RISK FACTORS OF CEREBROVASCULAR DISEASE AND MOST FREQUENT OF MORPHOLOGICAL VARIANTS OF CEREBRAL ATHEROSCLEROSIS

Research article
Issue: № 12 (19), 2013
Published:
2014/01/16
PDF

Липовецкий Б.М.¹, Назинкина Ю.В.², Аванесян Р.С.³, Власенко А.Н.

¹Профессор;  ²кандидат медицинских наук; ³врач;  врач, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки. Институт мозга человека им. Н,П. Бехтеревой, Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия.

ФАКТОРЫ РИСКА ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ И НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АТЕРОСКЛЕРОЗА МОЗГОВЫХ АРТЕРИЙ

Аннотация

Цереброваскуклярные заболевания (ЦВЗ) широко распространены среди населения городов Европейской части России и в последнее время почти догоняют ишемическую болезнь сердца. На протяжении последних 5 лет в Институте мозга человека прошли  обследование 100 больных ЦВЗ, часть которых перенесла ишемический мозговой инсульт (42%), у другой части была констатирована дисциркуляторная энцефалопатия  (ДЭ) разной степени тяжести. В обследованную группу не включались больные с устойчивой артериальной гипертензией (АГ) более 160\100 мм.рт.ст. Всестороннее обследование позволило выявить у больных ЦВЗ целый ряд  других факторов риска , которые и стали причиной развития этого заболевания.

Ключевые слова: факторы риска ЦВЗ, дислипидемия (ДЛП), отягощенная наследственность, аномалии развития сосудов мозга.

Lipovetskiy B.M.¹, Nazinkina Yu.V.², Avanesan R.S.³, Vlasenco A.N.

¹Professor, ²Ph.D.of medicine, ³Physicion, Physicion, N.P. Bechtereva Institute of the Human Brain of Russian Academy of sciences Saint-Petersburg, Russia.

RISK FACTORS OF CEREBROVASCULAR DISEASE AND MOST FREQUENT OF MORPHOLOGICAL VARIANTS OF CEREBRAL ATHEROSCLEROSIS

Abstract

The cerebrovascular disease (CVD) is spreading among population of the  Russian cities and rather clousе to frequency to ischemic heart disease. In the Institute of the human brain the last 5 years were inspected 100 patients; one part of them  had ischemic stroke, the other – only discirculatory encephalopatie The patients with high blood pressure were exclude. Detailed inspection allow expose many risk factors which happen the main mechanism of CVD development.

Keywords: risk factors of CVD, dyslipidemia, pathological heredity, anomaly of the brain vasculars.

Рассмотрим здесь некоторые факторы риска ЦВЗ, которые наиболее часто встречались у обследованных нами больных. Прежде всего, остановимся на ДЛП, в понятие которой входит гиперхолестеринемия (ГХС) с содержанием холестерина липопротеидов низкой плотности (ХС ЛПНП) в сыворотке крови выше 2.5 ммоль\л. Сюда же надо отнести подъем уровня триглицеридов (ТГ) выше 1.7 ммоль\л – гипертриглицеридемию (ГТГ) и низкое содержание  ХС липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП) – антиатерогенную фракцию, концентрация которой в этих случаях не достигает 1.0 ммоль\л. (при этом гиперлипидемия, как таковая, отсутствует. Как часто встречались эти нарушения липидного состава крови у наших больных? Выраженных нарушений липидногосостава крови не было найдено только у 11% обследованных. Высокий уровень ЛПНП был обнаружен у 26% больных, высокое содержание ТГ выявилось у 29%, в 34% больные имели сниженное содержание антиатерогенной фракции липопротеидов (ХС ЛПВП).

В широкой практике неврологических отделений и неврологического амбулаторного приема в план обследования больных ЦВЗ из липидных показателей в основном включается ХС и только. Это значит, что 63% этих больных с учетом тех, у кого не было атерогенных сдвигов, остаются недообследованными, игнорируется один из главных факторов риска атеросклероза мозговых сосудов. Дуплексное сканирование области бифуркации сонных артерий подтвердило утолщение и разрыхление комплекса интима-медиа у всех обследованных с ДЛП. Что лежит в основе столь часто встречающихся нарушений липидного состава крови? По данным генетиков [1,2] причиной этого является генетическая предрасположенность к нарушениям липидного обмена, свойственная 20% взрослого населения. Подобная предрасположенность связана с нуклеотидными полиморфизмами (передающимися от родителей) - заменами или пропусками в цепочке ДНК во второстепенных олигогенах - участниках ансамбля генов, участвующих в регуляции липидного обмена. В свою очередь ДЛП подчас влечет за собой увеличенную вязкость крови, отрицательно влияет на трофику эндотелия и создает прокоагулянтный сдвиг.

Не подлежит сомнению, что можно назвать еще много фоновых заболеваний (метаболический синдром, сахарный диабет, полицитемия и др.), а также других факторов риска (умеренная АГ, курение, избыточное потребление животных жиров), способствующих развитию атеросклероза и характерных для него осложнений.[3] Мы остановимся на более специфических поражениях, которые встречаются в практике невролога. Поскольку в  комплекс обследования наших больных входила магнитно-резонансная томография (МРТ) мозга с сосудистой программой, у группы лиц  были обнаружены такие аномалии развития, как незамкнутость Виллизиева круга (отсутствие передней или задней соединительных артерий) и  гипоплазия одной из позвоночных артерий. Эти аномалии приобретают весьма отрицательное значение в тех случаях, когда развивается стенозирующий атеросклероз в каких-либо мозговых артериях, т. к. при этом резко затрудняется компенсация возникающей недостаточности мозгового кровотока.

Кроме того, встречаются больные с резко выраженными изменениями краниовертебрального отдела позвоночника (с тяжелым остеохондрозом), у которых позвоночные артерии сдавливаются снаружи, что также может способствовать их атеросклеротическому поражению и нарушать их проходимость.

Несомненное значение имеет представление о том, какие церебральные артерии поражены и на каком участке, особенно для перспективы хирургического вмешательства. Анализ морфологической картины мозговых артерий (по данным МРТ) у наших больных показал, что внутренние сонные артерии были вовлечены в патологический процесс в 40%, сочетанные поражения внутренних сонных и позвоночных артерий отмечены в 50%, изолированный атеросклероз позвоночных артерий отмечен у 10% обследованных. Что касается локализации артериальных поражений по отношению к полости черепа, то сопоставление данных МРТ и дуплексного сканироования показало, что в 35% поражения локализуются экстракраниально, в 15% - интракраниально, в 27% были выявлены комбинированные (сочетавшиеся) поражения. В отдельных случаях, несмотря на наличие клинической симптоматики, поражения магистральных артериальных стволов не были выявлены. По-видимому причиной клиники ДЭ в этих случаях было нарушение мозгового кровотока за счет недостаточной микроциркуляции, которую может нарушать даже умеренная артериальная гипертензия или иные причины.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для успешной профилактики и борьбы  с ЦВЗ крайне желательно использовать мультидисциплинарный подход, который обеспечит наиболее адекватную тактику борьбы  с этим заболеванием, поскольку лучше всего бороться с дислипидемией и АГ умеют кардиологи.

References