FUNCTIONS, PRINCIPLES, CHARACTERISTICS AND METHODOLOGICAL APPROACHES IN THE ASPECT OF FORMATION OF INFORMATION LITERACY OF PERSONS “THIRD AGE”

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.034
Issue: № 4 (46), 2016
Published:
2016/04/18
PDF

Борисов А.Д.

ORCID: 0000-0001-6309-4460, Аспирант, Российский государственный социальный университет

ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ЛИЦ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы формирования информационной грамотности лиц «третьего возраста», дается трактовка основных определений, рассматриваются функции, принципы, особенности и методологические подходы.

Ключевые слова: «третий возраст», информационная грамотность, принципы.

Borisov A.D.

ORCID: 0000-0001-6309-4460, Postgraduate student, Russian State Social University

FUNCTIONS, PRINCIPLES, CHARACTERISTICS AND METHODOLOGICAL APPROACHES IN THE ASPECT OF FORMATION OF INFORMATION LITERACY OF PERSONS “THIRD AGE”

Abstract

In the article the problems of formation of information literacy of persons "third age" are considered, the interpretation of the basic definitions is given, the functions, principles, characteristics and methodological approaches are discussed.

Keywords: “the third age”, information literacy, principles.

В нашу эпоху, эпоху главенства информации, современные информационно-телекоммуникационные технологии открывают перед человеком небывалые возможности. Обширный доступ к любого рода информации позволяет каждому человеку самореализоваться, насыщать свой каждодневный досуг и поднимать качество своей собственной жизни.

Однако информационное изобилие несет в себе и отрицательные качества. Период удвоения информации уменьшается. Главная опасность увеличения информации заключается в том, что полезную информацию становиться находить с каждым днем все сложнее. Все труднее становиться ориентироваться в информационном пространстве. Значительная разница в развитии ИКТ инфраструктуры разных регионов, стран, континентов способствует увеличению информационного неравенства.

Осознавая всю важность проблемы мировые организации, такие как: «ЮНЕСКО» и «ИФЛА» занялись проблемами подготовки человека к жизни в информационном обществе. ЮНЕСКО, в 2001 году, учреждена международная программа «Информация для всех», где одним из приоритетов являлась информационная грамотность. Так же благодаря ИФЛА, в 2002 году, была создана секция по информационной грамотности. Основная задача которой заключается в выявлении стандартов информационной грамотности, сформированными разными странами, и на этой основе разработать международный стандарт [7].

И по сей день формирование информационной грамотности остается актуальной задачей. Но многие программы решающие данные задачи нацелены на людей молодого и среднего возраста. А пожилых людей, в нашем случае лиц «третьего возраста», обходят стороной.

Понятие «третий возраст» пришло из геронтологии. Геронтологи условно разделили человеческую жизнь на 3 периода. Первый период, до 30 лет – период познания мира, обучения и выбора профессиональной деятельности. Второй период, следующие примерно 30 лет – период семьи, активной трудовой деятельности. И третий период, его начало связано с выходом на пенсию. В каждой стране он разный. В России это 60 лет у мужчин и 55 у женщин. С недавнего времени геронтологами был сформирован еще и 4ый жизненный период, период – долгожительства, но данный термин используется редко [9].

В 2006 году Хесус Лау, председатель секции по информационной грамотности ИФЛА (IFLA), выпустил труд под названием: «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни». Автор данной работы под информационной грамотностью понимает: «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов» [10].

Несмотря на общий рост информационной грамотности в обществе. По-прежнему путаются определения «информационная грамотность» и «компьютерная грамотность». Объединять эти понятия в корне неправильно. «Компьютерная грамотность» - это совокупность знаний умений и навыков работы на персональном компьютере, тогда как информационная грамотность подразумевает умение работать с информацией. Уметь находить нужную информацию, анализировать, критически оценивать найденные источники. Независимо от используемого устройства.

В настоящее время существует множество понятий, относящихся к термину «формирование информационной грамотности», но все они имеют косвенное отношение. И не описывают суть. Другие ученые сталкивались с этой проблемой. И в результате сложных дискуссий с авторами Концепции информационной безопасности детей, благодаря доктору педагогических наук Гендиной Н.И. и кандидату педагогических наук Рябцевой Л.Н., в данную концепцию было включено понятие «Информационное образование», а также характеристика принципов информационного образования [4].

У термина «информационное образование» (далее ИО) есть 2 определения. Общее ИО и Специальное (профессиональное) ИО. Специальное ИО, если вкратце – «это образование, ориентированное на подготовку кадров, обеспечивающих деятельность информационного сектора экономики». Общее ИО – это ИО, «ориентированное на всех членов общества, кроме лиц, занятых в сфере профессиональной информационной деятельности. Входит в многоуровневую систему образования и направлено на формирование общекультурных компетенций, связанных с приобретением знаний, умений и навыков работы с информацией, персональным компьютером информационно-коммуникационными технологиями; нацелено на ликвидацию информационной, компьютерной неграмотности и формирование основ информационной культуры личности» [6].

