О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В НЕФТЕДОБЫЧЕ

Научная статья
Выпуск: № 7 (14), 2013
Опубликована:
08.08.2013
PDF

Шубников Н.Е.1, Скопина Л.В.2

1Аспирант, Новосибирский государственный университет; 2кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный университет

О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В НЕФТЕДОБЫЧЕ

Аннотация

В статье рассмотрено современное состояние нефтяной отрасли России, выделены основные риски и неопределенности, влияющие на реализацию инвестиционных проектов в нефтедобыче. Показана целесообразность использования методов, основанных на экспертных оценках, для оценки экономической эффективности освоения нефтяных месторождений. 

Ключевые слова: неопределённости и риски в нефтедобыче, оценка эффективности инвестиций, экспертные оценки.

Shubnikov N.E.1, Skopina L.V.2

1Postgraduate student, Novosibirsk State University; PhD in Economics, associate professor, Novosibirsk State University

THE NECESSITY OF UNCERTAINTIES AND RISCS ACCOUNTING FOR EVALUATION OF OIL PRODUCTION INVESTMENT PROJECTS

Abstract

The article considers the current state of the Russian oil industry, main risks and uncertainties, affecting the realization of oil production investment projects, are identified. There was shown the expediency of the peer review methods application for the economic evaluation of oil fields development.

Keywords: uncertainties and risks in oil production, estimation of efficiency of investments, peer reviews.

Сырьевой характер экономики вместе с высокой долей нефти в экспорте обусловливает её значимость для стабильного функционирования российской экономики.

По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) [1] добыча нефти и газового конденсата в России в 2012 году  составила 518,017 миллионов тонн, что на 1,3% больше показателя 2011 года, темп прироста добычи нефти практические не изменился (в 2011 году показатель вырос на 1,23% по отношению к 2010 году). Объём нефти, направляемой на переработку, составил 266,159 миллионов тонн, что на 3,5% превышает показатель прошлого года. Экспорт нефти в дальнее и ближнее зарубежье в 2012 году снизился, составив соответственно 211,48 миллионов тонн (снижение на 0,3%) и 28,17 миллионов тонн (снижение на 5,7%). За первое полугодие 2013 года добыча нефти с газовым конденсатом составила 258,6 миллионов тонн. Переработано 132,5 миллионов нефти, на экспорт отправлено 117,9 миллионов тонн. Прежние тенденции сохраняются: по сравнению с аналогичным отчетным периодом прошлого года, объёмы добычи и переработки нефти растут, а показатели экспорта снижаются.

Добыча нефти в России обгоняет прирост запасов, а состояние сырьевой базы нефтяной промышленности характеризуется постоянным ухудшением структуры и качества ресурсов, что обусловлено переходом на позднюю стадию разработки крупных месторождений, ростом трудноизвлекаемых запасов и увеличением доли мелких залежей. Отрасль находится в сильной зависимости от ресурсов Западной Сибири.

Перед государством и крупнейшими вертикально-интегрированными компаниями стоит стратегическая задача увеличения объёмов добычи нефти, решением которой может стать вовлечение в разработку новых месторождений. Для удовлетворения спроса на нефть требуется вводить в эксплуатацию месторождения, расположенные в малоизученных регионах страны. К ним относятся Восточная Сибирь,  Республика Саха (Якутия),   морской шельф северных морей, где категории разведанных запасов и ресурсов нефти характеризуется низкой степенью изученности.

В последнее время в правительстве рассматриваются проекты стимулирования разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти, предполагающие скидки по налогам для нефтедобывающих компаний. Скидки предполагаются для месторождений, которые не разрабатываются в настоящий момент из-за прогнозируемой нерентабельности. Точность  прогнозов рентабельности разработки месторождений напрямую зависит от количества и качества имеющейся информации, которой в настоящее время недостаточно.

Если во времена СССР была хорошо развита геологическая служба, занимавшаяся проведением геологических исследований и геологоразведочных работ и финансируемая государством, то в наши дни ситуация изменилась в худшую сторону кардинальным образом. После развала СССР не было произведено необходимых действий для реорганизации и адаптации функционирования геологической службы к современным условиям.  На фоне развала геологической службы  и недостаточного финансирования на современном этапе маловероятно ожидать   эффективного прогнозирования рентабельности разработки нефтяных месторождений, особенно в малоизученных регионах страны. Прогнозы по объёмам добычи редко совпадают с фактической динамикой отбора, что обусловлено проблемой низкого качества исходной информации.

Потенциальные инвесторы сталкиваются с необходимостью проведения геолого-экономической оценки эффективности освоения нефтяного месторождения, которое характеризуется различными неопределенностями и рисками. В данной ситуации единственным верным решением является привлечение экспертов, способных на основе своих индивидуальных знаний частично решить проблему недостатка информации. Индивидуальные знания – интуиция, а также уникальные навыки и познания экспертов,  которые, как правило, в значительной степени состоят из эмпирических правил и позволяют экспертам эффективно принимать решения в условиях рисков, неопределенности и неполноты данных.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта рассматривают следующие основные показатели: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, индекс доходности инвестиций, индекс доходности затрат, срок окупаемости инвестиций. Но использовать их можно только в том случае, если точно известны все входящие в них параметры [2]. Для инвестиционных проектов нефтедобычи в малоизученных регионах применение данных показателей требует учёта факторов риска и неопределённости исходных данных.

