THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS STUDY OF SCIENCE AS AN ACADEMIC DISCIPLINE IN RUSSIAN SCHOOLS

Research article
Issue: № 10 (17), 2013
Published:
2013/11/08
PDF

Солянкин А.В.

Аспирант Волгоградского государственного социально-педагогического университета, ст. преподаватель Волгоградского филиала АНОО ВПО «Международный славянский институт»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье представлена периодизация становления информатики как учебной дисциплины в школах России. Даны сущностные характеристики этих периодов. Выделены основные предпосылки становления информатики как учебной дисциплины.

Ключевые слова: контент-анализ, кибернетика, информатика, вычислительная техника.

Solyankin A.V.

Graduate of Volgograd State Pedagogical University, social, art. teacher of the Volgograd branch ANOO VPO "International Slavic Institute"

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS STUDY OF SCIENCE AS AN ACADEMIC DISCIPLINE IN RUSSIAN SCHOOLS

Abstract

The article presents the periodization of becoming computer science as an academic discipline in the schools of Russia. Are the essential characteristics of these periods. The basic prerequisites of the establishment of computer science as an academic discipline.

Keywords: content analysis, cybernetics, computer science, computer engineering.

С середины XX века существенную роль в прогрессивных научных открытиях играет информатика, которая сегодня выступает как наука, как отрасль производства и как учебная дисциплина. Научные методы информатики и, прежде всего, методы информационного моделирования и виртуальной реальности, а также информационный подход как фундаментальный метод научного познания, открывают принципиально новые возможности для изучения живой и неживой природы, человеческого общества и самого человека. Считаем, что, учебный курс школьной информатики оказывает существенное влияние на формирование личности современного ученика, его научное мировоззрение, а также способствует развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, освоению ими базирующихся на этой науке информационных технологий, так необходимых, как в самом образовательном процессе, так и в повседневной и будущей жизни.

Поэтому концептуализация историко-педагогического опыта становления информатики как учебной дисциплины в России представляется значимой научной проблемой, решение которой позволит не только целостно представить данный феномен в контексте мирового историко-педагогического процесса, но и выявить тенденции его развития в условиях реализации новых образовательных стандартов.

В результате проведенного нами контент-анализа, была определена следующая периодизация становления информатики как школьной дисциплины в России.

Первый этап становления информатики был связан с неоднозначным отношением к кибернетике, точнее именно кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе, стала прародительницей информатики в СССР. Движение за кибернетику приобрело лавинообразный характер. В апреле 1958 г. в АН СССР был создан Научный совет по кибернетике во главе с академиком А. И. Бергом. В состав этого Совета вошли математики, физики, химики, биологи, физиологи, лингвисты и юристы. О «кибернетическом буме» в научном сообществе СССР свидетельствует создание Всесоюзного научно-инженерного общества радиотехники и радиосвязи имени А.С. Попова. В журнале «Электричество» публиковались статьи о достижениях советских ученых в области создания ЭВМ. В 1961 году под редакцией А.И. Берга вышла книга «Кибернетика на службе коммунизма», в которой советские ученые описывали возможное приложение кибернетики к национальной экономике. Во введении этой книги А.И. Берг утверждал, что ни одна другая страна не сможет использовать кибернетику так же эффективно, как Советский Союз, поскольку кибернетика, главным образом, сводится к выбору оптимальных методов выполнения операций и только социалистическая экономика может универсально использовать эти методы. «В социалистическом плановом хозяйстве,- писал А. И. Берг, - имеются все условия для наилучшего использования достижений науки и техники на благо всех членов общества, а не отдельных соперничающих групп и привилегированного меньшинства» [1, с. 271.].

В начале 60-х годов XX-го века в научной литературе появился термин «информатика», который стал практически одновременно использоваться как в России, так и за рубежом, но понимался абсолютно по-разному.

