On the Direction of Certain Changes in the Criminal Law in Russia at the Present Stage

Research article
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.139.165
Issue: № 1 (139), 2024
Suggested:
04.11.2023
Accepted:
21.12.2023
Published:
24.01.2024
934
21
XML
PDF

Abstract

The aim of this article is another attempt to analyse the criminal law of the Russian Federation in order to understand some of the main tendencies of the legislator, traceable in amendments and additions to the Criminal Code of the Russian Federation in recent years. There is a clear trend towards toughening of criminal liability for crimes that infringe on public safety and the foundations of the state structure together with the ongoing processes of humanization of the criminal law on crimes against the person, in the sphere of economy. Any change in the criminal law requires "checking the clock" of the legislator, law enforcer and academic specialist for thoughtful joint work to achieve the desired result of reducing crime, streamlining social relations in the field of interests of criminal law protection.

1. Введение

В 2022 году исполнилась четверть века с момента вступления в силу действующего Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ). За столь продолжительный период времени законодатель принял уже более 300 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в первоначальную редакцию кодекса. 2014 год в этой череде стал самым насыщенным, когда было принято 25 законов. Конечно, дело не в количестве, а в востребованности этих изменений, их обоснованности и, самое главное, в их продуманности, эффективности для целей уголовно-правовой охраны… Однако, как показало время, ученые и правоприменители неоднозначно воспринимают реформы, проводимые в уголовном законе, до сих пор продолжая дискутировать по разным проблемам применения уголовно-правовых норм.

В этом смысле куда более устойчивым был УК РСФСР 1960 года, который за 36 лет применения хоть и претерпевал изменения, но значительно меньше (105 раз). Причем, наиболее частые перемены происходили в периоды т.наз. «перестройки» в 1985-1989 годах, а затем в начале 90-х, когда уже фактически не стало РСФСР.

Эмпирические методы описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм.

2. Основные результаты

1. Представляется недопустимой «подмена» норм Общей и Особенной частей УК РФ с переносом понятий, присущих, на наш взгляд, исключительно уголовному праву, в уголовно-процессуальное законодательство и их смешением, а лучше включение в УК РФ подобных норм в виде примечания к соответствующей статье Особенной части УК РФ. Тем более, что подобная практика имеет место в примечаниях к ст.ст. 151.1, 157, 158, 272 и др.

2. Изменение специальных законов обоснованно требует внесения изменений и в уголовно-правовые нормы Общей части кодекса. В то же время существует мнение, что изменение специального законодательства само по себе не является основанием для изменения положений статей Особенной части УК.

3. Четко прослеживается тенденция на ужесточение уголовной ответственности за преступления, посягающие на общественную безопасность и основы государственного устройства.

4. Процессы гуманизации уголовного закона по преступлениям против личности, в сфере экономики законодателем продолжены и, по-видимому, будут иметь тенденцию к сохранению.

3. Обсуждение

02 ноября 2023 года был принят и опубликован Федеральный закон N524-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». На первый взгляд, настоящий нормативный правовой акт не имеет ничего общего с УК РФ.

Вместе с тем данным законом вводятся два дополнительных понятия: «преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, предусмотренные статьями 20, 81.1, 108 и 164 настоящего Кодекса» и «преступления, совершенные членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению данной организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, предусмотренные статьями 20, 81.1, 108 и 164 настоящего Кодекса». Следуя данной логике, в УПК РФ можно давать определения любому преступлению, расширяя границы ст. 5...

Инициатором данной поправки стал Верховный Суд РФ, объясняя её необходимость способствованием гуманизации уголовного судопроизводства и повышением уровня процессуальных гарантий для подозреваемых и обвиняемых – индивидуальных предпринимателей, членов органов управления коммерческих организаций, т.к. она призвана устранить существующие пробелы в правовом регулировании и трудности в правоприменительной практике, связанные с оценкой возможности распространения на таких лиц специальных правил, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством

.

Вызывает сомнение тот факт, что  сложности правоприменения при разграничении преступлений могут быть устранены включением в УПК понятия преступления, совершенного в связи с предпринимательской или иной экономической деятельностью.

