EFFICACY OF OMALIZUMAB IN DRUG THERAPY OF SEVERE BRONCHIAL ASTHMA

Research article
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2025.158.72
Issue: № 8 (158), 2025
Suggested:
09.04.2025
Accepted:
25.06.2025
Published:
18.08.2025
304
2
XML
PDF

Abstract

Relevance. Bronchial asthma is one of the most common chronic diseases that can occur in people of different ages. Reducing the severity of symptoms and controlling the disease is achieved by using a number of drugs that are not always effective. Omalizumab is a promising agent in the correction of bronchial asthma, when other drugs are ineffective.

Materials and methods. 16 patients were divided into 2 groups. Patients in group 1 received omalizumab, patients in group 2 continued the previous standard treatment. Well-being and symptoms were assessed before and after therapy.

Results: patients receiving omalizumab showed a decrease in the severity of all symptoms studied, many patients reduced the use of other drugs.

Conclusions. The use of omalizumab in the treatment of bronchial asthma reduces the manifestation of negative symptoms and improves the quality of life of patients.

1. Введение

Бронхиальная астма является серьезным хроническим заболеванием, потенциально опасным для жизни в отсутствие лечения. Заболевание может проявиться во взрослом возрасте, а может и в детстве, что сказывается на тяжести патологии и общем качестве жизни

. Число людей с бронхиальной астмой ежегодно увеличивается: по данным ВОЗ, заболеваемость бронхиальной астмой только за 5 лет (2019–2024) выросла в 1,2 раза — с 320 до 380 млн человек, а по прогнозам Мировой организации аллергии – в 2025 году число таких людей приблизится к 400 млн
.

Существующие методы лечения БА направлены на снижение частоты и силы тяжести симптомов, однако не все препараты одинаково эффективны для пациентов. У некоторых возникают побочные эффекты, у других привыкание, а для кого-то они и вовсе неэффективны, в результате чего многие пациенты вынуждены совмещать прием сразу нескольких препаратов. Например, в одном исследовании было показано лишь несущественное повышение эффективности лечения при дополнительном использовании пероральных ГКС, в другом исследовании — необходимость дополнительного использования короткодействующих агонистов на фоне терапии ИГКС (30% больных) или ИГКС + длительнодействующих бета-агонистов (70% пациентов)

.

Таким образом, проблема контроля заболевания остается актуальной на данный момент, так же как и снижение лекарственной нагрузки на организм пациентов с тяжелой бронхиальной астмой.

2. Методы и принципы исследования

Целью данной работы является выявление клинической эффективности применения омализумаба на фоне базисной терапии у пациентов с тяжелой бронхиальной астмой.

Механизм действия омализумаба при бронхиальной астме

В России препарат омализумаб зарегистрирован еще в 2007 г, хотя за рубежом его применение началось раньше. Омализумаб представляет собой препарат человеческих рекомбинантных моноклональных анти-IgЕ-антител, против IgЕ. Основной эффект препарата — это предотвращение развития аллергической реакции на уровне эффекторной фазы.

При бронхиальной астме важную роль играет IgE, который запускает аллергическую реакцию, он связывается с тучными клетками и базофилами, освобождающими воспалительные медиаторы. Обнаружение участков связывания молекул IgE с рецепторами на тучных клетках и базофилах привела к созданию моноклональных антител, специфически взаимодействующих с этими участками IgE. Таким образом, омализумаб может связываться с IgE, препятствуя его соединению с рецепторами клеток. Если IgE в сыворотке (свободный), то под влиянием препарата сокращается количество тех молекул IgE, которые могли бы взаимодействовать с рецепторами, а если IgE уже связан с рецепторами клеток, то препарат не действует на них до тех пор, пока IgE самопроизвольно не отсоединится. Так, быстрее всего происходит удаление молекул IgE с поверхности базофилов, т.к. их продолжительность жизни составляет менее недели. Тучные клетки живут в тканях дольше, а потому удаление IgE с их поверхности составляет уже 2-3 недели

.

Стоит отметить, что при длительном применении омализумаба происходит изменение концентрации рецепторов на базофилах: новые клетки контактируют с очень незначительным количеством IgE (свободного IgE мало), что приводит к снижению экспрессии рецепторов. Новые базофилы демонстрируют сниженную способность связываться с оставшимся свободным IgE, что приводит к уменьшению симптомов (положительный эффект заметен уже через несколько недель лечения)

.

Так, через 8 месяца лечения омализумабом количество свободного IgE снижается на 90-99%

, а выброс гистамина при реакции с аллергеном снижается на 90%. Даже после прекращения лечения эффект сохраняется: через год сывороточный уровень IgE снижен на 50-80% от исходного уровня
.

