PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP’S ROLE IN MODERN INFORMATION SOCIETY

Research article
Issue: № 3 (10), 2013
Published:
08.04.2013
PDF

Болдырева Е.П.

Старший преподаватель кафедра иностранных языков, Саратовский государственный социально-экономический университета

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация

Данная статья рассматривает государственно-частное партнерство в контексте решения наболевших проблем не только в традиционной для  этого механизма сфере, а именно в  экономике, но и в сфере развития успешного информационного общества в Российской Федерации, в сфере предоставления государственных услуг в электронном виде.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, информационное общество, государственные услуги, население.

Boldyreva EP

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Saratov State Socio-Economic University

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP’S ROLE IN MODERN INFORMATION SOCIETY

Abstract

This article is devoted to public-private partnership solving long-lasting problems not only in the traditional field, namely in economy, but also in the sphere of successful information society development in the Russian Federation, in the sphere of providing the state services in electronic form.

Key words: public-private partnership, information society, state services, population.

Невозможно отрицать тот факт, что сегодня  значительно возрос интерес к различным формам взаимодействия власти и бизнеса – обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. [1] Стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты. Признанной во всем мире альтернативой подобному способу финансирования выступает государственно-частное партнерство (в англ. языке – public-private partnership - РРР).

У современного государства в условиях глобального кризиса зачастую возникает потребность в дополнительных инвестициях, предпринимательской инициативе и менеджерских талантах для развития и управления тем или иным объектом. Однако полная приватизация тех или иных объектов в наши дни неприемлема, так как достаточная доля предприятий уже была приватизирована в 1990-е годы. Поэтому наиболее подходящим и эффективным инструментом при решении проблемы развития той или иной отрасли или предприятия  является государственно-частное партнерство. Оно применяется, когда государство заинтересовано в частных инвестициях при сохранении своей собственности на объект. Государственно-частное партнерство приносит в мировую экономику миллиарды долларов в год, при этом, облегчая бремя финансирования и управления теми сферами, которые были всегда в сфере ответственности государства и в последние годы становились убыточными и устаревшими.

В то же время, руководство страны осознало тот факт, что для достижения уровня развитых стран России необходимо не только модернизировать стандартные сектора экономики, но и активно развивать электронное правительство, формировать электронное общество, поскольку IТ-технологии влияют «на эффективность государственного управления и даже на политическую систему», стимулируют развитие демократии. На заседаниях Президиума Госсовета и Совета по развитию информационного общества (2008-2009 гг.) неоднократно озвучивались наиболее актуальные вопросы реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (2008 г.), при этом подчеркивалась важность создания т.н. «электронного правительства» (e-government),  которое позволит гражданам непосредственно со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить договор, узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в органы государственной власти. Все это должно способствовать устранению бюрократических препон и снижению коррупции [2].

 С другой стороны, многие проблемы, существующие в этой сфере с 2008 года, остались не устраненными. Так, например, из одиннадцати Постановлений и Распоряжений Правительства за 2011 г. по вопросам построения электронного правительства, более трети остается не выполненными. В частности это касается организации механизма оказания государственных услуг населению в электронном виде. Хотя для всех очевидно – электронные государственные услуги должны быть широко доступны нашим гражданам.

Вместе с тем, развитие электронного правительства сдерживает и недостаточный уровень компьютерной грамотности населения. Проблема реализации электронного правительства тесно связана с проблемой т.н. «цифрового неравенства» - существующей разнице в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, что создаёт так называемый информационный разрыв, «цифровое неравенство». Кроме того, одной из существенных проблем современного российского общества является не только развитие ИКТ, но и умение как можно большего числа людей ими пользоваться. При этом необходимо, по мнению Президента, делать ставку на то, что «ключевую роль в этих процессах сыграют региональные программы информатизации и, соответственно, внедрение образовательных стандартов и программ в развитие непрерывного образования».

Как показывает практика, пока не налажена необходимая разъяснительная работа среди госслужащих и широких слоев населения весьма важных основополагающих международных и российских законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих построение информационного общества в России, что сдерживает развитие этих процессов в стране и для устранения этой проблемы могут быть применены образовательные программы, реализуемые по схеме государственно-частного партнерства, как это осуществляется в ряде развитых стран Запада. [4]

Таким образом, государство осознает важную роль дальнейшего успешного развития информационного общества – с одной стороны, а с другой - недостаточно полно реализует возможности государственно-частного партнерства, проекты которых, на наш взгляд, могли бы эффективно решить ряд проблем развития и внедрения электронного правительства, обеспечить эффективный подход к решению наиболее важной задачи по оказанию государственных услуг гражданам в электронном виде, а также повышения квалификации персонала, участвующего во внедрении этих проектов, ликвидации компьютерной неграмотности населения, устраняя тем самым острую политико-конфликтогенную проблему «цифрового неравенства».

Именно государственно-частное партнерство в сфере предоставления электронных услуг населению сможет решить проблемы недостатка финансирования этих проектов, поскольку в условиях глобального кризиса правительству необходимо поддерживать существующие отрасли и сферы экономики .

В настоящее время не существует выверенного научного определения термина «государственно-частное партнерство» (в том числе в связи с разнообразием его форм и инструментов), как не существует и официального понимания и толкования данного термина в России. Многие его определения варьируются от наиболее общих до предельно узких. Опасность в связи с этим может состоять в том, что отдельные чиновники и политики могут вкладывать собственный смысл в это понятие, стараясь соответствовать конъюнктуре [7].

Термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом распространенного во всем мире термина «три Пи», а именно «public - private partnership» (РРР). При анализе работ и статей по государственно-частному партнерству российских и зарубежных авторов иногда встречался термин «частно-государственное партнерство». Таким образом, авторы подчеркивают приоритетную роль частного бизнеса в таких проектах. Но в большинстве своем  чаще используется термин «государственно-частное партнерство» - так как такой термин точнее отражает ведущую роль государства в данных партнерских отношениях.

