Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.060

Скачать PDF ( ) Страницы: 161-167 Выпуск: № 4 (118) Часть 3 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Воронова И. В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА / И. В. Воронова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 4 (118) Часть 3. — С. 161—167. — URL: https://research-journal.org/art/osobennosti-vospriyatiya-goroda-glazami-xudozhnika/ (дата обращения: 30.06.2022. ). doi: 10.23670/IRJ.2022.118.4.060
Воронова И. В. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА / И. В. Воронова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 4 (118) Часть 3. — С. 161—167. doi: 10.23670/IRJ.2022.118.4.060

Импортировать


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ARTS

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.060

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

Научная статья

Воронова И.В.*

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия

* Корреспондирующий автор (irinanika1005[at]rambler.ru)

Аннотация

Данная публикация посвящена исследованию особенностей восприятия и интерпретации городского пространства в произведениях различных художников средствами современного изобразительного искусства. На примере разноплановых стилевых направлений обозначены основополагающие тенденции в подходах к изображению облика городов. С одной стороны, это трактовка сюжетов и представления художников о городе в целом как о «Городе мира», явлении культуры, пространстве, имеющем историческое значение. С другой, – город – символ Родины, с которым у художника связан ряд определенных воспоминаний, эмоциональных переживаний. Также в исследовании делается вывод о том, что мера поверхности или глубины образа в произведениях изобразительного искусства о городе неразрывно связаны не только с умением художника изображать, но и способностью зрителя к рефлексии.

Ключевые слова: содержание, стиль, форма, художественный образ, художественный пластический язык.

FEATURES OF PERCEPTION OF A CITY THROUGH THE EYES OF AN ARTIST

Research article

Voronova I.V.*

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

* Corresponding author (irinanika1005[at]rambler.ru)

Abstract

The article discusses the features of perception and interpretation of urban environment in works of various artists by means of modern art. Using the example of diverse stylistic trends, the author outlines the fundamental trends in approaches to the image of the appearance of cities. On the one hand, this is the interpretation of the plots and artists’ ideas about the city as a whole as a “City of the World”, a cultural phenomenon, a space of historical significance. On the other hand, the city is a symbol of the Motherland, with which an artist has a number of certain memories, emotional experiences. The study also concludes that the measure of the surface or depth of the image in works of fine art about a city is inextricably linked not only with the artist’s ability to portray but also with the viewer’s ability to reflect.

Keywords: content, style, form, artistic image, artistic plastic language.

Введение

Город – это уникальное явление в историческом и культурном развитии цивилизаций. Он становится известен и горячо любим своими жителями или его гостями, в основном, благодаря возникающим у них в его среде эмоциям и образам, сложившимся стереотипам. Нет сомнения, что каждый из нас хранит воспоминания о маленьких и уютных двориках уездного города или широких столичных проспектах. Как правило, это образы из нашего детства, впечатления, полученные в путешествиях. Также с обликом города можно заочно познакомиться через произведения литературы или изобразительного искусства. Поэтому, когда попадаешь в новое пространство, о котором ранее много читал или смотрел, то нередко ассоциируешь себя с героем повести или целого романа, проживая события и перелистывая их, как книгу, страница за страницей. Перечисленные моменты являются основой взгляда наблюдателя, формирующего субъективную оценку о том или ином месте. С учетом существующей в современной культуре проблемы визуализации ее текстов, часто с помощью упрощенных образов, находящихся за пределами изобразительного искусства, логичен и последователен вопрос: «Кто этот наблюдатель?».

Наблюдатель, условно, – это человек, способный к созерцанию окружающего его пространства и, испытывающий определенные эмоции. Для определения исследовательской позиции в работе целесообразно обозначить ряд вопросов. Во-первых, что из увиденного своими глазами данный наблюдатель сможет запомнить, на чем будет акцентировать внимание? Во-вторых, сможет ли этот наблюдатель донести до своего собеседника испытанные эмоции, в какой мере и манере? В соответствии с предполагаемыми ответами и заданной темой о восприятии городского пространства, рассмотрим два наиболее значимых момента. Далее обоснуем свой выбор с позиции семиотики, эстетики и искусствоведения.

С одной стороны, наблюдатель формирует субъективное представление о городе, основываясь на личном опыте. Это может быть житель города или его гость. Как правило, восприятие пространства в подобном ключе ограничивается созерцанием, реже – сравнением. С другой, – наблюдатель может преобразовывать действительность в виде образов и знаков в свойственной ему индивидуальной манере. Этот наблюдатель – художник, создающий на полотне сюжет для его зрителя. Нет сомнений, что образу в этом сюжете свойственен субъективный характер. Гораздо важнее, что такой образ формируется художником в процессе рефлексии. В этом отношении задача исследования заключается в выявлении вариативности структуры образов, создаваемых художником в процессе восприятия пространства города и его интерпретации в своей работе. В соответствии с ней определена проблема исследования, связанная с особенностями трансляции ценностей и смыслов о городском пространстве через определенный образ.

