CREATIVE SPACES FOR THE «NEW TYPE» OF AUDIENCE
Литвинцева Г.Ю.
ORCID: 0000-0002-6847-4486, Кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный институт культуры
КРЕАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА АУДИТОРИИ «НОВОГО ТИПА»
Аннотация
В статье под креативными пространствами понимается не только институализированные и организованные формы, но и любое событие, направленное на реализацию творческого потенциала человека. Для аудитории «нового типа» характерно стирание границ между «высокой» и масс-медийной культурой, творческой самореализацией и финансовым успехом. Креативные центры рассматриваются как новый тип досугового, образовательного и рабочего пространства, в котором формируется новый образ культурного человека.
Ключевые слова: новый класс, арт-центры, творческие индустрии, кластеры, перформанс.Litvintseva G.U.
ORCID: 0000-0002-6847-4486, PhD in Pedagogy, Saint-Petersburg State Institute of Culture and Arts
CREATIVE SPACES FOR THE «NEW TYPE» OF AUDIENCE
Abstract
In this article the author considers the creative spaces for new audiences not only as institutionalized and pre-organized forms of activities but as any activity directed to the realization of the creative potential of an individual. There are essential characteristics of the new type of audience: the boundaries between “high culture” and mass-media products for this type of audience are blurred; financial success and creative self-realization are equally important. Creative centers are considered now as the new type of space where leisure activities are directed to enrich, to educate and to form a new type of the cultured individual.
Keywords: new class, art-centers, creative industries, clusters, performance.Еще в 1970-х гг. прошлого столетия Ж.-Р. Дюмазедье заявил о наступлении нового этапа в развитии западноевропейских стран, который он назвал «цивилизацией досуга» [1]. «Цивилизация досуга» характеризуется появлением аудитории «нового типа», для которой просветительская модель культуры индустриальной эпохи, основанной на приобщении человека к «высокому», «вечному», становится все менее актуальной. Плюралистическая модель постиндустриальной эпохи основывается на гедонистической, коммуникативной, компенсаторной, креативной концепции.
У «новых культурных потребителей» нет строго зафиксированных предпочтений. Они выбирают национальную и мировую, популярную и «высокую» культуру: в один из вечеров они слушают оперу, а в следующий – идут на рок-концерт; посещают традиционные музеи и популярные эстрадные представления, выставки современных художников и фольклорные праздники.
Активное распространение коммерческих фирм по организации досуга, арт- центров, event-агентств, торгово-развлекательных центров свидетельствует о наступлении в конце XX - начале XXI в. «цивилизации досуга» и в нашей стране.
В российском обществе постепенно формируется аудитория, признающая равнозначность просветительских и гедонистических ценностей, призванных «в условиях потребительной свободы удовлетворить потребность в радости, счастье, удовольствии посредством обмена не только вещами, но и информацией, знаками» [2, с.153]. У данной аудитории стираются границы между «высокой» и масс- медийной культурой. Именно поэтому поиск новых форм связан с тенденцией, так называемого, смешения элементов элитарной и массовой, традиционной и мировой культуры, элементов различных жанров (кино, театра, фотографии, живописи, скульптуры, танца и т. д.).
Подобно Ж.-Р. Дюмазедье, Д. Брукс также посвящает свои исследования новому классу, который формируется в условиях инновационного общества и экономики знаний. По мнению автора, высокообразованные люди, превращающие свою творческую самореализацию в финансовый успех, будут составлять новую элиту информационного общества. Д. Брукс называет такой класс людей «богемными буржуа», или бобо, под влиянием которых формируется новый образ культурного человека» [3, с.10].
Р. Флорида так же говорит о формировании нового класса, который называет «креативным» [4]. Сегодня, считает исследователь, креативность требуется не только от представителей творческих профессий - художников, музыкантов, поэтов, но также и от предпринимателей, бизнесменов, руководителей. Креативность становится главным критерием конкурентоспособности современного человека.
Формирование новой аудитории или нового класса происходит в различных креативных пространствах – «Гараж», «Винзавод», «Лофт Проект Этажи», «Центр современного искусства им. С. Курухина», «Пушкинская-10», «Эрарта», «Скороход», «Ткачи» и т.д. Альтернативные центры современной культуры в своей деятельности не ограничиваются только поддержкой и развитием современного искусства, перспективных музыкантов, режиссеров, но и активно осуществляет театральную, концертную, выставочную, образовательную и просветительскую деятельность. Каждая площадка является уникальной, обладает собственной концепцией, архитектурой и особенностями функционирования. Каждый проект имеет свою идею и наполняется особенной атмосферой. Однако все пространства многофункциональны и наполнены разнообразными возможностями, они создают креативную среду.
