ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ МУЗЕЕВ РОССИИ(НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ «БИЧУРИН И СОВРЕМЕННОСТЬ» В ЧУВАШИИ)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.121.7.081
Выпуск: № 7 (121), 2022
Опубликована:
2022/07/18
PDF

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ МУЗЕЕВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ «БИЧУРИН И СОВРЕМЕННОСТЬ» В ЧУВАШИИ)

Научная статья

Тенчурина Л.З.1 , Косырев В.П.2, *

2 ORCID: 0000-0001-9832-6479;

1 Московский государственный университет спорта и туризма, Москва, Россия;

2 Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (kosyrew2001[at]mail.ru)

Аннотация

Представлены результаты исследования, посвященного оценке культурно-просветительского и воспитательнообразовательного потенциала краеведческих музеев, расположенных в российской глубинке (на примере анализа и систематизации деятельности музея «Бичурин и современность»; доказывается, что опыт уникальной работы данного музея может быть рекомендован для творческого применения другими музеями в качестве примера эффективной деятельности «малых» музеев и реализации их социально-воспитательной миссии, а также послужить образцом для создания подобных музеев и в других регионах России, что особенно актуально в контексте решения задачи духовнонравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Ключевые слова: миссия и функции музея, культурно-просветительская и воспитательно-образовательная деятельность, музей «Бичурин и современность» в Чувашии.

EDUCATIONAL AND MENTORING POTENTIAL OF SMALL MUSEUMS OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE «BICHURIN AND MODERNITY» MUSEUM IN CHUVASHIA)

Research article

Tenchurina L.Z.1 , Kosyrev V.P.2, *

2 ORCID: 0000-0001-9832-6479;

1 Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow, Russia;

2 Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

* Corresponding author (kosyrew2001[at]mail.ru)

Abstract

The results of a study dedicated to the assessment of the cultural and educational potential of local history museums of in the Russian province are presented (on the example of the analysis and systematization of the activities of the "Bichurin and Modernity" museum; it is proved that the unique work of this museum can be recommended for creative use by other museums as an example of the effective activities of "small" museums and the implementation of their socio-educational mission, as well as serve as a model for the creation of similar museums in other regions of Russia, which is especially relevant in the context of the problem of spiritual, moral and civic-patriotic education of youth.

Keywords: the mission and functions of the museum, cultural and educational activities, the "Bichurin and modernity" museum in Chuvashia.

Введение

Сегодня – в условиях острейшей геополитической ситуации в мире – «как никогда важны консолидация российского общества, <...> осознание <...> своей гражданской идентичности и принятие на себя ответственности за настоящее и будущее своей страны» [22, С. 116–125]. Формирование у подростков и молодежи активной гражданской позиции, уважения к своей стране и своему народу, понимания необходимости сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей – задачи, стоящие в первую очередь перед семьей и образовательными организациями. В числе других социальных институтов, задействованных в решении задач просвещения и воспитания, в том числе гражданского и патриотического, необходимо назвать музеи [23, С. 171–177.].

Учитывая ситуацию с занятостью населения в городах-«миллионниках», областных и краевых центрах (уменьшение рабочих мест в связи «уходом» зарубежных компаний), складывающуюся в настоящее время, и ее развитие на перспективу, можно предположить, что часть приехавших в свое время в эти города людей вернутся назад на «малую родину»; тем более, что в разрабатываемых планах импортозамещения намечается организация и расширение производств (а значит, и новых рабочих мест) в российской глубинке. В этих условиях появится необходимость развития на местах – наряду с экономической – и других сфер жизнедеятельности, в том числе и социально-культурной, досуговой и т.д. Полагаем, что определенный потенциал в этом аспекте имеется у «малых» (муниципальных, районных и частных) музеев, которые могут и должны одними из основных центров культурной жизни в провинции.

Данная статья посвящена анализу и систематизации культурно-просветительской и воспитательно-образовательной работы музея «Бичурин и современность» Чебоксарского района Чувашии, опыт которого может быть рекомендован в качестве примера эффективной деятельности «малых» музеев – для творческого его применения другими краеведческими музеями и создания новых музеев. Очевидно, что в контексте решения задачи духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания расширения внутреннего туризма в стране развитие музейного дела в российской глубинке достаточно актуально.

Таким образом, объект исследования – культурно-просветительский и воспитательно-образовательный потенциал «малых» музеев в современных условиях, предмет исследования – опыт воспитательно-образовательный деятельности районного историко-краеведческого музея «Бичурин и современность».

