ВНУТРИИГРОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ НА ПЛАТФОРМАХ ЦИФРОВОЙ ДИСТРИБУЦИИ В РАМКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.58
Выпуск: № 9 (135), 2023
Предложена:
26.07.2023
Принята:
05.09.2023
Опубликована:
18.09.2023
810
5
XML
PDF

Аннотация

В данной статье рассматриваются внутриигровые предметы, в том числе и онлайн-игры, в рамках российского гражданского права. Проводится анализ положений пользовательского соглашения такой платформы цифровой дистрибуции многопользовательских онлайн-игр, как Steam, и норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Авторами анализируется российская судебная практика по спорам, вытекающих из данных правоотношений. Также определяется принадлежность внутриигрового предмета к категории имущества гражданского права. Отмечается отсутствие полноценной законодательной базы данного правового института, предлагается путь решения по урегулированию данных правоотношений, путем создания правовых норм, определяющих статус внутриигровых предметов и онлайн-игр на платформах цифровой дистрибуции.

1. Введение

С цифровизацией и компьютеризацией общества появляется необходимость в урегулировании правоотношений, вытекающих из данных процессов. В современном мире огромную популярность обрели многопользовательские компьютерные игры и, как следствие, из-за этого на мировом рынке появились платформы цифровой дистрибуции. Под платформами цифровой дистрибуции понимаются такие интернет площадки, на которых есть возможности, без какого-либо материального носителя, осуществить процесс скачивания цифрового контента, а также приобрести внутриигровые предметы и услуги. Наиболее популярными платформами цифровой дистрибуции в сфере многопользовательских онлайн игры являются: Steam, Origin, Epic Games Store. К примеру, в 2023 году количество онлайн пользователей на площадке Steam достигло свыше 33,5 млн.

. На вышеуказанных площадках предоставляется возможность зарегистрированным пользователям приобрести не только игры, но и внутриигровые предметы.

Деятельность игроков регулируется внутренней политикой платформы, однако, кроме политики самой платформы, никакими иными законами в Российской Федерации платформы цифровой дистрибуции не регулируются. Поскольку на данных платформах можно приобретать игры и игровой инвентарь, возникает вопрос об отнесении игр и внутриигровых предметов к категории имущества и применению к ним норм гражданского права.

2. Основная часть

Чтобы стать пользователем платформы цифровой дистрибуции необходимо создать личный аккаунт и «подписать» пользовательское соглашение с правообладателем. Некоторые платформы при регистрации требуют введения персональных данных, а затем для покупки игр или различных внутриигровых предметов ввести данные карты. В рамках интернет-платформ цифровой дистрибуции необходимо понимать что подразумевается под термином «внутриигровой предмет». Внутриигровой предмет – это предмет атрибутики, который как-либо влияет на характеристики персонажа или игровой процесс, который можно получить бесплатно в игре, выполняя какие-то поставленные задачи и задания или приобрести за денежные средства

. Таким образом, зарегистрированный пользователь имеет право на пользование аккаунтом, но тогда возникает вопрос о том, можно ли отнести аккаунт и предметы инвентаря к категории имущества, согласно гражданскому законодательству.

Проанализировав статью 128 ГК РФ

, на первый взгляд, можно прийти к выводу, что игровой аккаунт и виртуальные предметы относятся к категории имущества, поскольку они являются нематериальной собственностью человека, а значит нормы гражданского законодательства должны действовать на данную категорию имущества. Однако, на примере цифровой платформы Steam, изучив «Соглашение подписчика Steam», следует отметить следующее
: «После завершения регистрации учетной записи пользователя Steam Вы становитесь подписчиком... под термином «Подписки» в настоящем Соглашении понимаются права доступа», т.е. права владения аккаунтом после регистрации на цифровой платформе отсутствует. Пользователь имеет лишь право пользования аккаунтом и всем внутриигровым сегментом, а не право собственности. Из этого можно сделать вывод, что аккаунт и внутриигровые предметы не являются имуществом игрока. Стоит обратить внимание, что некоторые пользователи подобных площадок, в особенности Steam, придерживаются мнения о том, что они могут не только приобрести определенные внутриигровые предметы за денежные средства у правообладателя, но и совершить обратную продажу предметов другим пользователям за денежные средства, например, виртуальные облики оружия Counter-Strike: Global Offensive или облики персонажей в игре Dota 2
. Однако это мнение ошибочно, поскольку правообладатель в своем пользовательском соглашении ставит чёткие рамки регулирования оборота внутриигрового рынка, предлагаемых им предметов и услуг, следовательно, оборот регулируется только внутри самой площадки и не подразумевает обратной конвертации в денежные средства.

