BUSINESS IN PUBLIC DIPLOMACY

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.151
Issue: № 4 (106), 2021
Published:
2021/04/19
PDF

БИЗНЕС В ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Научная статья

Мартынова О.И.*

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (martynova.o.i[at]my.mgimo.ru)

Аннотация

Статья посвящена изучению бизнеса как актора публичной дипломатии. В статье рассматриваются способы опосредованного и прямого участия бизнеса в публичной дипломатии. При опосредованном участии бизнес вносит вклад в публичную дипломатию посредством ведения основной деятельности, участия в глобальных деловых обменах, внедрения практик корпоративной социальной ответственности. При прямом – путем участия в работе профильных государственных ведомств, осуществления совместных проектов с государством, развития собственных некоммерческих организаций.

При этом участие бизнеса в публичной дипломатии вызывает разные оценки и может рассматриваться как инструмент достижения целей и задач компании или властей страны. В случае ухудшения межгосударственных отношений могут возникнуть препятствия на пути участия бизнеса в публичной дипломатии, как это произошло с некоторыми российскими бизнесменами.

В результате ознакомления со статьей читатель получит представление о бизнесе как о полноценном акторе публичной дипломатии и тех ограничениях, с которыми он сталкивается.

Ключевые слова: бизнес, публичная дипломатия, санкции.

BUSINESS IN PUBLIC DIPLOMACY

Research article

Martynova O.I.*

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

* Corresponding author (martynova.o.i[at]my.mgimo.ru)

Abstract

The article deals with business as an actor of public diplomacy. The article examines the ways of indirect and direct involvement of business in public diplomacy. Indirect involvement is manifested in doing business, participating in global business exchanges, and implementing corporate social responsibility practices. Direct involvement is exercised through participating in specialized public agencies, implementing joint projects with public authorities, and developing one’s own non-profit organizations.

At the same time, the involvement of business in public diplomacy is viewed differently and can be considered as a tool for pursuing the goals and objectives of the company or that of public authorities. In case of deterioration of intergovernmental relations, there may be obstacles to the participation of business in public diplomacy, as happened with some Russian businessmen.

As a result, the reader will get an idea of business as a full-fledged actor of public diplomacy and the restrictions that it faces.

Keywords: business, public diplomacy, sanctions.

Современные международные отношения характеризуются увеличением числа негосударственных акторов, которые играют все более весомую роль в мировой политике и экономике [1, С. 62], [2, С. 15]. Эта тенденция наблюдается и в публичной дипломатии [3, С. 295-296], под которой понимается взаимодействие с населением иностранных государств с целью формирования положительного имиджа страны за рубежом и оказания влияния на правительства этих государств.

Если в эпоху холодной войны существовало две сверхдержавы – США и СССР, которые и были основными проводниками публичной дипломатии, поскольку обладали необходимыми для этого возможностями и ресурсами, то сегодня благодаря развитию технологий и средств коммуникации акторами публичной дипломатии могут быть не только государства, но и различные общественные и некоммерческие организации, СМИ, бизнес и даже частные лица. Эти тенденции нашли свое отражение в концепции «новой публичной дипломатии», сформулированной в середине 2000-х годов [4, С. 67-70].

Бизнес может принимать участие в публичной дипломатии опосредованно или напрямую. Представители делового сообщества налаживают и поддерживают контакты с зарубежными коллегами на деловых форумах, в рамках переговоров, совместных проектов; работают в иностранных государствах и взаимодействуют с местным населением и правительством, что оказывает косвенное влияние на межгосударственные отношения и имидж страны. Одним из наиболее наглядных примеров служат известные бренды, которые ассоциируются со страной происхождения и являются частью ее «мягкой силы». Например, напиток «Кока-Кола» ассоциируется с США, а магазины «Икеа» – со Швецией.