Представляется, что это сфера действия уголовного права, а данные дефиниции не вносят новизны в сферу правоприменения, являясь, по сути, дублированием положения ст. 2 Гражданского кодекса РФ о предпринимательской деятельности. На наш взгляд, они только вторгаются в сферу материальных норм уголовного права, учения о преступлении, подменяя, таким образом, нормы Общей и Особенной части о преступлениях в сфере экономической деятельности. Логичнее подобные нормы включить в УК РФ в виде примечания к соответствующим статьям главы 22 УК РФ.

А.И. Рарог еще в 2013 году указывал на то, что «все изменения должны отвечать требованиям социальной обусловленности, системности и научной обоснованности», а «некоторые законодательные новеллы являются социально не обусловленным и теоретически не обоснованным вторжением в идеологию Уголовного кодекса РФ, поэтому они способны существенно подорвать его научные основы и оказать отрицательное влияние на качество уголовного законодательства

.

В своё время знаковые и масштабные изменения уголовного закона в России отмечались как процессы криминализации, декриминализации, гуманизации и даже либерализации в современной уголовной политике

. У других авторов декриминализация выступает как часть либерализации, а также выделяются прагматизация и оптимизация уголовного закона
.

Возвращаясь к анализу отдельных тенденций законодателя в УК РФ, стоит отметить, что государством уже давно взят курс на дальнейшую гуманизацию уголовного Закона, с одной стороны, и ужесточение ответственности и наказания, с другой.

Только за неполный текущий 2023 год приняты 14 федеральных законов о внесении изменений в кодекс. С чем же связаны основные последние тенденции?

Среди бесспорных плюсов нынешнего УК РФ следует назвать его структурную устойчивость, на которую не повлияло время

.

1. Поэтапное изменение в подходе законодателя к категоризации преступлений средней тяжести внесло ясность, конкретизировав верхний предел максимального наказания в виде лишения свободы (ч.3 ст.15 УК). В то же время включение в разряд тяжких преступлений общественно опасных деяний, совершенных с неосторожной формой вины с максимальным наказанием за их совершение до 15 лет лишения свободы, тем самым значительно расширило круг тяжких преступлений (ч.4 ст. 15 УК).

2. С учетом проведенной пенсионной реформы и переходного пенсионного возраста у мужчин и женщин в ч.7 ст.53 УК РФ приведена в соответствие с действующим законодательством логика назначения наказания в виде принудительных работ лицам, достигшим соответствующего возраста (№111-ФЗ от 03.04.2023 г.).

3. Федеральным законом от 28.04.2023 г. № 157-ФЗ в ч. 1 ст. 57 УК РФ в число преступлений, за совершение которых может быть назначено пожизненное лишение свободы, включены теперь преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, что в нынешних социально-политических условиях обосновано вызвано обострением ситуации вокруг нашего государства, его суверенитета. Также исключен возрастной критерий «до 14 лет» в отношении несовершеннолетних потерпевших, против половой неприкосновенности которых совершается особо тяжкое преступление, за которое назначается пожизненное лишение свободы.

Кроме того, по ст. 58 УК расширены пределы усмотрения суда о назначении части срока наказания в тюрьме по перечню преступлений, с добавлением в него ряда преступлений террористического характера.

4. К отягчающим обстоятельствам теперь отнесены совершение преступления в период мобилизации или военного положения, в военное время или в условиях ведения боевых действий, а также совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки диверсии (ст. 63 УК РФ), что стало совершенно оправданным с началом проведения специальной военной операции России.

В то же время Федеральным законом от 13.06.2023 г. №210-ФЗ из данных обстоятельств исключено совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел, с целью устранения дискриминации по отношению к таким сотрудникам (по сравнению с сотрудниками иных правоохранительных органов) и во избежание «подчеркивания незаслуженного и несправедливого недоверия к действующим сотрудникам органов внутренних дел», по мнению разработчиков данного закона

.

5. Существенно расширен перечень преступлений по ч.2 ст.76.1 УК РФ, за совершение которых впервые лицо освобождается от уголовной ответственности при условии возмещения ущерба, причиненного гражданину, организации или государству, и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба (Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 116-ФЗ). По мнению разработчиков, это нужно было для дальнейшего формирования благоприятного делового климата в стране, сокращения рисков ведения предпринимательской деятельности, а также создания дополнительных гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования

.

