КОМПОНЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫСОКОАМПЛИТУДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЮНЫМИ ГИМНАСТКАМИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ
Власова О. П.
Кандидат педагогических наук, Российский государственный профессионально-педагогический университет
КОМПОНЕНТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫСОКОАМПЛИТУДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЮНЫМИ ГИМНАСТКАМИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ
Аннотация
В статье рассмотрены качественные и количественные характеристики компонентов оценивания высокоамплитудных элементов, а также их взаимосвязь на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. В процессе исследования выявлены высокая и средняя степени корреляционной взаимосвязи между показателями, характеризующими техническую ценность и качество взаиморасположения звеньев тела в формообразующей фазе высокоамплитудных элементов. Определена эффективность применения инструментальных методик и педагогического оценивания для контроля динамики развития гибкости на этапе начальной подготовки.
Ключевые слова: оценивание, качество, высокоамплитудные элементы, гибкость, художественная гимнастика.Vlasova O. P.
PhD in Pedagogy, Russian State Vocational Pedagogical University
COMPONENTS EVALUATION HIGH-AMPLITUDE ELEMENTS PERFORMING YOUNG GYMNAST IN COMPETITIVE EXERCISES
Abstract
The article describes the qualitative and quantitative components of the high-amplitude elements as well as their relationship to the stage of initial training in rhythmic gymnastics. The study revealed a high degree of correlation and the average correlation between the indicators of the quality of the technical value and relative position parts of the body in the molding phase of high-amplitude elements. The study revealed the efficacy of instrumental methods and pedagogical assessment for measuring the flexibility of the development at the stage of initial training.
Keywords: estimate, quality, high-amplitude elements, flexibility, calisthenics.В артистических видах спорта изысканно, грациозно и легко должны выполняться сложнокоординационные двигательные действия, требующие проявления высокого уровня гибкости. Исполнение таких элементов оценивается тем выше, чем больше амплитуда движений. Современный уровень развития таких видов спорта, как художественная гимнастика, требует поиска новых, более объективных форм контроля, позволяющих качественно определить как результат, показанный в двигательных тестах, так и особенности качества их выполнения, разработку единой системы оценивания контрольных упражнений, имеющих различные способы измерения [1].
Специалистами в области гимнастики разработана система оценивания гимнасток – художниц различного возраста и квалификации, включающая в себя разные группы тестов, которые традиционно оценивались по максимальному результату, по качеству исполнения и комплексно, где принято измерение результата с одновременной оценкой качества их исполнения. Данная система оценивания уровня развития отдельных физических качеств дает возможность с большой объективностью проводить обследование гимнасток различной квалификации. Однако следует учитывать при этом, что сроки начального этапа подготовки, а так же способы оценивания элементов изменились за последние годы, это требует иного подхода к выбору средств и методов контроля.
В основном документе, регламентирующим требования к выполнению элементов художественной гимнастики входящих в соревновательные композиции без предмета и с предметами, представлена ценность трудности тела и критерии их оценивания [3]. Ценность профилирующих, всеусложняющихся и модальных прыжков, равновесий и поворотов, входящих в программу гимнасток – художниц определена координационной и амплитудной сложностью исполнения. Специальные исследования показали, что в настоящее время юные спортсменки выполняют в своих упражнениях широкие прыжки, где по требованиям правил соревнований ФИЖ в формообразующей фазе амплитуда движений ног должна соответствовать 180º.
В упражнениях юные гимнастки выполняют равновесия, а также повороты преимущественно на одной ноге (на всей стопе или на полупальцах) с положением свободной ноги вперед (назад) по горизонтали. Амплитуда свободной ноги в таких элементах должна соответствовать 90º, а также иметь фиксированную форму с заметной остановкой в позиции и продолжительно удерживаться без дополнительных движений свободной ноги или опорной стопы до конца вращений.
В судействе художественной гимнастики применяют балльную систему, где при оценивании высокоамплитудных элементов, выполняемых гимнастками в соревновательных упражнениях, одним из составляющих показателей, являются качественные и количественные характеристики исполнения: фиксированная форма; показатели амплитуд движений ног в формообразующих фазах двигательных действий. Данный подход, позволяет на основе четырех балльной шкалы предложенной А.И. Кравчуком [2], применить для оценивания у юных гимнасток качество взаиморасположения звеньев тела с учетом требуемых амплитуд по правилам соревнований в формообразующей фазе выполнения элемента структурных групп трудности тела.
Для комплексной оценки гибкости и подвижности в суставах юных «художниц» 6-7 лет (n=30), занимающихся на этапе начальной подготовки, в нашем исследовании было применено педагогическое тестирование с использованием, как инструментальных методик, так и педагогическое оценивание качества выполнения высокоамплитудных элементов структурных групп и соревновательного упражнения без предмета.