Еще один способ опосредованного участия бизнеса в публичной дипломатии – это корпоративная социальная ответственность (КСО). Под ней подразумевается ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое способствует устойчивому развитию и соответствует законодательству и международным нормам поведения [5]. КСО охватывает такие обширные области, как права человека, трудовые отношения, защита окружающей среды и добросовестные деловые практики [6, C. 6]. Среди российских компаний КСО за рубежом активно реализуют предприятия добывающего сектора, такие как «Лукойл Оверсиз», «Газпром», «Русал» и др., которые уделяют особое внимание инфраструктурным, образовательным и экологическим проектам [7, С. 194-198].

«Прямой» вклад бизнеса в публичную дипломатию может осуществляться посредством участия в работе профильных учреждений, государственно-частного партнерства, а также через некоммерческие организации, создаваемые как под эгидой компаний (например, благотворительный фонд «Система» компании АФК «Система»), так и предпринимателями в личном качестве (благотворительный фонд Владимира Потанина, Международный Фонд Шодиева и др.).

Участие представителей бизнеса в работе органов, занимающихся публичной дипломатией, становится все более распространенным. В США Консультативную комиссию по публичной дипломатии при Госдепартаменте с 2017 г. возглавляет калифорнийский бизнесмен Сим Фарар [8]. Подобная практика набирает популярность и в России. В состав Попечительского совета фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, учрежденного в 2010 г. распоряжением Президента России, входят такие бизнесмены, как В. Ю. Алекперов, Р. К. Варданян, В. П. Евтушенков, И. В. Зюзин, М. Д. Прохоров, Ф. К. Шодиев, А. Б. Усманов и др. [9]. Среди членов Попечительского совета Российского совета по международным делам – Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин и Президент Всероссийского союза страховщиков И. Ю. Юргенс [10], а в состав президиума РСМД входит председатель Совета директоров ABH Holdings S.A., член Совета директоров Альфа-Банка П. О. Авен [11].

Государственно-частное партнерство – еще один способ участия бизнеса в публичной дипломатии. Приведем в качестве примера программу «Новый Тохоку», которая реализуется японской компанией Pasona совместно с властями страны. Программа направлена на привлечение иностранных старшеклассников, студентов и «лидеров мнений» в регион Тохоку, который пострадал от последствий цунами в 2011 году. Путешественникам предлагают познакомиться с японской культурой и особенностями региона через образовательные мастер-классы [12].

Среди российских предпринимателей распространена практика поддержки культурных и просветительских проектов за рубежом через собственные некоммерческие организации. Здесь представляется уместным говорить об общественной дипломатии, которая предполагает широкое взаимодействие по линии гражданских обществ, зачастую осуществляемое по инициативе «снизу» и без финансовой поддержки со стороны государства. При этом стоит иметь в виду, что общественная дипломатия как бы «встроена» в более обширную систему публичной дипломатии, поскольку она в конечном итоге также способствует формированию положительного образа страны за рубежом [13, С. 22-23].

В 2005 году в музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке прошла выставка произведений русского искусства XIII-XIX вв. «Россия!», организованная при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина [14]. В 2011 г. фонд выступил спонсором реставрации крупнейшего зала в Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, который получил название «Русская гостиная» [15].

Продвижением отечественного искусства за рубежом также занимается V-A-C Foundation предпринимателя Л. В. Михельсона. Один из крупнейших проектов фонда – проведение в Венеции выставки «пространство сила конструкция», где было представлено свыше 100 работ советских и современных российских художников [16].

Схожие цели преследует фонд Михаила Прохорова, который оказывает системную поддержку культуре российских регионов и занимается их интеграцией в общемировое культурное пространство. В 2012 г. фонд выделил грант в размере 1 млн долл. Бруклинской академии музыки [17] для осуществления культурных обменов в рамках программы «ТрансКультурный Экспресс: Искусство России и США сегодня» [18].

