношения к природному миру, любви к природе [1]. Большинство опрошенных школьников имеют средний уровень ЭС – 65,9%, высокий уровень – 24,4%, низкий уровень – 9,7%. Среди учащихся техникума также большинство имеют средний уровень ЭС – 58,7%, высокий уровень –39,7%, и 1,6% низкий. Студентов с низким уровнем ЭС не выявлено, 37,3% имеют средний уровень ЭС и 62,7% – высокий уровень экологической сознательности.

Экологическая деятельность (ЭД) – это участие в экологической деятельности, совершение экологических поступков и, в целом, экологическое поведение [1]. Более половины опрошенных имеют средний уровень ЭД – 51,2% школьников, 60,3% учащихся техникума и 73,1% студентов. Высокий уровень ЭД характерен для 34,2% школьников, 33,3% учащихся техникума и 20,9% студентов. Низкий уровень ЭД выявлен у 14,6% школьников, 6,4% учащихся и 6% студентов.

Комбинации уровней экологической образованности, экологической сознательности и экологической деятельности дают, соответственно, низкий, средний или высокий уровни общей экологической культуры [1]. Общий уровень экологической культуры (ЭК) школьников соответствует значениям средний и высокий (50,7% и 49,3%, соответственно), школьников с низким уровнем экологической культуры не выявлено. Среди учащихся техникума и студентов появляется небольшая доля лиц с низким уровнем общей ЭК – 11,1% учащихся и 14,6% студентов. Большинство учащихся и студентов имеют средний уровень ЭК – 47,67% и 61%, соответственно. Высокий уровень ЭК характерен для 41,3% учащихся техникума и 24,2% студентов. Отсутствие среди школьников лиц с низким уровнем экологической культуры, вероятно связано с более широким вовлечением школьников к экологическим мероприятиям, чем в студенческом возрасте.

Гендерные различия в видах установок по отношению к природе выглядят следующим образом. Значения показателей экологической образованности (ЭО) и экологической сознательности (ЭС) школьников практически совпали. Так более половины школьников – 61,9% юношей и 70,0% девушек имеют средний уровень ЭО и ЭС, высокий уровень этих показателей обнаружен у 23,8% юношей и 25,0% девушек. Низкий уровень характерен для 14,3% юношей и лишь 5,0% девушек. Экологическая деятельность у 47,6% юношей и 55,0% девушек соответствует среднему уровню. Высокий уровень ЭД обнаружен у 28,6% юношей и 40,0% девушек. Низкий уровень – 23,8% юношей и лишь у 5,0% девушек.

Общий уровень экологической культуры школьников соответствует значениям средний и высокий: средний уровень – у 61,5%. юношей и 48,1% девушек, высокий – у 38,5% юношей и 51,9% девушек.

У большинства учащихся техникума все составляющие экологической культуры (экологическая образованность, экологическая сознательность и экологическая деятельность) сформированы на среднем уровне. Так, средний уровень ЭО имеют 56,8% юношей и 57,7% девушек, средний уровень ЭС выявлен у 62,2% юношей и 53,8% девушек, средний уровень ЭД – 64,9% юношей и 53,9% девушек.

Низкий уровень экологической культуры обнаружен у 8,1% юношей учащихся техникума и 15,3% девушек учащихся техникума. Большая часть опрошенных учащихся имеют средний и высокий уровни ЭК: средний уровень выявлен у 54,1% юношей и 38,5% девушек, высокий уровень – у 37,8% юношей и 46,2% девушек.

Среди студентов лиц с низкой экологической образованность и низкой экологической сознательностью не выявлено. Для студентов характерен средний и высокий уровни ЭО и ЭС. Доля лиц со средними показателями ЭО среди юношей составила 53,8%, среди девушек 48,1%. Средний уровень ЭС среди студентов имеют 53,8% юношей и 33,3% девушек, высокий уровень – 46,2% юношей и 66,7% девушек. У подавляющего большинства студентов ЭД сформирована на среднем уровне (69,2% юношей и 74,1% девушек). Высокий уровень ЭД выявлен у 23,1% юношей и 22,2% девушек, низкий уровень ЭД – 7,7% юношей и 3,7% девушек.