Методы и принципы исследования

Образ города, созданный художником-станковистом, представляет особый интерес для исследования, поскольку является «живым» свидетельством о пережитых однажды и более неповторимых эмоциях. Согласно мнению
А. Ф. Лосева, его представление на полотне – это не только внешнее, но и внутреннее осмысление как предметного, так и беспредметного в искусстве [1, С. 46, 47]. Такой образ – это специфическая комбинация мазков, линий, пятен, штрихов, найденного колорита или графических техник и даже таинственных знаков. И это далеко не полный перечень составляющих его материальную сторону – форму, – с учетом символической и изобразительной трактовки.

Понятие образа в работах художника не ограничивается исключительно определенной формой. Трактовка такого образа гораздо глубже и связана с его абстрактным началом, содержанием [2, С. 79]. В этом отношении рассматриваемый образ неотделим от понятия «художественный» и способен воспроизводить любые феномены культуры с помощью эстетически выразительных объектов [2, С. 84]. В целях объективности исследования и выявления структуры образа, обратимся к характеристике его художественного начала с нескольких позиций.

В ракурсе семиотики художественный образ обладает знаковой структурой, состоящей из культурных кодов. При этом образ сам по себе нельзя назвать семиотическим образованием, поскольку он служит средством смысловой коммуникации в связке «художник-образ-зритель». Это обстоятельство обусловлено доминированием знаков, образующих структуру образа [2, С. 79]. Эти наблюдения основаны на исследовании Ю. М. Лотмана «Семиосфера». На его взгляд, знаки, составляющие структуру художественного образа, как и произведения искусства могут обладать многими ценными свойствами и привлекать зрителя силой эстетического воздействия. Например, являться выгодными способами хранения и передачи информации, служить средством для ее уплотнения [3, С. 10]. Усиление смысла знаков, составляющих образ, созданный художником, осуществляется в результате придания им конкретной материальной формы. Важно понимать со ссылкой на гносеологический ракурс, что данный процесс получает полное завершение в воображении зрителя, поскольку для образа допускается поиск нескольких возможных значений
[2, С. 79].

В рамках эстетического видения художественного образа целесообразно рассмотреть следующие моменты, выделенные Ю. Б. Боревым, и подойти к их трактовке в ракурсе изобразительного искусства [4, С. 161]. Во-первых, образ выступает средством и формой освоения жизни искусством. Главенствующая роль здесь отведена художнику. Поэтому в отношении произведения искусства образ можно рассматривать как схематический объект, картину, созданную различными техниками в рамках существующих стилевых тенденций. Такой образ может иметь определенные очертания, свойственные изображаемому объекту, или носить абстрактный характер. Вложенная в него смысловая нагрузка сформирована представлениями творца об окружающей действительности. Во-вторых, образ фигурирует как форма художественного мышления для создания системы творческих представлений. В нем происходит аккумуляция знаний о действительности и их представление в определенной форме, наполненной смыслом. Это установочные моменты структуры образа, основанные на содержательных и формообразующих характеристиках, неотделимы от коммуникативности. Так формируется позиция зрителя, постигающего его культурный смысл. Как следствие, в эстетической концепции художественный образ существует в виде высшей формы подражания действительности [2, С. 81].

Продолжая дальнейшее исследование проблемы об особенностях трансляции смысловой составляющей образа через произведения художника, необходимо рассмотреть специфику и структуру его художественной формы. Она приобретает визуальное выражение в определенных сюжетах. Концептуальная часть в данном случае носит условный характер, но неразрывно связана с ней.

В выявлении специфики художественной формы будем опираться на теоретические воззрения А. Ф. Лосева [5]. Согласно его мнению, художественная форма является визуальным выражением, воспроизводящим конкретную смысловую предметность, облегчающую ее восприятие индивидом. При этом не каждое визуальное выражение можно назвать художественным. Для того, чтобы визуальная форма перешла в художественную, необходимо учесть следующие моменты [5, С. 79-81]:

– художественная форма – это цельный и адекватно понимаемый миф. В структуре произведения изобразительного искусства ее можно сопоставить с определенной сюжетной линией, развиваемой художником. Это может быть натуралистичное изображение улиц или скверов города без преувеличения, с отсутствием иносказательного смысла. Художник в данном случае оставляет увиденному его реальную форму;

– для понимания смысловой нагрузки художественной формы отсутствует необходимость искать отвлеченные смыслы. Создавая произведение изобразительного искусства, художник вкладывает в него определенный смысл, раскрывая его зрителю с помощью композиции, сюжета и различных технических средств. Содержательная часть в таком произведении может иметь различную художественную форму: импрессивную (реалистичную) или структурно трансформированную в коллаж, абстракцию и пр. Импрессивность в форме восходит к понятию импрессии и проявляется в типе мышления художника. Это чувственное наблюдение за окружающей действительностью, ее реалистичное отображение, без дополнений и прикрас;

– художественная форма рождается при равновесии логической и алогической стихий, всегда возвращаясь в саму себя. В структуре произведения изобразительного искусства существует баланс между наличием в изображении реальных объектов и придуманных художником. Это связано с особенностью образного мышления творца, его умением интерпретировать окружающую действительность. Поэтому при работе на пленэрах в произведениях художников часто можно увидеть собирательные образы о городе, например.