В России сущностное понятие «информатика» изменялось в течение ее генезиса как науки. Изначально термин информатика был связан с  получением, передачей, хранением и обработкой информации. Эти идеи впервые были научно обоснованы известными учеными В.М. Глушковым, Е.Л. Ющенко, З.Л. Рабиновичем, Ю.В. Капитоновой, А.Н. Колмогоровым, А.А. Летичевским.

С появлением ЭВМ в нашей стране начинается компьютерная революция, что обеспечивает информатике необходимую аппаратную поддержку, т.е. благоприятную среду для ее развития как науки. В этот период под термином «информатика» понимается наука о вычислениях (первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов) действий.

Второй этап был связан с началом внедрения идеи о необходимости обучения информатики в средней школе.

Особый интерес для историко-педагогического осмысления процесса становления и развития информатики как учебной дисциплины в школе представляет учебно-методическая база, созданная за достаточно короткий промежуток времени известными учеными: А.П. Ершов, С.А. Бешенков, М.Н. Бородин, А.А. Кузнецов, Н.В. Матвеева, В.М. Монахов, Ю.А. Первин, Е.А. Ракитина и др.

В середине 70-х годов была осуществлена разработка целостной дидактической концепции педагогической деятельности. Содержание школьного образования рассматривалось учеными как средство индивидуального развития каждого ученика [2]. Эта теория содержания образования наиболее полно была отражена в книге «Дидактика средней школы» под ред. М.Н. Скаткина и М.А. Данилова (М., 1975 г.). Авторы обосновали вывод о том, что «все содержание образования может быть почерпнуто только из содержания социальной культуры. За ее пределами нет ничего, что могло бы войти в содержание образования» [3, с. 26].

Определяющее значение для развития теории содержания общего среднего образования в данное время имели указания партийно-правительственного постановления «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (22 декабря 1977 г.), непосредственно вытекающие из соответствующих директив XXV съезда КПСС. Руководящей идеей нового этапа совершенствования содержания образования должна была стать, выдвинутая в партийно-правительственном постановлении о школе 1977 года идея комплексного подхода к решению данной задачи. В постановлении о школе от 1977 года указывалось: «В современных условиях, когда в стране осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, выпускники средней школы за период учебы должны овладеть глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определенной профессией» [3].

Целенаправленному определению места программирования в школе во многом поспособствовали такие выдающиеся педагоги-математики, как А.И. Маркушевич и Н.Я. Виленкин. Одним из первых начал вести уроки программирования для московских школьников С.И. Шварцбурд. В.М. Монахов первым в стране создал курс «Основы программирования», на базе которого вел уроки в средних школах Москвы. В конце 70-х годов ХХ века А.П. Ершовым была доказана актуальность раннего обучения информатики, открыт первый кабинет информатики в школе при Новосибирском Академгородке.

Третий этап – характеризуется научным обоснованием идеи раннего изучения информатики.

Процесс формирования содержания образования в русле инвариантно-деятельностной концепции был обоснован в 1980-е годы В.С. Ледневым и рассматривался как процесс многоуровневый, включающий: общетеоретический уровень (т.е. уровень целей обучения), уровень учебного предмета, уровень учебного материала, уровень реального процесса обучения, уровень достояния личности каждого школьника [4]. Этот подход был отражен в таких работах ученого, как: «Содержание общего среднего образования: проблемы структуры» (М.,1980 г.), «Содержание образования» (М, 1989 г.), «Содержание образования: сущность, структура, перспективы» (М., 1991 г.).

К середине 1980-х годов в советской педагогике сложились культурологическая (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин) и инвариантно-деятельностная (В.С. Леднев) теории содержания образования. Следует отметить, что даже с позиций новой методологии охарактеризованные теории не теряют своей значимости, а приобретают современное звучание. Так, по мнению, Л.М. Перминовой, «с позиций неклассических представлений процесс обучения следует рассматривать как целенаправленный и ценностно-ориентированный процесс освоения не только знаний, умений, навыков, а знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и ценностей для личностного, профессионального и культурного самоопределения человека» [5, с.13].

