Исследование взаимодействия компонентов «Традиция» – «Новация» в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства методом простого компенсационного гомеостата

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.135.23
Выпуск: № 9 (135), 2023
Предложена:
20.06.2023
Принята:
24.08.2023
Опубликована:
18.09.2023
532
10
XML
PDF

Аннотация

Одним из основополагающих вопросов в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства является проблема взаимодействия традиции и новации. Традиция отражает результат развития общества через накопленные опыт и знания, материальные и духовные ценности, передаваемые от одного поколения к другому и воспроизводимые в течении долгого времени. Новация, как качественно новое изменение, в современном обществе становится одной из основных ценностей. Вместе с меняющимися условиями и требованиями жизни доля новации постоянно растет, при этом традиция выступает питательной средой для процесса обновления. Цель работы – исследовать взаимодействие пары-противоположностей «Традиция» – «Новация» в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства. Для этого был использован метод простого компенсационного гомеостата – инструмент гомеостатической методологии, одно из направлений системного подхода. Применение метода позволило вскрыть существующие внутренние противоречия между компонентами «Традиция» – «Новация» в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства. Простой метод компенсационного гомеостата дал возможность рассмотреть разные режимы работы системы, осмыслить причины их возникновения, определить механизмы функционирования, выявить наиболее продуктивные режимы взаимодействия блоков «Традиция» – «Новация» и их компонентов в текстильном декоративно-прикладном искусстве.

1. Введение

Одним из основополагающих вопросов в декоративно-прикладном искусстве является проблема взаимодействия традиции и новации. Дефинициям традиции и новации и осмыслению их роли в разных сферах человеческого бытия в к. XX века был посвящен ряд отечественных исследований

,
,
,
. Эти понятия являются ключевыми, когда разговор идет о развитии и трансформации культуры в современном мире. «Термины «новация» и «инновация» в философии, культурологии и других социально гуманитарных науках еще не нашли своих окончательных определений, в которых было бы закреплено понимание сущности соответствующих феноменов»
. Сегодня традиция и новация используются во многих смысловых значениях и каждое отражает сложное общественное явление. «Категория «традиция» (tradition), вошедшая в европейские языки из латыни, первым своим значением имеет вполне материальное действие – «передача», «вручение», вторым – «выдача», «сдача», и лишь в последующих значениях оно связано с социокультурными явлениями – «преподавание», «обучение», «предание», «повествование», «установившееся издавна мнение или привычка»
. В наиболее общем смысле под традицией понимают «социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определённых обществах и социальных группах в течение длительного времени»
. Что касается новации, то в основе термина (лат. novatio) лежит понятие обновления, нового знания, новшества. «Новация это любое открытие, которое осуществляется на индивидуально-личностном уровне, являющееся результатом решения собственной экзистенциальной задачи и имеющее возможность практического применения»
.

В историческом контексте отношение к традиции и ее взаимодействию с новацией не всегда было одинаковым. В истории мировой культуры «господство традиции было на протяжении гораздо большей части истории человечества, более весомым чем проблема новаторства. Более того, …в средневековой культуре, понятие новаторства было синонимом еретичности»

. Например, в XIV вв. венецианскому портному грозили наказания в форме уплаты денежного штрафа, тюремного заключения или изгнания из города, если он ввел «новые идеи или выдумки в женской или в мужской одежде», повлекшие за собой дополнительные издержки
. Нужно также иметь в виду, что традиция долгое время охранялась общественным мнением и «укреплялась в умах и сердцах многих поколений-представителей данной культуры на уровне бессознательного. Традиции оказываются могущественнее многих законов и модных тенденций»
.

В конце XVI века, напротив, «новое время рождалось под знаком мятежа против традиции и укоренённых в ней представлений…, считалось тщетно ожидать большого прибавления в знаниях от прививки нового к старому»

. В текстильной сфере в это время наступает период активного развития: значительно расширяется ассортимент тканей, появляются новаторские приемы вышивания, совершенствуется подход к шпалерному ткачеству, рождаются новые типы изделий и даже целые текстильные отрасли (кружево, басонные изделия).

В современном обществе, новация становится одной из основных ценностей, а традиция выступает питательной средой для процесса обновления. «Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация – в потенции будущая традиция. В самом деле, ни одна традиционная черта не присуща любому обществу искони, она имеет свое начало, откуда-то появилась, следовательно, некогда была инновацией»

. Действительно, новое может появиться либо через развитие старого, либо через его отрицание. Поэтому появление новшеств всегда обусловлено связью с прошлым. 

