ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСКИХ ВУЗАХ
Горбунова Г.А.1, Белякова Т.В.2
Доктор педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Аспирант, СПбГУ
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАДИЦИОННО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСКИХ ВУЗАХ
Аннотация
В статье авторы рассматривают особенности возникновения центров традиционного искусства, которые формировались, как определенная художественная система, в особых условиях народного творчества. Традиционное искусство сочетает в себе коллективный характер производства и индивидуальное мастерство народа, сложность и неповторимость технического мастерства. Проанализированы и изучены технико-технологические особенности развития различных центров народных ремёсел. Дан комплексный анализ памятников традиционно-прикладного искусства. В статье рассматриваются вопросы подготовки квалифицированных кадров в области истории искусства и предлагаются пути решения поставленных задач по теме исследования. В русле подготовки студентов искусствоведов, авторы предлагают сочетать задачи постижения сложных путей развития традиционно-прикладного народного искусства с исследованиями стилистических пластов, иконографических типов, лежащих в основе местных традиционных школ и индивидуального творчества мастеров.
Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, мастерство, профессиональное образование, профессиональное образование, история искусства.
Gorbunova G.A.1, Beliakova T.V.2
1Doctor of pedagogical sciences; 2Postgraduate student, Saint Petersburg state university
PROBLEMS OF STUDY OF THE TRADITIONALLY APPLIED ART ARE IN CREATIVE INSTITUTIONS OF HIGHER LEARNING
Abstract
In the article the authors consider the peculiarities of the occurrence of the centers of traditional art, which were formed as a definite artistic system, in the special circumstances of folk art. The traditional art combines the collective nature of production and the individual skills of the people, the complexity and uniqueness of technical skill. Analyzed and studied, technical and technological features of development of the different centres of folk crafts. Dan comprehensive analysis of monuments traditionally applied art. In the article the questions of preparation of qualified personnel in the fields of art history and suggests some ways of solution of the tasks on the research topic. In the tideway of training of students of art critics, authors suggest to combine the task of understanding complex ways to the development of traditionally-applied and folk arts research stylistic layers, iconographic types of underlying local traditional schools and individual creative artists.
Keywords: traditional applied art, craftsmanship, professional education, professional education, and art history.
«В народном искусстве соединились древность и современность, реальность и сказочность, малочисленность и устойчивость тем, предметов, форм и неисчислимость их вариантов, а в каждом отдельном произведении – глубина и обобщённость содержания, выраженные лаконично, с помощью нескольких ярких и точных деталей».[1] Планомерное изучение народного искусства и традиций способствует самоидентификации русских людей.
В творчестве мастеров художественных промыслов находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, а также претворение производственной функции искусства. Народное искусство отражает противоречивые процессы изменения социально-бытового уклада русского народа, его эстетических вкусов, сложившиеся веками художественные нормы, связанные с определённым миросозерцанием. Большое значение изучению народного декоративно-прикладного искусства придаёт И.Н. Уханова: «Как носитель непреходящих ценностей народное художественное творчество активно влияет на формирование художественных вкусов и обогащает выразительными средствами эстетику быта».[2]
В основе возникновения того или иного центра традиционного искусства лежит определенная художественная система, которая формируется в особых условиях народного творчества, вбирая и претворяю многие традиции и разновременные черты народной художественной культуры. Традиционное искусство сочетает коллективный характер производства и индивидуальное мастерство, сложность и неповторимость технического мастерства. Специалисты должны кропотливо заниматься выявлением авторов, поскольку мастер поддерживает вариативность традиции. В задачу искусствоведов также входит изучение технико-технологических особенностей развития того или иного центра народных ремёсел. Комплексный анализ памятников показывает, как совершенствуется мастерство исполнения, как получают развитие определённые художественные направления, обнаруживает высокую профессиональную культуру авторов изделий.