C 2010 г. фонд Renova Fort Ross Foundation В. Ф. Вексельберга финансировал реставрацию и содержание бывшего русского поселения в Калифорнии – Форт-Росса [19]. Ситуация изменилась несколько лет назад, когда руководство парка отказалось от сотрудничества с фондом из-за введения санкций против В. Ф. Вексельберга и его компании «Ренова» властями США. Этот случай отказа от сотрудничества с российскими бизнесменами и компаниями по причине введения санкций был не единственным. Центр исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, который получил в 2017 г. пожертвование от российского банка ВТБ, отказался от дальнейших пожертвований от банка в связи с введением санкций против ВТБ и его президента А. Л. Костина [20].

Примеры с отказом от сотрудничества с российским бизнесом на фоне ухудшения отношений на политическом уровне и введения санкций наглядно демонстрируют неоднозначное отношение к участию бизнеса в публичной дипломатии, которое может рассматриваться как деятельность в интересах правительства страны происхождения и как замаскированная попытка добиться собственных целей и задач [21].

Таким образом, бизнес – активный и заметный актор публичной дипломатии. Вклад делового сообщества может быть как опосредованным (как результат ведения основной деятельности, участия в глобальных деловых обменах, внедрения практик корпоративной социальной ответственности), так и прямым (участие в работе профильных ведомств, осуществление совместных проектов с государством, развитие собственных некоммерческих организаций).

Участие бизнеса в публичной дипломатии может вызывать разные оценки, поскольку деятельность в этой области может приносить имиджевые преимущества и служить инструментом достижения целей и задач компаний. Кроме того, бизнес может рассматриваться как проводник интересов властей страны, и в случае ухудшения межгосударственных отношений могут возникнуть препятствия на пути его участия в публичной дипломатии.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Современные международные отношения: учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А. В. Мальгина. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 688 с.
  2. Мегатренды. Основные траектории эволюции мирового порядка в ХХI веке: учебник / А. А. Байков, Э. Я. Баталов, А. Д. Богатуров и др.; под ред. Т. А. Шаклеиной, А. А. Байкова. – 2-е изд. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 448 c.
  3. Лебедева М. М. Концептуальные перевоплощения публичной дипломатии / М.М.Лебедева // Вестник МГИМО-Университета. – 2020. – № 13(5). – С. 293-306.
  4. Долинский А. В. Дискурс о публичной дипломатии / А. В. Долинский // Международные процессы. – 2011. – Т. 9. – № 25. – С. 63-73.
  5. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. – Введ.2013–03–15. – М. Стандартинформ, 2014. 125 с.
  6. Goodman M. B. The role of business in public diplomacy / M. B. Goodman // Journal of Business Strategy. – 2006. – Vol. 27 (3). – P. 5-7. doi: 10.1108/02756660610663763
