ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.60797/IRJ.2024.146.59
Выпуск: № 8 (146), 2024
Предложена:
13.06.2024
Принята:
22.07.2024
Опубликована:
16.08.2024
167
3
XML
PDF

Аннотация

В статье показывается, что индивидуальное время является своеобразной идентификацией индивида относительно его переживания своей экзистенциальной бытийности и жизнедеятельности в рамках социальной группы. Выявлено, что индивидуальное время человека с ограниченными возможностями (ОВ) рассматривается как темпоральной концепт, отражающий длительность индивидуального существования человека в инклюзивном социальном пространстве. Продемонстрировано, что изучение теоретических и концептуальных аспектов индивидуального времени человека с ограниченными возможностями показывает, что его интенциональность, прежде всего, отражает длительные процессы в потоке инклюзивных событий, переживаемых индивидом с ОВ в периоде его вовлечения в пространство включающего социума. Показано, что интенционально-ориентированные действия человека с ОВ предполагают сосуществование в индивидуальном опыте индивидуально-ментального сегмента и сегмента темпоральной интенциональности. Доказано, что ментальное время выступает в качестве базисной характеристики сознания человека, что становится системообразующим фактором, определяющим и упорядочивающим поток повседневно-инклюзивных событий в социальной группе. Показано, что индивидуальное время представляется в целостном восприятии индивидом с ОВ ментально-упорядоченной хронологии воспринимаемых в длящемся настоящем инклюзивно-повседневных событий, отражающих особенности индивидуальной деятельности индивида в контексте формирования его экзистенциального бытия. Выявлено, что экзистенциальное переживание человеком с ОВ длительности инклюзивно-повседневных событий дает возможность сохранения системного восприятия феноменологии чувственных данных и ментальных образов в субъективном опыте. Доказано, что сегмент настоящего времени определяет наполненность созерцательной активности человека с ОВ и направлен на осмысление экзистенциальных оснований его индивидуального бытия, сегмент прошлого времени формирует историческую память индивида, сегмент будущего времени касается конструирования механизмов человеческого сознания, связанных с инновационно-конструктивными параметрами человеческого воображения.

1. Введение

История становления философских представлений об индивидуальном времени человека демонстрирует, что именно индивидуально-настоящее время и является своеобразной идентификацией индивида относительно его переживания своей экзистенциальной бытийности и жизнедеятельности в рамках социальной группы. В современных философских и педагогических источниках достаточно активно обсуждаются различные аспекты формирования инклюзивного общества, причем значительное внимание уделяется развитию экзистенциальных концепций, направленных на отражение особенностей жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями (ОВ) в контексте становления его индивидуального времени

,
,
,
. Особый интерес вызывают исследования, основанные на синтезе конструктивистских и экзистенциальных подходов. Так, концепция  S.  Aas   предполагает активное обсуждение проблемы соотнесения традиционного общества с обществом   включающим, причем последнее рассматривается  как результат своеобразного внесения в сферу социальной коммуникации включающего общества  доминирующих экзистенциальных ценностей традиционного общества с акцентом на индивидуальный опыт и индивидуальное время людей с ОВ
.  В концепции  D. Bourget справедливо делается акцент на рассмотрении различных аспектов формирования социальной группы индивидов с ограниченными возможностями, свободной от возможных дискриминационных моментов в сфере трудовой деятельности и образования
. На наш взгляд, в этом направлении исследования возникает необходимость систематического изучения  экзистенциальных оснований индивидуального бытия людей в подобной особой группе индивидов с ОВ.  С другой стороны, в концепции F. Chris основные экзистенциальные характеристики индивидуального бытия людей с ОВ дальнейшего изучения не получили,  ослабляя  позицию, связанную с исследованием  сегментов ценностных и смысловых параметров, аспектов и базовых сценариев по вовлечению индивидов  с ОВ в инклюзивную  реальность
. Методологически важные идеи обозначает  М.Colum, справедливо отмечая необходимость   синтеза  ценностей и предпочтений индивидов традиционного  социума и включающего микросоциума людей, имеющих свои собственные экзистенциальные мотивы и потребности
.  Подобная позиция предполагает,  естественную опасность того,  что люди с ОВ способны почувствовать   определенный дискомфорт в процессе переживания и осознания экзистенциальных моментов собственного индивидуального бытия.  Целью статьи является исследование экзистенциальных аспектов социального бытия индивида с ограниченными возможностями с позиции становления его индивидуального времени

2. Методы и принципы исследования

Источниковую и информационную базу статьи определяют научно-теоретические, социологические и эмпирико-педагогические исследования в направлении:

1) экзистенциальных проблем   индивидуального   времени людей с ограниченными возможностями в контексте становления их индивидуального бытия;

2) актуальных и значимых вопросов интегрированного изучения  специфики и механизмов существования и особенностей жизнедеятельности инклюзивного микросоциума;

3) различных экзистенциальных аспектов индивидуального бытия людей с ОВ  в сфере  образовательного пространства.

