SOCIOCULTURAL COMPETENCES: TO THE QUESTION OF UNDERSTANDING OF THE SUBSTANTIAL AND STRUCTURAL PARTY

Research article
Issue: № 11 (30), 2014
Published:
2014/12/08
PDF

Сошников А.Е.

Старший преподаватель, Самарский государственный институт культуры

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: К ВОПРОСУ ПОНИМАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ И СТРУКТУРНОЙ СТОРОНЫ

Аннотация

В статье рассмотрены понятия социальных и культурных компетенций, как они даются в педагогической науке, выявляются структурные и содержательные аспекты социокультурных компетенций. Выявление содержания и структуры социокультурных компетенций, позволяет лучшим образом использовать технологию формирования данных компетенций.

Ключевые слова: социальные компетенции, культурные компетенции, социокультурные компетенции, структурная компонента.

Soshnikov A.E.

senior teacher, Samara state institute of culture

SOCIOCULTURAL COMPETENCES: TO THE QUESTION OF UNDERSTANDING OF THE SUBSTANTIAL AND STRUCTURAL PARTY

Abstract

In article concepts of social and cultural competences are considered as they are given in pedagogical science, structural and substantial aspects of sociocultural competences come to light. Detection of the contents and structure of sociocultural competences, allows to use technology of formation of these competences in the best way.

Keywords: social competences, cultural competences, sociocultural competences, structural component.

План мероприятий по реализации Болонской декларации предусматривает практически полную унификацию с европейскими образцами в высшей школе. Отметим, что в начале 90-х годов XX века с традиционной пятилетней системой высшего образования в нашей стране была введена заимствованная у Германии система «4+2» (4 года – бакалавриат и 2 года магистратуры), применяемая, как тогда считалось, в большинстве стран мира. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это далеко не так. Например, во Франции бакалавры – это выпускники средних школ, в Англии бакалавры – студенты высших учебных заведений, они учатся в течение 3 лет. И этого достаточно, чтобы получить академическую степень широкого профиля после обычной двенадцатилетки. Затем после накопления профессионального опыта кто-то год-два продолжает обучение в магистратуре, кто-то сразу поступает в аспирантуру [1, с. 50]. Система образования, даже в рамках Болонского процесса, разнится от страны к стране. Наиболее яркими здесь выступают США, Великобритания и Франция.

В России же автоматически был сделан перевод на систему 4+2, что близко системе США и Германии, но при этом, законодательно, специалитет не отменяется, а лишь дополняется системой бакалавриат-магистратура. Стоит также отметить, что в европейских странах высшее образование имеет трехступенчатую модель (бакалавриат-магистратура-докторантура), то у нас в стране, с введением европейской модели получается четыре ступени высшего образования (бакалавриат-магистратура-аспирантура-докторантура). Можно сказать, что в настоящее время, переход на Болонскую систему заключается в разделении на бакалавриат (4 года обучения) и магистратуру (2 года), при этом вводится система зачетных единиц (или «кредитов»), происходит увеличение самостоятельной работы студентов. Важное место отводится компетентностному подходу, где центральным становится формирование не знаний, умений, навыков, а компетенций.

Одними из центральных компетенций, которые сформулированы как в Европе, так и в России, являются социальные и культурные, которые в ряде случаев объединяют  в понятие «социокультурные компетенции». Стоит отметить, что при рассмотрении социальной компетенции большинство авторов говорит не о компетенции, а о компетентности, как о сложившихся профессиональных навыках. Однако, рассмотренные выше черты компетенции и компетентности, позволяют нам, исходя из определения социальной компетентности, выявить основные черты и характеристики данной компетенции.

Социальная компетентность исследуется рядом ученых. Приведем некоторые ее определения:  «система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру, действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств». Основные функции социальной компетентности, по мнению автора – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта [2, с.34-36].  «Владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальную ответственность за результаты своего труда» [3];   «владение приемами совместной деятельности, общения, а также лидерство, инициативность и социальная ответственность» [4]; совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективной готовности к самоопределению, обеспечивающих интеграцию человека в обществе посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей» [5, с.144];  «способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий» [6, с.368]. Из приведенных определений видно, что социальная компетентность подразумевает достаточно широкий спектр навыков и способностей, владение приемами профессионального общения.

С учетом разных точек зрения, в структуру социальной компетентности включаются разные компоненты. В.Н. Куницина в этом контексте рассматривает  коммуникативную, вербальную, социально-психологическую компетентность и межличностную ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность [2]. Выделение в социальной компетентности «собственно социальной компетентности» представляется нам терминологически некорректным, поскольку данное определение («социальная компетентность – это социальная компетентность») ничего не определяет; либо следует говорить о специфике значений этого понятия в широком и узком смысле слова.