Таким образом, художественная форма в произведении изобразительного искусства может быть создана в соответствии с различными сценариями сюжетов. В качестве основы для образной интерпретации пространства художники могут применять вариативные приемы для моделирования формы. Поэтому рассмотрим существующие в современном изобразительном искусстве диаметрально противоположные подходы.

Основные результаты

Начнем с классического приема, продвигаясь к абстрактному примеру. При создании пейзажей на пленэре, содержательное звено работы может быть ограничено эстетически выразительным мотивом (состоянием природы, отдельно стоящим зданием, эклектичной или стилистически оформленной архитектурной средой и пр.). При этом художники-академисты, обладающие импрессивным типом мышления, используют эти этюдные мотивы, как зарисовки для большого и детально проработанного полотна. Учитывая мнение А. Ф. Лосева о многомерности формы можно утверждать, что при работе над произведением с определенной тематикой, их коллеги, обладающие концептуальным типом мышления, напротив, стремятся выстроить из найденных ранее мотивов сложную структуру, имеющую ярко выраженную сюжетную линию. Например, создавая серию или цикл работ о городе, художник будет стремиться к модульным или абстрактным композициям. Основой сюжета для его картины может стать разнообразие объектов архитектуры и его видовых точек. При этом в работе будет изображен не сам город, а создан его собирательный образ.

Продолжим дальнейшее исследование особенностей интерпретации образа глазами художника. Наравне с понятиями содержания и формы неотъемлемым компонентом образа в произведении художника является емкий и многомерный термин «стиль». Его можно рассматривать как образно-идеальную деятельность, характер максимально выразительной художественной силы [6, С. 87, 91]. К составляющим этого понятия в ракурсе продвижения творческой мысли художника можно отнести и лики городской архитектуры, и актуальные тенденции развития изобразительного искусства и др. При этом в первом случае понимание стиля в архитектурных сооружениях города зиждется на совокупности норм и правил, образующих канон. В отношении произведений изобразительного искусства, отражающих облик города, это их количественно-структурная модель (эталонный образец) [7, С. 106]. Принципы ее создания отвечают представлениям художника о гармонии, его восприятию окружающего пространства [8, С. 18].

Для второго момента характерна более узкая и разнонаправленная трактовка. Стиль в данном случае формируется на основе собственных взглядов художника, особенностей его мировосприятия и трактовки формы с помощью художественного пластического языка в условиях одномоментного развития нескольких стилевых тенденций
[9, С. 192]. Художник постоянно пребывает в поиске, претворяя в жизнь новые сюжетные линии, подбирая для них наиболее совершенную выразительную форму. Поэтому его видение облика города может трансформироваться на фоне сменяющих друг друга стилевых тенденций. Важно, что основой данного процесса является совокупность гармонии и эстетики. Какой эстетический характер будет свойственен той или иной стилистике в изобразительном искусстве неразрывно связано с идеалами и образом мыслей исключительно определенного художника. Ни время, ни политические события, ни открытия в науке и технике мирового значения извне не могут на него повлиять. Внутренний мир творца подвластен только ему. Его эмоциональный отклик на то или иное событие или состоится, вылившись в художественный изобразительный сюжет, или нет.

Обсуждение

Рассмотрев составляющие формируемого художником образа, обратимся к их поиску и анализу на примерах из практики. Принимая во внимание многообразие произведений, посвященных различным городам, необходимо внести в исследование этого вопроса некоторые уточнения.

Во-первых, творческая плеяда складывается из художников-иностранцев, наших соотечественников (включая проживающих за рубежом) и земляков (жителей родного для автора исследования города Кемерово). Несмотря на расхождения ценностных оснований и отсутствие единого канона в искусстве в принципах работы художников можно обозначить общие моменты. Они связаны со спецификой построения сюжетной линии произведения.

Часть русских мастеров и выпускников советских художественных учебных заведений в своем творчестве придерживаются традиций академической школы. Основу их творчества составляет импрессивное восприятие.
С учетом приведенной выше экспликации уточним, что для художников, воспринимающих окружающую действительность импрессивно, важно сформировать образ с помощью тона или цвета, передать атмосферу натуры через освещение или видовую точку. Изображение натуры, при этом, остается неизменным.

Другая часть художников тяготеет к работе в жанровых фигуративных композициях, концептуальном ключе на примере собирательного образа или абстракции. Это деятели искусства с конструктивным типом мышления, например. Такая дифференциация по принципам работы художников ранее была предложена автором исследования в публикации «Образ Вильнюса: синтез стилей и форм». В ней задача исследования связана со спецификой воплощения образа города в живописных полотнах во время конкретного пленэра «Краски Вильнюса», состоявшемся в 2016 году [10, С. 37-42].