Активно использовались материалы научных и научно-практических симпозиумов и конференций по проблемам инклюзии, а также монографии и статьи  ведущих мировых и отечественных ученых в области теории инклюзии, философии образования и социальной философии.  Выявление и моделирование базовых сценариев развития инклюзивного социума с позиции  экзистенциальной проблематики  актуализирует применение метода символического интеракционизма и метода феноменологической редукции.

3. Основные результаты

– Индивидуальное время человека с ограниченными возможностями (ОВ)  рассматривается как  темпоральной концепт, отражающий длительность индивидуального существования человека в инклюзивном социальном пространстве. Становление подобного пространства связано с хронологизацией и упорядочиванием основных его сегментов, то есть  сегмента прошедшего времени, сегмента настоящего времени и сегмента  будущего времени, что отражает основные ступени осознания индивидом своей вовлеченности в сферу инклюзивного микросоциума.  Сегмент настоящего времени определяет наполненность созерцательной активности человека с ОВ и направлен на осмысление экзистенциальных оснований его индивидуального бытия, сегмент прошлого времени формирует историческую память индивида, сегмент будущего  времени касается конструирования механизмов человеческого сознания, связанных с инновационно-конструктивными параметрами человеческого воображения.

– Изучение теоретических и концептуальных аспектов индивидуального  времени человека с ограниченными возможностями показывает, что его интенциональность, прежде всего, отражает длительные процессы в потоке инклюзивных событий, переживаемых индивидом с ОВ в периоде его вовлечения в пространство включающего социума. В этой ситуации в сегментах индивидуального времени индексируется  восприятие и осознание длящегося настоящего времени в качестве основной характеристики интегрального конструирования субъективного опыта человека с ОВ, представляемого как набор экзистенциальных  сценариев включения индивида в группу людей с ОВ.  Поэтому правомерно признание экзистенциального характера индивидуального бытия человека с ОВ для процесса изучения типовых  регуляторов и механизмов экзистенциального переживания индивидуального  времени в инклюзивной реальности. Именно сегмент настоящего времени определяет версии социального существования человека с ОВ с акцентом на длительность настоящей бытийности, которая становится  границами человеческого опыта, определяемого триадой индексированных сегментов «прошлое–настоящее-будущее», что показывает темпорально-ориентированные перспективы  опережающего человеческого  сознания по моделированию наиболее эффективных вариантов вхождения в инклюзивное социальное пространство.

– Интенционально-ориентированные действия человека с ОВ предполагают сосуществование в индивидуальном опыте индивидуально-ментального сегмента и сегмента темпоральной интенциональности. Именно она коррелирует с комплексами переживаний человека с ОВ  не только путей возможного вхождения в инклюзивное пространство социальной группы, но и особенностей своего  существования и жизнедеятельности в ней. Рассмотрение индивидуально-ментального сегмента человеческой деятельности предполагает конструирование индивидуальных форм ментально-образного транзита повседневно-инклюзивных событий в индивидуальный опыт человека.  Отметим, что темпоральную интенциональности правомерно синтезировать в контент ментального времени, отражающего  экзистенциально-ментальные образы людей с ОВ как необходимые ступени  индексации повседневно-инклюзивных событий в человеческом сознании. Поэтому ментальное время выступает в качестве базисной характеристики  сознания человека, что становится системообразующим фактором, определяющим и упорядочивающим поток повседневно-инклюзивных событий в социальной группе. То есть, ментальное время непосредственно детерминирует становление системы стереотипов, экзистенциальных установок и смыслов в основных сферах повседневно-обыденного сознания людей с ОВ. 

