CHANGING MANUAL ASYMMETRY IN DIFFERENT AGE GROUPS IN THE LEARNING PROCESS AND TRAINING ACTIVITIES
ИЗМЕНЕНИЕ МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научная статья
Сычев В.С.1, Давыдова С.С.2, *, Назирова А.А.3
1 ORCID: 0000-0003-2855-8893;
2 ORCID: 0000-0001-9740-1465;
3 ORCID: 0000-0002-2901-4719;
1, 2, 3 Липецкий государственный педагогический университет им.П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия
* Корреспондирующий автор (Selena-dav[at]rambler.ru)
АннотацияИсследовалась динамика мануальной асимметрии (МА) у лиц разного возраста и пола в различных условиях обучения при разной физической нагрузке. Целью лонгитюдного исследования являлось изучение особенностей этой динамики у постоянного контингента обучающихся в течение нескольких лет. Изменение моторной асимметрии происходит неодинаково у разных индивидуумов и представителей возрастных групп. В процессе регулярных занятий физической культурой у юношей доля крайне выраженных вариантов (75-100%) мануальной асимметрии уменьшается. У праворуких юношей это приводит к, практически, полному исчезновению этой части популяции. У девушек-спортсменок таких изменений в исследованиях не обнаружено, хотя у девушек не спортсменок, изучающих иностранный язык, это явление проявляется отчетливо.
Ключевые слова: мануальная асимметрия, онтогенез, изменение моторного профиля, физическая и образовательная нагрузка.
CHANGING MANUAL ASYMMETRY IN DIFFERENT AGE GROUPS IN THE LEARNING PROCESS AND TRAINING ACTIVITIES
Research article
Sychev V.S.1, Davydova S.S.2, *, Nazirova A.A.3
1 ORCID: 0000-0003-2855-8893;
2 ORCID: 0000-0001-9740-1465;
3 ORCID: 0000-0002-2901-4719;
1, 2, 3 Semyonov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia
* Corresponding author (Selena-dav[at]rambler.ru)
AbstractThe article examines the dynamics of manual asymmetry (MA) in people of different ages and genders in different learning conditions with different physical activities. The purpose of the longitudinal study was to study the features of this dynamics in students in the course of several years. The change in motor asymmetry occurs differently in different age groups. In the case of young men, the process of regular physical training demonstrates a decrease in the proportion of extremely pronounced variants (75-100%) of manual asymmetry. In right-handed young men, this leads to the almost complete disappearance of this part of the population. In female athletes, no such changes were found, although, in non-female athletes studying a foreign language, this phenomenon is distinct.
Keywords: manual asymmetry, ontogenesis, motor profile change, physical and educational load.
Введение
Мануальная асимметрия – хорошо известное проявление функциональной асимметрии мозга (ФАМ), которая обнаруживается в предпочтении использования левой или правой руки. Преобладание той или иной руки в движениях носит довольно устойчивый характер, формируется к 10-летнему возрасту, но, тем не менее, может меняться в онтогенезе [6]. Изменение ФАМ происходят в процессе спортивных тренировок, при освоении нового практического опыта, адаптации к сложным средовым условиям и т.д. [3], [4], [5]. Асимметрия во многих видах спорта является фактором, лимитирующим спортивную работоспособность. Кроме того, в ряде случаев важную роль играет отбор, который в спорте позволяет сохранять наиболее успешных и устойчивых, устраняя менее адаптируемых.
Среди спортсменов разных специализаций может преобладать леворукость, где ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие. Это виды спорта, требующие выносливости, способности выдерживать длительное напряжение, либо связаны со спецификой вида спорта, например, в фехтовании.
Леутин В.П. [3] утверждал, что для спринтеров и метателей, как правило, характерно преобладание правосторонней моторики и более выраженной сенсорики слева. Для некоторых единоборств, например, дзюдо более характерна амбидекстрия.