Цель исследования – проанализировать и систематизировать опыт деятельности музея «Бичурин и современность», дать аксиологическую ее оценку (на основе изучения научно-теоретических исследований и методических разработок, посвященных музейному делу) – для обоснования возможных новых направлений деятельности данного музея, а также популяризации и распространения опыта его работы.

Задачи:

1) на основе анализа научно-теоретических исследований и методических разработок систематизировать существующие в современном музееведении подходы к классификации музеев как особых социальных институтов; установить, как и почему изменялось понимание музейных функций;

2) проанализировать основные направления, структуру и содержание деятельности музея «Бичурин и современность», используя полученные в ходе решения 1-й задачи данные для характеристики и оценки работы названого музея;

3) осуществить аксиологическую оценку культурно-просветительской и воспитательно-образовательной деятельности музея с целью обоснования возможных направлений ее дальнейшего развития, а также популяризации опыта работы этого музея в новых реалиях.

Материалами для исследования послужили научно-теоретические и методические публикации, посвященные проблемам музейного дела; документы и материалы, раскрывающие деятельность музея «Бичурин и современность» в Чебоксарском районе Чувашии (в том числе интернет-ресуры); оценки посетителей указанного музея.

Методы и принципы исследования

Изучение научно-исследовательской и специальной литературы по теме исследования, сравнительный и историко-логический анализ литературных источников; культурологический и функциональный анализ деятельности музея; обобщение и систематизация полученных в ходе исследования данных; проектирование.

Основные результаты

В ходе исследования и решения поставленных задач установлено, что:

1) использующиеся в официальных источниках и научно-теоретических разработках определения дефиниции «музей» достаточно емко раскрывают суть рассматриваемого феномена для выделения специфики, основополагающих функций, направлений и содержания деятельности музеев как особых общественных институтов.

Так, в Уставе Международного совета музеев / InternationalCouncilofMuseums (2017) дано следующее определение: «музей – это действующая на постоянной основе некоммерческая организация, которая служит обществу, заботится об общественном развитии, является открытой для публики и с целью познания, обучения и развлечения собирает, хранит, изучает, демонстрирует и популяризирует материальное и нематериальное наследие человечества и среды его обитания» [24,С. 4].

Принятые в российском музееведении трактовки по сути близки к приведенной выше. Например, коллектив авторов под руководством В.Л. Янина определяет музей как «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов» [15,С. 413]. А в словаре «Музейные термины» дана следующая формулировка: «Музей – это научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры и природных объектов» [10].

Следует также указать, что на современном этапе развития информационного общества в ряде научных исследований «наметился отход от институциональной трактовки музея как учреждения с определенными функциями, происходит переосмысление его феноменологии в рамках толкования музея как формы существования культуры или как способа отношения человека к окружающему миру» [21]. Нельзя не упомянуть и о концепции «партиципаторного музея», направленной на пересмотр статуса музея в современной культуре [16], когда «посещение музея рассматривается как коммерческая продаваемая услуга, причем в качестве таковой рассматривается любое посещение музея с самыми разнообразными целями, например в качестве регулярного места проведения досуга по месту жительства или установления и расширения социальных контактов…» и т.д. [19,С. 154];

2) в музеологии как отдельной отрасли научных знаний приняты различные подходы к классификации музеев. Например, в зависимости от специализации музея, связи его фондов и направлений научной, культурно-просветительной, образовательной, экспозиционной деятельности с конкретной наукой или разновидностью искусства, с производством и техникой и их отраслями и т.д. выделяют естественнонаучные, художественные, литературные, театральные, музыкальные, исторические, архитектурные, музеи науки и техники, промышленные, сельскохозяйственные, педагогические и другие музеи. Вместе с тем наряду с однопрофильными (специализированными) музеями достаточно широко распространены так называемые комплексные музеи, сочетающие, как правило, несколько специализаций и направлений деятельности; самые распространенные из этих музеев – краеведческие. По принадлежности (юридическому статусу) музеи подразделяются на государственные (в том числе ведомственные), общественные и частные (последние появились в России в начале 1990-х гг.), а по административно-территориальному признаку – на республиканские, краевые, областные, районные музеи.

Дополнительно отметим, что наряду с перечисленными выше в современной музеологии имеются и другие классификации, однако, учитывая объект и предмет нашего исследования, в данной статье мы ограничимся приведенной выше информацией.