Научная проблема состоит в получении новых знаний о взаимодействии амбивалентных категорий «Традиция» и «Новация» в текстильной сфере. Это возможно сделать путем применения современных общенаучных методов, обладающих высоким потенциалом эвристичности. В качестве методологического инструмента исследования предполагается использовать простую модель компенсационного гомеостата. Гомеостатика – это способность системы поддерживать устойчивое состояние, несмотря на изменения внешней среды и внутренних факторов. «В становлении гомеостатики, чрезвычайно плодотворной оказалась идея осмыслить и развить новые философские представления о противоречии, в частности, об управляемом внутреннем противоречии… Все сложные объекты имеют внутренние противоречия. Их познание позволяет получать более полное и точное знание об их функционировании и развитии, а также получить возможность управлять ими с учётом данных объективных характеристик»

.

Цель работы – исследовать взаимодействие между компонентами «Традиция» – «Новация» в текстильном декоративно-прикладном искусстве. Это позволит выявить существующие между ними внутренние противоречия, описать механизм функционирования системы и распределения ресурса между элементами в целях управления системой и разрешения этих противоречий.

2. Методы и принципы исследования

Для решения поставленных задач был использован инструмент гомеостатической методологии, в частности, модель простого компенсационного гомеостата, которая была разработана Ю.М. Горским в последние десятилетия XX века. В основе гомеостатической методологии лежит идея возможности управления системными объектами путем регулирования противоречий между компонентами – антагонистами за счет перераспределения внутреннего ресурса системы. Исследования по гомеостатике «оказались созвучными разработке категориальных схем в русле категориально-системной методологии (КСМ), разрабатываемой В.И. Разумовым, что привело к соприкосновению данных научных направлений с начала 1990-х гг.»

,
.

Простая модель компенсационного гомеостата отражает способность системы из двух противоречивых компонентов к устойчивому существованию. Каждый элемент имеет вход и выход. Через входы в систему поступает ресурс, через выходы результаты его преобразования. «В гомеостатике противоречие впервые связывается с внутренним ресурсом системы и спецификой его перераспределения, то есть становится основой механизма управления системой»

. За ресурс в системе разворачивается конкуренция между противонаправленными элементами. На входах в элементы установлены сумматоры. На них поступают сигналы с противоположных выходов. Образуется перекрестная связь, которая обеспечивает компенсаторные возможности между элементами-противоположностями. Так можно нивелировать внешние помехи и поддерживать сбалансированное гармоничное функционирование системы. Существуют два типа связи. Одна направлена на повышения продуктивности противоположного элемента (положительная связь), другая – на снижение продуктивности (отрицательная связь). Существует несколько комбинаций видов связи (см. табл. 1)
. Можно выделить четыре режима взаимодействия в простой модели компенсационного гомеостата. 

Таблица 1 - Режимы взаимодействия элементов в простой модели компенсационного гомеостата

Режим №

Тип обратной связи (положительная + / отрицательная -)

Описание характера взаимодействия

Результат взаимодействия

1

+ +

Оба элемента стимулируют развитие друг друга

Локальный прогресс

2

+ -

Элемент 1 стимулирует развитие Элемента 2;

Элемент 2 блокирует развитие Элемента 1

Локальный изогресс

3

- +

Элемент 1 блокирует развитие Элемента 2;

Элемент 2 стимулирует развитие Элемента 1

Локальный изогресс

4

- -

Оба элемента блокируют развитие друг друга

Локальный регресс

Технология работы с методом отражена в следующей последовательности действий:

1. Выявить 2 элемента-противоположности, между которыми существует противоречие;

2. Выявить базовый ресурс, за который разворачивается конкуренция между компонентами системы;

3. Описать механизм функционирования каждого элемента;

4. Сделать выводы.

3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Этап 1. Исследование элементов-противоположностей «Традиция» «Новация» применительно к текстильной сфере декоративно-прикладного искусства

Основными элементами-противоположностями в нашем исследовании является пара антагонистов: «Традиции» – «Новации» (см. рис. 1). В реализации исследования «Традиции» – «Новации» основную роль играет человек. Культурное наследие создается человеком, материализуется через его интеллектуальное и прикладное творчество. Передачу наследия также осуществляет человек, являясь и носителем традиции, и ее преемником. Поэтому, приступая к исследованию баланса «Традиции» – «Новации» через простую модель компенсационного гомеостата, в качестве ресурса будет рассматриваться «Человек». Человек, сообразно своим личным и профессиональным качествами, становится либо апологетом традиции и традиционного мышления, либо сторонником новации и современного взгляда на жизнь. Опишем механизм взаимодействия элементов системы в 4-х возможных режимах (см. табл. 1).