Х. Шредер и М. Форверг считают, что структуру социальной компетентности определяют четыре свойства или черты личности:  коммуникабельность – коммуникативный потенциал личности;  решимость на создание отношений – готовность к общению;  влиятельность – свойство, охватывающее способность внушения (сила влияния);  «Я - концепция» – познавательно-эмоциональный образ, ядром которого является самоуважение [7].

С психологических позиций, социальную компетенцию подразделяют на ряд способностей или иных компетенций:

- коммуникативная компетенция,

- социальная предприимчивость,

- общая правовая и экономическая грамотность,

- умение разбираться в скрытых, теневых особенностях социума,

- способность принимать ответственность и уходить от нее,

- способность повести за собой (социальная уверенность),

- умение разбираться в социальных ролях и межличностных отношениях,

- умение устанавливать долговременные партнерские отношения,

- способность управлять собственным имиджем.

Как видно, общепризнанного понятия и структуры социальной компетенции в научной литературе не сложилось. Чаще говорится о социальной компетентности, как совокупности сложившихся профессиональных качеств, позволяющая действовать в определенной ситуации. Тем не менее, данная точка зрения не исключает существования компетенции, как совокупности определенных знаний, умений, навыков и качество личности. Под социальной компетенцией мы будем понимать совокупность знаний и умений, обеспечивающих включение индивида в социум путем готовности к выполнению социальных ролей. Учитывая, что социальная компетенция предполагает навыки эффективного взаимодействия в обществе, считаем необходимым включить в содержание понятия умение предупреждать, решать и разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении с другими людьми. Элементами структуры социальной компетенции будем считать:

  • коммуникативные способности, которые предполагают готовность к общению, умение понимать и принимать иную точку зрения, умение пользоваться средствами общения, а также навыки по предупреждению и разрешению конфликтов;
  • социальную адаптацию, которая связана с принятием своей социальной роли, умение действовать в соответствии с принятой ролью, готовность к решению социальных проблем;
  • уверенность в процессе общения, способность к критическому анализу своих действий и поступков, а также готовность к самосовершенствованию.

Если в научной литературе даются различные трактовки социальной компетенции и компетентности, то  четкого определения культурной компетенции нам не удалось обнаружить. Такое положение, возможно, обосновано тем, что само понятие «культура», в отличие от «социума», является более многогранным и неоднозначным. Культурная компетенция – это способность к пониманию культурного наследия, культурных ценностей, а также умение эффективно общаться с представителями различных культурных групп. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона уже в 1950 г.  насчитывалось 150 дефиниций культуры [8]. А. Моль в своей книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) указывает уже на  250 определений культуры [9]. На сегодняшний момент их насчитывается около 500. Из  огромного количества  определений невозможно выделить и сформулировать одно, которое бы удовлетворяло всем параметрам. Исходя из этого, попытаемся представить свою точку зрения на культуру, тем самым обозначить основу для выявления культурных компетенций.

В культурологии, кроме термина «культура», рассматривается термин «цивилизация», который часть исследователей отождествляет с культурой, другие противопоставляют ей. Между цивилизацией и культурой не существует строгой границы, однако, в повседневной жизни можно четко разграничить такие понятия, как «цивилизованный человек» и «человек культурный». Исходя из этого, можно говорить о том, что цивилизованный человек – это индивид, который обладает навыками обращения с техническими достижениями человечества, в то время, как человек культурный – это духовно развитый индивид, который обладает высокими моральными и этическими нормами. Таким образом, под цивилизацией подразумевается материальная сторона жизни людей, а под культурой – духовная [10].  Следовательно, культурная компетенция – это комплекс знаний и умений, обеспечивающий стремление к саморазвитию через познание культурных традиций, норм и ценностей, а также толерантное отношение к иным – культурам, языкам, религиям, идентичностям и т.д. Данное определение позволяет нам выявить компоненты структуры данной компетенции:

  • коммуникативные способности, в том числе способность и готовность к межкультурному общению;
  • умение толерантно относиться к культурным традициям других народов, ценностям, взглядам, что подразумевает под собой не только формирование симпатии в процессе диалога культур, но и формирование эмпатии;
  • готовность к признанию самоценности культуры каждого этноса на планете.

Завершив анализ содержания социальной и культурной компетенций, а также их структуры, правомерно говорить о взаимном дополнении, что позволяет рассматривать их в единстве, как социокультурные компетенции. Они предполагают наличие культурных знаний в широком смысле, соотнесенных с ситуацией общения. Таким образом, социокультурные компетенции – это совокупность знаний и умений, обеспечивающих включение индивида в полиэтничный социум, путем осмысления важности и равнозначности всех мировых культур. Социокультурные компетенции – ядро не только коммуникативных компетенций, но и межкультурных, следовательно, это фундаментальные компетенции в рамках направления «культурология», включающие в себя два блока знаний: социально-психологические и культурологические.

Социально-психологические знания – владение социокультурно- обусловленными «сценариями», национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной лексики, принятой в данной культуре.

