ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Научная статья
Мельникова Е.П.*
ORCID: 0000-0003-2092-0659,
Институт театрального искусства имени Народного артиста СССР И.Д. Кобзона, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (katrinlex[at]mail.ru)
Аннотация
Суть всей коммуникации хореографического образования, прежде всего, заключается в методах и формах передачи информации, а именно, невербальным способом. Танец, мы рассматриваем не случайно как доминирующее коммуникативное звено в межкультурных связях. Танец несет историческую информацию и поэтому является одним из основных звеньев, не только отдельно взятого региона, но и мировой художественной культуры. Возможности хореографического искусства в системе современного образования используются не в полной мере, так как значительной переработки содержания учебных предметов не происходит. Именно хореографическое искусство, через репертуар успешнее всего реализует развитие способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет учащемуся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.
Ключевые слова: межкультурные связи, хореографическое образование, хореографическое искусство, танец, культура, фестивали, конкурсы хореографического искусства, коммуникация, хореографы.
TENDENCIES IN CHOREOGRAPHIC EDUCATION AND INTERCULTURAL CONNECTIONS OF THE WORLD EDUCATIONAL SPACE
Research article
Melnikova E.P.*
ORCID: 0000-0003-2092-0659,
Institute of Theatrical Art named after Honoured Artist of the USSR I.D. Kobzon, Moscow, Russia
* Corresponding author (katrinlex[at]mail.ru)
Abstract
The essence of all communication of choreographic education, above all, lies in the methods and forms of information transfer, namely, non-verbal one. We consider dancing, not accidentally, as the dominant communicative link in intercultural relations. Dancing bears historical information and therefore is one of the main links, not only a single region, but also the artistic culture of the world. The possibilities of choreographic art in the system of modern education are not used to their fullest extent, as there is no significant revision of the content of academic programs. It is choreographic art, through the repertoire, that most successfully realizes the development of the ability to cooperate, responsibility, forms the ability to make decisions and realize them, allows students to really assess their own resources, consciously choose the scope of application of their abilities.
Keywords: intercultural relations, choreographic education, choreographic art, dance, culture, festivals, choreographic contests, communication, choreographers.
XXI столетие – век скоростей, информационных технологий, межкультурных коммуникаций, создания инноваций в творчестве. Вследствие чего, развитие мирового образовательного пространства формирует новые тенденции в процессе обучения хореографическому искусству. В данном контексте мы рассматриваем феномен танца как базис хореографического образования и лексическую основу межкультурной коммуникации. Указанный подход дает нам право рассматривать динамику развития отечественного хореографического образования в системе межкультурных коммуникаций и межкультурного диалога исполнительских школ.
В данной статье мы предлагаем к изучению и осмыслению идеи межкультурного потенциала хореографического образования. С реализацией этой идеи и ее путях развития возможно ознакомиться в других исследованиях автора.
В своих многочисленных исследованиях автор дает подробный анализ существующих программ в области хореографического образования, который позволяет сделать выводы о формах, средствах и т.д.
Существенный вклад в изучение проблематики этой темы внесли такие известные ученые, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.П. Шацкий и др. Отечественные педагоги и ученые также затрагивали в своих трудах различные аспекты образовательного пространства: И.И. Болдырев, В.З. Вульфов, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, Т.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, М.Г. Тайчинов, Г.Н. Филонов, А.А. Шаталов и др.
В русском языке термин «коммуникация» синонимичен с общением, и впервые был операционализирован в исследованиях, близким и смежным с такими науками, как информатика, кибернетика и т.д. В частности, в русско-английском толковом словаре термин «коммуникация» имеет несколько семантических значений: а) акт или процесс передачи информации другим людям; б) системы или процессы для общения или передачи информации; в) социальный контакт; г) способы, с помощью которых люди строят отношения друг с другом и понимают чувства друг друга [1]. Оригинальный термин «межкультурная коммуникация» был введен в научный оборот в 70-е годы XX века в известном учебнике Л. Самовара и Р. Портера «Коммуникация между культурами» [5].
Специфика коммуникации хореографического образования, прежде всего, заключается в методах и формах передачи информации, а именно, невербальным способом. Танец, мы рассматриваем не случайно как доминирующее коммуникативное звено в межкультурных связях. Танец уходит своими корнями в далекое прошлое. Несет историческую информацию и поэтому является одним из основных звеньев, не только отдельно взятого региона, но и мировой художественной культуры.