Во-вторых, творчество плеяды мастеров изобразительного искусства можно разделить на два крупных блока. Это общность искусства в изображении облика различных городов и более узкая тема о родном крае. При этом приведенные в качестве примеров дифференциации изобразительных подходов и мотивов носят условный, но оправданный характер. Такой подход обусловлен разноплановыми тенденциями развития современного изобразительного искусства.

Основываясь на вышеуказанном материале, продолжим исследование в соответствии со следующим принципом демонстрации образов различных городов. В первый блок объединим произведения художников, посвященных образу города в целом, как явлению культуры, приняв за основу выделенные подходы к работе и, уточняя основополагающие моменты. Во второй блок объединим работы художников с визуальным вариациям облика родного города Кемерово.

Остановимся, прежде всего, на образе города в целом, обозначив его как «Город мира». В качестве примеров для выявления особенностей его восприятия художником приведем крупные европейские центры, а также города нашей родины.

Образ «Города мира» в импрессивном восприятии

В произведениях такого характера облик города, как правило, представлен наиболее естественно и эмоционально. Образ города интерпретирован художниками «живыми» и «быстрыми» мазками. Используемые ими технические приемы масляной живописи разняться ввиду различных мест обучения и культурной среды [10, С. 38]. Для части художников ключевыми моментами в работе являются цвет, наличие воздушной перспективы, живой пластики мазка по форме. Такие живописные мотивы можно увидеть в произведении Э. Сурниной и А. Ходорковской.

На полотне Э. Сурниной «Покровский собор. Елабуга» образ города открывается зрителю в несколько планов. Город, с одной стороны, спрятан за паутиной проводов, утопая в гуще зеленых насаждений. С другой, – его образ – это тихая безлюдная тупиковая улочка, хранящая историю о памятнике культуры. Среди двухэтажных жилых домов изображен величественный Покровский собор. Его архитектура возвышается над застройкой и устремляется в небо. Импрессивное восприятие изображаемой художником местности выражено синтезом цвета и структуры крупного мазка. Произведение А. Ходорковской «Иерусалим» также образовано подобной взаимосвязью цвета и фактуры художественного масла. К поэтическому живописному дуэту художник добавляет игру света и тени. Это проявляется в хорошо освещенном фасаде каменного дома и части дороги, контрастирующими с длинной и фиолетовой тенью вековых деревьев. Данный городской пейзаж написан пластичными и живыми мазками, крупными и плоскими в структуре неба, мелкими и фактурными в лепке архитектурных форм.

В масляной живописи может быть применен графичный технический прием. Так образ города в произведении О. Патека «Вильнюс» представлен контрастом мягких округлых линий, деталей архитектуры, растительности и транспорта. В данной работе архитектурные формы выполнены «быстрыми» мазками и образуют массы из цветных пятен. Друг от друга художник отделил их плотной по тону обводкой. Импрессивное восприятие художника реализовано в работе через эмоциональное воздействие цвета на зрителя. Доминанта работы – собор стиля барокко с возвышающейся над ним колокольней. Это архитектурное сооружение написано теплым цветом золотистой охры с ярко оранжевой крышей. Соседние здания имеют второстепенное значение благодаря планам, списанным автором произведения цветными оттенками серого.

Для кисти художника характерны и плавные мазки, создающие на полотне образ города через синтез природных и архитектурных форм. Это может быть видение города через природу, окутывающую исторические сооружения и здания, подобно пелене. Данный подход можно встретить в произведении, посвященном родному городу Вильнюсу, Р. Эдьюкайтите из Литвы. Архитектуру в пейзаже ее кисти, на первый взгляд, сложно выделить из общего плана. Это связано с тем, что художник рассматривает архитектуру как живой организм, запечатленный на лоне дикой или искусственно возделанной природы [10, С. 38]. Основа ее импрессивного видения природы в работе – пластика мазка, особый художественно-пластический язык и колорит. Художник использует сложные оттенки теплых и холодных цветов, объединяя их в единую картину, подобно мозаике.