Одна из важнейших функций государства - формирование институциональной среды, составной частью которой и является институт партнерства. Сложные формы ведения современного смешанного хозяйства невозможны без участия государства в деятельности отраслей и сфер экономики. В той институциональной форме, в какой рассматриваемое партнерство существует, оно представляет собой новую ступень государственного регулирования экономики, призванную играть существенную роль в развитии современных рыночных структур.

Актуальность внедрения государственно-частного партнерства в сферу электронного правительства обусловлена также наличием большого количества нерешенных проблем. Это необходимость результативного взаимодействия власти всех уровней с гражданским обществом через частный сектор, реализация прав граждан на доступ к общественно-значимой информации, потребность в повышении уровня доверия граждан к органам государственной власти и частному сектору, и как следствие, повышение эффективности оказания государственных услуг в электронном виде в целях совершенствования деятельности государства.

Отметим, что в России тема государственно-частного партнерства возникла первоначально в очень «расплывчатом» виде и была недооценена. Ее принципы пытались применять к различным отраслям: транспорт, дорожное строительство, технологии, инвестиции и др. Затем большой интерес к теме государственно-частного партнерства стали проявлять Президент Российской Федерации, Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве России. Сегодня в органах государственной власти создаются экспертные советы по данной проблеме, существует и особый интерес со стороны финансового сектора, консалтинговых компаний. Государственно-частное партнерство – проекты довольно гибкие, и, на наш взгляд применимые ко многим областям экономики и сферам государственной ответственности перед гражданами. Именно действуя через ГЧП можно успешно реализовать положения Государственной программы построения информационного общества в России на период до 2020 года и реализовать переход от «бумажной канители» с очередями и бюрократической неповоротливостью к четкому предоставлению госуслуг в электронном виде. Но при этом содержание и формы государственно-частного партнерства, а также способы его эффективного применения в российском государственном электронном управлении исследованы пока недостаточно. В частности, не отражены в современной отечественной науке такие вопросы, как возможность применения в России международного опыта в сфере государственно-частного партнерства при переходе к государственным услугам в электронном виде; механизмы реализации таких проектов с учетом российской специфики; вопросы комплексного подхода к развитию нормативно-правовой базы государственно- частного партнерства; вопросы обеспечения государственной поддержки и гарантий для бизнеса на вложенные средства в проекты государственно-частного партнерства.[3]

В странах Запада институт государственно-частного партнерства прошел длительную эволюцию своего развития: от эпизодических складывающихся простейших форм взаимоотношений до устойчивой системы отношений органов власти и частного сектора на паритетных началах. Изначально национальные правительства успешно использовали модели государственно-частного партнерства в социальных секторах, его применение в сфере информационно-коммуникационных технологий и электронного правительства относительно ново. Но уже к первому десятилетию XXI века данная модель успела сложиться как полноценный политический институт, что позволило ему быть максимально эффективным в процессе взаимодействия государства и бизнеса в системе электронного государственного управления. В Российской Федерации на сегодняшний день наблюдается лишь начальный этап становления формы государственно-частного партнерства; кроме того, развитие в стране гражданского общества и системы электронного правительства находится на достаточно низком уровне. Все это отражается на низкой эффективности использования в российской практике реализации концепции электронного правительства такой еще не устойчивой формы взаимодействия бизнеса с государством как государственно-частное партнерство.[1,6]

Можно констатировать, что внедрение формы государственно-частного партнерства в российскую практику идет крайне медленно: остаются нерешенными методологические вопросы концепции перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса в сфере электронного правительства, отсутствуют наработанные схемы и опыт партнерства в этой отрасли, неразвита законодательная и нормативная базы на всех уровнях, интенсивное внедрение государственно-частного партнерства сдерживают и многие бюрократические процедуры [4, 7].

Модернизация современного российского общества, охватывающая и социально-политическую систему, в том числе и сферу реализации концепции электронного правительства, имеет множество проблем, постоянно сталкивается с различного рода препятствиями на своем пути. В современном глобализирующемся мире преодоление преград невозможно без объединения усилий государственного, частного и третьего сектора. Поэтому потребность в институте государственно-частного партнерства для современной России – вполне объективна.[1] Среди проблем, успешное решение которых возможно лишь путем создания государственно-частного партнерства, можно назвать: формирование полноценного гражданского общества, поддержание стабильности этноконфессиональных и социальных отношений, повышение уровня доверия к власти со стороны населения, участие населения в принятии государственных решений, общественный контроль над деятельностью государственной власти, полноценная реализация концепций электронного правительства, электронной демократии, обеспечение информационной и экономической безопасности государства и т.п.[5]

В целях повышения конкурентоспособности Российской Федерации в контексте построения глобального информационного общества требуется применение технологий государственно-частного партнерства в интенсивно развивающейся сфере оказания государственных услуг в электронном виде, так как, судя по зарубежному опыту, государственно-частное партнерство способно решать масштабные общегосударственные задачи и успешно содействовать реализации федеральных и региональных программ. При этом можно назвать два необходимых условия для институционализации в современной России государственно-частного партнерства. Государство при определении стратегических целей развития страны должно реально продемонстрировать готовность к равноправному партнерству с бизнесом, а частный сектор, в свою очередь, должен видеть реальную поддержку со стороны государства, активно участвовать в реализации долгосрочных совместных проектах, не опасаясь возможных рисков в этой сфере. Без выполнения этих двух условий все попытки перенять опыт Запада по развитию в нашей стране государственно-частного партнерства в сфере оказания электронных государственных услуг населению не будут иметь никакой практической отдачи.

References