ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ ВЫСТРАИВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Научная статья
Выпуск: № 8 (39), 2015
Опубликована:
2015/09/15
PDF

Туаева Б.В.

Доктор исторических наук,  Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН и РСО-Алания

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ ВЫСТРАИВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Аннотация

В статье исследуются современные формы межнациональных взаимоотношений на Северном Кавказе. Рассматриваются социальные и культурные аспекты реализации федеральной программы национального развития регионов. Особое значение уделяется  анализу деятельности общественных структур в налаживании межнационального и межконфессионального диалога и взаимодействия.

Ключевые слова: Северный Кавказ, социально-культурная среда, межэтнические и межконфессиональные коммуникации, стратегия национальной безопасности.

Tuaeva B.V.

Doctor of Science, North-Ossetian Institute of Humanitarian and Social Studies of VSC of the Russian Academy of Sciences and the Government and the Government of North Ossetia-Alania

ETHNOCULTURAL EXPERIENCE OF BUILDING INTERETHNIC RELATIONS IN THE NORTH CAUCASUS

Abstract

The modern forms of interethnic relations in the North-Caucasian region were analyzed in the article. Social and cultural aspects of federal program’s realization concerning national development of regions were considered. The emphasis was made on the analysis of social organizations’ activities on the establishment of inter-ethnic and inter-religious dialogue and cooperation.

Key words: North Caucasus, social and cultural environment, inter-ethnic and inter-religious communications, strategy of national security 

Становление и развитие государственности исторически предполагает формирование особых составляющих, отвечающих за национальную безопасность и интересы страны. Безусловно, обеспечение этих категорий невозможно вне обеспечения стабильного и устойчивого развития экономики, политики, семейно-брачной сферы, а также сферы экологии, культуры, демографии, образования, права и т.д. - в комплексе составляющих систему национальной безопасности [1, с. 72]. Обобщающий посыл всем россиянам был сформулирован В.В. Путиным: «Гражданский мир и межнациональное согласие - это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это - кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». <…> Уверенность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности, опирается на нашу культуру, историю, тип идентичности» [2]. Конечно, все эти факторы напрямую проецируется на полиэтничные российские регионы, города, сообщества, в том числе и на Северном Кавказе.

Северокавказское общество представлено  более чем ста этносами, носителями разных культурных традиций, религиозных, мировоззренческих установок и практик. Сегодня регион демонстрирует тенденцию к стабилизации общественно-политической ситуации, динамично развиваются культурные и межэтнические коммуникации, проводятся выездные, локальные и межрегиональные научные, спортивные, общественные, образовательные и др. мероприятия. А особое место в реализации общегосударственной стратегии национальной политики отводится институтам гражданского общества, представленные различными негосударственными общественными организациям и ассоциациями [3; 4]. Национально-культурные общества, благотворительные организации, комитеты и землячества оказывают реальную помощь, поддержку и популяризацию социальных, гражданских, этнических ценностей.

Принятая  еще в 2009 г. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» продолжила ряд мер по формированию новой модели государственных и общественных взаимоотношений с определением ответственности, сохранения целостности и суверенитета страны. В этом русле работа ведется различными государственными и общественными структурами. В начале текущего года был подписан Указ о создании Федерального агентства по делам национальностей РФ. В качестве ключевых функций нового ведомства были определены в том числе: выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование и оказание госуслуг в сфере государственной национальной политики; осуществление мер, направленных на укрепление единства российской нации, обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов РФ, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов России; взаимодействие с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества; разработка и реализация государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений; осуществление государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений  и пр. [5]. И для Министерства Республики Северная Осетия - Алания по вопросам национальных отношений одним из приоритетных направлений деятельности является формирование благоприятных условий для обеспечения межнационального согласия в республике, что имеет исключительное значение в условиях полиэтничной и поликонфессиональной Северной Осетии. В республике зарегистрировано и успешно функционируют на протяжении двадцати лет 29 национальных общественных объединений, в том числе две национально-культурные автономии: немецкая культурная автономия и Северо-Осетинская республиканская еврейская национально-культурная автономия в г. Моздок [6]. Сохраняя и приумножая этнокультурные традиции, объединения способствуют налаживанию межнационального диалога и стабильности в регионе.