Культурологические знания – знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного фона и умения использовать их для достижения взаимопонимания с носителями данной культуры.

Структуру социокультурных компетенций можно определить через знания, умения и навыки следующим образом:

  • знание культурных традиций, ценностей не только своего, но и иных народов;
  • наличие толерантного взгляда на другие культуры;
  • готовность к признанию самоценности каждого отдельного этноса;
  • умение и стремление к общению с представителями не только своего, но и других этносов;
  • способность разрешать конфликты в межнациональной среде, готовность идти на компромисс;
  • способность и стремление к познанию традиций других народов;
  • умение использовать полученные знания в ходе диалога культур в профессиональных целях.

В результате, структурная компонента социокультурных компетенций может быть представлена следующим образом: когнитивный (знание культуры своего народа, а также культуры, нравов, обычаев и традиций других народов), аксиологический (ценностное отношение к культуре, принятие культуры мира, других стран и народов); личностно-операционный (способность к общению с представителями другой культуры, умение организовывать работу с представителями другой этничности и культуры, умение сотрудничать в команде, умение прогнозировать результаты работы); оценочно-рефлексивный (умение оценивать свое поведение в различных ситуациях социокультурного общения). В рамках освоения компетенций, можно выделить три уровня: низкий, средний и высокий. Названные четыре компонента социокультурных компетенций могут быть представлены в виде следующих блоков: блок индивидуальных характеристик и личностных свойств, мета-блок, когнитивный, функциональный и социально-коммуникативный блоки.

В настоящее время, в педагогической науке выделяется множество различных компетенций. В системе гуманитарного образования ключевыми из них являются социокультурные, предполагающие наличие культурных знаний в широком смысле, соотнесенных с ситуацией общения.  Они - ядро не только коммуникативных, но и межкультурных компетенций. Это позволяет считать их фундаментальными, в рамках бакалавриата по направлению «Культурология». Социокультурные компетенции включают два блока знаний – социально-психологические и культурологические; таким образом, можно говорить об их основных компонентах: когнитивном, аксиологическом, личностно-операционном, оценочно-рефлексивном. Их формирование становится ключевым моментом в современном образовании.

Литература

  1. Авдеев Н.Ф. Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы. – М.: МГИУ, 2006. – 380 с.
  2. Куницына В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - С. 34–36.
  3. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс] режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html?go=part-006*page.htm (дата обращения 22.11.14).
  4. Краснокутская С.Н. Социальная компетентность как качественная характеристика процесса социализации студентов. Сб. науч. трудов Северо-Кавказского гос. технического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 1 (13). [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ncstu.ru (дата обращения 22.11.14).
  5. Беденко Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре: дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2004.
  6. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
  7. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: Академия, 2003. - 193 с.
  8. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
  9. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 416 с.
  10. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 216 с.

References

  1. Avdeev N.F. Vzgljad neravnodushnogo professora na problemy vysshej shkoly. – M.: MGIU, 2006. – 380 s.
  2. Kunicyna V.N. Social'nyj intellekt i social'naja kompetentnost' // B.G.Anan'ev i leningradskaja shkola v razvitii sovremennoj psihologii: tez. nauch.-prakt. konf. - SPb.: Izd-vo SPbGU, 1995. - S. 34–36.
  3. Liginchuk G.G. Psihologija professional'noj dejatel'nosti: uchebno-metodicheskij kompleks. [Jelektronnyj resurs] rezhim dostupa: http://e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html?go=part-006*page.htm (data obrashhenija 22.11.14).
  4. Krasnokutskaja S.N. Social'naja kompetentnost' kak kachestvennaja harakteristika processa socializacii studentov. Sb. nauch. trudov Severo-Kavkazskogo gos. tehnicheskogo universiteta. Serija «Gumanitarnye nauki». 2005. № 1 (13). [Jelektronnyj resurs] rezhim dostupa: http://www.ncstu.ru (data obrashhenija 22.11.14).
  5. Bedenko N.N. Social'naja kompetentnost' lichnosti v sovremennoj urbanisticheskoj kul'ture: dis. ... kand. filos. nauk. Tver', 2004.
  6. Pedagogika professional'nogo obrazovanija / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov i dr. / Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Akademija, 2004. - 368 s.
  7. Ivanov D.A. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponjatija, instrumentarij. - M.: Akademija, 2003. - 193 s.
  8. Grushevickaja T.G., Popkov V.D., Sadohin A.P. Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii: Uchebnik dlja vuzov. - M.: JuNITI-DANA, 2002. - 352 s.
  9. Mol' A. Sociodinamika kul'tury. - M.: Izd-vo LKI, 2008. - 416 s.
  10. Esin A.B. Vvedenie v kul'turologiju: Osnovnye ponjatija kul'turologii v sistematicheskom izlozhenii: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Akademija, 1999. - 216 s.