6. По пути дальнейшей гуманизации УК РФ пошли и Федеральные законы № 260-ФЗ от 31.07.2020 г, 200-ФЗ от 28.06.2022 г., которыми ст. 79 УК РФ дополнена новыми частями 3.1 и 3.2., в части смягчения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, за преступления небольшой тяжести, а также при применении к осужденным условно-досрочного освобождения после замены неотбытой части указанного вида наказания более мягким видом наказания

. В ту же логику укладывается новелла только что принятого Федерального закона от 12.12.2023 г. №591-ФЗ, внесшего изменения в УК, в соответствии с которым осужденные за преступления небольшой тяжести женщины, имеющие детей в возрасте до 4 лет, получили право на условно-досрочное освобождение и замену неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия не менее 1/4 срока наказания. Ранее ребенку должно было быть не более 3 лет. Данный закон вступит в силу 10.06.2024 г. и существенно увеличит число женщин, положение которых будет улучшено новыми поправками.

7. Иногда мы наблюдаем решения законодателя, вызванные допущенными ранее ошибками и просчетами в формулировании нормы, как, например, в случае со ст. 116.1 УК РФ о побоях, нанесенных лицом, ранее привлеченным к административному наказанию (в прошлой редакции). До последних изменений мы имели дело с ситуацией, когда к уголовной ответственности по данной статье призывались только лица, ранее подвергнутые административному наказанию, но не учитывались возможные случаи наличия у нанесшего побои лица, судимости за аналогичное деяние, что ставило их в привилегированное положение перед первыми. Это стало предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ и повлекло вынесение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2021 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.Ф. Саковой», которым данная статья была признана не соответствующей Конституции РФ. В этой связи, Федеральным законом от 28.06.2022 г. № 203-ФЗ ст. 116.1 УК РФ была изменена с добавлением ч. 2 об ответственности лиц, имеющих судимость за преступление, совершенное с применением насилия.

Представляется, что подобной ситуации могло бы и не быть, если бы в своё время не отменили неоднократность преступлений…

Хотя ранее произошла и декриминализация побоев в отношении близких лиц, что свидетельствовало о продолжении гуманизации закона

.

9. С началом проведения специальной военной операции России в 2022 году законодатель оперативно реагирует на возникающие потребности охраны интересов личности, общества, государства с помощью уголовно-правовых средств.

Этим и объясняется появление в УК РФ новых статей 207.3, 274.2, 275.1, 280.3, 280.4, 281.1, 281.2, 281.3, 282.4, 283.2, 284.3, 285.5, 285.6, 330.3, 352.1, 356.1, а также изменение целого ряда статей 208, 215.4, 226.1, 275, 276, 281, 284.1, 286, 330.1, 332-334, 337-342, 344, 347, 348, 359, 360 – как в части изменения диспозиций, так и в части ужесточения наказаний.

Конечно, столь многочисленные изменения, как справедливо отметила Л.В. Иногамова-Хегай, могут приводить к рассогласованности и противоречивости уголовно-правовых норм, путем создания новых норм, когда законодатель пытается отреагировать на угрозы и вызовы преступного мира. Но и в то же время идея «объявить мораторий на «кройку» УК РФ: более никаких изменений до принятия обновленного варианта Уголовного кодекса»

, представляется трудновыполнимой задачей, когда вредное, общественно опасное деяние есть, а механизма воздействия на него нет. Взять хотя бы бесконтрольное выкладывание в сеть видео и фото с фиксацией передвижения наших войск, работой средств ПВО и т.д., что отрицательно скажется на безопасности граждан, государства…

И всё же нельзя не согласиться с коллегами, об избыточном появлении специальных норм Особенной части УК РФ, дроблении норм с появлением статей под знаком прим. 1, 2, 3 и т.д., расширением судейского усмотрения при назначении наказания за совершенные преступления

.

4. Заключение

В рамках настоящей статьи невозможно глубоко исследовать все происходящие изменения в уголовно-правовом поле. Вместе с тем, любое изменение уголовного закона требует достижения согласия законодателя, правоприменителя и ученого специалиста для вдумчивой совместной работы на достижение желаемого результата снижения преступности, упорядочения общественных отношений в области интересов уголовно-правовой охраны.

Article metrics

Views:934
Downloads:21
Views
Total:
Views:934