Интересно, что омализумаб способствовал и позитивным изменениям в структуре бронхов: уменьшалась толщина базальной пластинки, снижался уровень фибронектина, тогда как коллаген в слизистой оболочке синтезировался также. При этом уменьшение накопления фибронектина было ассоциировано с улучшением контроля над заболеванием и снижением дозы системных ГКС

.

Методы исследования

Нами ретроспективно проведен анализ 16 амбулаторных карт пациентов за 2019-2024 год, получающих терапию омализумабом «Ксолар» — «Новартис Фарма АГ» и получающих стандартную базисную терапию ИГКС совместно с антилейкотриеновыми препаратами и системными ГКС в ООО МРЦ «ВИТА-МЕД» с диагнозом тяжелая бронхиальная астма. Средний возраст больных составил 42 года. Из них — 6 (37,5%) мужчин и 10 (62,5%) женщин.

Из 8 пациентов, получавших омализумаб, 6 (75%) страдали аллергической ТБА (J45.0). Соотношение мужчин и женщин составляло по 50%. Средний возраст — 41,6 года.

Дополнительно стоит подчеркнуть, что в контексте исследования особое внимание было уделено группе пациентов, страдающих смешанной формой астмы. В этой группе были выявлены определенные сопутствующие заболевания и состояния, такие как непереносимость нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), что является значимым фактором для учета при выборе стратегии лечения.

Кроме того, был отмечен высокий процент пациентов с хроническим полипозным риносинуситом (ХПРС), что также является важным аспектом для комплексного подхода к лечению и понимания клинической картины заболевания у пациентов, проходящих терапию омализумабом

Данный анализ одобрен локальным этическим комитетом медицинского института НИ МГУ им. Н.П. Огарева (протокол №12 от 08.10.2024 г.).

В процессе проведения данного исследования был разработан и применен ряд строгих критериев для отбора пациентов. В частности, особое внимание уделялось наличию у пациентов тяжелой формы бронхиальной астмы (БА), что является одним из ключевых аспектов при выборе кандидатов для участия в исследовании. Кроме того, важным критерием отбора являлась выявленная эозинофилия, что также является значимым показателем при диагностике и лечении БА. Следующим фактором был уровень иммуноглобулина E (IgE) в крови, поскольку его показатели могут существенно влиять на выбор метода терапии и прогнозирование эффективности лечения. Также учитывалось отсутствие каких-либо медицинских противопоказаний к проведению анти-IgE-терапии, что является обязательным условием для безопасного участия в исследовании. Наконец, последний критерий отбора касался соответствия пациентов пятой ступени терапии бронхиальной астмы, что является важным для определения стадии заболевания и выбора адекватного лечения. Все эти параметры были тщательно проанализированы и учтены при формировании группы исследуемых, что позволило обеспечить высокую точность и достоверность полученных в ходе исследования результатов.

В процессе лечения особое внимание уделялось точному расчету дозы препарата, что является ключевым аспектом для достижения максимальной эффективности лечения. Этот расчет производился с учетом индивидуальных характеристик каждого пациента, включая его вес и начальный уровень общего иммуноглобулина E (IgE) в крови, что позволяло обеспечить наиболее подходящую и безопасную дозировку омализумаба для каждого конкретного случая. Введение препарата осуществлялось подкожно, один раз каждые четыре недели.

Набор участников исследования начался в июне 2019 года и завершился в октябре 2024 года. Для анализа результатов применения омализумаба были проведены оценки через восемь месяцев терапевтического курса, которые включали сопоставление начальных параметров и показателей, полученных после начала лечения данным препаратом.

Мы разделили пациентов на 2 группы: пациентам 1 группы был назначен препарат омализумаб подкожно (150 мг\кг, инъекции 1 раз в 4 недели), продолжительность приема препарата составила 4 года. В данной группе проведен анализ эффективности омализумаба по следующим показателям: наличие одышки у пациентов в состоянии покоя, а также при выполнении физических нагрузок, что позволяло оценить функциональное состояние дыхательной системы в различных условиях. Кроме того, в ходе анализа были учтены такие симптомы, как кашель и хрипы, которые могли свидетельствовать о различных патологиях легких. Также важным элементом исследования стало определение частоты использования короткодействующих бета-агонистов, что являлось показателем контроля симптомов бронхиальной астмы. Не менее важным аспектом было изучение потребности в пероральных глюкокортикоидах, которые часто используются для купирования обострений заболевания. Ежедневные приступы удушья также были включены в список критериев оценки, поскольку они значительно ухудшают качество жизни пациентов. В дополнение к вышеупомянутым показателям, особое внимание было уделено уровню иммуноглобулина E в крови, который является маркером аллергической активности, и эозинофилии, что позволило оценить степень воспалительного процесса в организме.

