ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ И КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Research article
Issue: № 3 (3), 2012
Published:
2012/08/31
PDF

Рогожникова Р.А.

Профессор, доктор педагогических наук, Пермский государственный педагогический университет

Стрельцов Р.В.

Адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования, Пермский военный институт ВВ МВД России

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ И КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ.

Аннотация

В статье раскрыто понятие «конфликтологическая культура», определены уровни данного интегрального образования, а также обоснована необходимость воспитания конфликтологической культуры у военнослужащих.

Ключевые слова: конфликт; конфликтологическая культура; межличностные отношения; военнослужащий.

Key words: the conflict; conflicting culture; interpersonal relations, soldier.

Проблема взаимоотношений между военнослужащими в воинском коллективе всегда была актуальной. В процессе исследования мы проанализировали обзоры об осуждении солдат и сержантов по призыву и контракту внутренних войск МВД России с 2003 по 2011 гг. За данный период, было осуждено 4278 человек, в том числе 1086 за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (которые, как правило, возникают на фоне неразрешенных конфликтных ситуаций), что составляет 25,4 % от общего числа происшествий. Эти данные подтверждают необходимость улучшения работы со всеми категориями военнослужащих с целью гармонизации межличностных взаимоотношений внутри армейского коллектива.

В системе воспитания военнослужащих в воинских частях и подразделениях не уделяется должное внимание процессу воспитания конфликтологической культуры, о чем свидетельствует наше исследование на выявление уровня конфликтологической культуры.

Под конфликтологической культурой мы понимаем интегральное личностное образование, ведущими специфическими характеристиками которого являются: наличие объема научных знаний о сущности конфликтологической культуры; способность осуществлять внутреннюю саморегуляцию в конфликте; проявление данного личностного образования в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов с целью гармонизации межличностных отношений. Нами было проведено исследование по определению уровня конфликтологической культуры у военнослужащих срочной и контрактной службы батальона обеспечения учебного процесса Пермского военного института внутренних войск МВД России.

Используя тест – опросник для определения уровня развития данного личностного образования, разработанный О.И. Щербаковой, мы определили уровень конфликтологической культуры у военнослужащих. Данная диагностическая методика содержит 12 пар суждений, отражающих различные стороны конфликтологической культуры, как в конфликтных ситуациях, так и в связи с решением проблем межличностного взаимодействия. Содержание суждений касается саморегуляции эмоционального состояния, понимания состояния и переживаний оппонента, стремление к позитивным отношениям, решение проблем, с учетом интересов обеих сторон, предотвращения ухудшения взаимоотношений между оппонентами. Проверка надежности теста производилась на основе метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для вычисления надежности и точности по обеим шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности – согласованности – формула Спимена – Брауна и формула Кронбаха. Все показатели свидетельствуют о высокой надежности тестовых шкал. С учетом медианы и среднего квадратичного отклонения ориентировочные нормативы данного теста характеризуются следующими показателями конфликтологической культуры:

- 0 – 43 балла – низкий уровень;

- 44 – 63 балла – средний уровень;

- 64 – 84 балла – высокий уровень

В результате исследования мы получили 38,83 балла, что соответствует низкому уровню конфликтологической культуры.

В целях измерения уровня конфликтологической культуры у военнослужащих была использована еще одна методика, разработанная на основе отношенческого подхода. Определение структурных данного личностного образования позволили нам конкретизировать показатели в сфере межличностных взаимоотношений. Конфликтологическая культура рассматривается нами в сочетании проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, содержательные характеристики которых дают основание для обозначения уровней: примитивного, формального, нейтрального, адекватного и оптимального.

На примитивном уровне конфликтологической культуры личности военнослужащего наблюдается отсутствие знаний о психолого – педагогической сущности и природе конфликта, его динамике, структуре, эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций. Конфликт отождествляется с противоборством, ссорой. Эмоциональный компонент отражает низкий уровень эмпатии, блокировку эмпатических каналов, склонность открыто выражать свои эмоции, пренебрежение чувствами окружающих. В случаях длительного конфликта личность испытывает депрессивное состояние. Поведенческий компонент проявляется в стремлении к расширению и обострению конфликта, низкой культуре общения, в отсутствии умения остановить эскалацию напряженности.

