ORIGINS OF PRIMARY SCHOOL IN FRANCE

Research article
Issue: № 10 (17), 2013
Published:
2013/11/08
PDF

Вахабова А.А.

Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУВПО «Волгоградский ГАУ»

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье речь идет о становлении начального образования во Франции, о борьбе церкви со светской властью за ведущую роль в образовании детей. Раскрывается несостоятельность педагогических приемов и методик французских учителей. Отмечается ведущая роль государства в преобразовании школьных программ и внедрении в жизнь самых популярных законодательных актов.

Ключевые слова: начальная школа, клинописные тексты, Египет, транскрибирование, Римская империя.

Vakhabova A. A.

Volgograd State University of Agriculture, PhD

ORIGINS OF PRIMARY SCHOOL IN FRANCE

Abstract

The article describes the formation of elementary education in France, the antagonism between the church and the secular authorities in the matter of children education. The untenability of techniques and methods of French teachers is elaborated upon. Remarks are made on the leading role of the State in altering the school curricula and on promoting practical application of the most popular legislative acts.

Keywords: elementary education, cuneiform texts, Egypt, transcription, the Roman Empire.

Значение слова образование, которое в настоящее время существует в нашем обиходе исторически очень тесно связано со значением слова писать. И тогда правомерно возникает вопрос: передача знаний без применения средств письменной передачи сведений может называться образованием? Положительный ответ на выше поставленный вопрос очевиден.

Однако задача нашего исследования не состоит в том, чтобы выяснить, какой из способов передачи знаний первичен, а который второстепенен. Мы попытаемся проследить эволюцию образования Франции на примере одного из департаментов.

История этого вопроса берет свое начало с Суме – этой древней цивилизации, которую исследовал известный французский ученый С.Н. Крамер. Именно на территории проживания этого древнего народа в Месопотамии и были найдены первые таблицы с клинописными текстами. Они явились первыми источниками передачи человеческой мысли посредством изложения их в письменной форме. В Египте в свою очередь письмо впервые появилось  в виде идеограмм, затем  произошли изменения, приведшие к тому, что этот способ транскрибирования эволюционировал в фонемы и, тем самым, появилась возможность передачи всех  звуков  путем изложения их на бумаге. Это было началом того, что привело к новым способам  передачи знаний молодому поколению на протяжении столетий, и в авангарде  этого процесса была светская и обязательная  школа Франции. Прошло много столетий, прежде чем она стала такой, какую мы ее знаем сейчас.

Во времена Римской империи педагог был рабом, которого выбирали богатые люди для обучения детей. Девочки и мальчики из обеспеченных семей обучались чтению, письму и счету под руководством литератора, что можно приравнять к элементарным курсам в наши дни.

В возрасте 12-13 лет девочки оставались дома и получали частные уроки. Мальчики посещали школу, где грамматик преподавал греческую и латинскую грамматику.

Что касается Галлии из различных видов занятий, очевидно, что друиды были основоположниками обучения молодежи. И не стоит полагать, что это было образование для всех, этот вид обучения существовал для послушников и мальчиков из знатных семей.

После падения Римской империи монастыри  были единственным местом, где сохранялись знания. Монахи переписывали манускрипты и создавали школы.

«Все отцы семейств должны отдать своих сыновей в школу и оставить их там до тех пор, пока они не получат достаточных знаний» [6 C.15].

Этим указом Карл способствовал распространению школ и поднятию их престижа. Он не был основателем школ, они существовали задолго до него. Он был скорее промоутером, так как обязал все епархии открыть элементарные школы.

Духовенство потеряло свою латынь. Карл попросил епископов и монахов переписывать книги, используя новый стиль написания строчных букв вместо прежнего унциального письма, что позволило бы облегчить их чтение и распространение.

В своем произведении «Жизнь в средние века» Женевьева Окур вот что пишет об образовании: «До наших дней в основе образования было изучение алфавита, чтение и письмо, так называемое введение читающего люда в мир написанных мыслей, после чего, теоретически, все остальные знания человек мог освоить сам. В Средние века существовала совершенно иная точка зрения по этому поводу, несмотря на то что образование не получило еще столь широкого распространения, школы были тогда даже в деревнях» [6 C.90].