Так же Гендиной Н.И., Рябцевой Л.Н. и другими учеными были сформулированы основные принципы информационного образования.

Принцип культурологического подхода является методологической основой современной педагогической науки, исследующей образование и его процессы как культурные явления [2].

Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность информационного образования.

Принцип деятельностного подхода связан с подчиненностью информационного образования решению тех информационных задач, которые порождаются доминирующим видом деятельности людей (игровой, учебной, профессиональной и т.д.).

Принцип технологического подхода рассматривает информационное образование с точки зрения педагогической технологии, которая включает в себя определенную совокупность методов и средств, позволяющую достичь заданного результата.

Принцип формализации направлен на использование формализованных методов работы с информацией в системе информационного образования.

Принцип интерактивности позволяет построить единую стратегию и тактику информационного образования, а также сформировать информационную культуру личности за счет максимальной реализации потенциала различных социальных институтов, библиотек, СМИ и т.д.

Принцип непрерывности предполагает использование всех уровней системы непрерывного образования, для формирования информационной компетентности и информационной культуры личности [4].

Ряд ученых (Макерня А.А., Суртаева Н.Н., Кривых С.В.) обозначили структурные и функциональные компоненты системы образования лиц «третьего возраста».

В структурные компоненты входят: структурные подразделения (школы, институты и т.д.), взаимодействие между структурными подразделениями, объединение структурных подразделений в единый комплекс.

Функциональные компоненты включают в себя: основные виды деятельности каждого субъекта обучения, взаимодействие этих субъектов в процессе образования, управление процессов образования лиц «третьего возраста» как целостным образованием [5].

Так же Макареня А.А, и Суртаева Н.Н. говорят о такой особенности обучения как «создание поддерживающей среды». Под этим понятием подразумевается создание для индивида условий направленных на создание более благоприятной среды для нормального приспособления. К примеру включение в коллективную деятельность или же наоборот индивидуальные занятия.

Учитывая вышеописанные условия для продуктивного обучения лиц «третьего возраста» и формирование у них информационной грамотности наиболее подходящей становиться модульная система обучения.

Главной проблемой обучения лиц «третьего возраста», является отсутствие мотивации. С помощью модульной системы обучения можно так же и поднять мотивацию у обучающегося.

Модульная система организации учебного процесса для лиц «третьего возраста» предполагает в начале каждого цикла деятельности наличие мотивационного этапа. Плюс модульного обучения заключается в том, что обучающийся сразу осознает перспективы обучения. Так как начало каждого модуля содержит описание интегративной цели. Программа намечает близкие, средние и дальние перспективы обучения.

Боровикова Я.В. считает, что «сущность модульного обучения для лиц «третьего возраста» состоит в том, что обучающийся самостоятельно или с помочью педагога достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем».

По словам Боровиковой Я.В. системы разработки учебно-программной документации для обучения лиц «третьего возраста» держатся на основах отбора и структурирования содержания обучения: комплексности; системности; блочно-модульный; преемственности; трансформации модульного подхода МОТ (Международная организация труда); детализации учебных элементов; стандартизации.

Данные основы обеспечивают принципы проектирования методической документации: вариативно-модульный принцип, двухуровневая технология проектирования УПД, личностный подход, отраслевой и межотраслевой принципы, принцип «вложения» учебных элементов, принцип оптимизации, социальный подход [1].

На вариативно-модульном принципе и личностном подходе стоит остановиться отдельно. Данные 2 принципа составляют в большей мере основу обучения лиц «третьего возраста». Очень важно, благодаря вариативно-модульному принципу, подобрать стратегию обучения индивидуально под каждого обучающегося, учитывая его стартовые навыки, а благодаря модульности обучения можно выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося, даже в рамках группового обучения.

Из вариативно-модульного принципа вытекает и личностный подход. Благодаря личностному подходу уже на этапе предварительного тестирования можно определить не только начальный навык обучающегося, но и создать индивидуальную программу обучения.

Напоследок стоит обратить внимание на развитие неформального образования в целом.

В глобальном отчете по образованию и просвещению взрослых, на Конференции по образованию взрослых CONFINTEA VI отмечалось, что в 126 страна разработана политика в сфере образования взрослых. Однако содержание данной политики в разных странах различно. 56 стран (36%) с 1997 года начали проводить политику с обрасти образования взрослых. Половина этих стран приходится на европейский регион.

В целом по странам Евросоюза растет охват образовательными программами населения в возрасте 25-64 лет. В 2003 году он составлял 8,5% а уже в 2008 до 9,6 и продолжает расти [3].

Образование взрослых в России рассматривается в качестве дополнительного профессионального образования. Образование взрослых в России развивается по инициативам на местах, в регионах. Проблема заключается в отсутствии единой государственной политики по обучению лиц «третьего возраста». В следствии чего попытки по неформальному образованию взрослых (местные инициативы, компьютерные курсы и т.д.) помогают людям, но в целом не изменяют ситуацию по стране.

Однако с недавнего времени в России началась реализация различных социальных программ, благодаря которым пенсионеры смогут обучиться компьютерной грамотности. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром Российской федерации.

