MORPHOLOGICAL CHARACTERISTICS HUMAN PROSTATE AT A CHRONIC ALCOHOL INTOXICATION

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.176
Issue: № 3 (45), 2016
Published:
2016/03/15
PDF

Будник А.Ф.1, Богатырёва О.Е.2, Мусукаева А.Б.3

1 Доцент кафедры нормальной и патологической анатомии, кандидат медицинских наук; 3 ассистент кафедры нормальной и патологической анатомии, медицинский факультет, Кабардино-Балкарский государственный университет; 2 профессор кафедры патологической анатомии РМАПО, доктор медицинских наук

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТАТЫ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

Аннотация

Исследованы 9 простат мужчин зрелого возраста (31-40 лет), длительное время злоупотребляющих алкоголем. Материал получен от людей, умерших от причин, не связанных с патологией моче-половой системы. Проведено гистологическое, гистохимическое и морфометрическое исследование. Контрольную группу составили 10 простат, полученных от мужчин того же возраста, при жизни не страдавших алкоголизмом или пьянством, умерших от случайных причин. Описаны структурные изменения в простате человека, индуцированные хронической алкогольной интоксикацией, происходящие в периферической, переходной и центральной зонах органа.

Ключевые слова: простата, железа, морфометрия, алкоголизм.

Budnik A.F.1, Bogatireva O.Ye.2, Musukaeva A.B.3

1Associate professor MD, 3 Postgraduate student, Kabardino-Balkarian State University, 2 professor, MD, Russian Medical Academy of Postgraduate Education

MORPHOLOGICAL CHARACTERISTICS HUMAN PROSTATE AT A CHRONIC ALCOHOL INTOXICATION

Abstract

Abstract  prostate of 9 men of mature age (31-40 years), long-term alcohol abuse. The material obtained from people who had died of causes unrelated to the pathology of the urinary-genital system. A histological, histochemical and morphometric study. The control group consisted of 10 prostate received from men of the same age, when life does not suffer from alcoholism or drunkenness, died of accidental causes. We described the structural changes in the human prostate, induced by chronic alcohol intoxication occurring in the peripheral, transitional and central areas of the body.

Keywords: prostate gland, morphometry, alcoholism.

Во всем мире 10–20% супружеских пар репродуктивного возраста страдают от отсутствия детей, и в половине случаев причиной бесплодия является та или иная патология у мужчины [1, 2]. Демографическая ситуация в современной России остается неблагоприятной [3]. Необходимо отметить, что по данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые с начала 90-х годов ХХ века увеличилась [4]. Но исследования в этой области остаются актуальными.

Среди многочисленных причин мужской инфертильности имеет значение и такой фактор как злоупотребление алкоголем, распространенное среди мужского населения, в том числе и репродуктивного возраста [2]. В литературе есть данные, что 80% хронических алкоголиков стерильны [5, 6, 7]. Часть причин оказывает неблагоприятное действие на репродукцию путем изменения характера секреции предстательной железы и семенных пузырьков [8, 9]. По данным других авторов снижение показателей сперматогенеза происходит со скоростью 2% в год при одновременном уменьшении доли подвижных и морфологически полноценных форм сперматозоидов  [10].

Значение простаты в жизнедеятельности мужчины, разносторонность ее функций и часто встречающаяся патология привлекают внимание исследователей к этому органу [11]. В литературе есть огромное количество экспериментальных и клинических работ, посвященных изучению влияния алкоголя на разные органы и системы организма. Изменения в мужской репродуктивной системе при алкоголизме также изучались разными авторами, однако, морфология простаты при алкоголизме практически не изучена.

Цель исследования - изучить влияния алкоголя и его суррогатов на гистоархитектонику и морфометрические показатели простаты человека.

Материал и методы

Исследовано 9 простат мужчин в возрасте 31-40 лет, умерших от причин не связанных с патологией мочеполовой системы и при жизни длительное время злоупотреблявших алкоголем. Морфология и функция разных зон железистого аппарата простаты неоднородны в связи с особенностями ее эмбриогенеза [12]. В соответствии с этим, каждую простату разделяли на периферическую, промежуточную (переходную) и центральную (периуретральную) зоны.

Для сравнения взят аналогичным образом исследованный материал, полученный от 10 мужчин того же возраста, не страдавших алкоголизмом и заболеваниями моче-половой системы. Статистическую обработку материала проводили методом вариационной статистики. Достоверность различия средних показателей сравниваемых возрастных групп оценивалась по критерию Стьюдента и считалась достоверной при р<0,05.

Для гистологического исследования кусочки простаты фиксировали в 10% нейтральном формалине, забуференном по Лилли при рН 7,2 – 7,4 и заливали в парафин по общепринятой методике. Полученные из парафиновых блоков гистологические срезы, толщиной 5-7 мкм окрашивали гематоксилином и эозином для обзорных целей, коллагеновые и эластические волокна выявляли   окраской по ван Гизон и Маллори, аргирофильные – импрегнацией серебром по Бильшовскому.