Простая модель компенсационного гомеостата компонентов «Традиция» - «Новация». Ресурс - «Человек»

Рисунок 1 - Простая модель компенсационного гомеостата компонентов «Традиция» - «Новация». Ресурс - «Человек»

Режим 1 (++). «Традиции» – «Новации» в области текстильного декоративно-прикладного искусства взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга через положительную обратную связь. «Человек» находится как в поле «Традиции», так и в поле «Новации», которые одинаково активно воздействуют на него. Контакт с «Новацией» приводит его к новым идеям, связанным с процессами создания, оформления или бытования текстильного изделия. При этом возникающие новые решения находятся в согласии с традицией. Со временем новые идеи становятся привычными и превращаются в традиционные, которые пополняют культурный багаж общества. Таким образом «Человек», выступая ресурсом системы «Традиция» «Новация» в области текстильного декоративно-прикладного искусства, способствует ее развитию. В результате этого процесса и приверженности той или иной идеологии появляются «Носители традиции» и «Новаторы». Такой период взаимной поддержки и стимуляции элементов-противоположностей благодаря циркулирующему между ними ресурсу называют прогрессом.

Отрезок отечественной истории 1950-1980-х годов для декоративно-прикладного искусства можно считать прогрессивным этапом в развитии отношений «Традиция» «Новация». В это время на фоне интенсивного индустриального развития государство активно поддерживало отрасль народного искусства: функционировали производственные комбинаты по созданию изделий народных промыслов, ими выполнялась работа по государственным заказам, существовали бюджетные учебные заведения, готовившие специалистов в области традиционных ремесел. Примером может служить ситуация, сложившаяся в Киришском районе Ленинградской области с традиционным промыслом захожского кружева. «В послевоенное время (1947 г.) открывается кружевная артель. В ней работало около 60 человек. Постепенно стал расти объем выпускаемой продукции, впервые появились творческие работы, улучшилось качество изделий, увеличился их ассортимент… В 1968 году кружевной цех стал частью Ленинградского объединения народных промыслов, а в 1979 году был объявлен первый набор в Киришское среднее городское ПТУ по специальности «кружевница». Через 3 года состоялся первый выпуск из 28 кружевниц. К 1980-м годам Киришский цех насчитывал уже 80 мастериц»

. Такой период был возможен благодаря экономической и идеологической поддержке государства.

Режим 2 (+-). В этом режиме «Традиция» в области текстильного декоративно-прикладного искусства получает большой ресурс и, как следствие, высокое развитие, в то время как «Новация» находится в угнетенном состоянии и блокирует развитие «Традиции». Такие условия могут сложиться в случае возникновения кризисных явлений в обществе, природных бедствий или военных конфликтов. Примером может служить ситуация в Ирландии в 1845-1849 гг., когда в стране разразился «картофельный голод», унесший сотни тысяч жизней и приведший к массовой эмиграции коренного населения

,
. Чтобы выйти из экономического кризиса, страна нуждалась в новом выгодном товаре. Им стало кружево. Традиционные методы плетения требовали значительных временных затрат и не позволяли быстро получить прибыль. В это время в монастырских общинах и крестьянских домах Ирландии рождается новый прием создания кружева. «В попытке скопировать формы ценного венецианского игольного кружева возник особый стиль вязания крючком, который оказался одновременно быстрым и прибыльным. Вскоре он стал известен как “Pt. d'Irlande”»
. Развитие ремесла («Традиции») произошло за счет привлечения человеческого ресурса на фоне стагнации экономики и производства («Новации»). В данном случае «Новация», за неимением ресурса, переживает период упадка и оказывает угнетающее влияние на «Традицию». Однако при первой же возможности «Новация» пытается овладеть ресурсом и включиться в процесс развития. Крючок для вязания в данной истории проявление активности «Новации». Такой период мы назовем этапом изогресса.

Режим 3 (-+). В этом режиме уже «Новация» в области текстильного декоративно-прикладного искусства получает большой ресурс, а «Традиция» находится в угнетенном состоянии. Можно предположить, что именно такой период наше общество переживает с конца XX века по настоящее время. После распада Советского Союза интерес к ремесленным промыслам на уровне государства пропадает, заказы на традиционные изделия не поступают, предприятия и специальные образовательные учреждения закрываются. Ремесло уходит в сферу частного предпринимательства, беднеет, традиция угасает. На этом фоне развивается наука и рождаются инновационные технологии. Человек раскрывается к новым идеям, стремиться к изменениям, и «Новация» получает свежий ресурс. Исследователи утверждают, что «единственно возможным типом развития современной цивилизации является интенсивное динамическое бесконечное становление, а инновации становятся одним из основных атрибутов культуры. Именно инновации обеспечивают необходимые темпы развития цивилизации, лежат в основе постоянного безостановочного ее становления и усовершенствования. Поэтому инновации имеют для современной культуры и цивилизации определенное культовое значение»

. Высокое развитие «Новации» не означает забвения «Традиции». Отношение «Традиция» «Новация» не разорваны и внимание к культурному наследию остается. Сегодня в обществе можно наблюдать подъем интереса к традиции. Этот период во взаимодействии элементов также является изогрессом. Примером может служить продолжение истории Захожского кружева. После распада Советского Союза к концу XX века кружевной промысел в Захожье практически угас. На рубеже веков опять вспыхнул интерес к истории, корням, традиции. Сегодня отношение к захожскому кружеву пример того, как горожане пытаются восстановить утраченное. Принимают участие в этом процессе многие институции, структуры, частные лица. Большую роль в популяризации традиционного ремесла и сохранении наследия сыграл Киришский Краеведческий музей, Дворец детского и юношеского творчества им. Л.Н. Маклаковой, центр захожского кружева «Светёлочка», приобщился к этому делу и коллектив программы декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургского государственного университета.