В реальности картина еще более запутана и конкретные условия нагрузок могут вмешиваться в ФАМ и МА.
Лыжный спорт требует симметрии рук и ног, но сильное напряжение может возвращать моторику к исходной асимметрии. Чаще всего наблюдается переход от левополушарной к правополушарной активации, хотя может быть и наоборот [2].
Насколько устойчивы такие изменения, которые должны влиять на функциональное состояние, как они зависят от формы и объемов физических нагрузок, пока неясно. Не изучен и диапазон изменения МА у различных индивидуумов в онтогенезе. Одни исследователи утверждают, что в старших возрастных группах леворуких становится меньше, но есть работы, в которых обнаруживается, что доля леворуких даже несколько увеличивается [7].
Специализированное обучение, направленное на изменение моторной асимметрии, дает неодинаковые результаты у разных людей. Так, среди борцов амбидекстрия достигает 80%, среди теннисистов чаще встречаются леворукие и амбидекстры, но немалая часть спортсменов сохраняют исходную ведущую руку [5]. Степень этих изменений, и их прочность в различных условиях остаются неизученными, также как и пределы этой изменчивости в разных условиях. Длительные наблюдения за некоторыми популяциями указывают на определенную роль отбора в разных условиях жизни и практики, что сказывается на динамике мануальной асимметрии (МА). Как известно, леворукие, у которых преобладают правополушарные механизмы, зачастую более эмоционально неустойчивы, что ухудшает их адаптацию к определенным социальным ситуациям. С другой стороны, правополушарные лучше себя чувствуют в сложных природно-климатических зонах, это увеличивает их долю в определенных местах проживания.
Цель исследования - изучение динамики мануальной асимметрии в разных условиях обучения и ее изменчивости на разных этапах онтогенеза.
Задачи исследования:
- Исследовать проявление МА на разных этапах онтогенеза.
- Вывить особенности изменения МА в разных возрастных и гендерных группах в процессе обучения и тренировочной деятельности.
Методы и принципы исследования
Обследовано несколько групп учащейся молодежи разных специализаций, занимающихся и не занимающихся спортом.
Возраст испытуемых юношей составил 17-21 год. В качестве дополнительной контрольной группы принимали участие молодые люди старшего возраста – 22-28 лет, не занимающиеся спортом. Кроме того исследовали особенности динамики МА у студенток, изучающих иностранный язык и у детей 8-11 лет занимающихся борьбой дзюдо. Профиль МА определяли по Брагиной Н.Н., Доброхотовой Г.А. [1], вычисляли коэффициент праворукости К = , где Епр – число проб, выполняемых правой рукой, Ел – число проб, выполняемых левой рукой, Елпр – число проб, выполняемых обеими руками. При анализе полученных данных были использованы методы вариационной статистики с использованием вычислительной техники и программного пакета Microsoft Excel 2010.
Основные результаты
Диапазон МА у обследуемой категории колебался в диапазоне Кпр – от 44% до 90%. Высокие значения К пр для студенческой популяции в наших исследованиях были редкостью, как правило, не превышали 80%. Хотя у детей 8-11 лет коэффициент праворукости более 90% обнаружен у пятой части исследуемой группы.
Наиболее многочисленная часть популяции характеризуется Кпр 50-75% - это средняя праворукость. Принципиальных отличий в картине распределения использования той или иной руки между юношами и девушками и людьми зрелого возраста мы не обнаружили. Тем не менее, можно увидеть, что доля праворуких спортсменов-юношей (с коэффициентом праворукости 75-100%) к концу обучения значительно уменьшается (см. рисунок 1).
У девушек-спортсменок таких изменений обнаружить не удалось, но они неожиданно выявились у девушек, изучающих иностранные языки. У них также к концу обучения практически исчезает доля сильно праворуких с коэффициентом праворукости 70-100%.
Характер двигательных нагрузок у спортсменов разных специализаций отличается, поэтому отдельно исследовали динамику МА у группы футболистов и группы борцов.