На примере прялочных росписей можно проследить, как они разнятся не только манерами мастеров, но и выделяются подгруппы росписей, отмеченные тонкими приметами, которые сродни индивидуальным почеркам. Выявлена близость декоративных прялочных росписей на Северной Двине к книжно-рукописной традиции. Мастерство художников шло от навыков иконописания, от мастерства рисовальщика и переписчика книг, от местных традиций каллиграфии и миниатюры. Ключом к пониманию мироощущения являются субъективные факторы в творчестве. В росписях проявляется особая манера, почерк художника, по которому его можно узнать. Привнесение личностных ощущений дает манеру, которая на две трети связана с техникой. Характер движения руки связан с движением души. Это необходимо понимать для выявления индивидуального почерка мастера.
В традиционном искусстве особенно привлекает разнообразие формы и вариативность стилей. Важной проблемой изучения является переплетение стилистических тенденций, трансформация больших стилей, в полной мере отразившиеся на народном искусстве. Углубленное изучение проблемы стилистики дает возможность по-новому интерпретировать пеструю картину отечественного искусства и культуры. В истории изучения художественных промыслов устанавливаются связи народного искусства с традициями Древней Руси и изобразительным искусством своего времени, анализируется переработка народными мастерами живописных и гравюрных оригиналов. «Наиболее богатые изобразительными образами и орнаментом виды народного искусства, как правило, сложились или под влиянием декоративного искусства Древней Руси, в основном XVI - XVII вв., или барокко и классицизма XVIII в.»[3]
М.И. Мильчик обращается к интересному явлению культуры Европейского Севера России – домовым росписям. Историк искусства анализирует взаимодействие образов и приемов народного искусства и искусства города, или «комнатных живописцев», которые опирались на профессиональную живопись эпохи русского классицизма первой половины – середины XIX века. «Устройство балконов в богатых крестьянских домах явилось данью вкусам классицизма и в то же время отвечало давней функции гульбищ древнерусских хором и церквей, которые, в свою очередь, связаны с потребностью любования далями, преодоления пространства».[4]
Тесную связь подмосковной лаковой миниатюры на папье-маше с графическим искусством России своего времени отмечает Н.О. Крестовская. «В результате творческого переосмысления рисунков Тимма подмосковными художниками созданы совершенно новые миниатюрные произведения, которые живут в искусстве Федоскино уже более ста лет».[5] Изучение проблематики трансформации исходных сюжетов помогают глубже понять самобытность искусства народного промысла.
В.И. Борисова изучает историю возникновения промысла живописной финифти в Ростове Великом. Отмечая связь ростовской финифти с местной иконописной традицией, исследователь вслед за И.М. Сусловым указывает на влияние искусства Москвы, Киева и Петербурга. «Живописный строй произведений ростовской финифти близок к миниатюрам на эмали, выполненным в технике гризайли, общепринятой в искусстве классицизма».[6] В живописном строе данного промысла автор находит отражение стиля барокко, а также образной системы классицизма.
Влияние лубочной росписи и гравюр на костромскую вышивку анализирует И.Я. Богуславская. «Костромские вышивки наглядно подтверждают основной закон развития народного искусства, когда заимствованные извне сюжеты, освоенные мастерами сначала в приближенном к источнику изводе, постепенно теряют чистоту своей иконографии, обретают самостоятельную жизнь во множестве вариантов и, соединяясь с мотивами другого происхождения в традиционных композициях, обогащают сокровищницу народных узоров».[7] Автор устанавливает связь вышивки с произведениями других видов искусства. В XVII – XVIII вв. выводятся свойственные книжной графике вьющиеся растительные мотивы.
И.Н. Уханова касается проблемы художественных стилей в народном искусстве северорусских городов. Исследователь описывает богатый набор стилеобразующих форм барокко, рококо и классицизма. На примере работ великоустюжских и холмогорских мастеров она показывает, что рокайльные черты сохранялись во второй половине XVIII в. наравне с появлением классицистических элементов.
Важно помнить символический и магический смысл традиционных образов народного искусства. Аллегорические изображения отличаются большой вариативностью. Символика изображений подчинена цикличности времён года, влиявших на ведение сельского хозяйства. В искусстве заложен нескончаемый ряд традиционных магических знаков, в которых отражаются древнейшие народные представления о мироздании. Поэтому перед исследователями стоит задача проникновения в образный и художественный мир традиционного искусства.