Средний уровень общей экологической культуры сформирован у более половины опрошенных студентов (57,1% юношей и 65,0% девушек). Низкий уровень ЭК характерен для 23,8% юношей и 5,0% девушек студентов, высокий уровень обнаружен у 19,1% юношей и 30,0% девушек.

Выводы. В целом, доля молодежи со средним уровнем экологической культуры возрастает по мере увеличения ступени образования, так если у школьников средний уровень экологической культуры сформирован у 50,7%, то среди учащихся техникума доля лиц со средним уровнем экологической культуры повышается до 57,1%, среди студентов – 61,0%. Доля молодежи с высоким уровнем экологической культуры наоборот снижается от школьников к студентам (49,3% школьников, 41,3% учащихся техникума, 24,4% студентов). Если в школьном возрасте лиц с низкой экологической культурой не выявлено, то количество таковых среди учащихся техникума и студентов составляет уже 11,1% и 14,6%, соответственно, вероятно это связано с более широким вовлечением школьников к экологическим мероприятиям, чем в студенческом возрасте. В гендерном плане, можно отметить, что лиц со средним уровнем экологической культуры больше среди юношей школьников и юношей учащихся техникума, а с высоким уровнем экологической культуры среди девушек этих же групп. Среди студентов преобладают лица со средним уровнем экологической культуры, как среди девушек, так и среди юношей. Доля лиц с высоким уровнем экологической культуры во всех группах (школьников, учащихся техникума, студентов) выше у девушек.

Литература

  1. Асафова, Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов [Электронный ресурс] /Е.В.Асафова. – Казань, КФУ. – 2002 – URL: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_3.htm (дата обращения 12.09.15).
  2. Еленкина, А.В. Биоэтика: влияние пола и образования на отношение к животным [Электронный ресурс] /А.В.Еленкина //Выпускная квалификационная работа – Иванова, 2005. ИГУ. – С27-34. URL: http://w3.ivanovo.ac.ru/physiology/files/files/diploms/diploms04-05.htm (дата обращения 15.05.14).
  3. Марков, Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] /Ю.Г.Марков – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004. – 37с.
  4. Моисеева, Л.В. Формирование экологической культуры в культурно-информационном пространстве библиотеки [Текст] /Л.В.Моисеева, Мартыненко А.Г. //Астраханский вестник экологического образования. 2012, №1 (19). – С. 36-45.

 References

  1. Asafova, E.V. Vospitanie i diagnostika razvitija jekologicheskoj kul'tury studentov [Jelektronnyj resurs] /E.V.Asafova. – Kazan, KFU. – 2002 – URL: http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_3_3.htm (data obrashhenija 12.09.14).
  2. Elenkina, A.V. Biojetika: vlijanie pola i obrazovanija na otnoshenie k zhivotnym [Jelektronnyj resurs] /A.V.Elenkina //Vypusknaja kvalifikacionnaja rabota – Ivanova, 2005. IGU. – S27-34. URL: http://w3.ivanovo.ac.ru/physiology/files/files/diploms/diploms04-05.htm (data obrashhenija 15.05.14).
  3. Markov, Ju.G. Social'naja jekologija. Vzaimodejstvie obshhestva i prirody: Uchebnoe posobie. – 2-e izd., ispr. i dop. [Tekst] /Ju.G.Markov – Novosibirsk: Sib.univ.izd-vo, 2004. – 37s.
  4. Moiseeva, L.V. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury v kul'turno-informacionnom prostranstve biblioteki [Tekst] /L.V.Moiseeva, Martynenko A.G. // Astrahanskij vestnik jekologicheskogo obrazovanija. 2012, №1 (19). – S.36-45.