Иными словами, правообладатель предлагает пользователю заключить оферту, по которой пользователь не является собственником аккаунта и всех вещей, находящихся на аккаунте, а взять под личное пользование аккаунт. Пользователь лишь может выразить свой акцепт, то есть выразить полное согласие со всеми условиями пользовательского соглашения или целиком отказаться от него

.

В российской судебной практике существуют примеры разрешения споров, вытекающих из данных правоотношений. К примеру, обращаясь к судебной практики Московского городского суда от 20.05.2019 по делу №33-21065/2019 и №33-24464 от 14.07.2015 г., можно выделить следующие аспекты

:

1) суд признал требования при регистрации аккаунта, поскольку каждый имеет право зарегистрировать аккаунт, но гражданин должен принять условия пользовательского соглашения, правил и законов игры, либо полностью отказаться от оферты;

2) суд признал многопользовательскую онлайн-игру игрой в рамках п. 1, ст. 1062 ГК РФ, следовательно, требования пользователя принявшего правила оферты правообладателя не подлежат судебной защите и данные правоотношения регулируются пользовательским соглашением (за исключением требований лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также требований, указанных в пункте 5 статьи 1063 ГК РФ);

3) суд признал ограниченный оборот внутриигровых валют и предметов в силу их нематериального характера, следовательно, они не подлежат обратной конвертации и денежной оценки. Поэтому они могут быть использованы только в самой игре в рамках пользовательского соглашения правообладателя и пользователя.

Стоит отметить, что деятельность платформ цифровой дистрибуции в Российской Федерации никак не регламентирована. Всем, чем может руководствоваться пользователь – это пользовательское соглашение цифровой платформы и некоторыми общими положениями Гражданского кодекса. К примеру, платформа цифровой дистрибуции Steam, в пользовательском соглашении указывает, что при запрете онлайн-игр, азартных игр, и прочих, на территории страны, где находится пользователь, он немедленно должен прекратить использование игры и услуг Steam

. Особое внимание следует уделить возможным действиям правообладателя по пользовательскому соглашению. На примере платформы Steam, правообладатель не несет никакой ответственность, если произойдет любая неисправность с программным и аппаратным обеспечением, также действия пользователя на его территории будут признаны незаконными, если пользователь утратит доступ к аккаунту и так далее.

Правообладатель может совершить следующие действия за нарушение правил пользования платформой

:

1) ограничить пользователю пользование почтой;

2) принудительно переименовать игрока, персонажа, предмет, если название противоречит политике платформы;

3) изъять предметы, внутриигровую валюту и другое;

4) ограничить доступ или полностью прекратить доступ пользователю к сайту;

5) расторгнуть пользовательское соглашение.

Пользователь не может совершать какие-либо действия с приобретенными им играми, предметами, музыкой и прочим без письменного разрешения правообладателя. Иными словами, пользователь не имеет право ни на что, кроме как право пользования онлайн-игрой и полученными предметами

.

3. Заключение

Обобщая выше сказанное, следует отметить, что внутриигровые предметы не признаются имуществом в рамках российского гражданского права, также сам правообладатель не дает пользователю права собственности на приобретённые им внутриигровые предметы, в том числе и игры.

Таким образом, в законодательстве Российской Федерации сфера деятельности платформ цифровой дистрибуции многопользовательских онлайн игр, в особенности внутриплатформенных товаров и услуг, предлагаемых правообладателем, является еще не сформированным правовым институтом. Судебная практика Российской Федерации охватывает лишь малую часть правоотношений, вытекающих из данной сферы, поэтому нельзя назвать ее полноценной и единообразной. Законодателю следует обратить внимание на полноценное урегулирование ранее упомянутой сферы, а именно создание дефинитивных норм, определяющих правовой статус внутриигровых предметов и онлайн-игр на платформах цифровой дистрибуции

.

Метрика статьи

Просмотров:810
Скачиваний:5
Просмотры
Всего:
Просмотров:810