КРЕАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.110.8.083
Выпуск: № 8 (110), 2021
Опубликована:
2021/08/17
PDF

КРЕАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Научная статья

Киселева Т.Г.*

ORCID: 0000-0002-2826-3860,

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия

* Корреспондирующий автор (kisseleva2108[at]mail.ru)

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного исследования нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья по уровню развития творческих способностей. Автором была доказана взаимосвязь между уровнем развития творческих способностей у ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его популярностью, принятием в группе сверстников. Постулирована гипотеза о том, что, развивая креативность у исследуемой группы детей, можно существенно снизить их уровень эмоционального неблагополучия, повысить их социализированность и частоту конструктивных контактов с нормотипичными сверстниками в условиях инклюзивного образования. Гипотеза нашла подтверждение в ходе разработанной и реализованной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников.

Ключевые слова: творческие способности, дети с ограниченными возможностями здоровья, нормотипичные дети, инклюзия, социализация, механизм компенсации.

CREATIVITY OF CHILDREN WITH DISABILITIES AS A COMPENSATORY MECHANISM OF SOCIALIZATION

Research article

Kiseleva T.G.*

ORCID: 0000-0002-2826-3860,

Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia

* Corresponding author (kisseleva2108[at]mail.ru)

Abstract

The article presents the results of a comparative study of neurotypical children and children with disabilities according to the level of development of their creative abilities. The author proves the relationship between the level of development of creative abilities in a child with disabilities and their popularity and acceptance in their peer group. A hypothesis is also proposed that by developing creativity in the studied group of children, it is possible to significantly reduce their level of emotional distress, increase their socialization and the frequency of constructive contact with neurotypical peers in inclusive education. This hypothesis is confirmed in the course of the developed and implemented correctional and developmental program aimed at developing the creative abilities of preschoolers.

Keywords: creativity, children with disabilities, neurotypical children, inclusion, socialization, compensation mechanism.

Введение

Развитие креативности, творческих способностей в любом возрасте существенно повышает потенциал человека, обеспечивая самореализацию, принятие себя, повышение самооценки. Не случайно вопросам развития креативности уделяют большое внимание исследователи в области педагогики и психологии [1]. Безусловно, чем раньше будет организован процесс выявления и развития творческих способностей, тем более высоких результатов мы сможем добиться, поэтому дошкольный возраст рассматривается учеными как сенситивный период для этого [2]. Анализ публикаций, посвященных развитию креативности, показал, что большинство исследований выполнено на детях с нормальным уровнем развития и даже превышающим возрастную норму, тогда как рост числа лиц с нарушенным развитием ставит задачу поиска эффективных средств коррекции и социализации. Мы полагаем, что развитие творческих способностей у лиц с нарушенным развитием можно рассматривать как один из механизмов социализации.

Современные зарубежные исследования ставят под сомнение термин «креативность», поскольку разные компоненты креативности или различные творческие способности могут провоцировать внутриличностные конфликты, одновременно и повышая, и понижая потенциал человека [8]. Прикладные зарубежные исследования, посвященные творчеству, выполнены десять и более лет назад, чаще с культурологических или социологических позиций [9], поэтому их результаты трудно экстраполировать на педагогику. В собственно педагогических исследования авторы рассматривают креативность как компонент в структуре мышления, показывая связь с формирование понятий [6], анализом социально-бытовых ситуаций [7]. Даже в исследованиях, посвященных детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), креативность рассматривается как проявление дивергентного мышления [10]. Данная позиция позволяет рассматривать детей с сенсорными нарушениями, но полностью исключает детей с ментальными нарушениями.

Дети с ОВЗ составляют особую группу, в работе с которыми творческая деятельность используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является средством профилактики и коррекции. Дети с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. В процессе творческой деятельности у ребенка с ОВЗ повышается самооценка, создаются условия для отреагирования негативных переживаний. К сожалению, в дошкольной педагогике недооценивается потенциал креативности для социализации ребенка с ОВЗ; в большей степени акцент делается на интеллектуальное развитие ребенка. Для развития творческих способностей детей с ОВЗ помимо стандартных методов можно использовать нетрадиционные техники, в т.ч. элементы ТРИЗ-педагогики [4].

Социализация детей с ОВЗ во многом зависит от характера взаимодействия со сверстниками, поэтому для успешной социализации необходимо создавать условия, в которых дети с ОВЗ смогут почувствовать себя в ситуации «успеха». Этого можно добиться путем погружения их в разные виды творческой деятельности, предполагающие совместное творчество со здоровыми детьми.