Образ города в концептуальном ключе

Часть художников, придерживающихся данного пути развития сюжета, испытывают интерес к особенностям формообразования в архитектуре изображаемого города. Эти моменты проявляются в полотнах следующим образом. В произведениях такого плана город может кардинально отличаться от его реального облика. В этих композициях он представлен через собирательный образ, например, в виде конструктивной схемы, состоящей из блоков домов и улиц, оконных проемов и арок. К подобной интерпретации городского пространства прибегает литовская художница Ю. Милетане. На полотне «О Вильнюсе» сложно узнать этот европейский город, поскольку зритель не увидит ни барочной архитектуры, ни колоколен с высокими шпилями и флюгерами. В его архитектурном образе нет ничего конкретного. Написанные прямоугольные конструкции, скорее, отсылают зрителя к постсоветскому пространству индустриального города. Завесу тайны можно приоткрыть только благодаря выбранной художником монохромной гамме. Если внимательно отнестись к интерпретации образа данного полотна, то можно ощутить серебристую дымку тумана, часто окутывающего Вильнюс. Произведение А. Ксендзова о том же Вильнюсе отличается композиционной структурой, основанной на формальных качествах его архитектуры. Образное решение работы – это не пейзаж с определенным двориком и узкой улочкой, а видовая точка с аркой, которую можно встретить на различных маршрутах по архитектуре старого города. В этой связи образ города формируется из архитектурных сооружений и тяготеет к эклектике по стилю, по форме – напоминает колокольни соборов или купола. В данном полотне и подобных ему, формы архитектурных объектов образованы локальными пятнами, разделены акцентными точками в виде оконных проемов на несколько композиционных блоков. В итоге получается выстроенный треугольником образ города, чьи улицы хранят память о быте и культуре литовского народа. Такая манера визуального «входа» задает в композиции определенную динамику, передает энергию от творца к зрителю [10, С. 39, 40]. Как следствие, для рассмотренных произведений живописи характерны декоративность и светотеневая моделировка формы.

В графических листах с изображением городского пространства озвученные принципы тоже сохраняются. Различия могут наблюдаться в цветографическом подходе, основанном на сочетании цветных или монохромных локальных пятен. Облик индустриального города можно увидеть в работе В. Суслова «Индустриальная пастораль». Задача художника – создать композицию не просто с изображением конкретного индустриального объекта, а донести до зрителя его истинное лицо. На первый взгляд, графический сюжет можно отнести к разновидности социального плаката, затрагивающего тему экологии. С другой стороны, этот образ – свидетельство взаимосвязи промышленной мощи и мирной жизни небольшого города. Подобным образом зритель может интерпретировать данный сюжет, рассматривая не сам объект, а его визуальную подачу в рисунке с переплетением химерных форм и растений. Этот сюжет подобен плавной негромкой мелодии с динамичными вставками ринфорцандо.

Другая часть художников-концептуалистов основывается на ценности чистой формы вертикального или горизонтального членения. При взгляде на такие произведения сложно точно определить город, поскольку это может быть и европейский большой Милан или маленькие испанские города о. Мальорка, французского о. Корсика. С этим же успехом можно разглядеть в цветовой гамме и обработке формы архитектурных сооружений улицы Стамбула, Иерусалима или Каира [10, С. 40]. Попробуем разобраться, какой город на своем полотне изобразил И. Велчев в работе «Город». В этом отношении к восприятию города важны впечатления художника, его ощущения от нависшего над головой неба, яркого солнца, озаряющего светлые стены домов на узких и извилистых улочках и др. В полотне художника образ города представлен с помощью цвета. Это яркая гамма, сочетающая кобальт и охру. Центральная часть композиции образована архитектурным фрагментом золотого цвета, озаренного лучами знойного полуденного солнца. Правая сторона полотна размещена в тени. Этот архитектурный облик отличают окна с полукруглым сводом, поэтому можно предположить, что это улица из песчаного камня небольшого поселения на территории Болгарии, например. При этом своды оконных проемов являются частью стиля и исламской архитектуры. В этой связи художник мог изобразить город, расположенный в Марокко или Тунисе. Левая сторона полотна контрастирует с оттенками золотистой охры насыщенным и холодным синим. Только по абстрактной контурной форме черного цвета можно догадаться, что на стене постройки размещен кованный фонарь. Такой элемент, как и узкие улочки, является характерным для европейских стран Прибалтики. Поэтому, внимательно изучив композицию и детали работы, можно прийти к выводу, что художник создал образ города Вильнюса.

Образ города в жанровых композициях. В жанровых композициях архитектурное пространство города или родного из детства места решается через образ-сюжет. Его развитие может осуществляться в нескольких ракурсах. Это фантазийные, имеющие незначительное сходство с реальностью, и философские представления о городе и его жителях. Это полотна художников из Литвы А. Г. Чернути и А. Макаревичуса. Как правило, в произведениях такого плана главная роль отведена человеку и его маленькому уютному миру в условиях большого города [10, С. 41]. Городское пространство и элементы его архитектуры служат фоновой подкладкой для событийного ряда, затрагивающего чувства человека в работе «Мечты о Вильнюсе» А. Г. Чернути. Эта художница часто использует в своем творчестве следующие философские темы: «Кто я… в этом мире?», «Где я… и зачем?», «Какую ценность для меня представляют взаимоотношения?», «В чем заключается любовь и какие у нее проявления?». Глядя на анализируемую работу, зритель может получить ответы на данные вопросы, благодаря фигуре человека, парящей над городскими крышами. Образ человека – это аллегория самобытной литовской культуры, вписавшейся в современное городское пространство. Эта самобытность проявляется во многом: в любовании красотами природы, умении делиться с окружающими неподдельными эмоциями и пр. В декоративной композиции А. Макаревичуса «Крыша» город изображен с высоты птичьего полета. Изображение города в данной композиции второстепенно, поскольку в ней доминируют мужская и женская фигуры. На полотне запечатлен образ любви, зародившейся в конкретном городе. Поэтому художник изображает своих персонажей сидящими на крыше. Нет сомнений, что у авторов работ подобного плана есть ответы на различные философские вопросы, но они задают их, прежде всего, не себе, а зрителям. Сложно предположить, сколько усердия и терпения может потребоваться, чтобы потенциальный зритель смог их прочитать и начать рефлексировать.