Рис. 1 – Мануальная асимметрия у разных групп студенческой популяции
Занятия борьбой уменьшают степень моторной асимметрии по сравнению с футболом (Р<0,05), но гистограммы распределения коэффициента праворукости очень похожи. В обоих случаях отсекаются крайние варианты, их становится меньше независимо от работы рук (см. рисунок 2).
Рис. 2 – Распределение коэффициента праворукости у борцов и футболистов
У детей такие изменения происходят еще быстрее, менее чем за год, но не у всех. У 70% детей коэффициент латерализации значительно падает, в некоторых случаях вдвое (см. рисунок 3).
Рис. 3 – Изменение коэффициента праворукости
У части детей, как и у взрослых, коэффициент праворукости не изменился, или даже вырос.
Обсуждение
В результате наших исследований выявлено, что доля праворуких с коэффициентом праворукости 70-100% существенно уменьшается только у спортсменов-юношей к концу обучения. У девушек-спортсменок таких изменений не обнаружено, но случайно выявились у девушек, изучающих иностранные языки. У них также к концу обучения практически исчезает доля праворуких с коэффициентом праворукости 70-100%. Возможно, связь между выраженностью использования той или иной руки и определенными интеллектуальными процессами более тесная, нежели это принято думать.
Занятия борьбой уменьшают степень моторной асимметрии по сравнению с футболом. При этом в группе борцов сохраняется выраженная праворукость, хотя данный вид спорта, как отмечалось ранее, требует более симметричного взаимодействия рук. Меньшая степень асимметрии двигательных актов характерна для борцов, лучше успевающих в технической подготовке [5], но это, по-видимому, не носит универсального характера, либо справедливо только для сложных движений.
Коэффициент праворукости снижается и у борцов и у футболистов уже за год занятий. Анализ показывает, что они немного чаще, примерно на 10%, используют две руки в соответствующих тестах. Изменения, в основном, затрагивают движения, в которых важная роль принадлежит дистальным частям рук (пальцы, кисти). Это проявляется в тестах на поднимание мелких предметов с пола, укладывание их в коробку и т.д.
Изменения в моторике левой руки менее заметны, этот вариант управления более консервативен. У молодых людей как занимающихся, так и не занимающихся спортом число лиц, использующих левую руку в качестве опорной, для чего правое полушарие лучше приспособлено, колеблется в диапазоне 67-81%. Среди детей 8-11 лет таких около 30%, остальные используют либо обе руки – 40%, либо правую. В течение года увеличивается число использующих в качестве опорной левую руку, и далее, такая тенденция сохраняется, независимо от уровня физической активности, если не применять каких-либо специальных приемов. А мелкие движения левой рукой могут быть достаточно тренированы. Например, тест на раздачу фишек, карт и т.д., большинство футболистов и борцов с коэффициентом праворукости 30-40% выполняют двумя руками.
Коэффициент праворукости 30-40%, возможно, характеризует оптимальный баланс левополушарных отношений, который обеспечивает высокую скорость движений и их точность, что лучше удается левому полушарию, и решение задач ситуативного характера, за которое отвечает правое полушарие.
Заключение
В онтогенезе под влиянием разнообразных факторов меняется профиль мануальной асимметрии. Скорость и степень ее изменения зависит от возраста, пола и особенностей воздействующей среды. Перестройки МА могут происходить в течение года, но с разной интенсивностью. Более заметными являются изменения в управлении дистальными частями рук, которые зачастую приводят к становлению одинакового использования левой и правой рук. Изменение МА при регулярных тренировочных занятиях дзюдо также очень заметны у детей 8-10 лет. Они более выражены и часто значительно уменьшают леворукость, которая нередко встречается у таких детей.