Анализируя проблемные области в исследовании социализации детей с ОВЗ, мы сделали акцент на формировании у них творческих способностей, предполагая, что креативность может выступать как компенсаторный механизм.

Методы и принципы исследования

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие креативности у детей с ОВЗ может выступать механизмом социализации, если будут созданы психолого-педагогические условия, включающие разнообразные виды творческой деятельности, а также условия самостоятельного выбора ребенком вида деятельности и совместной деятельности детей в группах сменного состава. Для проверки гипотезы была проведена входная диагностика, в рамках которой использовались следующие методики: тест креативности Е.Е. Туник [5] и методика Танграм, которые позволили оценить уровень творческих способностей детей с ОВЗ; методика «Секрет» Т.А. Репиной [3] для изучения межличностных отношений, экспертная оценка воспитателей степени социализированности ребенка с ОВЗ (стандартизированное наблюдение). Выборку составили 23 дошкольника 6,5-7 лет с сенсорными нарушениями, общим недоразвитием речи и задержками в психоречевом развитии. Используя непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, была проверена взаимосвязь исследуемых характеристик. Для сравнения эти же диагностические методики были проведены на нормотипичных детях. Выборки были уравнены по полу и возрасту, общий объем выборки составил 46 человек; для проверки достоверности отличий между детьми с ОВЗ и нормотипичными детьми был использован критерий Манна-Уитни.

В дальнейшем нами была разработана и в течение учебного года реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ. Проверка результативности коррекционно-развивающей работы проводилась с использованием критерия Вилкоксона.

Основные результаты

Результаты сравнительного анализа нормотипичных детей и детей с ОВЗ представлены в таблицах 1 и 2; сравнение результатов до и после коррекционной работы представлено в таблице 3.

 

Таблица 1 – Сравнение уровня развития креативности детей с ОВЗ и нормотипичным развитием

  Средние значения Uэмпирическое
Норма ОВЗ
Танграм: кол-во вариантов 4,28 2,51 16,71
Танграм: время работы 3,97 2,32 17,74
Диагностика креативности (Е. Туник): оригинальность рисунков 4,31 2,99 28,19
Диагностика креативности (Е. Туник): оригинальность названия 4,68 4,37 35,92
Примечание: жирным шрифтом выделены статистически значимые различия при р=0,01 (Uкритич= 27)  

Таблица 2 – Сравнение уровня социализированности детей с ОВЗ и нормотипичным развитием

  Средние значения Uэмпирическое
Норма ОВЗ
Методика «Секрет» 3,9 2,6 39,24
Экспертная оценка воспитателя 4,3 3,3 45,12
 

Таблица 3 – Сравнение уровня развития детей с ОВЗ до и после коррекционной работы

  Средние значения Тэмпирическое
До После
Танграм: кол-во вариантов 2,51 3,94 52,24
Танграм: время работы 2,32 2,59 64,82
Диагностика креативности (Е. Туник): оригинальность рисунков 2,99 4,87 43,31
Диагностика креативности (Е. Туник): оригинальность названия 4,37 4,85 78,98
Методика «Секрет» 2,6 2,82 68,41
Экспертная оценка воспитателя 3,3 4,81 58,13
Примечание: жирным шрифтом выделены статистически значимые различия при р=0,01; Ткритич= 62, р=0,01  

В ходе исследования были получены достоверные отличия между нормотипичными детьми и детьми с ОВЗ по уровню невербальной креативности при работе с танграмом. Дети обеих групп не отличаются по уровню креативности, демонстрируемой в рисунках, а также по степени социализированности.

После проведения коррекционной работы достоверно выросло количество идей, генерируемых детьми, а также уровень оригинальности рисунков. Экспертная оценка воспитателей показала достоверный рост уровня социализированности детей с ОВЗ, однако, согласно результатам методики «Секрет» дети выбирают в качестве партнера здорового сверстника, а не ровесника с ОВЗ. 

Обсуждение

Изодеятельность является одной из наиболее любимых и часто встречающихся в период дошкольного детства. Много рисуют и дети с нормальным уровнем развития, и дети с ОВЗ; достоверных отличий в степени креативности рисунков мы не обнаружили. В ходе наблюдения за детьми с ОВЗ было замечено, что сюжеты для своих рисунков они выбирают однотипные, рисуя то, что у них хорошо получается. Предложение взрослого сменить сюжет рисунка часто вызывает отторжение; в случае принятия задания отмечается стремление скопировать рисунок, подсматривая его сюжет у нормотипичного сверстника. В спонтанных условиях нормотипичный сверстник может выступать источником идей для творчества ребенка с ОВЗ. В специально созданных педагогических условиях, направленных на обогащение сюжетного контекста и развитие креативности детей с ОВЗ, они могут становится равноправными партнерами в творчестве, вдохновляя нормотипичных сверстников, что, в итоге, будет способствовать социализированности и принятию ребенка с ОВЗ в группе сверстников.