Режим 4 (--). Подобный режим связи «Новации» «Традиции» в области текстильного декоративно-прикладного искусства наименее благоприятен. «Новация» и «Традиция» слабо развиты и не взаимодействуют друг с другом. Такие отношения препятствуют реализации как прогрессивной, так и изогрессивой ветви развития, оставляя возможным лишь регрессивный путь. В этом случае «Человек» закрыт как для новых идей и технологий, так и для постижения истории своей страны и культурного наследия. Компоненты системы лишены ресурса для развития, что приводит «Новацию» к деградации, а «Традицию» к затуханию и исчезновению. На лицо регресс.

Мы видим, что наиболее благоприятным вариантом взаимодействия компонентов-противоположностей «Традиция» «Новация» в области текстильного декоративно-прикладного искусства является их взаимное стимулирование (режим 1). Но прогресс, как правило, краткосрочен в виду сложности поддерживания высокого уровня развития обоих компонентов в течение долгого времени. Плодотворными также будут считаться режим 2 или режим 3. Если же ослабление одного из компонентов окажется чрезмерным, это может привести к разрыву положительной связи и система окажется в режиме 4.

Вывод: контакт на любом уровне между «Традицией» и «Новацией» в области текстильного декоративно-прикладного искусства желателен и необходим для эволюции человека, развития общества и накопления культурного потенциала в указанной сфере. Как уже было сказано выше, любая традиция – это бывшая новация, и любая новация – в потенции будущая традиция. Нарушение связи между ними неизбежно приведет к угасанию традиции и деградации общества. Примером могут служить периоды истории текстильного искусства в раннесредневековой Европе, когда общество, утратив связь с античной культурой, пыталось воссоздать текстильное ремесло, опираясь на опыт Византии и стран Востока. Процесс был длительным и сложным. На этом фоне отдельными очагами вспыхивали центры золотной вышивки в Англии, которые сохранили тлеющие связи преемственности с античным миром. «Со времен Римской империи шитье и рукоделие широко практиковалось в Британии. Англия, будучи римской провинцией, обладала государственными текстильными фабриками и экспортировала тканые изделия за пределы страны. В Европе они бытовали под названием «английская работа» или «опус англиканум» (Оpus anglicanum)»

.

«Человек», как ресурс системы, может регулировать отношения «Традиции» «Новации». Его личные качества, образованность, профессиональные навыки, опыт, мировоззрение, вкус и т.д. играют колоссальную роль в поддержании динамики культуры и возможных вариантов развития жизненных сценариев. Он может стать традиционалистом или новатором, но его отношение к традиции и новации с течением времени может меняться в зависимости от полученных знаний, пережитых эмоций, наработанного опыта. Это делает систему живой, подвижной, легко адаптивной. В простой модели гомеостата это осуществляется через систему перекрестных обратных связей. Их влияние может приобретать разные комбинации. В том числе быть представленными через крайние случаи (режим 1 и режим 4). Два крайних режима работы системы предлагают результат: пару антагонистов «Носителя традиции» и «Новатора».

3.2. Этап 2. Исследование элементов-противоположностей «Носителя традиции» и «Новатора» применительно к текстильной сфере декоративно-прикладного искусства

Основными элементами-противоположностями на 2 этапе нашего исследования является пара антагонистов: «Носитель традиции» – «Новатор» (см. рис. 2). Ресурсом в такой системе может выступить опыт поколений, под которым условимся принимать весь накопленный человечеством пласт материальных и нематериальных ценностей. Он может быть связан с культурой, традициями, ремеслом, технологией, а также с опытом использования природных ресурсов. Ресурс «Опыт поколений» востребован как «Новатором», так и «Носителем традиции». Каждый из элементов системы использует его по-своему и в своих целях. В результате, перерабатывая накопленные знания и умения, каждый из антагонистов вырабатывает свой технологический подход к созданию текстильного изделия: традиционный и инновационный.

Простая модель компенсационного гомеостата компонентов «Носитель традиции» – «Новатор». Ресурс – «Опыт поколений»

Рисунок 2 - Простая модель компенсационного гомеостата компонентов «Носитель традиции» – «Новатор». Ресурс – «Опыт поколений»

Опишем механизм взаимодействия элементов системы в 4-х возможных режимах.