Движение как основа танца, исполняющееся в определенно заданном ритме выступает основным инструментом общения, т.е. языком тела, используя невербальный метод передачи информации в межкультурных связях. Что и позволило хореографическому искусству, в основе которого лежит танец, занять свою социальную нишу в межкультурной коммуникации.
Мировое образовательное пространство диктует свои условия и одновременно формирует новые тенденции с технологиями развития общего понятия культуры и, конечно, танец как основа хореографического образования четко вписывается в эти тенденции, расширяя и свои формы, жанры и критерии исполнительского искусства.
Хореографическое искусство – уникальное явление, многогранное, многофункциональное, синтетический вид искусства. Средствами пластического языка хореографического искусства по отношению к человеку реализуются самые разнообразные функции синтетического вида искусства: эстетическая, воспитательная, коммуникативная, познавательная, развивающая, компенсаторная, социальная, оздоровительная и другие. В хореографической деятельности заложены большие возможности для эффективной воспитательной работы по различным направлениям: эстетическое воспитание, трудовое, физическое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интернациональное.
Возможности хореографического искусства в системе современного образования используются не в полной мере, так как значительной переработки содержания учебных предметов не происходит: в них по-прежнему излагаются основы наук, а формирование общекультурных, социально-трудовых, коммуникативных навыков, опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, смысловых установок для своих действий считаются второстепенным либо вообще не принимается во внимание. А в искусстве хореографии как раз и заложен определенный набор предпочитаемых ценностей, при этом иерархия ценностей у каждой личности формируется своя. Именно хореографическое искусство, через репертуар успешнее всего реализует развитие толерантности, способности к сотрудничеству, ответственности; формирует умение принимать решения и осуществлять их; позволяет учащемуся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей.
Возросший интерес к танцевальному искусству обусловлен расширением границ хореографического образования, который определен профессиональными направлениями подготовки в области классической, народно-сценической, эстрадной и др. хореографии. С большим потоком информации, связанной с современными направлениями танцевальных субкультур, таких как хип-хоп, хаус, брейкданс и другие направления, хореографическое образование расширило свои границы и внедрило указанные направления в профессиональный стандарт. Данная тенденция иллюстрирует межкультурный дискурс развития танцевального искусства в современном мире [2].
Однако, нельзя не упомянуть, что в середине 30-х годов прошлого XX века произошло важное событие, которое оказало влияние на развитие системы профессионального хореографического образования. В 1934 году была опубликована работа выдающегося педагога А.Я. Вагановой «Основы классического танца». На основе анализа исполнительского искусства предшествующих поколений, и, опираясь на собственный многолетний педагогический опыт работы, профессор А.Я. Ваганова разработала методику обучения классическому танцу, послужившую фундаментом отечественной системы хореографического образования. Работа А.Я. Вагановой оказала основополагающее влияние на все последующие процессы обучения танцевальному искусству. В эти годы был сделан также первый шаг на пути систематизации накопленного опыта в области теории обучения народному танцу. В 1939 году была опубликована работа A.B. Лопухова, A.B. Ширяева, А.И Бочарова «Основы характерного танца». Другим значительным событием, которое определило качественно новый уровень педагогической и постановочной работы в области танцевального искусства, стала организация педагогических и балетмейстерских отделений в Ленинградском (в конце 20- х – начале 30-х гг.) и Московском (в 30-е гг.) хореографических техникумах.
Тем не менее учебный процесс во второй половине 30-х годов вошел в критический период. В эти годы в стране начались репрессии, коснувшиеся и видных театральных деятелей. В драматических театрах прекратились экспериментальные поиски в области синтеза искусств, а в балетных и театральных школах началось сокращение учебных часов обучения по дисциплинам. Возникшие проблемы еще больше усугубились вследствие начавшейся в 1941 году Великой отечественной войны, сказавшись на физических возможностях и здоровье.
Обучение танцу нами рассматривается как доминирующее коммуникативное звено в межкультурных связях, заключающееся в методах и формах передачи информации, а именно, невербальным способом. Танец уходит своими корнями в далекое прошлое, несет историческую информацию и поэтому является одним из основных звеньев, не только отдельно взятого региона, но и мировой художественной культуры.