Особая декоративность свойственна жанровым работам, посвященным воспоминаниям о счастливых днях, как, например, в полотне А. Ягунова «Из детства». Это садовое пространство с архитектурными включениями в виде домиков с треугольными крышами – образ родом из детства. В данном произведении композиция выстраивается из растительных форм, дотягивающихся до неба и почти полностью перекрывающих деревянные постройки. Из переплетающихся ветвей и соцветий образуются орнаменты, складывающиеся в цветной узор. В произведении Ю. Белокриницкого «Улица детства», наоборот, объекты архитектуры доминируют над малочисленной растительностью. Это тесная маленькая улочка, озаренная лучами утреннего солнца. На первый взгляд, в ней нет ничего примечательного, поскольку подобного плана архитектуру можно встретить в любом городе или поселке. Но, для художника, создавшего данное полотно, это милый сердцу уголок, глядя на который на душе становится спокойно и тепло. С помощью сдержанного темного колорита из оттенков болотного и коричневого, контраста по насыщенности Ю. Белокриницкий создал особую атмосферу домашнего уюта. Возможно, этой улицы давно нет в первозданном виде, но ее образ живет не только в памяти творца, но и на полотне его произведения.

Образ города абстрактного плана

Визуализацию города через абстрактные формы можно рассматривать как особую философию в изобразительном искусстве. Является такой подход к работе веянием современного европейского искусства, имеет концептуальную составляющую или основан исключительно на выражении эмоций, конкретно не определить. В основном, беспредметность в живописи определяется глубиной мысли и рефлексией художника на происходящие события в окружающем пространстве. В данном случае многое зависит от накопленной творцом профессиональной базы, состоящей из транслируемых через образы культурных ценностей. Так, например, в произведении А. Попова «Русский берег» образ Родины раскрывается с помощью двухмерного пространства и глубины цвета. Этот образ, складывающийся из оттенков сине-голубого и болотного, основан на символике цвета, его близости к ментальности русской души. В нем можно увидеть форму воды полноводной реки и зеленых берегов ее набережных и парков.

Образ города может быть представлен комбинацией разнообразных по гамме длинных или коротких мазков, напоминающих дождь, грозу, яркое закатное или восходящее солнце. Также образ может складываться из переплетения городских дорог, всевозможных виадуков, фонарей освещения и др. В пятнах, заполняющих холст С. Рудикаса «Вильнюс», можно увидеть мост и реку, озаренную лучами фонарей. Образ на его полотне основан на горизонтальном членении холста и ритме локальных пятен. Акценты выстроены по принципу контраста светлого и темного, теплого и холодного, что отчетливо видно в изображении ночного неба и глади поверхности реки Нярис [10, С. 42]. Мост на полотне можно рассматривать как символ объединения между старым и новым городом, традиционной литовской культурой и веяниями современной Европы. Основа работы Б. Укити «Нью-Йорк» – вид на город и прочие сооружения инженерной или архитектурной мысли с набережной Нью-Джерси. Композиция этого полотна образована горизонтальным членением на три плана: бетонная набережная, залив и остров Манхеттен. Если отвлечься от названия работы, то в представленном визуальном решении можно увидеть набережную любого другого города. Нет сомнений, что конкретика города в работах подобного плана расплывчата, местность часто определяется с трудом. При этом такие полотна – это примеры глубины мысли художника.

Завершим исследование следующей группой работ. Это картины о городе Кемерово. Это родной и близкий по духу для исследователя город, малая Родина, воспетая в творчестве местных живописцев и графиков. Каждый уголок его местности, уютный дворик, парк или сквер, ключевые объекты в виде заводов знакомы и художнику и его зрителю. В процессе развития города, насчитывающего 100-летнюю историю, появляются новые произведения с уникальными видами и сюжетами. Каким Кемерово видят художники: унылым и серым, праздничным и светлым, солнечным и дружелюбным, пасмурным и холодным…? На этот вопрос можно ответить, если окунуться в его мир, фантом или образ. Этот мир – многомерность воображения плеяды художников старшего и молодого поколений. Примечательно, что большая часть произведений кемеровских художников о родном городе собрана в уникальном альбоме «100 пейзажей Кемерово», изданном к его 100-летию силами местного отделения ВТОО «Союз художников России» при поддержке Администрации города Кемерово [11].