Режим 1 (++). «Носитель традиции» – «Новатор» в области текстильного декоративно-прикладного искусства активны и стимулируют развитие друг друга через положительную обратную связь. Накопленный опыт осмысляется «Новатором» и «Носителем традиции» с разных точек зрения. В итоге генерируется максимум возможных результатов. Это период прогресса во взаимодействии элементов. «Носитель традиции» осознает ценность и значимость сохранения текстильной культуры, обычаев, ритуалов, традиционных способов выработки и украшения тканей, которые были накоплены за многие века. Он может, согласуясь в опытом предшествующего поколения, следовать традиции и сохранять традиционную устоявшуюся технологию обработки волокна, создания текстильного предмета и его оформления. Он готов делиться с «Новатором» знанием традиции.

«Новатор» использует опыт поколений с другой целью. Он стремится изучить историю и развитие отрасли чтобы понять, какие проблемы и вызовы были решены в прошлом. Это помогает ему избежать повторения ошибок и найти новые способы решения проблем, т.е. создать новую (инновационную) технологию, основанную на интеграции накопленных знаний и практик. В результате обмена ресурсом «Носитель традиции» получает возможность «обновить» традицию, а «Новатор» «одухотворить» новацию. 

Интересный опыт, иллюстрирующий подобную ситуацию, был получен в 2023 г. в рамках сотрудничества молодых художников-прикладников (образовательная программа Декоративно-прикладное искусство, СПбГУ) и семейной ремесленной мастерской «Ткач Севера» (г. Вологда)

. В ходе учебного процесса молодое поколение художников по текстилю знакомилось с традиционными приемами ткачества поясов (на дощечках, берде, модернизированном ленточном станке). «Пояс был обязательным элементом мужской, женской и детской одежды. Его надевали на ребенка при рождении или при крещении. Этот пояс из простой льняной нити или тесьмы являлся оберегом от злых сил»
. Целью проекта было создание современных актуальных изделий. В результате активного сотрудничества «Носителей традиции» и «Новаторов» при использовании традиционной технологии появились предметы нового назначения современных форм (подтяжки, чехлы для термоса, сумки, накладные карманы, карнавальные маски), выполненные с использованием традиционных и нетрадиционных материалов.

Режим 2 (+-). В этом режиме «Носитель традиции» в области текстильного декоративно-прикладного искусства получает больший ресурс и, как следствие, высокое развитие, в то время как «Новатор» мало активен и способен блокировать развитие носителя традиции. В качестве примера можно условно предположить, что мы имеем дело с жителем села, у которого сильно развиты качества сохранения традиций и уважения к истории своей местности или народа. В деревнях, в изоляции от урбанистических центров может сохранится подлинная традиционная культура. Поэтому в такие районы отправляются этнографические экспедиции, имеющие целью сбор информации и пополнение музейных анналов, в том числе и текстильными предметами: одеждой, коврами, вышивками и др. Носитель традиции, обладая ресурсом накопленных знаний, может быть консервативным и осторожным в отношении новых идей. Занимаясь какой-либо деятельностью, он блюдет традиционную технологию, но при этом сохраняет свою независимость и самостоятельность в принятии решений. В случае, если возникнет необходимость использовать новые приемы или материалы для работы, он волен это сделать. Так, пластмассовые вязальные спицы или крючки становятся обыкновенными инструментами деревенских жительниц в результате освоения обществом новых полимерных материалов (ресурс «Опыта поколений»). Традиционная культура не является чем-то застывшим, она динамична и открытая для внешних импульсов. Именно благодаря своей гибкости она устойчива во времени и продолжает жить. Это период изогресса во взаимодействии элементов системы. 

Режим 3(-+). В этом режиме «Новатор» получил большой ресурс и развитие, в то время как «Носитель традиции» находится в угнетенном состоянии. Можно условно предположить, что в этот раз мы имеем дело с урбанистом, который открыт к новым идеям и технологиям, активен в своих действиях, стремиться к изменениям, интересуется инновационными процессами или использует их в творчестве. Однако, он гибок, не отрицает опыт поколений, исследует его и применяет в новом мире технологий. Пример такого режима взаимодействия отражается в творчестве современных дизайнеров – «Новаторов». Они, обладая багажом свежих знаний (ресурсом «Опыт поколений»), обращаются к традиционным приемам украшения одежды и интерпретируют их с помощью новых методов. Так, например, технику коклюшечного кружева сегодня имитируют с помощью цифровой печати, лазерной перфорации, 3D-моделирования, способов химического травления и др. «Креативность — это неотъемлемая черта инновационной деятельности. В большинстве философских справочников и научных работ креативность рассматривается как характерная черта творческой личности, проявляющаяся в способности осуществить нечто новое. По мнению Г. И. Кархина, креационизм (даже «неокреационизм») «основной принцип новации; важнейшая, веками складывавшаяся часть теологических, философских и научных доктрин, признающих творца и (или) творчество источником и потенциалом развития»

. Новаторы ищут и находят новые возможности воссоздания приемов традиционного творчества. Этот период во взаимодействии элементов «Носитель традиции» и «Новатор» можно назвать изогрессом.