Необходимо, однако, отметить что в этом обществе, основанном на неравенстве,  наиболее полное образование  получали дети из зажиточных семей. Легко представить, что богатые торговцы нуждались в хорошем образовании, чтобы достичь успехов в делах и вести бухгалтерию. Церковь проявляла неподдельный интерес к образованию, и  их внимание привлекали наиболее способные дети с целью привлечь их в священнослужители.  Именно с этим умыслом каноники занимались школами, которые понемногу вытесняли монастырские школы.

В 17 веке существовали  небольшие  школы, но многое о них неизвестно из-за отсутствия  документов. Их организовывали большей частью общины или частные лица вне всякого официального участия. Церковь как всегда была вездесуща, подбор учителей осуществлялся всегда с согласия кюре. Учителя маленьких школ должны были обеспечивать церковные службы и петь в церковном хоре во время праздников. Уровень и качество педагогических приемов были тесно связаны с научными познаниями учителя, которые в основном были очень ограничены. Преподавались общие правила чтения, письма и иногда основы счета.

 По закону от 11 флореаля 10 года (1мая 1802 г.) организация  начальных школ находится в компетенции Муниципальных советов общин; они должны были проконтролировать обустройство школ и  назначить зарплату учителям. Большая часть расходов приходилась на сельские общины, для претворения в жизнь всех законодательных актов об образовании.

Неверно убеждение, что начальное образование получило свое развитие во времена правления Луи Филиппа по закону от 1883 года. С этим законом больше ассоциируется имя Гизо известного французского историка и политика. Этот закон провозгласил свободу образования и обязанность каждой коммуны открыть школу, а каждый департамент должен был организовать нормальную школу, чтобы выпускники начальной имели возможность получить  полное среднее образование. Воплощение закона в жизнь было очень медленным и трудоемким процессом из-за многочисленных подводных камней. В этом законе, однако, не было и речи об обязательном и бесплатном образовании. Школ стало больше, а 17000 коммун стали обладателями собственных школ. Они стали лучше оснащены, несмотря на нехватку школьной мебели в некоторых из них.

Следует отметить, что Гизо в своем видении будущего начального образования разглядел всю пагубность влияния на начальную школу правящей буржуазной элиты, которая строго контролировала начальное образование,  подбор,  подготовку и подотчетность учителей.

Граф Фаллу политический деятель, либеральный католик был Министром народного образования с 1848-49 гг. Он подготовил закон, который носил его имя и был одобрен в 1850 году. Этот закон определил прерогативу церкви в вопросах образования и максимально способствовал развитию общинных школ. Акцент был сделан на подготовку учителей, на их самостоятельность и независимость от местных властей в вопросах образования. Светскость образования в этом законе не упоминалась. Кюре местных приходов с некоторой долей сектантства присматривали за своей паствой, тогда как буржуазная элита считала народные школы рассадником идей, которые в корне не совпадали с их интересами.

Следующий в череде законов об образовании стал закон представленный Министром образования Виктором Дюруи от 10 апреля 1867 г. Он провозгласил бесплатность начального образования, предоставил возможность получения пособий малоимущими на образование и определил обязанность каждой коммуны с населением более 500 жителей основать школу для девочек.

Место для строительства школы необходимо выбрать в доступном для всех детей и чистом районе. Близлежащие деревни объединялись для строительства школ и выбирали самое благоприятное место.

Инструкции по строительству школ касались архитектуры, финансирования и местоположения здания.

Школьные здания должны быть простыми, скромными, но комфортными, вдали от шумных и грязных зданий, нахождение рядом с коими могло оказать на детей психологически, эстетически и физически неблагоприятное воздействие. Учебные кабинеты должны быть с деревянными полами, хорошо освещены и расположены, так чтобы дневной свет полноценно проникал в помещение.

Помещения для проживания учителей и их семей должны состоять из трех комнат включая столовую, а также непременным условием было наличие сада.

Площадь на одного учащегося рассчитывалась 1м2 при высоте потолков 4 метра. В смешанных классах необходимо проследить, чтобы кабинет был перегорожен на два сектора для мальчиков и девочек.