При увеличении микроскопа в 400 раз окулярным микрометром на срезах измеряли высоту эпителия желез простаты, просвет концевых отделов желез, диаметр кровеносных сосудов (в мкм). Кроме того, проводили исследование содержания концевых отделов желез простаты, кровеносных сосудов (количество в 1мм²), долей соединительной, мышечной и железистой тканей (в % на 1 мм² площади).

Для подсчета соотношений паренхимы и стромы использовали комбинированную окулярную сетку Г.Г. Автандилова. Для получения точных данных измерения проводились в 10 случайных полях зрения в каждом препарате – 1000 точек.

Результаты и их обсуждение

Высота эпителия концевых отделов желёз в простате алкоголиков по зонам составляет от 0,34±0,19 до 0,58±0,24 мкм, максимальным этот показатель являлся в переходной зоне и минимальным в центральной зоне простаты. При сравнении с аналогичными показателями в контрольной группе обращает на себя внимание уменьшение в 1,7-2 раза (р>0,05). В части концевых отделов желез эпителий образует тонкие сосочки. Основная масса желёз покрыта высоким цилиндрическим эпителием с базальным расположением овальных ядер.

В простате мужчин 31-40 лет железы разных размеров, распределены неравномерно. Просвет концевых отделов отдельных желёз расширен, в просвете желёз встречаются немногочисленные амилоидные тельца разного размера и эозинофильный зернистый материал со слущенными клетками.

Просвет желёз в простате мужчин, злоупотреблявших алкоголем, по сравнению с контрольной группой уменьшен весьма существенно: в 2,7 раза в периферической зоне, в 2,5 раза в переходной зоне и в 4,6 раза в периуретральной зоне. Содержание концевых отделов желёз также уменьшилось при длительной алкогольной интоксикации: в среднем в 1,5 раза. Процентная доля железистой ткани уменьшилась особенно заметно в центральной зоне – в 1,6 раза. В периферической и переходной зонах уменьшение произошло в 1,2 и в 1,1 раза соответственно (p>0,05).

Отмечается статистически значимое повышение доли мышечной ткани в простате мужчин-алкоголиков, выраженное во всех трёх зонах в 1,2 – 1,5 раза. Объёмная доля соединительной ткани возросла значительно в переходной и центральной зонах (в 1,8 и в 2 раза соответственно), а в периферической зоне почти не изменилась по сравнению с контрольной группой. Представлена она преимущественно тонкими эластическими  и коллагеновыми волокнами. В строме отмечаются одиночные мелкие лимфоидные инфильтраты, преимущественно расположенные вокруг мелких кровеносных сосудов.

Стенки отдельных артерий значительно утолщены за счет склероза. Средний диаметр кровеносных сосудов  в простате мужчин с длительной алкогольной интоксикацией по зонам отличается мало и составляет: в периферической зоне 0,5±0,23 мкм, в переходной зоне 0,6±0,25 мкм, в центральной зоне 0,53±0,23 мкм. При сравнении с контрольной группой диаметр сосудов расширился в 1,7 раза в промежуточной зоне (p<0,001), в 1,4 раза в периуретральной зоне (p<0,001), и уменьшился в 2,2 раза в периферической зоне (р>0,05). При этом, количество кровеносных сосудов в 1 мм² площади среза изменилось синхронно с их диаметром: увеличилось в 2,5 раза в переходной зоне, в 1,1 раза в центральной зоне и уменьшилось в 1,7 раза в периферической зоне (р>0,05).

Заключение

В простате человека, длительное время злоупотребляющего алкоголем, развиваются гистологические и морфометрические изменения, протекающие асинхронно в трех её зонах – периферической, переходной (промежуточной) и периуретральной (центральной). Наиболее значимые изменения происходят в железистой паренхиме и сводятся они преимущественно к уменьшению её объёмной доли в структуре органа. Обращает на себя внимание, что количество и средний диаметр кровеносных сосудов в центральной и переходной зонах простаты увеличивается, а в периферической зоне, которую принято считать «собственно простатой» - уменьшается. Статистически значимые изменения в структуре простаты человека репродуктивного и наиболее активного зрелого возраста (31-40 лет) могут быть одной из причин мужского бесплодия, а также фоном для развития в последующем так называемой «возрастной патологии» органа, а значит, требуют дальнейшего более детального изучения.