Движение как основа танца, исполняющееся в четко заданном ритме, выступает основным инструментом общения, т. е. языком, используя невербальный метод передачи информации в межкультурных связях. Это позволило хореографическому искусству занять свою социальную нишу в межкультурной коммуникации в силу универсальности передачи информации [4].
Подводя рациональный итог к выше сказанному, расширение лексического материала танцевального творчества дает почву режиссерам-хореографам для создания новых форм исполнительских театральных проектов, более открытых для широкой публики. Ярким примером синтеза хореографического, театрального искусства и мультимедийных технологий можно считать такие популярные телевизионные проекты, как «Танцуй!» на Первом канале ТВ, «Большие и маленькие» телеканал Культура, «Танцы на ТНТ» и др. Данная практикоориентированность исполнительских проектов влечет за собой изменения и в профессиональном образовательном процессе в подготовке хореографов, актуализирует внедрение межкультурных форм дополнительного образования, среди которых фестивали занимают одно из лидирующих мест.
Традиционно фестивали представляют собой показ достижений исполнительских школ, конкурсные состязания танцовщиков, продвижение традиций мастеров сцены и т. д. Однако в современных условиях целеполагание фестивалей как форм дополнительного образования и повышения квалификации, направлено на формирование экспертного сообщества педагогов, включения мастер-классов и презентаций творческих методов преподавания, анализа видеоматериалов, в том числе дискуссию на тему цифрового и дистантного обучения. К сожалению, столкнувшись с новой формой дистанционного обучения встал вопрос о сохранении классического хореографического образования в традиционных формах.
Таким образом, на основе анализа фактологических примеров организации современных фестивалей и конкурсов хореографического искусства, можно утверждать, что их универсальность не сводится только к показу достижений исполнительского мастерства, но и расширяют функции межкультурных коммуникаций, формируют педагогические методы гибридных коммуникаций (включая онлайн и офлайн формации экспертного общения), актуализируют научную рефлексию анализа развития современного мирового хореографического образования.
Думается, что учет выделенных тенденций развитияхореографического образования в мировом образовательном пространстве позволит расширить межкультурный диалог в исполнительском танцевальном искусстве, вместе с тем, объединит профессиональное педагогическое сообщество в обсуждении актуальных вопросов сохранения традиций академического образования, имен мастеров и кумиров прошедшего столетия в новой реальности цифровизации обучения и расширения межкультурных коммуникаций в режиме onlain.
В широком спектре исследований автора в узко направленной области хореографического образования, обладающей уникальной спецификой, которой могут владеть и полноценно ориентироваться специалисты исключительно имеющие хореографическое образование, можно ознакомиться и с аналитическим материалом по осмыслению конкретного опыта применения потенциала хореографического образования в межкультурных связах мирового образовательного пространства.
Конфликт интересов Не указан. |
Conflict of Interest None declared. |
Список литературы
Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – Москва : Искусство, 1963. – 120 с.
Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Учебное пособие / Д.Зайфферт; пер. с нем. В. Штакенберга. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2012. – 128 с.
Захаров Р.В. Беседы о танце / Р.В. Захаров. – Москва, 1965. – 51 с.
Каган М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. – Ленинград : Искусство, 1972. – 70 с.
Коммуникация // Словари онлайн. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-en-informatics-dict.slovaronline.com/3204-коммуникация (дата обращения 20.12.2021)
Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца. / А.В. Мелехов. – Екатеринбург, 2015. – 128 с.
Мельникова Е.П. Классический танец: история, теория, методика / Е.П. Мельникова. – Москва : МГИК, 2020. – 210с.
Нестеров В.Н. Формирование хореографического мышления на современном этапе / В.Н. Нестеров // Искусство и образование. – 2009. – № 3. – С. 106-110.
О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) // Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.07.2020).
Соковикова Н.В. Введение в психологию балета / Н.В. Соковикова. – Новосибирск : Сова, 2006. – 294 с.
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие / А.В. Соколов. – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова В.А. 2002. – 461с.
Samovar L. Intercultural Communication: a Reader / L. Samovar, R. Porter. – Belmont : Wadsworth, 1994.
Уральская В.И. Выразительные средства современного хореографического искусства / В.И. Уральская // Вопросы воспитания балетмейстера в театральном ВУЗе. – Москва : ГИТИС, 1980. – 110с.
Юрьева М.Н. Интенсификация личностно-профессионального становления студента-хореографа / М.Н. Юрьева // Искусство и образование. – 2008. – № 4. – С. 121-128.