В процессе оценивания элементов, выполняемых юными гимнастками, эксперты в баллах выставляли оценку в соответствии с реализуемыми основными базовыми характеристиками исполнения групп трудности тела. Так, за исполнение трудности тела, где амплитуда движений в формообразующей фазе элемента больше, чем требуется в правилах соревнований и имеет четко фиксированную форму, судьями-экспертами оценивалось в 3 балла. Оценка 2 балла выставлялось за амплитуду движений звеньями тела гимнастки в формообразующей фазе элемента, которая имеет четко фиксированную форму и соответствует требованиям правил соревнований по художественной гимнастике. За выполнение упражнения, где амплитуда движений звеньями тела в формообразующей фазе элемента у гимнастки имеет маховый характер без фиксации формы, предусмотренной правилами соревнований, судьи-эксперты выставляли 1 балл. Судьи-эксперты выставляли 0 баллов за амплитуду движений звеньями тела гимнастки в формообразующей фазе элемента, которая не соответствует правилам соревнований.
В результате анализа проведенного тестирования и оценивания была рассчитана корреляционная взаимосвязь между изучаемыми показателями. В процессе изучаемого корреляционного анализа полученных данных, нами выявлено, что существуют высокая и средняя степень взаимосвязи между показателями качественных и количественных характеристик. Близкий к единице (r=0,90) коэффициент корреляции выявлен между оценкой технической ценности исполнения гимнастических элементов в соревновательном упражнении и оценкой качества взаиморасположения звеньев тела в формообразующей фазе элементов трудности тела. При изучении показателей, нами выявлена средняя степень корреляционной взаимосвязи между оценкой качества исполнения высокоамплитудных элементов и результатами тестов, показатели которых отражают активную и пассивную подвижность в тазобедренных суставах (соответственно r= 0,72 и r=0,62). Это означает, что для осуществления большинства элементов трудности тела в соревновательных упражнениях художественной гимнастики требуется проявление высокого уровня гибкости и подвижности именно в тазобедренных суставах, где амплитуда движений составляет основу формообразующих действий и оценивается судьями как один из важных показателей роста технического мастерства гимнасток - художниц.
В процессе педагогического исследования выявлена результативность применения инструментальных методик для контроля динамики развития гибкости на этапе начальной подготовки. В то же время при освоении базовых и профилирующих элементов мы использовали метод количественной оценки качественных показателей, ориентиром для визуальной оценки взаиморасположения звеньев тела может быть как их положение относительно друг друга, так и относительно внешних предметов (горизонтали или вертикали). Экспресс-контроль за технической подготовленностью можно проводить, используя балльную шкалу оценивания с учетом действующих правил соревнований к технике выполнения элементов структурных групп.
Для удобства и более точного оценивания можно применять способ стенографирования элементов, принятый в художественной гимнастике. Другой способ стенографирования – графическая запись поз гимнасток на двух параллельных линиях (соответствующих линиям плеч и таза). В этом случае можно применять графическую запись, принятую в гимнастике при описании общеразвивающих упражнений. Таким образом, анализ специальной литературы и результаты исследований, позволили сделать заключение о необходимости как количественного, так и качественного контроля подготовленности гимнасток на этапе начального обучения.
Литература
- Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике : учебное пособие / Г. Н. Пшеничникова, О.П. Власова. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2013. – 188 с.
- Кравчук А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : (науч.-метод. и организац. основы гармонич. дошкол. комплекс. физ. воспитания). В 3 ч. Ч. 2, 3 / А. И. Кравчук. – Новосибирск : [б. и.], 1998. – 136 с.
- Правила судейства по художественной гимнастике : действующие нормы для индивидуальных и групповых упражнений : ФИЖ, 2013-2016. – [Б. м. : б. и.], 2013. - 127 с.
References
- Pshenichnikova G.N. Obuchenie jelementam bez predmeta na jetape nachal'noj podgotovki v hudozhestvennoj gimnastike : uchebnoe posobie / G. N. Pshenichnikova, O.P. Vlasova. - Omsk : Izd-vo SibGUFK, 2013. – 188 s.
- Kravchuk A. I. Fizicheskoe vospitanie detej rannego i doshkol'nogo vozrasta : (nauch.-metod. i organizac. osnovy garmonich. doshkol. kompleks. fiz. vospitanija). V 3 ch. Ch. 2, 3 / A. I. Kravchuk. – Novosibirsk : [b. i.], 1998. – 136 s.
- Pravila sudejstva po hudozhestvennoj gimnastike : dejstvujushhie normy dlja individual'nyh i gruppovyh uprazhnenij : FIZh, 2013-2016. – [B. m. : b. i.], 2013. - 127 s.