Кроме того, укажем, что в нашей работе используется понятие «малые» [17, С.5–11] – для обобщенного наименования муниципальных, районных и частных музеев;

3) понимание «функционала» музеев в науке и обществе со временем менялось. Первой фундаментальной работой в отечественном музеологии были «Основы советского музееведения», в которой основными музееобразующими функциями, составляющими специфику музеев, были названы собирание, хранение и экспонирование предметов. В 1960-е годы была обоснована одна из первых классификаций социальных функций музея: ее автор А.М. Разгон предложил выделять функции документирования, хранительскую / охранную, научно-исследовательскую и образовательно-воспитательную функции [13, С. 43–47.].

На современном этапе – благодаря новым исследованиям и развитию музейного дела – толкование и понимание функционала музеев значительно расширено и детализировано. Российскими авторами в перечень функций, выполняемых музеями, включены, в частности, такие как: рекреационная [12, С. 182– 184]; организации досуга, коммуникативная, социально-культурная, «общая функция сохранения памяти», функция профессиональной музейной деятельности, «функция символического воздействия», «функция взаимодействия» [10]; «функция формирования исторического самосознания, демократических и гуманистических принципов взаимоотношений в обществе» [25]; информационная, транслирующая, социально-репрезентативная, функция воспроизводства социальных отношений, интегрирующая, социализации личности, культурной идентификации личности [3], аксиологическая, эстетическая [8,С. 66–71] и др. В современной зарубежной музейной науке в числе социальных функций музеев традиционно называют хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение [24]. Очевидно, что приведенные выше функции по сути являются детализацией обоснованных А.М. Разгоном еще в 1960-е годы музейных функций.

В последние годы наряду с понятием «функция музея» в музеологии и музейной практике стал использоваться термин «миссия музея». Так, в «Словаре актуальных музейных терминов» миссия музея формулируется как «предназначение (сверхзадача), определяемое как генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия, как <...> программное заявление, в котором сформулированы главная цель музея, его роль и общественная сущность» [18, С. 55]. Еще одно, близкое к словарному, определение таково: «это общественное предназначение музея, ради которого он существует, и то, что помогает посетителю отличить его от других образовательно-воспитательных, культурно-просветительных и досуговых учреждений» [26, С. 206–212]. Нередко миссия трактуется также как «совокупность социальных функций музея»;

4) как известно, функционирование малых музеев сопряжено с рядом сложностей, их деятельность, как правило, не приносит особой прибыли, фонды незначительны и редко содержат какие-либо раритеты, поэтому успешный опыт культурно-просветительской и воспитательно-образовательной деятельности музея «Бичурин и современность» в Чувашии (ее основные направления, структура и содержание) может быть рекомендован для творческого использования другими историко-краеведческими музеями, а также послужить примером для открытия схожих музеев и в других регионах, что достаточно значимо в аспекте решения задачи развития в России внутреннего туризма.

Для доказательства данного тезиса как основного результата проведенного нами исследования остановимся более подробно на характеристике указанного музея.

4.1) Справочные данные:

Музей «Бичурин и современность» открыт в Чебоксарском районе Чувашии в апреле 2001 года (см. рисунок 1) «с целью возрождения, сохранения и развития народных традиций и обычаев» [6]. Свое название музей получил в честь знаменитого земляка, ученого с мировым именем, основоположника российской школы синологии и востоковедения Никиты Яковлевича Бичурина (отца Иакинфа, 1777–1853).

Рис.1 – Общий вид музея «Бичурин и современность» – здание в виде многогранной и многоярусной пагоды с изогнутым силуэтом китайских крыш

Определяя «справочные» данные, укажем, что бюджетный статус музея – муниципальный, организационно-правовая форма – некоммерческое учреждение, тип организации – культурно-массовая, классификация организации – историческая и краеведческая. Общая площадь районного музея относительно небольшая и составляет около 275м2, в том числе постоянная экспозиция занимает 185м2, фондохранилища – порядка 18м2, временные выставки – примерно 70м2 [6].

Адрес: 429500, Чувашская Республика, Чебоксарский район, п.Кугеси, ул.Школьная д.1, тел.(883540)2-51-22, е-mail: museum_bs@mail.ru. Вструктуру музея «Бичурин и современность» на правах филиала входит Ишакский краеведческий музей в селеИшаки, созданный в 1983 году.

Вышестоящей организацией является Отдел социального развития Администрации Чебоксарского района, а организациями-партнерами – Чувашский национальный музей и филиал Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета в г. Чебоксары.

Фонд музея насчитывает более 5 тыс. единиц хранения, в том числе свыше 3 тыс. находятся в основном фонде. Это изделия прикладного искусства, предметы археологии, этнографии, документы и фотографии по истории Чебоксарского района Чувашии, коллекции живописных и графических работ местных художников.