Работы о Кемерове созданы в разнообразных манерах, техниках и стилевых направлениях. Условно их можно дифференцировать на тематические группы по ранее описанному принципу. При создании своих произведений местные художники, как правило, используют импрессивную манеру письма. Это связано с превалированием в отделении художников-академистов старшего поколения, получивших образование еще в период Советского Союза. Небольшая часть творцов придерживается в своем творчестве концептуального взгляда, не лишенного нарочитой декоративности, создавая собирательный образ города, в том числе, представляя его через чистоту цвета, отказываясь от формы в пользу абстрактно-пятнового решения. Если в первом случае в работах мастеров различимы реально существующие объекты, то во втором – Кемерово предстает перед нами как «город-мир», «город-мечта», «город-философия» и др. Рассмотрим эти моменты в нескольких примерах.

Среди художников, показывающих зрителю красоты и бытовые сцены родного города Кемерово в реалии можно представить С. Аристова, Э. Сурнину, Ю. Демакова, В. Кравчука, Ю. Белокриницкого, А. Чернова и др. Каждое их произведение – достояние общественности, яркий след в истории Сибирского пейзажа. Для того, чтобы увидеть портрет города Кемерово глазами представителей его творческой плеяды, обратимся к работе «Городской пейзаж» кисти С. Аристова. На первый взгляд, основой работы можно считать весенний натюрморт с изображением пуховок вербы и лучей солнца, пробивающихся сквозь пелену. С другой стороны, структурно – это открытая композиция с акцентами на дальний план с городской зарисовкой. Изображенная на полотне улица Красноармейская узнаваема для горожан строгостью линий типичной пятиэтажной жилой застройки и густым рядом деревьев со сквером, отделяющим микрорайон от проезжей части. Всматриваясь в колорит живописной работы, можно почувствовать эмоции, переданные художником. Он любуется родным городом, представляя его зрителю теплым, чистым и уютным, окутанным легкой туманной дымкой. На мгновение может показаться, что это не просто образ города, а окно в идеальный мир художника. В произведении Э. Сурниной «Оттепель» изображена архитектура центральной части города, здания, увенчанные декоративными башнями. В ее работе весенний Кемерово кардинально отличается от образа С. Аристова. Он величественный и помпезный, яркий на фоне контраста белого снега и темной от слякоти дороги. Это полотно можно расценивать как гимн весеннему солнцу и уютному центру родного города. Этот музыкальный тон задан художницей с помощью ритма и пластики из быстрых и длинных мазков в сочетании с короткими и тонкими линиями, определяющими динамику густорастущих ветвей деревьев.

Концептуального взгляда на искусство и декоративной манеры в работах с изображением города Кемерово придерживаются Ю. Демаков, Е. Бабкин, С. Червов, М. Коломеец, молодые художники А. Веремеев, И. Треска, И. Воронова и др. Особым видением отличаются жанровые композиции о городе Ю. Демакова, например «Заводский район». Это образ не идеального пространства, а крупного промышленного центра. Структура заводских построек и элеваторов нарочито нависает над небольшим пятачком транспортной развязки Кузнецкого моста. Такое доминирование выражено художником не только массой изображенных индустриальных объектов, но и красно-коричневым колоритом дымовой завесы закатного неба, написанного пастозными мазками. Горизонтальное членение композиции, подчеркнутое с помощью дыма, стелящегося по плоскости неба, берега и черно-красной реки, усиливает монотонность сюжета в работе. Данный образ можно рассматривать как аллегорию индустриализации на территории Сибири. В графическом листе М. Коломеец «Тот берег», напротив, Кемерово предстает в образе тихой гавани. Художница изображает правый берег реки Томь, усыпанный мозаикой разнообразных по форме и цвету крыш, фасадов домов частного сектора. Структура композиции работы образована не только диагональным членением листа, но и вертикальными пролетами в виде лестниц. В этом пейзаже можно увидеть пологий берег реки и его обрывистые участки, места с порогами воды. В данной работе образ города представлен через реконструкцию истории о его основании и развитии. В целом, концептуальные трактовки работ с видами города Кемерово связаны с представлением его портретов в различные временные периоды. Это могут быть эпические пейзажи, схематичные зарисовки, коллажи и пр.