Необходимо также учитывать, что современные межэтнические связи тесно переплетены с конфессиональным составляющим. На днях во Владикавказе съехались духовные лидеры мусульман Северного Кавказа. Столица Северной Осетии стала местом проведения очередного заседания Координационного центра мусульман (созданного в 1998 г.), на котором была принята и  подписана «Социальная доктрина мусульман». Этот документ, получивший в последнее время распространение по всей России, является вектором развития мусульманского сообщества,  инструментом его самоорганизации, с помощью которого происходит общественная поддержка  позиции мусульман, оказывает своего рода влияние на общественное мнение [7]. Представители Кабардино-Балкарии, Дагестана, Адыгеи, Карачаево-Черкессии, Ставропольского края, Чечни, Ингушетии, Калмыкии и Северной Осетии особо подчеркивали, что необходимо усилить действия не только в деле исламского просвещения, распространения идей умеренности и борьбы с радикальными проявлениями, но и в упрочнении межэтнического и межконфессионального диалога.

Большое значение в регионе имеет сотрудничество представителей различных этнических групп и их регулярное взаимодействие. Силами республиканских министерств и общественных объединений многое делается для активизации культурного обмена. Становятся традиционными фестивали национальных культур, праздничные мероприятия, концерты, спортивные  и образовательные состязания. Однако отмечается, что недостаточно развита совместная деятельность в экономической и общественно-политической сферах. Институт экономических и социальных исследований (г. Краснодар) провел многоаспектное социологическое исследование по оценке существующего потенциала партийно-политического механизма и выявлению условий его эффективного использования с целью обеспечения гармонизации социальных отношений в полиэтничном и поликонфессиональном обществе на примере РСО – Алания [8]. По мнению экспертов, в межнациональных отношениях «этническая принадлежность практически не играет роли для жителей Северной Осетии». Исследователи и участники фокус-групп подчеркивали, что осетины – «дружелюбный народ, они очень толерантно относятся к представителям всех национальностей. Поэтому из страха быть непонятыми в остальных регионах России, республику в качестве места проживания выбирают беженцы и вынужденные переселенцы, выросшие на культуре Кавказа и принявшие кавказские обычаи и традиции. <…> В Северной Осетии представители практически всех национальностей не чувствуют себя ущемленными, к ним нет предвзятого отношения. Население республики старается поддерживать хорошие, добрососедские отношения, с уважением относится к чужой культуре, религии и обычаям. Все нации мирно сосуществуют друг с другом, дружат и работают вместе. Исключение составляют лишь чеченцы и ингуши, к которым из-за межнациональных конфликтов до сих пор относятся с настороженностью и недоверием» [8]. Проводя опрос об исторической и культурной памяти, отмечалось, что осетины сегодня, представляя собой малочисленный народ, «очень гордятся наследием своих предков: национальной культурой, традициями и языком. Поэтому, несмотря на влияние западной и русской культур, для осетин важно сохранение их уникальности». Но эта национальная гордость не сказывается на их отношении к другим этносам, «большинство осетин не пытается превознести себя и уничижить достоинства другого народа».

Многочисленными политиками, учеными, экспертами сегодня предлагаются разные методики, концепции и модели по формированию гармоничного многонационального российского общества. На вопрос «какие условия должны выполняться, чтобы населяющие Россию народы жили в дружбе и согласии?» академик Тишков отметил, что «когда страна большая, а население имеет сложный этнический и религиозный состав, вкупе с территориями преимущественного проживания ряда конкретных национальностей, то лучший вариант государственной формы - сочетание федерализма и национально-культурной автономии, именно так, как в РФ. Это и есть первое условие.   Второе - властные институты, начиная с регионального, должны отражать весь состав населения, не допуская узурпации в пользу представителей одной национальности. Третье условие - наличие четкой доктрины при ответе на вопрос: «Кто мы?» Здесь должна утверждаться формула сложной идентичности по стране и по своей этнической принадлежности: «я россиянин и русский», «я татарин и россиянин» и т.д. Важна и историко-региональная идентичность по своей «малой родине», ибо без нее нет и большой родины – России...» [9]. Трудно не согласиться с таким профессиональным виденьем вопроса. Перспектива и динамика мирного развития Северного Кавказа, как и России в целом, может быть лишь при  соблюдении прав каждого человека, осознании ценности сохранения культурной и этнической многоцветности общества.