  7. Зайцев Ю. К. Социальные инвестиции российского бизнеса за рубежом / Ю. К. Зайцев // Международные процессы. – 2018. – Т. 16. – № 3. – С.189-201.
  8. Sim Farar [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного департамента США. – URL: https://www.state.gov/biographies/sim-farar/ (дата обращения: 01.02.2021).
  9. Структура [Электронный ресурс] // Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. – URL: https://gorchakovfund.ru/about/structure/ (дата обращения: 01.02.2021).
  10. Попечительский совет [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. – URL: https://russiancouncil.ru/management/board-trustees/ (дата обращения: 01.02.2021).
  11. Президиум [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. – URL: https://russiancouncil.ru/management/presidium/ (дата обращения: 01.02.2021).
  12. Bier L. M. Cultural diplomacy as corporate strategy: an analysis of Pasona Group’s “New Tohoku” program in Japan [Electronic resource] / L. M. Bier, C. L. White // Place Branding and Public Diplomacy. – 2020. – URL: https://link.springer.com/article/10.1057/s41254-020-00165-4 (accessed: 20.01.2021).
  13. Курс общественного дипломата: учебно-методические материалы / Н.В. Бурлинова, Российский совет по международным делам (РСМД). –М. : НП РСМД. – 2017. – 76 с.
  14. Выставка «Россия!» в музее Гуггенхайма [Электронный ресурс] // Официальный сайт президента России. – URL: http://kremlin.ru/supplement/2418 (дата обращения: 25.01.2021).
  15. «Русская гостиная» в Центре исполнительских искусств им. Дж. Ф. Кеннеди [Электронный ресурс] // Благотворительный фонд Владимира Потанина. – URL: https://www.fondpotanin.ru/library/analytics/russkaya-gostinaya-v-tsentre-ispolnitelskikh-iskusstv-im-dzh-f-kennedi-na-angl-yaz/ (дата обращения: 06.02.2020).
  16. Проект «пространство сила конструкция» [Электронный ресурс] // V-A-C Foundation. – URL: http://www.v-a-c.ru/ru/exhibition/space-force-construction/ (дата обращения: 06.02.2020).
  17. The Mikhail Prokhorov Fund and the Brooklyn Academy of Music (BAM) announce artistic partnership [Электронный ресурс] // Фонд Михаила Прохорова. – URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/own_archive/1035/ (дата обращения: 06.02.2020).
  18. ТрансКультурный Экспресс [Электронный ресурс] // Фонд Михаила Прохорова. – URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/own_archive/1035/ (дата обращения: 06.02.2020).
  19. В США Вексельберг заново открыл русскую мельницу, построенную 200 лет назад [Электронный ресурс] // Журнал Forbes. – URL: https://www.forbes.ru/news/174995-v-ssha-vekselberg-zanovo-otkryl-russkuyu-melnitsu-postroennuyu-200-let-nazad (дата обращения: 25.01.2021).
  20. Oligarchs, as U.S. Arts Patrons, Present a Softer Image of Russia // The New York Times. – [Electronic resource] URL: https://clck.ru/UGMgm (accessed: 25.01.2021).
  21. White C. L. Exploring the role of private-sector corporations in public diplomacy / C. L. White // Public Relations Inquiry. – 2015. – Vol. 4 (3). – P. 305-321. doi: 10.1177/2046147X15614883