Формальный уровень военнослужащих характеризуется формальными суждениями о конфликте. Имеет место разрыв между суждениями и поведением; низкий уровень психолого – педагогических знаний о конфликте и способах разрешения конфликтных ситуаций; искаженное восприятие конфликтной ситуации. Эмоциональный компонент проявляется в психическом напряжении и агрессии в отношении оппонента. Свойственны нетерпимость к чужому мнению, немотивированное чувство обиды. Отсутствует потребность «соблюдать суверенитет» личностного пространства окружающих. В поведении проявляется несформированность практических навыков и умений по предупреждению и конструктивному разрешению конфликта. Слабо развита способность рефлексировать собственные действия. Личность стремится вовлечь в конфликт других участников.

Уровень соблюдения нейтралитета предполагает ориентацию на бесконфликтное общение. Личность убеждена в необходимости проведения «политики невмешательства». Проявляется способность управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, которая носит, однако, ситуативный характер. Регуляция эмоционального возбуждения обусловлена социальной средой. Проявление толерантности по отношению к людям, которые импонируют или составляют большинство. В конфликте личность занимает пассивную позицию, стремится уйти от решения острых вопросов, пойти на компромисс. Низкая частота конфликтных взаимодействий.

Адекватный уровень конфликтологической культуры выражается в целостной системе представлений о природе конфликта, его структуре и динамике. Знания способствуют объективной оценке конфликтных ситуаций, но еще не обеспечивают прогнозирование развития конфликта и его возможных последствий. Характерны самообладание и самоконтроль, которые улучшают межличностные отношения. Практические навыки и умения по предупреждению и конструктивному разрешению конфликта сформированы, но носят бессистемный характер. Наблюдается непоследовательность в поведении, имеет место тенденция уходить от острых вопросов.

Оптимальный уровень конфликтологической культуры военнослужащего свидетельствует о том, что представления о конфликте как факторе личностного и общественного развития носят осознанный характер. Сформирована система психолого – педагогических знаний о природе конфликта, его динамике, эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций, которая позволяет прогнозировать развитие конфликта и его возможные последствия, принимать быстрые правильные решения. Личность управляет своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях. В случаях затяжного конфликта или проигрыша депрессивное состояние не грозит. Поведение в конфликте психологически грамотное. Усилия сосредоточены на конструктивном разрешении конфликта. В условиях спора используется аргументация и цивилизованная полемика. Отстаивание личностных позиций и установок.

Критерием определения уровня конфликтологической культуры является сформированность структуры отношения как интегрального психологического образования, составляющими которого являются три компонента: когнитивный, эмоциональный и волевой.

Используя данную методику по определению уровня конфликтологической культуры, нами было выявлено, что в контрольной и экспериментальной группах уровень конфликтологической культуры оказался формальным.

Для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта мы использовали критерий Фишера (ф), который оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок использованных нами методик. Суть углового преобразования Фишера состоит в процентном переводе процентных долей в величины центрального угла, который изменяется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол ф, а меньшей доле – меньший угол, но соотношения здесь не линейные. Ф = 2*arcsin (vP), где Р – процентная доля выраженная в долях единицы. При увеличении расхождения между углами ф1 и ф2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина ф, тем более вероятно, что различия достоверны (рисунок 2).

Рисунок 1. Ось значимости

Полученное эмпирическое значение ф находится в зоне статистической незначимости, что свидетельствует о недостоверности различий по данному признаку между выборками использованных диагностических методик по определению уровня конфликтологической культуры. Наличие эффекта (распределение признака) в первой выборке не больше, чем во второй.

Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует об очень слабых знаниях военнослужащих о психолого – педагогической сущности и природе конфликта, его динамике, структуре, эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций. Мы предлагаем ввести вопросы, связанные с конфликтологической культурой, в воспитательный процесс с военнослужащими, т.к. умение вести себя в конфликтных ситуациях, конструктивно выходить из конфликта позволит уменьшить нарушение уставных правил взаимоотношений, тем самым снизив показатели дисциплинарных проступков в целом.

References