Пациенты 2 группы продолжали базисную терапию (ИГКС + длительнодействующие бета-агонисты).

3. Результаты и обсуждение

Были проанализированы клинико-анамнестические показатели и лабораторно-инструментальные данные пациентов с тяжелой бронхиальной астмой. Первоначально была выявлена следующая симптоматика: 100% всех пациентов имели кашель, хрипы и нуждались в короткодействующих бета-агонистах. При этом одышка в покое и ежедневные приступы удушья были у всех пациентов 1 группы, тогда как во 2 группе лишь у 12,5% (1 пациент). Одышка при физической нагрузке беспокоила 75% пациентов 2 группы и всех пациентов из 1 группы. Нуждались в пероральных глюкокортикоидах все пациенты 1 группы и только 25% второй группы (табл. 1). Эозинофилия была в 100% в обеих группах, так же как и повышение IgE в крови.

Таблица 1 - Результаты обследования испытуемых в начале анализа

Показатели

1 группа, %

2 группа, %

одышка в покое

100

12,5

одышка при физических нагрузках

100

75

кашель

100

100

хрипы

100

100

потребность в короткодействующих бета-агонистах

100

100

потребность в пероральных глюкокортикоидов

100

25

приступы удушья ежедневно

100

12,5

уровень IgE в крови

100

100

эозинофилия

100

100

Таким образом, в 1-ой группе качество жизни было хуже, чем во 2-ой — одышка в покое, хрипы и кашель, приступы удушья, на фоне потребности в двух типах препаратов — тогда как в 2-ой – одышка только при физической нагрузке, хрипы и кашель, с преимущественным использованием одного типа препарата.

Повторный анализ амбулаторных карт пациентов из 1 группы показало следующую динамику. Самым существенным изменением стало полное исчезновение одышки в состоянии покоя и ежедневных приступов удушья у всех пациентов. Другие показатели так же снизились: одышка при физических нагрузках исчезла у 4 (66,6%) пациентов из 6, имевших ее ранее; хрипы остались у 2 (25%) из 8 пациентов, уровень эозинофилов понизился в два раза, так же как и уровень IgE в крови, что говорит об улучшении самочувствия пациентов.

Кроме этого, снизилась потребность в других препаратах: от бета-агонистов отказались 4 (50%) пациента из 8, ранее их принимавших; от пероральных глюкокортикоидов полностью отказался 1 (12,5%) из 8 пациентов (табл. 2, рис. 1).

Таблица 2 - Результаты обследования пациентов 1 группы до и после применения омализумаба

Показатели

До, %

После, %

одышка в покое

100

0

одышка при физических нагрузках

75

25

хрипы

100

25

потребность в короткодействующих бета-агонистах

100

50

потребность в пероральных глюкокортикоидов

100

62,5

приступы удушья ежедневно

100

0

уровень IgE в крови

100

50

эозинофилия

100

50

Процентное соотношение результатов обследования пациентов 1 группы до и после применения омализумаба

Рисунок 1 - Процентное соотношение результатов обследования пациентов 1 группы до и после применения омализумаба

Особый интерес представляет анализ изменения использования пероральных глюкокортикоидов. Отсутствие положительной динамики было отмечено только у 2 (25%) из 8 пациентов — они продолжили прием препаратов без снижения их дозы. Однако еще 3-е продолжили прием препаратов со сниженной дозой, 2-е готовы отказаться от препаратов, но пока что используют их со сниженной дозой и 1 пациент полностью отказался от препарата. Таким образом, положительная динамика отмечена у 6 (75%) из 8 пациентов.

4. Заключение

Применение омализумаба способствовало уменьшению тяжести симптоматики, отказу от короткодействующих бета-агонистов, а также отказу от пероральных глюкокортикоидов и снижению дозы препаратов. Было зафиксировано продолжение роста ключевых показателей результативности лечения либо их сохранение на стабильном уровне.

Таким образом, омализумаб поспособствовал уменьшению значимой частоты обострений астмы вне зависимости от длительности заболевания, возраста и пола пациентов. На фоне приема омализумаба у пациентов улучшилось качество жизни и повысился контроль над заболеванием.

Article metrics

Views:304
Downloads:2
Views
Total:
Views:304