VARIABILITY OF THE INFLUENCE OF DYNAMIC MOVEMENTS ON THE COMPETITIVE RESULTS IN ROCK CLIMBING

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.2.086
Issue: № 2 (104), 2021
Published:
2021/02/17
PDF

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В СКАЛОЛАЗАНИИ

Научная статья

Котченко Ю.В.*

Orcid: 0000-0001-9083-5949,

Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия

* Корреспондирующий автор (skala7b[at]rambler.ru)

Аннотация

Представлены результаты исследований специфических двигательных действий скалолазов в дисциплине лазания на трудность. На основе анализа выступлений спортсменок высокого класса изучалось влияние динамических движений на спортивный результат. Установлено, что в большинстве стартов спортсменки как минимум один раз прибегают к использованию высоко активных движений, но только в случае крайней необходимости. К причинам, ограничивающим применение таких движений относятся: высокий риск срыва, сложность исполнения, иногда – недостаточный уровень подготовки. Как показали исследования, для попадания в группу лидеров, спортсменка должна быть готова к выполнению двух-трёх таких движений на трассе. А вероятность необходимости применения такого движения максимально близка к единице.

Ключевые слова: скалолазание, динамическое движение, соревнования, результат, лазание на трудность.

VARIABILITY OF THE INFLUENCE OF DYNAMIC MOVEMENTS ON THE COMPETITIVE RESULTS IN ROCK CLIMBING

Research article

Kotchenko Y.V.*

Orcid: 0000-0001-9083-5949,

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

* Corresponding author (skala7b[at]rambler.ru)

Abstract

The current article presents the results of studies of specific motor actions of rock climbers in the discipline of difficulty-based climbing. Based on the analysis of the performances of high-class athletes, the study assesses the influence of dynamic movements on the result. The article establishes that in most cases, athletes resort to the use of highly active movements at least once, but only in cases of extreme necessity. The reasons limiting the use of such movements include high risk of failure, complexity of execution, and sometimes insufficient level of training. As studies have shown, to get into a leadIng group, an athlete must be ready to perform two or three such movements on their route. And the probability of the need to apply such a movement is as close to a single instance.

Keywords: rock climbing, dynamic movement, competitions, result, difficulty-based climbing.

Введение

Модель развития современного спортивного скалолазания основывается на нескольких факторах, основными из которых являются физические возможности спортсменов и постоянно растущий зрительский запрос на зрелищность. Именно эти факторы в первую очередь формируют структуру соревновательной трассы, определяют её сложность и соревновательные условия.

Скалолазание является атлетическим, сложно координационным видом, требующим от спортсмена высокого уровня физической и технической подготовки, умения быстро принимать решения в условиях высокого утомления и дефиците времени. По этим причинам очень много исследовательских работ в области скалолазания посвящены изучению различных пространственно-временных характеристик лазания [1], психофизиологических реакций [2], силы пальцев рук и предплечий [3], [4], [5], общей силы и методов её тренировки [6], [7]. Также весьма внимательно изучаются вопросы эффективности лазания и тестирования отдельных качеств скалолаза [8], [9], [10].

Гораздо менее исследованы вопросы двигательной структуры отдельных, сложных в координационном плане движений, и их связь с результатом выступления. В дисциплине лазания на трудность характер двигательных действий многообразен и определяется конфигурацией трассы. Сами трассы могут различаться как по протяжённости, так и по категории трудности, что вызывает дополнительные сложности в поиске оптимальных режимов лазания. Однако основной набор движений присутствует всегда и отдельное место в нем занимают динамические движения (q).

Динамическое движение – одна из разновидностей перехвата в спортивном скалолазании, когда для достижения очередной удалённой зацепки, спортсмену необходимо выполнить высокоактивное двигательное действие взрывного характера, или прыжок.

Специфический характер таких движений связан с максимальной собранностью и координацией при выполнении, что усложняет этот элемент лазания и предъявляет повышенные требования к уровню подготовки спортсмена. Кроме этого, всегда существует высокий риск срыва, поскольку, в отличие от остальных видов движений, вероятность возвращения спортсмена на предыдущую зацепку, при неудачном динамическом движении, весьма низкая.

С целью анализа выполнения таких движений спортсменками высокого класса в соревновательных условиях, изучалось использование динамических движений в ходе выступлений женщин на международных соревнованиях. Для формирования качественной репрезентативной выборки в анализ включались только выступления спортсменок, прошедших отборочный цикл на этапах кубка и чемпионатах мира. В общей сложности, на протяжении пяти соревновательных сезонов были проанализированы более 1200 стартов на полуфинальных и финальных трассах.

Методы и принципы исследования

По файлу видеозаписи просматривались все движения спортсменки на трассе и отбирались динамические. Затем с использованием кластерного анализа, с учётом протяжённости спортивной трассы, выполнялся корреляционный анализ и устанавливалась степень связи с результатом и другими важными компонентами соревновательного процесса. Используемые программы: Kinovea 0.8.24 и Statistica 10.

Основные результаты

Как уже было отмечено, выполнение динамического движения – это достаточно сложный элемент лазания, соответственно спортсменки стараются не рисковать и не прибегают к таким движениям без жёсткой необходимости. Значительная часть выступлений обходится вообще без динамики (часто более слабые спортсменки просто не достигают участков трассы, где использование таких движений становится обязательным), но в большинстве стартов (62%), динамические движения фиксировались и иногда неоднократно.