4.2) Характеристика экспозиции:

Ключевое положение в экспозиции музея занимают материалы, посвященные основоположнику российского китаеведения Н.Ю. Бичурину (отцу Иакинфу): зал «Научный подвиг Бичурина» оформлен в виде читального зала (см. рисунок 2). Здесь представлены научные труды ученого, в том числе изданные при его жизни, а также книги и другие публикации, рассказывающие о жизненном пути и научно-просветительской деятельности выдающегося уроженца Чувашского края.

Рис.2 – Фрагмент экспозиции зала «Научный подвиг Бичурина»

Определяя концепцию основного содержания экспозиции данного музея, можно сказать, что стрежневая сюжетная линия его содержания – это история жизни и научного подвига прославленного сына чувашского народа Никиты Яковлевича Бичурина (отца Иакинфа). Многочисленные труды (книги, статьи, критические обзоры, рецензии, заметки, посвященные истории, географии и культуре народов Китая и других сопредельных стран; многоязычные словари; первое пособие для изучения китайского языка для русскоговорящих и др.) снискали Н.Я. Бичурину славу и известность еще при жизни, причем не только в России (стал четырежды лауреатом Демидовской премии Академии наук; был знаком с А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, В.Ф. Одоевским, А.А. Краевским, И.И. Панаевым, А.В. Никитенко, А.С. Норовым и другими известными людьми своего времени), но и за рубежом.

Вторая сюжетная канва музейной экспозиции, работающая на формирование и поддержание локальной идентичности, – это повествование об истории (включая рассказ об укладе жизни и истории чувашских крестьян XVIII–XIX веков) и настоящем Чебоксарского района Чувашии и о его знаменитых уроженцах.

4.3) Основные направления и формы деятельности и их оценка:

Музей реализует миссию культурно-просветительного, воспитательно-образовательного и досугового учреждения в рамках в первую очередь Чебоксарского района Чувашии.

Наряду с основными / традиционными формами работы (в первую очередь – обзорные и тематические экскурсии и лекции) [11] в музее используются такие формы работы, как:

  • чтения (Бичуринские, Абашевские);
  • выездные / передвижные, обменные и персональные выставки (например, выездные – «Чувашский национальный костюм: от древности до современности», «Наши земляки – наша гордость»; персональные: «Поэма дерева» к 60-летию скульптора В. Андреева-Эткера, выставка творческих работ Е. Лазаревой «Рукотворные чудеса» (алмазная вышивка), выставки художников И. Басырова, В. Кузьмина, Ю. Матросова; ежегодная начиная с 2017 года выставка «Родная сторона» и др.);
  • туристические маршруты: 1) «Бичуринские места» (схема и объекты маршрута: поселок Кугеси (музей «Бичурин и современность») – деревня Типнеры (место рождения Н.Я. Бичурина) – село Акулево (Церковь Успения Божьей матери) – село Бичурино (Мариинско-Посадский район, места юности) – поселок Кугеси); 2) «В глубине веков» (схема и объекты маршрута: поселок Кугеси (музей «Бичурин и современность») – село Абашево (Абашевская археологическая культура) – деревня Шоркино (Фатьяновская археологическая культура) – село Ишаки (Ишакский краеведческий музей) – поселок Кугеси);
  • тематические лекции (например, «Одна в ста лицах», «Пирĕн Нарспи», посвященные 95-летию народной артистки Чувашии С.Н. Михайловой-Ефимовой; «День освобождения Ржева» и др.);
  • творческие встречи со знаменитыми земляками;
  • фотовыставки («Мастер резьбы Вячеслав Эткер»;«Мастер балета» – к 75-летию заслуженного артиста РФ А.Ф. Федорова; выставка М. Стрекоз «Творческие точки Вселенной» (фотографические параллели к стихам Г. Айги; передвижная фотовыставка «Пожиная плоды трудолюбия) и фотоконкурсы («Чебоксарский край: вчера, сегодня, завтра»);
  • просмотры документальных фильмов («Люди легенды – Никита Яковлевич Бичурин», 2021; «Поднебесная Иакинфа (Н.Я. Бичурина)», 2019) и видеовоспоминаний жителей Чувашской республики – участников Великой Отечественной войны;
  • музейные уроки, которые проводятся в общеобразовательных школах и лицее района (например, урок «Достойны Памяти и Славы»);
  • викторины (на базе музея и в рамках выездных мероприятий) и интернет-викторины;
  • виртуальные выставки;
  • конкурсы (например, чувашской вышивки «Несĕлсен çырулăхĕ – 2022»);
  • мастер-классы (цикл «Территория творчества»: по бисероплетению, лепке, росписи, изготовлению цветов из бумаги и др.; по написанию иероглифов – «Привет, китайский язык»).