Можно выделить следующие риски и неопределенности, оказывающие влияние на реализацию инвестиционного проекта в нефтедобыче [3]:

- Геологические: ошибки поисковых и геологических работ по открытию месторождения; несовпадения качества и количества реальных запасов и ресурсов месторождения с прогнозируемыми.

- Финансовые: инфляционный; валютный; процентный.

- Управленческие: организационные, экономические, технологические, социальные, правовые.

- Инжиниринговые: неправильного выбора технологий, оборудования; отсутствия должной технологии, оборудования.

- Строительные: задержки ввода объектов проекта в эксплуатацию; несоответствия качества строительных работ.

- Эксплуатационные: несоответствия качества оборудования и выполнения строительных работ, выхода оборудования из строя.

- Маркетинговые: ошибки прогнозирования спроса на нефть; снижения цен на углеводородное сырьё.

- Страновые: государственного вмешательства; изменений в законодательстве; изменения налоговой/таможенной/экспортной политики.

- Экологические: нанесения ущерба окружающей среде; негативного влияния природно-климатических факторов.

Неопределённости параметров проекта могут обусловливаться следующими факторами:

- неполнотой или неточностью информации о значениях и динамике наиболее существенных технических, технологических или экономических параметров объектов;

- ошибками в расчётах параметров проекта, обусловленных экстраполяцией на будущее данных и зависимостей, имевших место в прошлом;

- упрощением в расчётах финансово-экономических параметров проекта, обусловленных моделированием сложных технических или организационно-экономических систем.

Применение традиционных методов оценки эффективности инвестиционных проектов нецелесообразно в нефтедобыче, учитывая указанные выше неопределенности и риски. Одним из современных методов, способных с помощью экспертных оценок, учесть большинство неопределенностей и рисков, влияющих на реализацию инвестиционных проектов в нефтедобыче, является нечеткое моделирование.

В статье [3] авторами была проведена оценка эффективности реализации инвестиционного проекта в нефтедобыче для лицензионного участка с помощью аппарата теории нечетких множеств. Были заданы нечёткие интервалы значений всех переменных, влияющих на реализацию инвестиционного проекта, получен нечеткий интервал значения целевого показателя: чистого дисконтированного дохода. Построена функция принадлежности чистого дисконтированного дохода. Решение о целесообразности инвестирования в разработку рассматриваемого месторождения обосновывалось на основании выбранного авторами критерия эффективности.

Недостатком описанной выше процедуры оценки эффективности является трудоёмкость и не универсальность, а также высокая зависимость от специалистов, проводящих процедуру оценки. В случае потребности оценки другого инвестиционного проекта необходимо повторное привлечение специалистов и проведение всех аналогичных расчетов.

По мнению авторов, построение экспертной системы для оценки эффективности освоения месторождения может стать удобным решением для устранения данных недостатков. Создание экспертной системы для оценки эффективности освоения нефтяного месторождения невозможно без привлечения следующих специалистов:

Эксперты – высококвалифицированные специалисты, которые передают системе свои уникальные знания, необходимые для оценки эффективности освоения конкретного месторождения. Инженеры знаний – действуют в качестве посредника между экспертами и экспертной системой, знакомы с принципами построения экспертной системы, владеют специальными языками описания знаний. Программисты – разрабатывают инструментальные средства, необходимые для функционирования экспертной системы. Инвесторы – конечные пользователи экспертной системы, которым необходимо получить результаты геолого-экономической оценки эффективности освоения нефтяного месторождения для принятия решения о целесообразности инвестирования.

Основными элементами экспертной системы являются: базы знаний и данных, а также подсистемы, обеспечивающие функционирование экспертной системы.

На рисунке 1 представлена структурная схема предлагаемой экспертной системы.

Рис.1. Структурная схема экспертной системы

Исходные данные – данные о рассматриваемом месторождении, а также геологические и экономические показатели, характеризующие разработку любого подобного месторождения.

Подсистема обработки данных – преобразует исходные данные в форму, необходимую для проведения расчета эффективности освоения нефтяного месторождения.

Подсистема приобретения и обработки знаний – преобразует знания экспертов в форму, необходимую для проведения расчета эффективности освоения нефтяного месторождения.

Подсистема накопления знаний - призвана дополнить знания эксперта путём формирования эмпирических зависимостей из имеющихся неполных (или даже противоречивых) исходных данных.

База знаний – является хранилищем индивидуальных знаний экспертов.

База данных – является хранилищем общедоступных данных.

Подсистема решения на основе нечеткого моделирования – основной элемент предлагаемой к разработке экспертной системы. В данную систему предполагается заложить алгоритмы геолого-экономической оценки эффективности освоения нефтяного месторождения, алгоритмы построения функций принадлежности на основе нечеткого моделирования, критерии эффективности освоения нефтяного месторождения.

Подсистема объяснения решения – отвечает на вопрос, почему инвестор должен принять рекомендуемое системой решение, объясняет, как было получено решение.

Подсистема общения - интеллектуальный интерфейс, который предоставляет инженеру по знаниям инструменты для опроса эксперта, компоновки, редактирования и испытаний базы знаний, а инвестору – возможность доступа в простой и наглядной форме к работе экспертной системы, базе знаний и базе данных.

Список литературы

  • http://www.cdu.ru/ (дата обращения 07.06.2013)http://www.cdu.ru/ (дата обращения 07.06.2013)

  • Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. - М.: Дело, 2002. – 888 с.

  • Мкртчян Г.М., Шубников Н.Е., Скопина Л.В. Развитие доходных методов оценки эффективности разработки лицензионных участков с учетом неопределенности и рисков // Наука и образование. – 2012. - №3. – С. 101-105.