Конструирование с использованием танграма показало достоверные отличия между исследуемыми группами детей как в количестве и качестве предлагаемых решений, так и количестве времени, которое дети готовы уделить этому виду деятельности. У детей с ОВЗ значительно меньше конструкторских идей, возможно, поэтому им быстрее надоедает этим заниматься, и они отказываются от этой деятельности. Конструирование в дошкольном возрасте чаще организуется взрослыми, чем выступает спонтанной деятельностью ребенка, поэтому навыки конструирования оказываются сформированы хуже, чем навыки в области изодеятельности. Обсуждая проблему социализации ребенка с ОВЗ, мы полагаем, что это важный навык, который является основой математических и пространственных представлений, формирования основ дизайна одежды, интерьера и даже формирования эстетического вкуса, поэтому мы рассматриваем его как механизм социализации. Наши выводы нашли статистическое подтверждение, т. к. обнаружена значимая корреляция между уровнем развития креативности у ребенка с ОВЗ и уровнем его социализированности в группе сверстников (r=0,523, р=0,01).

Опираясь на полученные в ходе диагностики результаты, нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию творческих способностей дошкольников. Программа реализовывалась в форме подгрупповых занятий для детей с ОВЗ и нормотипичным уровнем развития. Она предполагала использование многообразия видов творческой деятельности (лепка, рисование, конструирование, танцы, музицирование и т.п.), многообразие материалов (пластилин, глина, тесто, бумага, природные материалы и т.п.), а также использование как традиционных методик, так и нетрадиционных техник рисования, музицирования и т.п. В программе большое внимание отводилось взаимодействию детей через совместное творчество. Каждому ребенку предоставлялась возможность выбора (цвета бумаги, роли, инструментов и т.д.), чтобы ребенок с ОВЗ не оказывался в ситуации вынужденной ограниченности, чтобы стимулировать проявление творчества, а также создать ситуацию успеха за счет того, что ребенок может выбрать тот материал, с которым ему комфортнее творить. В случае необходимости взрослый оказывал помощь ребенку с ОВЗ в реализации его замыслов, а также стимулировал оказание взаимопомощи детьми при работе в парах и в группах. Каждое занятие завешалось организацией выставки, чтобы создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Для закрепления навыков предлагалось повторение работ дома, с семьей, которые в дальнейшем ребенок мог принести в детский сад и поделиться успехами.

Программа оказалась результативной, проверка достоверности отличий до и после реализации программы показала существенные изменения у детей с ОВЗ в количестве генерируемых идей, в увеличении интереса к творческим заданиям. Существенно обогатились рисунки детей. Экспертные оценки воспитателей социализированности детей до и после программы достоверно отличаются: воспитатели заметили улучшение коммуникации детей с ОВЗ со сверстниками, снижение уровня агрессии по отношению к ним и проявляемой ими, принятия таких детей сверстниками, хотя сами дети (методика «Секрет») не обнаружили достоверных отличий по степени принятия группой сверстников ребенка с ОВЗ. 

Заключение

В ходе исследования творческих способностей детей с ОВЗ было обнаружено, что они достоверно отличаются от нормотипичных сверстников по уровню генерирования идей для рисунков, поделок, сюжетов историй. Им труднее выполнять задания на дорисовку; работы носят преимущественно однотипный характер. Наиболее сложным видом творческой деятельности для детей с ОВЗ выступает конструирование из геометрического, природного материалов, что влияет на умение проектировать пространство вокруг себя.

Отставание в развитии креативности можно рассматривать как одну из возможных причин непопулярности ребенка с ОВЗ среди сверстников. Создание целенаправленных психолого-педагогических условий для развития творческих способностей ребенка с ОВЗ может существенно повысить степень его социализированности, обеспечивая возможность для самореализации и принятия в группе сверстников. Обязательным компонентом такой работы должна быть поддержка семьи, где закрепляются навыки и умения, направленные на реализацию творческих способностей ребенка.

Таким образом, формирование креативности у детей дошкольного возраста с ОВЗ будет способствовать преодолению первичного отставания, способствовать формированию социальных навыков, приобретению опыта межличностного взаимодействия со сверстниками, следовательно, креативность для детей с ОВЗ может выступать как компенсаторный механизм социализации.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.
 