В народном искусстве прослеживаются глубокие источники и начала новых художественных исканий. В интересе кубистов и футуристов к примитивизму В.С. Воронов видел неосознанное стремление к декоративному искусству. «Неизменная коллективность творческих путей привела в результате к исключительным произведениям, формально-стилистическая ценность которых находится на уровне лучших достижений русского декоративного искусства и ярко характеризует широкую и мощную художественную стихию, мерно волновавшуюся в великом океане народной бытовой жизни».[8]
В искусстве художественных промыслов явлено соединение труда и красоты. Мастера привносят красоту в обыденную жизнь, преобразовывая бытовые предметы. Представляется возможным в народном искусстве воплотить утопическую идею эпохи военного коммунизма, направленную на слияние искусства и производства в сознательном труде: когда искусство вливается в реальный мир, не теряя при этом самоценность, а свободное творчество и механическая работа превращаются в творческий труд. В.М. Василенко высоко ценит, с художественной точки зрения, произведения народного искусства. Историк искусства указывает на утилитарность и художественность крестьянского искусства: «Любой предмет, обращённый к быту, был и произведением подлинного искусства».[9]
На протяжении всей истории народного искусства формируются черты, которые впоследствии станут значительными для русского декоративно-прикладного искусства. Приоритетными становятся проблемы эволюции художественного ремесла, стилевого разнообразия, преемственности творческого опыта. Поэтому необходимо разрабатывать теорию формообразования в архитектонических искусствах, изучать механизм, закономерности художественного процесса. Используя традиционные приёмы, мастера народного искусства могут открывать новые стилевые возможности. Несомненной представляется эстетическая значимость произведений народного искусства в современной художественной культуре.
В русле подготовки студентов искусствоведов, необходимо ставить задачи постижения сложных путей развития народного искусства необходимо сочетать с исследованиями стилистических пластов, иконографических типов, лежащих в основе местных традиционных школ, источников влияний, индивидуального творчества мастеров.
[1] Богуславская И.Я. Вместо предисловия. Добрых рук мастерство/ Сост. И.Я. Богуславская. Л.: Искусство, 1976. С. 10.
[2] Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов русского Севера конца XVIII – XIX веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 3.
[3] Василенко В.М. Народное искусство. М.: Советский художник, 1974. С. 149.
[4] Мильчик М.И. Росписи крестьянских домов на Ваге: традиции и новации // Сб. ст. Народное искусство. Исследования и материалы. Сост. И.Я. Богуславская. СПб.: Государственный Русский музей, 1995. С. 27.
[5] Крестовская Н.О. О сюжетах в подмосковной лаковой миниатюре XIX века // Сб. ст. Народное искусство. Исследования и материалы. Сост. И.Я. Богуславская. С. 86.
[6] Борисова В.И. Из истории ростовской финифти второй половины XVIII – начала XIX века. О круге мастеров Спасо-Яковлевского монастыря // Сб. ст. Народное искусство. Исследования и материалы. Сост. И.Я. Богуславская. С. 104.
[7] Богуславская И.Я. Лубочные картинки в костромской народной вышивке // Сб. ст. Народное искусство. Исследования и материалы. Сост. И.Я. Богуславская. С. 173.
[8] Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972. С. 33.
[9] Василенко В.М. Народное искусство. С. 147.
Список литературы
Василенко В.М. Народное искусство. М.: Советский художник, 1974.
Воронов В.С. О крестьянском искусстве. М.: Советский художник, 1972.
Добрых рук мастерство / Сост. И.Я. Богуславская. Л.: Искусство, 1976.
Народное искусство. Исследования и материалы. Сост. И.Я. Богуславская. СПб.: Государственный Русский музей, 1995.
Уханова И.Н. Народное декоративно-прикладное искусство городов и посадов русского Севера конца XVIII – XIX веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.