Режим 4 (--). Такой режим взаимодействия «Носителя традиции» «Новатора» в области текстильного декоративно-прикладного искусства отличается слабым развитием компонентов и отсутствием связи между ними. Эти отношения оставляют возможным лишь регрессивный путь. В этом случае для человека закрыт опыт предыдущих поколений как для рождения новых идей и технологий, так и для обобщения истории своей страны и культурного наследия. Он инфантилен, его кругозор и знания ограничены, он лишен интереса к жизни, не желает ни изменений, ни улучшений. У него нарушена коммуникабельность и способности к работе. На лицо регресс и деградация личности.

Вывод. В исследовании взаимоотношений «Традиции» «Новации» основная роль принадлежит человеку. В связи с этим внутри взаимоотношений «Традиции» «Новации» раскрывается новая система элементов-противоположностей: «Носитель традиции» и «Новатор», чье взаимодействие на основании циркулирующего между ними ресурса – «Опыта поколений» мы рассмотрели. «Носитель традиции» – человек с традиционным мышлением, придерживающийся старых обычаев, склоненный к консерватизму и сохранению устоявшегося порядка вещей, ценящий стабильность и предпочитающий избегать рисков. «Новатор» – человек склонный к инновациям, экспериментам и новым идеям. Он не боится рисковать и искать новые пути развития, готов к изменениям и легко адаптируется к новым условиям. «Носитель традиции» и «Новатор» взаимодействуют друг с другом в разный режимах, наиболее жизненными являются 1,2,3. Все они предполагают освоение в разных объемах и с разными целями основного ресурса – «Опыта поколений». Следует подчеркнуть, что действия человека носят осознанный характер. Цель приводит к осмысленному использованию ресурса и, как результат – созданию определенного вида и назначения технологии. Ресурс преобразуется благодаря личным и профессиональным качествам «Новатора» или «Носителя традиции» (ткачей, художников, дизайнеров-текстильщиков и т.д.) в формирование двух разных типов технологий: традиционной либо инновационной. Первая предполагает применение ручного труда и природных материалов, вторая – использование машин, искусственно созданных материалов, достижений науки. Эти типы технологии являют собой два противоположных элемента, составляющих новую систему.

3.3. Этап 3. Исследование элементов-противоположностей «традиционной и инновационной технологий» применительно к текстильной сфере декоративно-прикладного искусства»

Основными элементами-противоположностями на 3 этапе нашего исследования является пара антагонистов – «Традиционная и Инновационная технологии» (см. рис. 3). Ресурсом в такой системе может выступить «Волокно». Волокно является первой категорией базового понятия «текстиль». Наличие волокна – непременное свойство текстиля. Как ранние текстильные артефакты, найденные в археологических раскопках в разных концах мира, так и самые современные текстильные изделия, объединены этим общим признаком. За ресурс «Волокно» конкурируют между собой компоненты-противоположности: «Традиционная и Инновационная технологии». Волокно, целенаправленно подвергшееся воздействию традиционной технологии, приводит к созданию традиционного изделия определенного назначения. Благодаря воздействию инновационных технологий на волокно, с ним могут произойти следующие метаморфозы: оно меняет часть своих свойств, внешний вид, качества; полностью изменяется (искусственное волокно); заново создается (синтетическое волокно). Результатом обработки волокна с помощью разных технологий может стать создание как традиционного, так и современного текстильного изделия определенного назначения. В этом процессе взаимодействия пары-противоположностей «Традиционная технология» «Инновационная технология» отражены все три компонента категории текстиль: волокно, технология, назначение.

Простая модель компенсационного гомеостата компонентов «Традиционная и Инновационная технологии». Ресурс – «Волокно»

Рисунок 3 - Простая модель компенсационного гомеостата компонентов «Традиционная и Инновационная технологии». Ресурс – «Волокно»

Механизм взаимодействия элементов-противоположностей системы может происходить в 4-х возможных режимах.

Режим 1 (++). «Традиционная и Инновационная технологии» в области текстильного декоративно-прикладного искусства взаимодействуют, стимулируют развитие друг друга через положительную обратную связь.