Еще одной формой интерактивов является, к примеру, организация чайных китайских церемоний с прослушиванием фрагментов из китайской классической оперы.

На базе музея «Бичурин и современность» работают объединения и клубы («Путешествие в загадочный Китай», «Любители старины»). Таким образом, в его деятельности реализуются и элементы партиципаторного музея [16.], когда посетители имеют возможность заниматься творчеством или приобщиться к чужому творческому опыту, становясь таким образом, как бы частью музейной жизни. В связи с этим суждение А.В. Смирнова о том, что «применение партиципаторных технологий в музейной работе <…> вызвано как стремлением музея активно включиться в жизнь локального сообщества, что свойственно небольшим музеям, так и культурно-политическими трендами, требующими от музея активного участия в процессе формирования нового социального опыта» [19, с. 153], можно отнести и к тактике музея «Бичурин и современность», которая в данном случае направлена на расширение как функционала музея, так и его аудитории…

Музей выступает инициатором и участником различных социокультурных проектов. Следует, например, отдельно сказать о цикле мероприятий, организованных в Год выдающихся земляков Чувашской Республики.

Общеизвестно, что взаимоотношения между музеями, особенно небольшими краеведческими, и взрослой аудиторией остаются проблематичными и большинство лекториев, образовательных программ, мастер-классов и т.п., традиционно организуемых «малыми» музеями, рассчитаны на детей, подростков или людей так называемого «серебряного» возраста. Однако мероприятия в честь выдающихся сынов земли Чувашской, прославивших Чебоксарский район и Чувашию своими успехами и достижениями в сфере науки, здравоохранения, образования, культуры и спорта, проведенные при активном участии сотрудников музея «Бичурин и современность», нашли живой отклик и среди взрослого населения региона, способствуя формированию у жителей чувство связи и единства со своими земляками. В итоге музей смог не только укрепить контакты с администрацией Чебоксарского района и представителями бизнеса, но и дополнительно привлечь к своей культурно-просветительной деятельности взрослое население, завоевав еще больший авторитет и поддержку среди жителей (или, используя соответствующую терминологию: «местного / локального сообщества»).

Музей не ограничивается в своей деятельности рамками лишь Чебоксарского района и Чувашской Республики – он также принимает активное участие во всероссийских и международных акциях (типа «Ночь искусств». «Ночь в музее»; акции, посвященные Международному дню музеев, Всемирному дню туризма, и др.).

Отметим (и это принципиально значимо), что рассмотренные и другие формы культурно-просветительской и воспитательно-образовательной деятельности музея не только различаются по содержанию и организации, но и адресуются разным (возраст, уровень образования, увлечения и т.д.) категориям его посетителей и участников выездных музейных мероприятий.

Данное обстоятельство, являясь одной из отличительных характеристик музея «Бичурин и современность», также выгодно отличает его от других историко-краеведческих музеев. Поскольку успешность решаемых этим музеем задач сохранения и трансляции культурного наследия (связанного в данном случае с историко-культурным наследием чувашского народа, деятельностью прославившихся уроженцев Чувашии (Чебоксарского района, в частности), и в первую очередь, крупнейшего ученого-чуваша Н.Я. Бичурина (отца Иакинфа), несомненно, с одной стороны, определяется типовыми положениями и инструкциями, а с другой – зависит от взаимодействия и даже – в ряде случаев – сотворчества музейных работников и посетителей.

Немаловажным является и тот факт, что музей, организовав соответствующим образом музейное пространство, проявляет заботу и о людях с ограниченными возможностями здоровья.

4.4) Мероприятия к 245-летию со дня рождения Н.Я. Бичурина:

В этом году сотрудники музея во главе с директором Удаловой И.В. готовятся к 245-летию со дня рождения Н.Я. Бичурина. Разработанная к юбилею программа включает, в частности, такие мероприятия, как: чтение тематических лекций; межрегиональный конкурс стихотворений собственного сочинения «Чăваш халăхĕн мухтавлă ывăлĕ» / «Славный сын чувашского народа»; конкурс презентаций «Никита Бичурин – вершинная фигура нации»; интернет-викторина «Н.Я. Бичурин – земляк, которым я горжусь» и др. Запланированы передачи «Тăван тавралăх» / «Родной край» на «Радио Чувашии», посвященные великому земляку, и др. Таким образом, музей стремится выйти за пределы своих стен, расширить «информационное поле» и распространиться не только в районное, городское, но и республиканское «пространство».