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Sovremennye mezhdunarodnye otnoshenija [Contemporary International Relations] : textbook / edited by A. V. Torkunov, A. V. Malgin. – M. : Aspekt Press, 2017. – 688 p. [in Russian]
  2. Megatrendy. Osnovnye traektorii jevoljucii mirovogo porjadka v XXI veke [Megatrends. The main trajectories of the evolution of the world order in the XXIst century] : textbook / A. A. Baykov, E. Ya. Batalov, A.D. Bogaturov and others ; edited by T. A. Shakleina, A. A. Baykov. – 2nd edition – M. : Aspekt Press, 2017. – 448 p. [in Russian]
  3. Lebedeva M. M. Konceptual'nye perevoploshhenija publichnoj diplomatii [Conceptual Transformations of Public Diplomacy] / M. M. Lebedeva // Vestnik MGIMO-Universiteta [MGIMO Review of International Relations]. – 2020. – № 13(5). – P. 293-306. [in Russian]
  4. Dolinskij A. V. Diskurs o publichnoj diplomatii [Discourse on public diplomacy] / A. V. Dolinskij // Mezhdunarodnye processy [International Trends]. – 2011. – Vol. 9. – № 25. – P. 63-73. [in Russian]
  5. GOST R ISO 26000-2012. Rukovodstvo po social'noj otvetstvennosti [Guide to Social Responsibility]. – Vved. 2013–03–15. – M. : Standartinform, 2014. – 125 p. [in Russian]
  6. Goodman M. B. The role of business in public diplomacy / M. B. Goodman // Journal of Business Strategy. – 2006. – Vol. 27 (3). – P. 5-7. doi: 10.1108/02756660610663763
  7. Zaycev Yu. K. Social'nye investicii rossijskogo biznesa za rubezhom [Social investments of Russian business abroad] / Yu. K. Zaycev // Mezhdunarodnye processy [International Trends]. – 2018. – Vol. 16. – № 3. – P. 189-201. [in Russian]
  8. Sim Farar [Electronic resource] // US Department of State official website. – URL: https://www.state.gov/biographies/sim-farar/ (accessed: 01.02.2021).
  9. Struktura [Structure] [Electronic resource] // The Alexander Gorchakov Public Diplomacy Fund. – URL: https://gorchakovfund.ru/about/structure/ (accessed: 01.02.2021). [in Russian]
  10. Popechitel'skij sovet [Board of Trustees] [Electronic resource] // Russian International Affairs Council. – URL: https://russiancouncil.ru/management/board-trustees/ (accessed: 01.02.2021). [in Russian]
  11. Prezidium [Presidium] [Electronic resource] // Russian International Affairs Council. – URL: https://russiancouncil.ru/management/presidium/ (accessed: 01.02.2021). [in Russian]
  12. Bier L. M. Cultural diplomacy as corporate strategy: an analysis of Pasona Group’s “New Tohoku” program in Japan [Electronic resource] / L. M. Bier, C. L. White // Place Branding and Public Diplomacy. – 2020. – URL: https://link.springer.com/article/10.1057/s41254-020-00165-4 (accessed: 20.01.2021).
  13. Kurs obshhestvennogo diplomata [Public Diplomacy course] : educational and methodological materials / N. V. Burlinova, Russian International Affairs Council (RIAC). – M. : NP RIAC. – 2017. – 76 p. [in Russian]
  14. Vystavka «Rossija!» v muzee Guggenhajma [Exhibition "Russia!" at the Guggenheim Museum] [Electronic resource] // Official website of the President of Russia. – URL: http://kremlin.ru/supplement/2418 (accessed: 25.01.2021). [in Russian]
  15. «Russkaja gostinaja» v Centre ispolnitel'skih iskusstv im. Dzh. F. Kennedi [The Russian Lounge in The John F. Kennedy Center for the Performing Arts] [Electronic resource] // The Vladimir Potanin Foundation. – URL: https://www.fondpotanin.ru/library/analytics/russkaya-gostinaya-v-tsentre-ispolnitelskikh-iskusstv-im-dzh-f-kennedi-na-angl-yaz/ (accessed: 06.02.2020). [in Russian]
  16. Proekt «prostranstvo sila konstrukcija» [“Space Force Construction” project] [Electronic resource] // V-A-C Foundation. – URL: http://www.v-a-c.ru/ru/exhibition/space-force-construction/ (accessed: 06.02.2020). [in Russian]
  17. The Mikhail Prokhorov Fund and the Brooklyn Academy of Music (BAM) announce artistic partnership [Electronic resource] // The Mikhail Prokhorov Fund. – URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/own_archive/1035/ (accessed: 06.02.2020).
  18. TransKul'turnyj Jekspress [TransCultural Express] [Electronic resource] // The Mikhail Prokhorov Fund. – URL: http://www.prokhorovfund.ru/projects/own_archive/1035/ (accessed: 06.02.2020). [in Russian]
  19. V SShA Veksel'berg zanovo otkryl russkuju mel'nicu, postroennuju 200 let nazad [In the USA, Vekselberg reopened the Russian mill, built 200 years ago] [Electronic resource] // Forbes Magazine. – URL: https://www.forbes.ru/news/174995-v-ssha-vekselberg-zanovo-otkryl-russkuyu-melnitsu-postroennuyu-200-let-nazad (accessed: 25.01.2021). [in Russian]
  20. Oligarchs, as U.S. Arts Patrons, Present a Softer Image of Russia // The New York Times. – [Electronic resource] URL: https://clck.ru/UGMgm (accessed: 25.01.2021).
  21. White C. L. Exploring the role of private-sector corporations in public diplomacy / C. L. White // Public Relations Inquiry. – 2015. – Vol. 4 (3). – P. 305-321. doi: 10.1177/2046147X15614883