Появление арт-центров на базе именно индустриального наследия города Р. Флорида объясняет тем, что историческая архитектура индустриального периода привлекает представителей креативного класса своей аутентичностью и уникальностью, противопоставленной массовости и ширпотребу. Именно поэтому происходит трансформация заводских фабричных помещений под креативные центры. Сохранение черт фабричного интерьера, в сочетании с привнесенными в них глянцевыми поверхностями и современного дизайна, делают интерьер центров не пассивным фоном, а активным произведением, создают атмосферу креативности, которая призывает посетителей к диалогу, сотворчеству и самодеятельности. Как замечает Дж. О’Коннор, такое смешение стилей и художественный взгляд на пространство благоприятно сказываются на восприятии обстановки, помогая развивать креативные идеи, концентрироваться и, наоборот, релаксировать [ 5 ].
Новые площадки представляют собой принципиально новый тип досугового пространства, предназначенного для максимального вовлечения посетителей в различные виды творческой деятельности. В то же время они становятся еще и местом для работы, творчества и жизни креативных специалистов, которые активно занимаются культурным строительством, создавая кластеры, арт-пространства и культовые места самостоятельно для себя и других.
В арт-центрах под одной крышей собираются разнообразные творческие индустрии, образуя креативный центр, кластер. В них располагаются выставочные пространства, лектории, танцевальные, концертные и театральные залы, кафетерии, коворкинги, дизайнерские шоу-румы, иногда хостелы и библиотеки- книжные магазины со специализированной литературой. Таким образом, арт-центры служат для креативных людей местом, где они могут поработать в привычной для них обстановке, с пользой провести досуг, заглянув на выставку или постановку современного театра, а также отдохнуть и выпить кофе в окружении близких по духу людей.
Арт-центры приобретают популярность, и их количество год от года стремительно растет. Однако феномен подобных креативных пространств настолько молод, что не успел обзавестись исследовательской традицией. В этом отношении можно констатировать тот факт, что практика опережает теорию. Например, большой интерес для изучения и анализа представляет процесс формообразования. В советскую эпоху вопрос, связанный с появлением новых форм, являлся проблематичным и речь могла идти лишь о наполнении традиционных культурно-досуговых форм интересным содержанием. В настоящее время можно говорить о появлении новых форм, представляющих собой синтез различных жанров искусств, новых технологий и синтез традиционных и инновационных форм, например, таких как фестиваль-хэппенинг, театрализованный концерт-перформанс, моб-плэнер, флэш-моб-хэппенинг и т.д. Данные формы позволяют организаторам и участникам стать равноправными участниками деятельности по производству и конструированию смыслов, а арт-центр становится некой лабораторией для интеллектуальных упражнений, где активизируется как чувственное восприятие зрителя, так и его интеллектуальные и креативные способности [6].
Под креативными пространствами следует понимать не только институализированные и организованные формы, но и любое событие, направленное на реализацию творческого потенциала человека, будь то перформанс, хэппенинг или флеш-моб. Исследование данных пространств представляет большой интерес, как с точки зрения анализа инновационных форм культурно-досуговой деятельности, так и с позиции рассмотрения их потенциала в формировании аудитории «нового типа».
Литература
- Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. New York: Free Press, 1967. -307 с.
- Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб: Алетейя, 2000. – 347 с.
- Брукс Д. Бобо в раю: откуда берется новая элита / Дэвид Брукс. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. – 296 с.
- Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Классика-XXI Арт-транзит, 2011. – 419 с.
- О' Коннор, Дж. Культурная политика как влияние: Экспорт идеи творческих индустрий в Санкт-Петербург / Дж. О’ Коннор // Творческие индустрии в России. Культурные стратегии: Экспертный клуб. – Вып.3. – М.: Институт культурной политики, 2004. – 346 с.
- Мокир Д. Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. – 502 с.
References
- Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. New York: Free Press, 1967. – 307 p.
- Mankovskaya N.B. Aesthetics postmodernizma. - St. Petersburg: Aletheia, 2000. - 347 p.
- Bruks D. Bobo in Paradise: where does the new elite / David Brooks. - M .: OOO "Hell Marginem Press", 2014. - 296 p.
- Florida R. Creative class: people who change their future. - M .:-XXI Classic Art-Transit, 2011. – 419 p.
- ' Connor, J. Cultural Policy as the impact of exports idea of creative industries in St. Petersburg / J About.' Connor // Creative industries in Russia. Cultural Strategies: Expert Club. - Vol.3. - M .: Institute of Cultural Policy, 2004. – 346 p.
- Mokyr D. Lever wealth. Technological creativity and economic progress. - M .: Publishing House of the Gaidar Institute, 2014. – 502 p.