– Значимость индивидуально-настоящего времени связана с представлением  двух базисных уровней его интерпретации и понимания. С одной стороны, сегмент индивидуально-настоящего времени конструируется как период с индексированными длительными инклюзивными событиями. Экзистенциальное переживание человеком с ОВ  длительности таких событий дает возможность  сохранения системного  восприятия феноменологии чувственных данных и ментальных образов в субъективном опыте. С другой стороны, индивидуально-настоящее время представляется в целостном восприятии индивидом с ОВ ментально-упорядоченной хронологии воспринимаемых в длящемся настоящем  инклюзивно-повседневных событий, отражающих особенности индивидуальной деятельности индивида в контексте формирования его экзистенциального бытия. Необходимая корреляция индивидуально-настоящего времени и обыденно-коллективного времени социальной группы людей с ОВ  инициирует экзистенциальный диалог индивидов, направленный  на сохранение и упорядочивание эффективных путей их вхождения в инклюзивное социальное пространство.

4. Обсуждение

В обозримых современных научно-теоретических исследованиях наметилось достаточно активное обсуждение многоаспектной проблемы, связанной с систематическим изучением функционирования инклюзивного социума и актуализацией интегральных сегментов и аспектов повседневной инклюзивной реальности и жизнедеятельности в ней людей с ограниченными возможностями здоровья. Различные подходы к решению такой проблемы получили развитие в современной философской и педагогической литературе. Появились весьма оригинальные концепции инклюзивного социума, системно определяющие и отражающие приоритетные стороны формирования и проявления основных сегментов субъективного времени индивида с ОВЗ

,
. Актуальность интегрального изучения в современных источниках различных концепций и идей, связанных со становлением  инклюзивной реальности  приоритетно  определяется признанием значимости постановки экзистенциальных проблем в теориях инклюзии и  инклюзивных практиках. Однако работа в направлении систематического рассмотрения инклюзивного социума во всем спектре методологических подходов и концептуальных вопросов заслуженно представляет немалое исследовательское значение. Оправданный интерес к изучению теоретической платформы конструирования общества инклюзии проявили S. Green 
 и   J. Grue
. Концепции  S. Green   и J. Grue  основаны на исследовании инклюзивной реальности в сопоставлении с концепцией эгалитаризма, которая утверждает принцип равенства, утверждающий экзистенциальную равнозначность исходного социального положения, статуса и векторов становления социального бытия у социальных групп различной модальности. В свою очередь, М.Hartimo
и А. Hickey-Moody
в рамках общей дискуссии по проблеме социального бытия индивидов с ОВ справедливо обратили внимание, что в рамках экзистенциального диалога люди с ограниченными возможностями приоритетно решают   ценностно-мотивационные и ценностно-целевые вопросы, касающиеся становления экзистенциальных оснований их индивидуального бытия.  Отметим, что проблема корреляции инклюзивного микросоциума и современного трансформирующегося социума получила весьма активное обсуждение в социально-философских, социологических и педагогических источниках, причем на приоритетные роли вышло рассмотрение экзистенциальных вопросов, связанных с  механизмами аккумуляции   в пространстве социальной коммуникации включающего общества  комплекса   духовно-экзистенциальных ценностей, норм и установок традиционного социума (О. Hughes
; V. Macmbinji
; А. Altranice,  В. Mitchell
; А.Boer,  S. Kuijper
). Между тем, реальные научные разработки в этом исследовательском направлении весьма неоднозначны, учитывая определенную дискриминацию относительно реальных тенденций становления своеобразной субкультуры инклюзивного социума. Конечно, особую значимость приобретает исследование экзистенциальных и феноменологических «духовных ориентиров» инклюзивного пространства, что определяет базисную направленность духовных и мировоззренческих предпочтений и установок людей с ограниченными возможностями (S. Dada, J. Wilder,  A. May, N. Klang,  M. Pillay
;  C. Doodewaard,  A. Knoppers
).

5. Заключение

Исследование индивидуально-настоящего времени человека с ограниченными возможностями демонстрирует, что его сознательная деятельность инициирует выделение и осознание базовых уровней и этапов включения индивида с ОВ в повседневное инклюзивное пространство.  Использование феноменологических конструктов в систематическом анализе индивидуального времени человека с позиции соотнесения социальной координации и интерсубъективности инициирует создание  своеобразной повседневной реальности  людей с ОВ. Подобная повседневность особой социальной группы предполагает через социальную координацию переход от интерсубъективных связей и взаимодействий к непосредственному социально-профессиональному партнерству индивидов с ОВЗ в области повседневно-коллективного бытия инклюзивного социума.        

Метрика статьи

Просмотров:167
Скачиваний:3
Просмотры
Всего:
Просмотров:167