Суть этих программ заключается в том, чтобы научить пенсионеров нажимать правильно клавиши и заходить на государственные сайты (например, гос. Услуги).

Наравне с этим, в Европе пенсионеров обучают не работе за компьютером, а работе с информацией. Так же формулировка в постановлении говорит сама за себя, для чего эти программы нужны: «доступность для пенсионеров государственных информационных ресурсов и электронных госуслуг».

То есть, вместо того, чтобы научить пожилых людей работе с информацией, благодаря чему они смогли бы разнообразить свой досуг, узнавать новое и, самое главное, заниматься самообучением, данные социальные программы направленны на популяризацию государственных ресурсов.

Автор, во время проведения курсов повышения информационной грамотности у пожилых, не раз убеждался, что пенсионерам нужно большее, чем просто оплачивать кавитации через интернет. Слушатели курсов охотно узнавали новое, а благодаря полученным навыкам работы с информацией, занялись самообучением и в последствии записывались уже на более профессиональные курсы с углубленным изучением узкоспециализированного программного обеспечения (например, фото и аудио редакторы). Подробнее об этом автор писал в своих предыдущих работах [8].

Резюмируя вышесказанное, создание единой государственной политики в области обучения лиц «третьего возраста», разработка государственных стандартов по формированию информационной грамотности «третьего возраста» поможет изменить ситуацию и повысить процент информационно грамотных людей. Использование модульной системы обучения, которая учитывает принципы информационного образования, структурные и функциональные компоненты, а также особенности обучения лиц «третьего возраста» позволит оптимизировать обучающий материал и программы, что в свою очередь увеличит качество обучения.

Литература

  1. Боровикова Я.В. Модульная система организации обучения лиц третьего возраста // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1. - С. 220-230.
  2. Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. ... д-р. пед. наук: 13.00.08. - М., 2002. - 366 с.
  3. Галичин В.А. Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации // Век глобализации. - 2012. - №1(9). - С. 104-114.
  4. Гендина Н.И., Рябцева Л.Н. Информационное образование: дефиниция и принципы // Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - №27. - С. 217-233.
  5. Ишкова Л.В., Степанова М.В. Особенности построения неформального образования взрослых третьего возраста // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №3(52). - С. 148-150.
  6. Концепция информационной безопасности детей // Роскомнадзор URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/ (дата обращения: 30.01.16).
  7. Концепция формирования информационной культуры личности // Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы URL: http://www.nii.kemguki.ru/razrabotki/razrabotki-fikl/99-2010-09-27-02-48-37 (дата обращения: 29.01.16).
  8. Соколова И.В., Борисов А.Д. Информационно-профессиональная подготовка лиц "третьего возраста" как условие их успешной самореализации // Педагогическая информатика. - 2015. - №3. - С. 82-87.
  9. Социальная психология: учебник для студентов вузов / под ред. А.М.Столяренко. – М., 2009.
  10. Хесус Лау, Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. - 070209/a/1 изд. - М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. - 45 с.

References

  1. Borovikova Ja.V. Modul'naja sistema organizacii obuchenija lic tret'ego vozrasta // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2012. - №1. - S. 220-230.
  2. Gajsina G.I. Kul'turologicheskij podhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovanija: dis. ... d-r. ped. nauk: 13.00.08. - M., 2002. - 366 s.
  3. Galichin V.A. Osnovnye harakteristiki i tendencii razvitija obrazovanija vzroslyh v uslovijah globalizacii // Vek globalizacii. - 2012. - №1(9). - S. 104-114.
  4. Gendina N.I., Rjabceva L.N. Informacionnoe obrazovanie: definicija i principy // Vestnik kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2014. - №27. - S. 217-233.
  5. Ishkova L.V., Stepanova M.V. Osobennosti postroenija neformal'nogo obrazovanija vzroslyh tret'ego vozrasta // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - 2015. - №3(52). - S. 148-150.
  6. Koncepcija informacionnoj bezopasnosti detej // Roskomnadzor URL: http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/ (data obrashhenija: 30.01.16).
  7. Koncepcija formirovanija informacionnoj kul'tury lichnosti // Nauchno-issledovatel'skij institut informacionnyh tehnologij social'noj sfery URL: http://www.nii.kemguki.ru/razrabotki/razrabotki-fikl/99-2010-09-27-02-48-37 (data obrashhenija: 29.01.16).
  8. Sokolova I.V., Borisov A.D. Informacionno-professional'naja podgotovka lic "tret'ego vozrasta" kak uslovie ih uspeshnoj samorealizacii // Pedagogicheskaja informatika. - 2015. - №3. - S. 82-87.
  9. Social'naja psihologija: uchebnik dlja studentov vuzov / pod red. A.M. Stoljarenko. – M., 2009.
  10. Hesus Lau, Rukovodstvo po informacionnoj gramotnosti dlja obrazovanija na protjazhenii vsej zhizni. - 070209/a/1 izd. - M.: MOO VPP JuNESKO «Informacija dlja vseh», 2006. - 45 s.