Литература

  1. Чумак И.А. Национальная безопасность России в условиях социально-политической трансформации: теоретические аспекты исследования / Национальная безопасность современной России: теория, практика, перспективы. Сб. научных трудов. Москва, 2013.
  2. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос / Независимая газета. 23.01.2012. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
  3. Туаева Б.В. Этнокультурная природа Северного Кавказа (вторая половина XIX – начало XX веков) // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2009. № 3. С. 153-159.
  4. Туаева Б.В. Общественно-культурные организации в городах Северного Кавказа (вторая половина XIX - начало XX вв. / Диссертация канд. ист. наук. Владикавказ, 2004. – 177с.
  5. Указ № 168 от 31 марта 2015 г. «О создании Федерального агентства по делам национальностей» / ГАРАНТ. ру. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/news/616387/#ixzz3WJaUBiS6
  6. Сайт Министерства РСО-Алания по вопросам национальных отношений / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://minnats-rso.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=30&Itemid=85
  7. Официальный сайт Главы РСО-Алания [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rso-a.ru/index.php/novosti-glavy/3577-tamerlan-aguzarov-v-neformalnoj-obstanovke-poobshchalsya-s-muftiyami-severnogo-kavkaza.html
  8. Роль современных политических партий в обеспечении социальной стабильности и формировании религиозной толерантности в поликонфессиональном обществе северокавказского региона (на примере Республики Северная Осетия – Алания). Краснодар, 2010. / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text=
  9. 8. Газета «Культура». 01.07.2015 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=737

References

  1. Chumak I.A. Nacional'naja bezopasnost' Rossii v uslovijah social'no-politicheskoj transformacii: teoreticheskie aspekty issledovanija / Nacional'naja bezopasnost' sovremennoj Rossii: teorija, praktika, perspektivy. Sb. nauchnyh trudov. Moskva, 2013.
  2. Vladimir Putin. Rossija: nacional'nyj vopros / Nezavisimaja gazeta. 23.01.2012. / [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
  3. Tuaeva B.V. Jetnokul'turnaja priroda Severnogo Kavkaza (vtoraja polovina XIX – nachalo XX vekov) // Nauchno-informacionnyj zhurnal Armija i obshhestvo. 2009. № 3. S. 153-159.
  4. Tuaeva B.V. Obshhestvenno-kul'turnye organizacii v gorodah Severnogo Kavkaza (vtoraja polovina XIX - nachalo XX vv. / Dissertacija kand. ist. nauk. Vladikavkaz, 2004. – 177s.
  5. Ukaz № 168 ot 31 marta 2015 g. «O sozdanii Federal'nogo agentstva po delam nacional'nostej» / GARANT. ru. / [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/news/616387/#ixzz3WJaUBiS6
  6. Sajt Ministerstva RSO-Alanija po voprosam nacional'nyh otnoshenij / [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://minnats-rso.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=30&Itemid=85
  7. Oficial'nyj sajt Glavy RSO-Alanija [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://www.rso-a.ru/index.php/novosti-glavy/3577-tamerlan-aguzarov-v-neformalnoj-obstanovke-poobshchalsya-s-muftiyami-severnogo-kavkaza.html
  8. Rol' sovremennyh politicheskih partij v obespechenii social'noj stabil'nosti i formirovanii religioznoj tolerantnosti v polikonfessional'nom obshhestve severokavkazskogo regiona (na primere Respubliki Severnaja Osetija – Alanija). Krasnodar, 2010. / [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://yandex.ru/yandsearch?text=
  9. Gazeta «Kul'tura». 01.07.2015 / [Jelektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://iea-ras.ru/index.php?go=News&in=view&id=737