Список литературы / References

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
  2. Лелюх С.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Ульяновск, 2015. 365 с.
  3. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / ред.Т.А. Репина. – Москва // Развитие сотрудничества дошкольников : хрестоматия / Сост.И.В. Маврина. – Москва: АНО Психологическая электронная библиотека, 2008. С. 109-159
  4. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: тезисы докладов второй региональной научно-практической конференции. Челябинск. 1999. 125 с.
  5. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. М.: Парус, 2006. 352 с.
  6. Gaier, E. Concept Formation and Creativity in Children / E. Gaier, M. Dellas // Theory Into Practice, 10(2), 117-123. [Electronic resource]. URL: http://www.jstor.org/stable/1475713 (accessed 17.07.2021)
  7. Schmidt, P. Creativity and Coping in Later Life / P. Schmidt // Generations: Journal of the American Society on Aging, 30(1), 27-31. [Electronic resource]. URL: https://www.jstor.org/stable/26555439 (accessed 17.07.2021)
  8. Siciliano, M. Conflicting Creativities / M. Siciliano, // In Creative Control: The Ambivalence of Work in the Culture Industries (pp. 28-56). New York: Columbia University Press. [Electronic resource]. URL: http://www.jstor.org/stable/10.7312/sici19380.5 (accessed 17.07.2021)
  9. Special Section Introduction // Creativity and Cognition 2007: Materialities of Creativity. (2009). Leonardo, 42(3), 194-196. [Electronic resource]. URL: http://www.jstor.org/stable/20532645 (accessed 17.07.2021)
  10. Stanzione, C. Assessing Aspects of Creativity in Deaf and Hearing High School Students / C. Stanzione, S. Perez, A. Lederberg // Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 18(2), 228-241. [Electronic resource]. URL: http://www.jstor.org/stable/42659152 (accessed 17.07.2021)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Ilyin E. P. Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness] / P. Ilyin. St. Petersburg: Peter, 2009. 368 p.
  2. Lelyukh S.V. Razvitie tvorcheskogo myshlenija, voobrazhenija i rechi doshkol'nikov [Development of creative thinking, imagination and speech of preschoolers] / S.V. Lelyukh, T.A. Sidorchuk, N.N. Khomenko. Ulyanovsk, 2015. 365 p.
  3. Otnoshenija mezhdu sverstnikami v gruppe detskogo sada: opyt social'no-psihologicheskogo issledovanija [Relations between peers in a kindergarten group: the experience of socio-psychological research] / ed. by T. A. Repin. - Moscow // Development of cooperation of preschoolers : a textbook / Comp. I. V. Mavrina. - Moscow: ANO Psychological Electronic Library, 2008. pp. 109-159
  4. Razvitie tvorcheskih sposobnostej detej s ispol'zovaniem jelementov TRIZ [Development of children's creative abilities using TRIZ elements]: abstracts of the second regional scientific and practical conference. Chelyabinsk. 1999. 125 p.
  5. Tunik E.E. Diagnostika tvorcheskogo myshlenija [Diagnostics of creative thinking] / E.E. Tunik. M.: Parus, 2006. 352 p.
  6. Gaier, E. Concept Formation and Creativity in Children / E. Gaier, M. Dellas // Theory Into Practice, 10(2), 117-123. [Electronic resource]. URL: http://www.jstor.org/stable/1475713 (accessed 17.07.2021)
  7. Schmidt, P. Creativity and Coping in Later Life / P. Schmidt // Generations: Journal of the American Society on Aging, 30(1), 27-31. [Electronic resource]. URL: https://www.jstor.org/stable/26555439 (accessed 17.07.2021)
  8. Siciliano, M. Conflicting Creativities / M. Siciliano, // In Creative Control: The Ambivalence of Work in the Culture Industries (pp. 28-56). New York: Columbia University Press. [Electronic resource]. URL: http://www.jstor.org/stable/10.7312/sici19380.5 (accessed 17.07.2021)
  9. Special Section Introduction // Creativity and Cognition 2007: Materialities of Creativity. (2009). Leonardo, 42(3), 194-196. [Electronic resource]. URL: http://www.jstor.org/stable/20532645 (accessed 17.07.2021)
  10. Stanzione, C. Assessing Aspects of Creativity in Deaf and Hearing High School Students / C. Stanzione, S. Perez, A. Lederberg // Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 18(2), 228-241. [Electronic resource]. URL: http://www.jstor.org/stable/42659152 (accessed 17.07.2021)