THE KALMYK KHANATE AND STRIFE IN THE SUCCESSION OF THE KHAN'S THRONE IN THE XVIII CENTURY (BASED ON THE TRANSLATION FROM CHINESE OF THE BOOK «A BRIEF HISTORY OF OIRAT MONGOLS»)

Research article
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.44.034
Issue: № 2 (44), 2016
Published:
2016/15/02
PDF

Болдырева О.Н.1, Ши С.2, Хань С.3

Ассистент кафедры РКИОД, 2 студент Университета внутренней Монголии, студент Университета внутренней Монголии, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

КАЛМЫЦКОЕ ХАНСТВО И РАЗДОР В НАСЛЕДОВАНИИ ХАНСКОГО ПРЕСТОЛА В XVIII В. (НА ОСНОВАНИИ ПЕРЕВОДА С КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА МОНОГРАФИИ «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОЙРАТ-МОНГОЛОВ»)

Аннотация

Основой статьи стала монография на китайском языке «Краткая история ойрат-монголов». Благодаря переводу на русский язык были раскрыты некоторые неизвестные факты в отношениях между Россией и Калмыкией, а также между калмыцкими ханами в 30-х гг. XVIII в., основные направления их политики.

Ключевые слова: торгоуты (калмыки), внутренняя политика, междоусобие, Церен-Дондук, Дондук-Омбо

 

Boldyreva O.N.1, Shi X.2, Han X.3

1 Assistant of Department of Russian as a foreign and all-humanitarian disciplines, 2 student, University of Inner Mongolia, 3 student, University of Inner Mongolia, Kalmyk State University

THE KALMYK KHANATE AND STRIFE IN THE SUCCESSION OF THE KHAN'S THRONE IN THE XVIII CENTURY (BASED ON THE TRANSLATION FROM CHINESE OF THE BOOK «A BRIEF HISTORY OF OIRAT MONGOLS»)

Abstract

The basis of the article is a monograph in the Chinese language "A brief history of Oirat Mongols". Thanks to the translation into Russian language were revealed some unknown facts in relations between Russia and Kalmykia, as well as between the Kalmyk khans in the 30-ies of the XVIII century, the main lines of their policy.

Keywords: torgouts (Kalmyks), internal politics, internecine dissension, Tseren-Donduk, Donduk-Ombo

 

В 30-х годах XVIII века военный конфликт между Россией и Турцией был перед глазами, и России срочно нужна была помощь храброй кавалерии торгоутов,потому что можно было эффективно пользоваться этой военной силой, только когда мощный и престижный человек станет спасителем ханства.

7 марта 1735 года Россия признала себя главным правителем Калмыкии. 10 октября 1735 года Дундук-Омбо стал властелином торгоутского ханства,а Церен-Дондук отправился в Петербург.

При внутренним управлении ханством Дундук-Омбо полностью пользовался таким полезным условием, когда России нужна его военная сила, чтобы одолеть Турцию, и настоял на том, чтобы Россия признала, что он самостоятельно заведует всем калмыцким народом, и ханство ставится под его контроль, владетелям нельзя вмешиваться. Он осуществлял внутреннюю централизацию власти. Вновь возникло междоусобие в его семье из-за наследства. Как только Дундук-Омбо вступил на престол, сразу назначил Рандула своим наследником, что нервировало Галдана Норбо, сына от первой жены. Галдан Норбо вступил в сговор с некоторыми владетелями такими, как Лубза Бай,братья Лебей и Лабан Дондук,зять Шакдурджаб, и начал наступление, когда Дундук-Омбо напал на казахов. Однако Лубза умер, Галдан Норбо много раз пытался мирно разрешить конфликт. Но Дунук-Омбо совсем не нравилось существование отщепенца, и он предал смертной  казни все головы оппозиции за исключением Галдана Норбо.

Недолго Дундук-Омбо радовался, он скончался в тени внутреннего бунта 21 марта 1741 года.

Церен-Дондук и Дундук-Омбо были недовольны российском национальном гнетом и пытались бойкотировать его.