Анализ показывает, что наиболее распространённый вариант – одно такое движение на трассе. Реализация двух таких движений наблюдается гораздо реже, в 17% стартов. Три и более встречаются только в 2% стартов, рисунок 1.

19-02-2021 20-44-26

Рис. 1 – Частота выполнения динамических движений на международных соревнованиях среди женщин

 

Корреляционный анализ выявил слабую, но высокозначимую связь между общим числом динамических движений и результатом спортсменки (r = 0,21, р ≪ 0,001), что примерно совпадало с предварительной гипотезой о тесноте связи. Действительно, если спортсменка не выполнит в заданном месте такое движение, она закончит выступление и не покажет максимально возможный для себя результат. Если выполнит – результат будет, несомненно, лучше, следовательно положительная связь должна быть, но в данном случае она теряется на фоне десятков других движений, выполняемых в ходе выступления. Что и выражается в низком коэффициенте общей корреляции.

Высокий показатель значимости связи говорит о том, что для спортсменок способных пройти большую часть трассы, вероятность достижения участка, где использование динамического движения станет необходимостью, приближается к единице. И спортсменка, претендующая на хороший результат, должна быть к этому готовой.

Полученные результаты подтверждаются анализом выступлений элитных спортсменок (первые шесть мест). Скалолазки, попадающие в первую шестёрку на соревнованиях, практически всегда достигают участков, требующих динамики, или сами, в силу определённых соревновательных условий прибегают к таким движениям. Анализ элитного кластера (n = 457) показал, что спортсменки лидирующей группы используют динамические перехваты в 1,3 раза чаще, чем общий кластер спортсменок. Причём эти тенденции сохраняются как на коротких, так и на длинных трассах, в независимости от категории трудности. Степень влияния на результат хорошо просматривается на графике, рис. 2.

19-02-2021 20-44-55

Рис. 2 – Рост среднего числа динамических движений в зависимости от занятого места

 

Несмотря на явную положительную динамику кривой на рисунке 2, если выделить первые шесть мест, степень корреляции снизится до минимальной: r = 0,16 на коротких трассах, и r < 0,05 на длинных. Это обстоятельство объясняется высоким уровнем мастерства спортсменок элитной группы, редко ошибающихся при выполнении динамических движений, соответственно, в большинстве стартов, заметного влияния на распределение мест этот аспект не оказывает.

Вместе с тем, следует отметить, что исключительные соревновательные ситуации могут вывести подобные движения на первый план, когда решение о применении динамического перехвата и определяет победителя. Примером может служить финал чемпионата мира 2011 года в Италии, когда семь из восьми финалисток пытались выполнить динамическое движение на ключевом отрезке трассы, но не сумели и сошли с дистанции. И только австрийская спортсменка, отказавшаяся от динамики, сделала это движение и стала чемпионкой мира. Однако в абсолютном большинстве случаев, умение выполнять такие движения является обязательным для спортсменки, претендующей на хороший результат, а вероятность в необходимости его использования не менее чем один раз за выступление, оценивается как р = 0,957.

Заключение

Выполненные исследования позволили установить, что общее число динамических движений на трассе не оказывает заметного влияния на результат. Однако, с учётом того, что вероятность его применения близка к единице, спортсменка должна быть готова к реализации двух – трёх таких движений в ходе выступления, а также обладать способностью правильно оценить необходимость использования такого движения. Соблюдение данных выводов является обязательным условием при планировании высокого результата.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Orth D. Coordination in climbing: effect of skill, practice and constraints manipulation / D. Orth, et al. // Sports Med. – 2016. – Vol. 46. – Р. 255–268. doi: 10.1007/s40279-015-0417-5
  2. Tabitha D. Effect of style of ascent on the psychophysiological demands of rock climbing in elite level climbers / D. Tabitha, et al. // Sports Technology. – 2012. – Vol. 5(3-4). – Р. 111–119.
  3. Schoffl V. Development of a performance diagnosis of the anaerobic strength endurance of the forearm flexor muscles in sport climbing / V. Schoffl, et al. // Sports Med. – 2006. – Vol. 27. – Р. 205–211.
  4. Schweizer A. Dynamic eccentric-concentric strength training of the finger flexors to improve rock climbing performance / А. Schweizer, А. Schneider // Sports Engineering. – 2006. – Vol. 9(3). – Р. 188–188.
  5. Baláš J. Hand–arm strength and endurance as predictors of climbing performance / J. Baláš et al. // European Journal of Sport Science. – 2012. – Vol.12(1). – Р. 16–25.
  6. Ozimek M. Analysis of tests evaluating sport climbers’ strength and isometric endurance / М. Ozimek, et al. // J Hum Kinet. – 2016. – Vol. 53. – Р. 249–260.
  7. Michailov M. Anthropometric and strength characteristics of world-class boulderers / М. Michailov, et al. // Medicina Sportiva. – 2009. – Vol. 13(4). – Р. 231–238.
  8. Brent S. Development of a performance assessment tool for rock climbers / S. Brent, et al. // European Journal of Sport Science. – 2009. – Vol. 9(3). – Р. 159–167.
  9. Bacon N. Effect of Two Recovery Methods on Repeated Closed-Handed and Open-Handed Weight-Assisted Pull-Ups / N. Bacon, et al. // Journal of Strength and Conditioning Research. – 2012. – Vol. 26(5). – Р. 1348–1352.
  10. Bertuzzi R. Fit-climbing test: a field test for indoor rock climbing. Journal of strength and conditioning research / R. Bertuzzi, et al. // National Strength Conditioning Association. – 2012. – Vol. 26(6). – Р. 1558–1563.