Бюллетень о начальном образовании от 1874 года представляет информацию о максимальном количестве учащихся в одном классе. В нем сказано «везде, где это возможно не превышать» определенное правилами и циркулярами количество учащихся 50 детей в одном классе. Но количество учащихся росло пропорционально становлению и укреплению школьного образования, что создавало множество проблем. Но, несмотря, на все трудности и шероховатости становления школьного дела инспектор Академии, который составлял бюллетень, отметил: «Мы живем в такой стране и в такую эпоху, где образование также необходимо как воздух» [8 C.7].

Одним из грандиозных достижений Республики является то, что она дала возможность всем французам получить образование, так как до определенного времени обязательность школьного образования зависела от случайных возможностей. И только закон Ферри от 1881-82 гг. определил статус начального школьного образования: бесплатное, светское и обязательное. И, наконец, оно стало независимым от церковного контроля и надзора.

 В письме от 17 ноября адресованном учителям Ферри пишет: «Вы не можете преподавать ничего, что не соответствовало бы морали добропорядочного семьянина. Когда вам говорят о миссии апостола, вы можете составить себе ложное представление о своей роли. Вы ни в коем случае не поборник новой церкви. Законодатель не хочет сделать вас ни философом, ни импровизированным теологом. Он от вас не требует ничего, чтобы не потребовал от человека с чувствами и сердцем. Передать детям определенный объем школьных знаний, принципы морали, этой доброй древней морали такова ваша задача. Вы – помощник, а в некоторой степени заместитель отца семейства. Говорите с его ребенком так, как бы вы хотели, чтобы он говорил с вашим. В тот час как вы даете наставление ребенку, спросите себя, если со мной рядом в данный момент находился человек чести, сказал бы я это. Спросите себя, если бы отец ребенка присутствовал у вас в классе, и, слушая вас, мог в один прекрасный момент высказать несогласие с тем, что вы говорили, продолжили бы вы свою мысль. Если нет, то не говорите этого. Вы не нарушите тогда этой щепетильной, деликатной и священной вещи как доверие ребенка» [8 C.12].

Во второй половине XIX века занятия в школах вели «братья» и «сестры». Закон от 1886 года предлагал заменить их на светских учителей. Это предложение так и осталось не осуществленным вплоть до IIРеспублики. Республиканцы взялись серьезно за противодействие столь широкому политическому влиянию церкви на школу. Они хотели вырвать из рук клерикалов образование и воспитание молодежи. Лицеи и коллежи открывали свои двери для молодых девушек. Нормальные начальные школы обучали будущих учителей; юношей и девушек. Государство выделило значительную часть из бюджета на образование.

В конце 19 века перепись молодых людей дает нам некоторое представление об уровне образования в Департаменте Сэн и Уаз. Молодые люди призывного возраста были включены в опрос, а девушки той же возрастной группы выведены.

  • Не умеющие ни читать, ни писать 75
  • Умеющие только читать 52
  • Умеющие и читать и писать           1872
  • Имеющие продвинутое начальное образование 2377
  • Бакалавры 127

Поражение Франции во франко-прусской войне и пленение Наполеона III в 1870 году разрушило последние надежды: аннексия Альзаса и Лотарингии Германией было воспринято гражданами Франции болезненно. И школа должна была взять на себя миссию духовного воспитания молодых французов для возвращения утраченных восточных территорий. В учебниках истории этот вопрос не допускал никакой двойной трактовки.  Здесь уместно процитировать строки песни, посвященной французским учащимся.

«Наша школа нам дает надежду

На счастливое будущее, что  возможно в один прекрасный день

Став взрослыми мы под громкий бой барабанов отправимся защищать Францию» [8 C.31]

Следует отметить, что по декрету от 6 июля 1882 году создавались школьные батальоны, которые обучались военным дисциплинам. Эти батальоны просуществовали недолго. Казалось, это было предпринято с одной стороны для обеспечения занятости учителей, а с другой – предотвратить нерасторопность коммун, которые финансировали учителей. Тем не менее, непродолжительное время французским школьникам пришлось практиковать стрельбу и заниматься гимнастикой.

References