По-видимому, изменения МА могут происходить под влиянием специфических и неспецифических факторов. Общие тенденции динамики МА наблюдаются при сопоставлении групп футболистов и борцов. Показатели асимметрии стремятся к значениям средней и даже слабо выраженной праворукости, доля праворуких резко сокращается даже в отсутствии специализированных тренировок у футболистов. Возможно, такие особенности изменения использования той или иной руки отражают формирование оптимального уровня адаптивных механизмов в сфере решения определенных двигательных задач. Таким образом, мозг решает и более сложные задачи, связанные с использованием правополушарных механизмов, которые проявляют себя в леворукости. Познотонические компоненты латерализации более устойчивы к средовому влиянию. Коэффициент праворукости 30-40%, возможно, отражает оптимальный уровень взаимодействия левого и правого полушарий, который характеризует адаптивные возможности в двигательной сфере.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия человека / Н.Н. Брагина, Г.А. Доброхотова. – М.: Медицина, 1988, 240 с.
- Грушина, Л.Р. Динамика межполушарной асимметрии в зависимости от уровня физической нагрузки / Л.Р. Грушина, И.Р. Хабибуллина и др. М.: Теория и практика физической культуры. - № 4. – 2009. – с. 40-42.
- Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. – С-Пб.: Речь, 2008. – 368 с.
- Солодков А.С. Физиология человека / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Спорт, 2015. – 620 с.
- Николаенко Н.Н. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов / Н.Н. Николаенко, С.В. Афанасьев, М.М. Михеев // Физиология человека. – том 27, № 2, 2001 – с. 68-75.
- Фокин В.Ф. Динамические свойства межполушарной асимметрии / В.Ф. Фокин // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии; сб. науч. тр. – М., 2003. – С. 322-323.
- Stoyanov Z. Hendednesspropertions in Bulgaria: II sex and Age differences / Z. Stoyanov, P. Nicolova, D. Stavrev, S. Trendafilova//Асимметрия . – 2014. – т. 8. - № 1.-с. 5-12.
Список литературы на английском языке / References in English
- Bragina N.N. Funkcional'naja asimmetrija cheloveka [Human functional asymmetry] / N.N. Bragin, A. Dobrokhotova. - M .: Medicine, 1988, 240 p. [in Russian]
- Grushina, L.R. Dinamika mezhpolusharnoj asimmetrii v zavisimosti ot urovnja fizicheskoj nagruzki [Dynamics of interhemispheric asymmetry depending on the level of physical activity] / L.R. Grushina, I.R. Khabibullina et al. // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. - No. 4. - 2009. - p. 40-42. [in Russian]
- Leutin V.P. Funkcional'naja asimmetrija mozga: mify i dejstvitel'nost' [Functional asymmetry of the brain: myths and reality] / V.P. Leutin and E.I. Nikolaev. - St. Petersburg: Rech, 2008. - 368 p. [in Russian]
- Solodkov A.S. Fiziologija cheloveka [Human physiology] / A.S. Solodkov, E.B. Sologub. - M .: Sport, 2015 .-- 620 p. [in Russian]
- Nikolaenko N.N. Organizacija motornogo kontrolja i osobennosti funkcional'noj asimmetrii mozga u borcov [Organization of motor control and features of functional asymmetry of the brain in fighters] / N.N. Nikolaenko, V. Afanasyev, M.M. Mikheev // Human Physiology. - volume 27, no. 2, 2001 - p. 68-75. [in Russian]
- Fokin V.F. Dinamicheskie svojstva mezhpolusharnoj asimmetrii [Dynamic properties of interhemispheric asymmetry] / V.F. Fokin // Aktual'nye voprosy funkcional'noj mezhpolusharnoj asimmetrii [Topical issues of functional interhemispheric asymmetry]; Sat. scientific. tr. - M., 2003 .-- P. 322-323. [in Russian]
- Stoyanov Z. Hendednesspropertions in Bulgaria: II sex and Age differences / Z. Stoyanov, P. Nicolova, D. Stavrev, S. Trendafilova // Asymmetry. - 2014. - v. 8. - No. 1.- p. 5-12.