С 1 сентября 1985 года Информатика была введена как обязательный учебный предмет во все средние школы СССР и получила название «Основы информатики и вычислительной техники», сокращенно ОИВТ. Была сформирована концепция школьной информатики, а в 1986 г. информатизации школьного образования. На этом этапе были доказаны методические возможности и реальные перспективы использования компьютера в самом учебном процессе. Б.Н. Наумов в 1985 году осуществил структуризацию предметной области информатики, выделив в ней три сегмента: теоретический, технический и прикладной. В последствии были добавлены социальная, физическая и биологическая информатики. В прикладном сегменте наибольший интерес представляет «Педагогическая информатика», которая понимается как комплекс прикладных исследований по развитию и использованию средств и методов информатики для целей информационной поддержки педагогического процесса, т.е. применительно к проблемам информатизации образования. В 1996 г. на 2-м Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» Россия предложила свою концепцию изучения проблем информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины в системе опережающего образования.

На протяжении своего развития, за 70-летний период, советская педагогика была обогащена тремя основными парадигмами, оказавшими существенное влияние на становление информатики как учебной дисциплины и связанными с основными подходами к содержанию общего образования: «знаниевой», «развивающей», «деятельностной». Параллельно развивалась, так называемая, альтернативная парадигма личностно-ориентированного образования, которая исходит из внутреннего характера содержания образования и при определенных педагогических условиях (особая образовательная среда) создается самим учеником и выступает как собственное содержание образования [4].

Создание физико-математических школ-интернатов явилось важным этапом в становлении информатики как учебной дисциплины, поскольку, именно в этих школах в рамках факультативов и кружков, объединявших детей, интересующихся проблемами кибернетики и вычислительной техники, формировались педагогические и методические условия обучения информатики.

Итак, в качестве предпосылок становления информатики как учебной дисциплины следует выделить следующие.