Примером такой связи технологий в текстильном искусстве может быть период 1960-х гг, который получил название «пластического взрыва». Начало было положено на Лозаннской Биеннале шпалерного ткачества в 1962 г. В этот период художники уделяли особое внимание пластическим свойствам шпалеры. Отталкиваясь от традиционных принципов ткачества и ручного труда, они экспериментировали с новыми материалами, соединяли природное и синтетическое волокно, использовали комбинации различных техники и приёмов, которые ранее не применялись в шпалере. Предмет изменил свою форму, обрел объем, поменял назначение. Утилитарность изделия уходит на второй план, а художественная ценность становится приоритетной. Принципиально меняется подход к созданию произведения. Шпалера становится целиком авторским объектом, который содержит уже не сюжетную фабулу, а концептуальную идею. Достичь таких преобразований в искусстве шпалеры стало возможно благодаря содружеству «Традиционной и Инновационной технологий» и «Волокну»-ресурсу, который активно циркулировал между ними. В результате открылось широкое поле для эксперимента в текстильной области. Плоды его оказались разнообразными по сути, по форме, по назначению. 

Режим 2 (+-). В этом режиме «Традиционная технология» получает большой ресурс и, как следствие, высокое развитие, в то время как второй элемент «Инновационная технология» находится в угнетенном состоянии и блокирует развитие первого.

Один из периодов в истории текстиля, связанный с интересом к традиции, возникает в конце XIX века в Европе. Национально-романтическое направление нового стиля Модерн особенно ценило обращение к традиционным основам и корням. Примером может служить творчество финских художников А. Галлен-Каллелы и Э. и Л. Сааринен по возрождению традиционных длинноворсовых ковров рюйю. «Название ковра происходит от древнескандинавского слова «ry» или «ru», означающего грубый, лохматый… Традиционно эти ковры использовались в народной крестьянской среде и в королевских замках в качестве согревающего одеяла в суровых условиях северного климата»

. Традиционная технология шерстяных рюйю была воссоздана финскими художниками в начале XX века. К 1930-м г. начинается период популярности финских ковров ручной работы, выполненных в народной традиции. Таким образом, пробуждение в обществе интереса к традиции вызывает к жизни «Традиционную технологию». Ресурс «Волокно» в системе перераспределяется. Происходит его отвлечение от «Инновационной технологии» в пользу «Традиционной технологии». Наступает период изогрессии.

Режим 3(-+). В этом режиме возникает ситуация, когда окрепшая «Традиционная технология» начинает стимулировать «Инновационную технологию». Ресурс системы опять перераспределяется и на этот раз отвлекается от «традиции» в пользу «новации». Продолжается период изогресса, только уже с лидерством «Инновационной технологии». На примере традиционных финских ковров этот этап мы наблюдаем в 1950-е гг., когда рюйю попадают на международный рынок и переживают большой коммерческий успех. Они становятся популярными как в Финляндии, так и за рубежом. «Каждый год продавались сотни готовых рюйю и множество сопутствующих им товаров в Англии, Швеции и США. В конце 1960-х годов … рюйю модернизировали, стали выполнять с использованием новых материалов. Например, на рынок вышел рюйю dralon (синтетическое сверхпрочное термостойкое акриловое волокно

). Это был материал, устойчивый к свету, стирке и не содержащий пыли»
. В начале 1960-х гг. финский дизайнер Тимо Сарпанева (Timo Tapani Sarpaneva) разработал серию шерстяных ковров, в которых использовался не только ручной, но и машинный труд. В это же время финско-американская компания Ab Finnrya Oy начала производить ковровые покрытия в широком диапазоне оттенков из смесовой шерсти на синтетической основе полностью машинным способом. Модели разрабатывались художники Ритвой Пуотила (Ritva Puotila) и Марьяттой Метсоваара. (Marjatta Metsovaara)»
.

Мы наблюдаем, как отторгнутый у «Традиционной технологии» ресурс «Волокно» поступает в ведение «Инновационной технологии», которая осваивает его и модернизирует. Элементы-противоположности стимулируют развитие друг друга, и тем самым обеспечивают устойчивость системы. Ситуация отражает изогрессивный путь.

Режим 4 (--). Подобный режим жизнедеятельности «Традиционная технология» «Инновационная технология» наименее благоприятен. Компоненты слабо развиты и не взаимодействуют друг с другом. Эти отношения приводят к регрессии. Можно сказать, что такой период для ковров рюйю начался на рубеже 1970-х годов. Ни народные традиционные (созданные из шерсти по старой технологии), ни новые современные ковры (выполненные из смесовых материалов с помощью машинных технологий) не интересовали потребителя. Популярность рюйю сошла на убыль, выросли затраты на материалы и рабочую силу, закончился процесс обновления

. Такая ситуация может привести к полному разрыву отношений противоположных компонентов системы и к их затуханию.

Вывод: так же, как и в предыдущих случаях, мы видим, что жизненными вариантами существования системы являются режимы 1, 2, 3. Наиболее благоприятными будут считаться режим 2 или режим 3.