Литература

  1. Артифексов С.Б. Диагностика и лечение заболеваний половой сферы у мужчин / Артифексов С.Б., Рыжаков Д.И. // Нижний Новгород - НижГМА, 2003.-236с.
  2. Хохряков А.В. Морфо-функциональная характеристика мужской репродуктивной системы при острой и хронической алкогольной интоксикации: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Нижний Новгород, 2009. - 22с.
  3. Божедомов В.А., Рохликов И.М., Третьяков А.А. Андрологические аспекты организации помощи бездетным парам // Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2013. № 3. С. 121-125.
  4. Егорова О.Ф., Идрисова Ю.З., Ишмухаметова Г.М. Влияние безопасности жизнедеятельности на демографию государства // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-6. С. 6-8.
  5. Рыбак Г.В., Селезнев Е.И. Опыт лечения астенозооспермии невыясненной этиологии // IV Всес.съезд урологов: Тез.докл. IV Всес.съезда урологов. - М., 1990. - С.475-476.
  6. Юнда И.Ф. Терминология, принципы диагностики и лечения половых расстройств и мужского бесплодия / Юнда И.Ф., Горпинченко И.И., Имшинецкая Л.П., Рожановская З.В., Масюк В.Я. // Киев, 1980. - 14 с.
  7. Brown, L. A., Harris, F. L., Guidot, D. M. Chronic ethanol ingestion potentiates TNF-mediated oxidative stress and apoptosis in rat type II cells. J. Physiol. Lung Cell Mol Physiol. - 2001. - 281, L.377-386.
  8. Стехун Ф.И. Алкоголь и табакокурение как возможные причины бесплодия у мужчин // Вестник дерматологии и венерологии. - 1979. -№7.-С.61-64.
  9. Burnham, E. L., Brown, L. A., Halls, L., Moss, M. Effects of chronic alcohol abuse on alveolar epithelial barrier function and glutathione homeostasis. Alcohol Clin. Exp. Res. - 2003. - 27, 1167-1172
  10. Kjaergaard N., Mortensen B.B., Hostrup P., Lauritgen J.G. Prognostic value of semen analysis in infertility evaluation (male fertility/life-table analysis) //Andrologia. - 1990. - V.22, N 1.- P.62-68
  11. Будник А.Ф. Морфофункциональная характеристика простаты человека в постнатальном онтогенезе: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Саранск, 2012. – 24с.
  12. Hruban Ralph H., Zerhouni Elias A., Dagher Azar P. et al. Morphologic dasis of MR imaging of benign prostatic hype rplasia // J. Comput. Tomogr., 1987. – 11. - № 6. – Р.1035 – 1041.

References

  1. Artifeksov S.B. Diagnostika i lechenie zabolevanij polovoj sfery u muzhchin / Artifeksov S.B., Ryzhakov D.I. // Nizhnij Novgorod - NizhGMA,2003.-236s.
  2. Hohrjakov A.V. Morfo-funkcional'naja harakteristika muzhskoj reproduktivnoj sistemy pri ostroj i hronicheskoj alkogol'noj intoksikacii: Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. — Nizhnij Novgorod, 2009. - 22s.
  3. Bozhedomov V.A., Rohlikov I.M., Tret'jakov A.A. Andrologicheskie aspekty organizacii pomoshhi bezdetnym param // Kremlevskaja medicina. Klinicheskij vestnik. 2013. № 3. S. 121-125.
  4. Egorova O.F., Idrisova Ju.Z., Ishmuhametova G.M. Vlijanie bezopasnosti zhiznedejatel'nosti na demografiju gosudarstva // Sovremennye tendencii razvitija nauki i tehnologij. 2015. № 1-6. S. 6-8.
  5. Rybak G.V., Seleznev E.I. Opyt lechenija astenozoospermii nevyjasnennoj jetiologii // IV Vses.s#ezd urologov: Tez.dokl. IV Vses.s#ezda urologov. - M., 1990. - S.475-476.
  6. Junda I.F. Terminologija, principy diagnostiki i lechenija polovyh rasstrojstv i muzhskogo besplodija / Junda I.F., Gorpinchenko I.I., Imshineckaja L.P., Rozhanovskaja Z.V., Masjuk V.Ja. // Kiev, 1980. - 14 s.
  7. Brown, L. A., Harris, F. L., Guidot, D. M. Chronic ethanol ingestion potentiates TNF-mediated oxidative stress and apoptosis in rat type II cells. Am. J. Physiol. Lung Cell Mol Physiol. - 2001. - 281, L.377-386.
  8. Stehun F.I. Alkogol' i tabakokurenie kak vozmozhnye prichiny besplodija u muzhchin // Vestnik dermatologii i venerologii. - 1979. -№7.-S.61-64.
  9. Burnham, E. L., Brown, L. A., Halls, L., Moss, M. Effects of chronic alcohol abuse on alveolar epithelial barrier function and glutathione homeostasis. Alcohol Clin. Exp. Res. - 2003. - 27, 1167-1172
  10. Kjaergaard N., Mortensen B.B., Hostrup P., Lauritgen J.G. Prognostic value of semen analysis in infertility evaluation (male fertility/life-table analysis) //Andrologia. - 1990. - V.22, N 1.- P.62-68
  11. Budnik A.F. Morfofunkcional'naja harakteristika prostaty cheloveka v postnatal'nom ontogeneze: Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. — Saransk, 2012. – 24s.
  12. Hruban Ralph H., Zerhouni Elias A., Dagher Azar P. et al. Morphologic dasis of MR imaging of benign prostatic hype rplasia // J. Comput. Assist. Tomogr., 1987. – 11. - № 6. – R.1035 – 1041.