  1. Историко-политические:
  • восстановление народного хозяйства после Великой отечественной войны инициировало развертывание новых отраслей техники и производства, рост требований к уровню образования и культуры будущих специалистов во всех областях народного хозяйства, реформирование образования, направленное на повышение качества учебно-воспитательной работы с молодежью;
  • «холодная война» развернула процесс милитаризации, стимулировавший развитие военно-промышленного комплекса и, как следствие, увеличение средств на научные исследования в области физики, химии, кибернетики и др. наук;
  • «хрущевская оттепель» создала условия для либерализации политического режима, позволившей советским ученым выйти из закрытых лабораторий, получить возможность свободной и творческой деятельности и приобрести мировую известность;
  • реализация космической программы привела к расширению информационного пространства страны, повысило уровень межкультурной коммуникации и открыло новые возможности для образования и школы;
  • становление субкультуры шестидесятников инициировало процессы популяризации и романтизации научного познания и научно-технического прогресса в обществе, оказало влияние на весь советский быт, развитие научно-технического прогресса и образование;
  • экономические реформы планирования, управления народным хозяйством (1965 – 1970-е гг.) и ускорения социально-экономического развития (1970 – начало 1980-х гг.) создали условия для эффективных научных разработок в области кибернетики и электронно-вычислительной техники;
  • идеологические дискуссии о научной сущности кибернетики и ее праве на существование в качестве самостоятельной научной дисциплины стимулировали основание новой мощной отрасли науки и техники, создание научно-исследовательских институтов и заводов, производящих кибернетические устройства.
  1. Научно-производственные:
  • переход к постнеклассическому образу научно-познавательной деятельности, характеризующемуся усилением междисциплинарных связей, органичным включением в исследовательский процесс гуманитарных параметров и необходимостью проведения гуманитарной экспертизы исследовательских проектов в области квантовой механики, теории относительности, кибернетики, ядерной энергетики, генной инженерии, компьютерной и лазерной техники и др.;
  • нечеткость определения границ новой науки, требовавшая изучения специфических областей, стоящих на границе технических наук и математики (математические теории управления и обработки сигналов, теория информации и др.);
  • создание с 1941 года вычислительных лабораторий и центров, результатом работы которых явились: выпуск первых в СССР, Европе и мире промышленных образцов электронных вычислительных машин, многопроцессорных комплексов и прочее;
  • интенсивные исследования в области кибернетики в 1950 – 70-е годы, благодаря работе советских ученых (В.М. Глушков, И.Б. Игнатьев М.Л. Карцев, С.А. Лебедев, Н.Я. Матюхин, В.А. Мясников, С.Б. Погребинский, З.Л. Рабинович и др.) привели к созданию теории кибернетики, не имеющей по своему уровню аналогов в мире;
  • создание в 1958 г. Научного совета по кибернетике (А.И. Берг) повысило консолидацию ученых, готовых и способных организовать и вести кибернетические исследования, инициировало проведение исследовательских семинаров по кибернетике, возможность формулировать актуальную научную проблематику следить за ходом и результатами подобных исследований за рубежом.
  1. Педагогические предпосылки:
  • переход от «знаниевой» образовательной парадигмы к «развивающей» и «деятельностной» (1965 - 70-е гг.) инициировал разработку нового содержания общего образования, соответствующего современным достижениям науки и требованиям комплексного подхода к совершенствованию обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду, согласно новым директивам руководства страны (1977 г.);
  • научно-экспериментальная работа университетов (с 1962 г.) и организационно-постановляющая деятельность государства (с 1963 г.), направленная на поддержку одаренных школьников, подготовили базу для открытия специализированных школ не только с углубленным изучением математики и физики, но и введением учебных курсов, факультативных занятий и научных кружков с кибернетической тематикой и компьютерно-информационной специализацией;
  • становление в середине 1980-х годов в советской педагогике культурологической (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин) и инвариантно-деятельностной (В.С. Леднев) теорий содержания образования послужило основой для дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, необходимой для повсеместного включения в содержание общего образования учебного курса информатики и внедрения информационных технологий;
  • государственная реформа образования 1984 года, инициировавшая в 1985 г. внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, явилась начальным этапом официальной информатизации среднего образования.

На современном этапе человеческая цивилизация находится на этапе информационной революции, которая, так или иначе, оказывает существенное влияние на цели, содержание и средства образования вообще и информатики как учебной дисциплины. Содержание и преподавание информатики стало тесно связываться с образовательными стандартами. Большое влияние на развитие информатики, на данном этапе, оказали стандарты образования 2004 и 2009 гг. В XXI веке особую актуальность приобретают научные изыскания, посвященные стандартизации информатики и развивающие идеи информационного подхода в образовании (В.Б. Гухман, И.М. Зацман, К.К. Колин, В.М. Монахов, Э.П. Семенюк).

Наступление нового периода в развития информатики как междисциплинарного научного направления инициировало поиск и изучение новых комплексных дисциплин, несущих не только прикладную, но и общеобразовательную нагрузку (И.М. Гуревич, К.К. Колин, А.Д. Урсул). Именно поэтому, на современном этапе изучение информатики как фундаментальной науки в системе образования имеет исключительное значение для формирования современного научного мировоззрения (К.К. Колин). Информатика, сегодня, интегрирует в себе комплекс научно-технических дисциплин и представляется наукой о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы. [6, с. 5].

Итак, историко-педагогический и философский анализ показал, что в настоящее время российскими учеными уже опубликовано значительное количество работ, где отмечается, что осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах природы и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира, которая существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической Картины мироздания, доминировавший в науке еще со времен Декарта и Ньютона до конца XX века. Следует отметить и то, что в течение социально-исторического развития социокультурный опыт информационной деятельности человечества усложнялся, обогащался и наполнялся новым содержанием.

References