4.5) Популяризация работы музея:

Сотрудниками подготовлены и выпущены книги-проспекты, разработан официальный сайт: http://bichurin.rchuv.ru/, с помощью которых популяризируется работа музея. Музей «Бичурин и современность» имеет свои страницы и в соответствующих виртуальных ресурсах (например, www.museum.ru/M3141 и др.), иными словами, успешно решается задача продвижения музея в информационном пространстве.

4.6) Общие оценки музея «Бичурин и современность»:

В совокупности все это позволило музею «Бичурин и современность» сформировать свой собственный, неповторимый имидж и выполнять роль культурно-просветительского и культурно-образовательного центра Чебоксарского района и Чувашии.

Так, по результатам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в 2021 году (оценка по 5 критериям: открытость и доступность информации об организации; комфортность условий предоставления услуг; их доступность для инвалидов; доброжелательность, вежливость работников организации и удовлетворенность условиями оказания услуг) [14] музей «Бичурин и современность» занял 1-е место среди других районных и городских музеев («Музей верховых чувашей» Моргаушского района; «Краеведческий музей» г. Канаш; «Историко-художественный музейный комплекс» г. Новочебоксарск), обойдя также и республиканский «Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева». «Бичуриновский» музей получил 100 баллов из 100 по критериям «удовлетворенность условиями оказания услуг» и «доброжелательность, вежливость работников организации» и 99,5 баллов – за критерий «комфортность условий предоставления услуг».

Как свидетельствуют отзывы посетителей, размещенные в сети «Интернет», музей имеет заслуженное признание не только у жителей Чебоксарского района и Чувашии, но и получил известность за пределами Чувашской Республики.

Таким образом, в деятельности музея «Бичурин и современность» успешно реализуется бинарная миссия музея как социокультурного феномена – беречь и сохранять культурно-историческое наследие для будущих поколений, одновременно раскрывая и популяризируя его для современников.

Обсуждение

По результатам проведенного исследования для обсуждения предлагаются следующие положения:

1) отечественная и зарубежная практика музейного дела последних десятилетий свидетельствует о том, что развитие музеев идет по пути превращения их в комплексные историко-просветительские, культурно-образовательные и одновременно досуговые центры, что кардинально изменяет требования к организации музейного пространства (в самом широком его понимании), диктуя необходимость поиска и применения – в дополнение к имеющимся – новых направлений, инновационных форм работы с посетителями музеев, новых способов представления в музейных экспозициях выставочных материалов и т.п. Данное положение распространяется не только на «большие» (например, Государственный исторический музей, Музей Победы на Поклонной горе, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковская галерея, Эрмитаж и т.д.), но и «малые» (муниципальные, районные, частные) музеи. Следует подчеркнуть: особенно – на малые, т.к. они в ряде случаев принимают на себя функции иных (недостающих / отсутствующих в своей локации) культурно-образовательных и досуговых учреждений, являясь зачастую единственными учреждениями культуры, осуществляющими просветительские, рекреационные, коммуникативные и другие социальные функции;

2) при всем многообразии, приводимых в различных научных исследованиях и музейных разработках, функций музея, они могут объединены в две основные группы: а) охранную и связанную с ней научно-исследовательскую и б) образовательно-воспитательную группы функций. Именно гармоничное и органичное сочетание, интеграция и эффективная реализация этих групп функций может и должна способствовать передаче социально-значимой информации, укреплению и развитию социокультурных связей и отношений в обществе;

3) в изменяющихся социальных условиях миссия музеев – как «сверхзадача, предназначение» и «совокупность социальных функций музея» – должна все теснее связываться с общественными потребностями. Иными словами, ориентируясь на познавательные интересы и культурные запросы потребителя с целью привлечь как можно больше посетителей, музеи должны становиться, с одной стороны, более конкурентоспособными в «индустрии досуга» (в том числе сотрудничая с коллегами по музейному делу, спонсорами, профессионалами из других сфер деятельности), а с другой – оставаться воспитательно-образовательными социальными учреждениями, осуществляющими социально-просветительские и воспитательные задачи, направленные на повышение культурно-образовательного уровня как посетителей музеев, так и общества в целом;