Церен-Дондук слишком гнушался российской политики: придерживать свою силу или разделять и властвовать. По отношению к раздору между внутренними разными силами ханства из-за слабой реальной силы Церен-Дондуку пришлось выбирать компромисс, но по вопросу о контроле России он не мог склонить голову и ждать приказа.

Давно в 1726 году Церен-Дондук приютил и защитил Бахта Кирил Султана, который убежал с Кубани, он отправил 23 тысячи солдат на Кубань,чтобы помочь Бахта Кирил Султану восстановить управление на Кубани, несмотря на то, что Россия запрещала принять татар на Кубани. Российское правительство, боясь, что это приведет к вмешательству Турции, срочно приказала полковнику Бахмаеву поехать к Церен-Дондуку и отговорить, и 24 января 1728 года издало приказ: запретить русским продавать порох калмыкам, и тех, кто нарушит приказ, предать смертной казни.

В 1734 году Церен-Дондук вёл переговоры по вопросу о запрете российского правительства торгоутам ловить рыбу на Волге, он настоял на том, что российская дипломатическая комиссия приняла выгодное для калмыков решение: им надлежит получать продовольственное снабжение из Волги, где они кочевали и ловили рыбу, запрещается мешать им.

Хотя Дундук-Омбо полагался на свои силы и вступил на престол торгоутского ханства вместо Церен-Дондука, но столкнулся с мощью России: для того, чтобы укрепить свое господство, ему всё ещё нужна была помощь России. Так что в начале правления Дундук-Омбо активно присоединился к войне, которую развязала Россия с Турцией, получил хорошие военные заслуги. 3 марта 1737 года российское правительство вручило ему звание «хан», что означало: верный в должности, отлично управляет калмыками, трудолюбив и удачно справился с поиском врага на Кубани. 28 мая ему вручили флаг, шашку, пальто и шапку из куницы. Однако Дундук-Омбо всё ещё не нравилось, что Россия вмешивалась во внутренние дела, когда он отправил армию поддержать российскую внешнюю войну. 19 декабря 1737 года в отношении того, что администрация России судит его народ по российским законам, он отправил специального посла в Астрахань вести переговоры, и добавил послу, что не будет слушать решения, вынесенные Россией, в конце концов заставит Россию уступить.

Во время бойкотирования России Церен-Дондук и Дундук Омбо приложили все усилия для коммуникации и связи с родной землей. После 20-х годов XVIII века поддерживать связь ханства и родной земли становилось все труднее. Традиционный торговый путь находился на грани войны и мирного состояния. После смерти Аюки российское правительство усилило управление над торгоутским ханством, поэтому Северная дорога через Россию тоже стала недоступна. Хотя, несмотря на трудности, в 1730 году Церен-Дондук посылал туда послов с пожеланиями и подарками. Во время существования Пекина они не признали себя гражданами российской империи, поэтому правительство Цин посчитало их монгольским народом и позволило им идти в Тибет.

Литература

  1. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. Сочинение 1761 года. Элиста, 1995.
  2. Бичурин Н.Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. 2-е изд. Элиста, 1991.
  3. Ивановский А.А. Монголо-торгоуты // Труды антропологического отдела общества любителей естествознания. Вып. 3. М., 1893.
  4. Котвич В.Л. Русские архивные документы по сношениям с ойратами в XVII-XVIII вв. // Известия РАН. Пг., 1919. Т. XIII. Ч. 2. № 12-18.
  5. Краткая история ойратов-монголов. Монография. Т.1. Синьцзян, 1992.

References

  1. Bakunin, V. M. Description of the Kalmyk peoples, and especially of them tarotscope, and actions of their khans and owners. Essay 1761. Elista, 1995.
  2. Bichurin N. I. Historical review of the Oirats or Kalmyks from the XV century to the present. 2-e Izd. Elista, 1991.
  3. Ivanovo A. A. Mongol-torghuts // Proceedings of the anthropological division of the society of natural science lovers. Vol. 3. M., 1893.
  4. Kotvich V. L. Russian archival documents on relations with the Oirat in XVII-XVIII centuries // proceedings of RAS. PG., 1919. T. XIII. Part 2. No. 12-18.
  5. A brief history of the Oirats-Mongols. Monograph. Vol. 1. Xinjiang, 1992.