4. Заключение

В ходе исследования было доказано, что управление процессом концептуального моделирования в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства может продуктивно осуществляться на принципах гомеостатики через воздействие на ведущее противоречие, складывающееся и разворачивающееся между основными блоками «Традиция» – «Новация». Изучение процессов, протекающих между ними, позволило выявить внутренние компоненты блоков, в которых существуют свои пары элементов-противоположностей:

а) «Носитель традиции» – «Новатор»;

б) «Традиционная технология» – «Инновационная технология».

Между парами элементов-противоположностей «Традиция» – «Новация», «Носитель традиции» – «Новатор», «Традиционная технология» – «Инновационная технология» циркулируют ресурсы, перераспределение которых обеспечивает стабильность саморегулируемой системе. Ведущим управленческим ресурсом в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства в системе «Традиция» – «Новация» является «Человек». Без участия человека невозможно создание культурного наследия, его сохранение, передача, модернизация. Для осуществления своей управленческой миссии «Человек» должен обладать накопленным «Опытом поколений» (ресурс системы «Носитель традиции» – «Новатор»), а для реализации опыта в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства ему необходимо «Волокно» (ресурс системы «Традиционная технология» – «Инновационная технология»). Особенностью главного управленческого ресурса является тот факт, что «Человек» способен меняться в зависимости от многих обстоятельств, это делает систему высоко адаптивной.

Анализ режимов взаимодействия элементов-противоположностей в системах «Традиция» – «Новация», «Носитель традиции» – «Новатор», «Традиционная технология» – «Инновационная технология» показал, что жизненными являются режимы 1, 2, 3. Самым продуктивным стал режим 1, при котором компоненты «Традиция» и «Новация», «Носитель традиции» и «Новатор», «Традиционная технология» и «Инновационная технология» стимулируют развитие друг друга, что обеспечивает системе эволюционный прогресс и переход на новый уровень системной и организационной сложности. Несмотря на то, что режимы 2 и 3 не дают скачка в развитии, они обеспечивают стабильность и накопление внутрисистемного потенциала, что является важным фактором существования и развития перечисленных систем. Сравнивая протекание режимов 2 и 3 в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства, мы приходим к выводу, что режим 3 с опережающим вложением ресурса в область «Новации» («Новатор», «Инновационная технология») более продуктивный. Это связано с трансдисциплинарной спецификой текстильного дела, где большую роль играет развитие техники и технологии. Поскольку новация со временем превращается в традицию, равновесие системы блоков «Традиция» и «Новация» в результате будет соблюдено. Режим 4 со слабо развитыми и изолированными компонентами бесперспективен и приведет к регрессии и деградации. Изоляция «Традиции» и «Новации» («Носителя традиции» и «Новатора», «Традиционной технологии» и «Инновационной технологии») – самая опасная ситуация, которая может случиться во взаимодействии блоков. Это приведет к формализации и затуханию «Традиции» и к бездуховности и выхолащиванию «Новации».

Таким образом, исследование противоречий между компонентами «Традиция» и «Новация» в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства с помощью простой модели компенсационного гомеостата дало следующие результаты:

1. Осмыслены четыре типа режимов взаимодействия между блоками «Традиция» – «Новация» и их компонентами «Носитель традиции» – «Новатор» и «Традиционная технология» – «Инновационная технологии»;

2. Определены ресурсы, циркулирующие между каждой парой элементов-противоположностей («Традиция» – «Новация», «Носитель традиции» – «Новатор», «Традиционная технология» – «Инновационная технология») через систему перекрестных обратных связей. Ими являются «Человек», «Опыт поколений», «Волокно»;

3. Осмыслены причины, приводящие к возникновению каждого режима, в основе которых лежит переток ресурса;

4. Выявлены продуктивные режимы взаимодействия «Традиция» – «Новация», «Носитель традиции» – «Новатор», «Традиционная технология» – «Инновационная технология» в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства. Продуктивными являются режимы 1,2,3. В рамках режимов 1 происходит прогрессивное развитие блоков. В режимах 3 мы имеем изогресс с опережающим вложением ресурса в «Новацию» («Новатора», «Инновационную технологию»). В режимах 2 изогресс с опережающим вложением ресурса в «Традицию» («Носителя традиции», «Традиционную технологию»);

5. Полученные результаты дают понять, как происходит саморегуляция системы в простой модели компенсационного гомеостата и приступить к созданию развёрнутой модели компенсационного гомеостата, в которой будет включено управление извне;

6. Научная ценность полученных результатов состоит в определенном вкладе в развитие методологии декоративно-прикладного искусства за счет вовлечения в нее методов гомеостатики и проведенного, в связи с этим процесса концептуального моделирования в текстильной сфере декоративно-прикладного искусства.

Метрика статьи

Просмотров:532
Скачиваний:10
Просмотры
Всего:
Просмотров:532