4) высоко оценивая профессионализм, увлеченность и энтузиазм администрации и сотрудников музея «Бичурин и современность», благодаря которым музей не на словах, а на деле является культурно-просветительским и воспитательно-образовательным центром Чебоксарского района Чувашии, хотелось бы рекомендовать в качестве одного из перспективных (хотя, возможно, на первый взгляд, утопичных) направлений деятельности следующее: инициировать работу по открытию музеев-«побратимов» или хотя бы экспозиций, посвященных Н.Ю. Бичурину, в уже имеющихся краеведческих музеях – в тех городах, где жил и работал отец Иакинф: Кяхта, Иркутск, Валаам…, а может быть, и Пекин. Кроме того, форсировать работу по проектированию новых форм и методов вовлечения посетителей в музейную жизнь и «соучастия» в ней; шире использовать возможности мультимедийных и других цифровых технологий для представления материалов в музейной экспозиции, а также при организации коммуникации с виртуальными посетителями музея из других городов России (а также, быть может, из-за рубежа, в первую очередь – Китая).

Заключение

Завершая статью, сформулируем некоторые выводы:

  1.  «Малые» (муниципальные, районные и частные) музеи в принципе обладают значительным потенциалом для организации культурно-просветительской и воспитательно-образовательной деятельности на местах, способствуют формированию нравственных качеств и характеристик поведения: любовь к Родине и родным местам, следование и умножение традиций своего народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны. Функционал «малых» музеев охватывает широкий спектр социокультурных функций, полнота и успешность их реализации детерминирована факторами как объективного (государственная политика в отношении музеев, финансирование, общественные запросы и т.д.), так и субъективного порядка (в том числе профессионализм сотрудников, их энтузиазм, увлеченность своей работой).
  2. Культурологический и функциональный анализ деятельности музея «Бичурин и современность» Чебоксарского района Чувашии показал, что в его работе в полной мере реализуется дихотомическая миссия музеев – сохранять культурно-историческое наследие для будущих поколений и одновременно раскрывать его для современников. С учетом того, что в сложившейся на настоящий момент геополитической ситуации Китайская Народная Республика – один из реальных и перспективных партнеров Российской Федерации на международной арене и интерес к тем или иным аспектам российско-китайского сотрудничества в нашем обществе растет, можно предположить, что популярность музея «Бичурин и современность», а значит – и его «аудитория» также будут расти, а это, в свою очередь, повысит «планку» требований к музею, диктуя, в том числе необходимость новых концепций и идей, новых направлений и форм музейной деятельности, новых способов представления музейных материалов, возможно, даже расширения и модернизации экспозиции и т.д.
  3. Аксиологическая оценка организации и содержании культурно-просветительской и воспитательно-образовательной работы, проводимой сотрудниками музея «Бичурин и современность», позволяет рекомендовать опыт его деятельности для творческого использования уже работающими историко-краеведческими музеями, а также в качестве примера для открытия подобных музеев и в других регионах России, что весьма актуально сегодня – в контексте решения задачи развития внутреннего туризма. При этом организации новых региональных музеев должна предшествовать серьезная и вдумчивая работа по анализу и оценке местного контекста, истории и традиций, современных явлений и событий, характерных только для данной конкретной территории, т.е. что в свое время легло в основу создания музея «Бичурин и современность», обеспечив ему сегодня собственный, отличительный от других музеев, облик и сделав своего рода «социально-культурным брендом» не только Чебоксарского района, но и всей Чувашии.

4. Достижения отдельно взятых «малых» музеев (как например, музея «Бичурин и современность») пока не могут кардинально повлиять на сложившуюся в российской глубинке ситуацию. Не секрет, что многие российские музеи, особенно в небольших населенных пунктах, на протяжении многих лет своего существования перманентно испытывали и все еще продолжают испытывать дефицит внимания и поддержки со стороны органов власти на местах, значительная часть представителей которой считают местные музеи затратными и убыточными «предприятиями». Поэтому необходимо в первую очередь сломать эту тенденцию в оценке роли и потенциала таких музеев и объединить усилия органов власти на местах, бизнеса и местных сообществ по определению стратегии и тактики социально-культурного развития территорий – включая поддержку «малых» музеев – в контексте основных положений Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» [1] и п. 4.5. «Развитие культуры и массовых коммуникаций» в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»[2].

Конфликт интересов 

Не указан. 

Conflict of Interest 

None declared. 

Список литературы

  • Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL : https://base.garant.ru/70644226/ (дата обращения 01.02.2022).

  • Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России); п. 4.5. Развитие культуры и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/186eabdcc71de4e2bb1a4bfd6166a7b7cd211a8b/ (дата обращения 02.02.2022).

  • Акулич Е.М. Музей и регион / Е.М. Акулич. – Екатеринбург : Изд-во Уральск. ун-та, 2004. – 469 с.

  • Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление / Е.М. Акулич // Социологические исследования. –2004. – № 10. – С. 89–92.

  • Бюджетное учреждение культуры Чебоксарского района Чувашской республики «Музей "Бичурин и современность"». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://bichurin.rchuv.ru/ (дата обращения 10.02.2022).

  • Музей «Бичурин и современность». [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/M3141 (дата обращения 12.02.2022).

  • Долженко Г.П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. – Москва : Март. – Ростов-на-Дону : Март, 2008. – 272 с.

  • Кузьмин А.С. О диалектике функций историко-культурного музея (музей как средство межкультурной трансляции и внутрикультурной рефлексии) / А.С. Кузьмин, Е.Е. Кузьмина // Музеи мира. 1991. – С. 66–71.

  • Музей и регион / Отв. ред. А.В. Лебедев; сост. В.Ю. Дукельский. – Москва : Рос. Ин-т культурологии, 2011. – 336 с.

  • Нестеров А.К. Понятие и функции музея / А.К. Нестеров // Энциклопедия Нестеровых. [Электронный ресурс]. URL: https://odiplom.ru/lab/ponyatie-i-funkcii-muzeya.html (дата обращения 18.03.2022).

  • Основы музееведения / Под ред. Э.А. Шулеповой; Рос. Ин-т культурологии. – Москва : Либроком, 2015. – 432 с.

  • Пищулин Ю.П. Социальные функции современного музея / Ю.П. Пищулин, Д.А. Равикович // Терминологические проблемы музееведения. – Москва, 1986. – С. 182–184.

  • Разгон А.М. Место музееведения в системе наук / А.М. Разгон // Музей и современность: Сб. науч. тр. – Москва : ЦМР, 1986. – С. 43–47.

  • Результаты проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в 2021 году. [Электронный ресурс]. URL: https://fs01.cap.ru//www21-11/mincult/docs/2022/02/07/df4f468f-fe44-40c3-a391-1d176d7fda2f/rezuljtati-nok-za-2021-god-1.pdf (дата обращения 13.03.2022)

  • Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / Рос. ин-т культурологии Мин-ва культуры РФ и РАН; под ред. В.Л. Янина и др. – Москва : Прогресс Рипол Классик, 2001. – Т. 1. – 416 с.

  • Саймон Н. Партиципаторный музей / Н. Саймон; пер. с англ. А. Глебовской. – Москва : АД МАРГИНЕМ Пресс, 2017. – 439 с.

  • Сапанжа О.С. Феномен малых музеев и микро-музеев в современном культурном пространстве / О.С. Сапанжа // Музей – памятник – наследие. – 2018. – № 1(3). – С. 5–11.

  • Словарь актуальных музейных терминов // Музей. – 2009. – № 5. – С. 55

  • Смирнов А.В. Партиципаторные технологии как новый вызов теоретической музеологии / А.В. Смирнов // Вопросы музеологии. – 2019. – Т. 10. – Вып. 2. – С. 153–160.

  • Суворова А.В. Музей как феномен культуры / А.В. Суворова // Культурология. –2016. –№ 11(53). – Ч. 2. – С. 98–100.

  • Сущность феномена музея и его функций. Социокультурные функции музея. Современные подходы к их определению. [Электронный ресурс]. URL: https://iskusstvoed.ru/2018/08/18/sushhnost-fenomena-muzeja-i-ego-funkcij / (дата обращения: 20.03.2022).

  • Тенчурина Л.З. Воспитательный потенциал дисциплин «История» и «Русский язык и культура речи» (в аспекте гражданского и патриотического воспитания) / Л.З. Тенчурина, Т.Г. Пахомова // Научный вестник МГИИТ. – 2019. – № 5(61). – С. 116–125.

  • Тенчурина Л.З. Гражданско-патриотическое воспитание современной молодежи / Л.З. Тенчурина // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: материалы междунар. научно-метод. конф. 24–25 мая 2018 года, Кострома. – Кострома : Костромская гос. с.-х. академия, 2018. – С. 171–177.

  • Устав Международного совета музеев (2017). [Электронный ресурс]. URL: https://icom-russia.com/upload/uf/925/Устав%20ИКОМ_2017.pdf (дата обращения 18.03.2022).

  • Чебаненко Т.А. Социальные функции музея на современном этапе исторического развития общества. [Электронный ресурс]. URL: http://kukiit.ru/docs/ts/no3/4.pdf (дата обращения 16.03.2022).

  • Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика / Л.М. Шляхтина. – Санкт_Петербург : Планета Музыка, 2016. – 248 с.