Заключение

Таким образом, с учетом проведенного исследования темы об особенностях восприятия города глазами художника можно выделить следующие моменты:

  1. В основе образов города, создаваемых художниками, находится синтез гармонии и рефлексии. При этом со стороны композиционной структуры произведения образ формируется при взаимосвязи формы, стиля, живописной или графической техники, художественно-пластического языка и материала, выбранного для его визуализации.
  2. В контексте субъективного восприятия художником городского пространства важными составляющими можно считать содержание образа и его интерпретацию, представленную в сюжете с помощью определенной формы. Мера поверхностности или глубины этих моментов связана с образом мыслей художника, его взглядами на жизнь, окружающую действительность и ее различные события.
  3. Неотъемлемо для творческого поиска, что в работах художников образ определенного города будет оживать до тех пор, пока его сюжет близок и понятен зрителю. Надо признать, что при сохранности произведения мастера и его тиражировании, например в виде репродукций, этот процесс может не иметь временных границ.
Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Воронова И.В. Художественный образ в графическом дизайне: взаимодействие национального и интернационального дис. …канд. null: 24.00.01 : защищена 2014-06-20 : утв. 2015-02-05 / И.В. Воронова – Кемерово: 2014. – 274 c.
  2. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы / А.Ф. Лосев – М.: Академический проект, 2010. – 415 c.
  3. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев – Киев: Киевская академия евробизнеса, 1994. – 288 c.
  4. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: методы, техника, композиция / Д. Чиварди – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 64 c.
  5. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение / А.Ф. Лосев – М.: Мысль, 1995. – 383 c.
  6. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев – М.: Высшая школа, 2002. – 829 c.
  7. Воронова И.В. Культурный синтез и национальный канон. / И.В. Воронова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. – 2019. – 32. – c. 103-116.
  8. Лотман Ю. М. Люди и знаки / Ю. М. Лотман // Семиосфера. – Санкт-Петербург: “Искусство – СПБ”, 2000. – С. 4-11.
  9. Сарабьянов Д. В. Стиль и индивидуальность русской живописи конца XIX – начала ХХ веков / Д. В. Сарабьянов // Русская живопись. Пробуждение памяти. – М.: Искусство, 1998. – С. 179-192.
  10. Воронова И. В. Образ Вильнюса: синтез стилей и форм / И. В. Воронова // Визуальные искусства в современном художественном информационном пространстве / Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. – С. 30-44.
  11. 100 пейзажей Кемерово. С любовью к городу!: альбом. – Кемерово: Азия-Принт, 2018. – 119 с., цв. ил.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Voronova I.V. Xudozhestvenny’j obraz v graficheskom dizajne: vzaimodejstvie nacional’nogo i internacional’nogo [Artistic image in graphic design: the interaction of national and international] dis….of PhD in Social and human sciences: 24.00.01 : defense of the thesis 2014-06-20 : approved 2015-02-05 / И.В. Воронова – Kemerovo: 2014. – 274 p. [in Russian]
  2. Losev A.F. Dialektika xudozhestvennoj formy’ [Dialectics of art form] / A.F. Losev – M.: Akademicheskij proekt, 2010. – 415 p. [in Russian]
  3. Losev A.F. Problema xudozhestvennogo stilya [The problem of artistic style] / A.F. Losev – Kiev: Kievskaya akademiya evrobiznesa, 1994. – 288 p. [in Russian]
  4. Chivardi D. Risunok. Pejzazh: metody’, texnika, kompoziciya [Drawing. Landscape: methods, techniques, composition] / D. Chivardi – M.: E’ksmo-press, 2002. – 64 p. [in Russian]
  5. Losev A.F. Forma. Stil’. Vy’razhenie [Form. Style. Expression] / A.F. Losev – M.: My’sl’, 1995. – 383 p. [in Russian]
  6. Borev Yu.B. E’stetika [Aesthetics] / Yu.B. Borev – M.: Vy’sshaya shkola, 2002. – 829 p. [in Russian]
  7. Voronova I.V. Kul’turny’j sintez i nacional’ny’j kanon [The Cultural Synthesis and National Canon]. / I.V. Voronova // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury’ i iskusstv. Zhurnal teoreticheskix i prikladny’x issledovanij [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. Journal of Theoretical and Applied Research]. – 2019. – 32. – p. 103-116. [in Russian]
  8. Lotman, U. M. Ludi I znaki [People and signs]. / U. M. Lotman // Semiosfera. – St.-Petersburg: Iskusstvo – SPB, 2000. – pp. 4-11. [in Russian]
  9. Sarab’yanov, D. V. St’il’ I ind’iv’idual’nost’ russkoj z’ivop’is’I konca XIX – nach’ala XX v’ekov [The style and personality of Russian painting of the late XIX – early XX centuries]. / D. V. Sarab’janov // Russkaya zivop’is’. Probuzd’en’ie pam’yat’i. – Moscow: Iskusstvo, 1998. – pp. 179-192. [in Russian]
  10. Voronova I. V. Obraz Vil’nusa: sintez stilej I form [Image of Vilnius: synthesis of styles and forms]. / I. V. Voronova // Vizual’nye iskusstva v sovremennom hudozestvennom informacionnom prostranstve. – 2017. – pp. 30-44. [in Russian]
  11. 100 pejzazej Kemerovo. S l’ubov’ju k gorody! [100 landscapes of Kemerovo. With love for the city] Al’bom. – Kemerovo: Azija-Print, 2018. – 119 p. c.ill. [in Russian]

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.