АНСАМБЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАК КОМПОНЕНТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДНО-ДУХОВОГО КЛАССА В КИТАЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.109.7.138
Выпуск: № 7 (109), 2021
Опубликована:
2021/07/19
PDF

АНСАМБЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАК КОМПОНЕНТ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДНО-ДУХОВОГО КЛАССА В КИТАЕ

Научная статья

Ян Лу*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (sobaka.mk[at]mail.ru)

Аннотация

В статье кратко формулируется актуальность практико-ориентированного подхода в современном китайском музыкальном образовании в сфере медно-духового искусства. Данный подход обусловлен растущим числом в стране оркестровых коллективов и соответственно, возможностью трудоустройства выпускников профильных вузов. Указывается на отсутствие упорядоченной системы обучения молодых духовиков, качественного методического обеспечения учебного процесса, а также значительный разброс в профессиональном уровне, как преподавателей, так и их воспитанников в зависимости от конкретного учебного заведения, города и региона КНР. Практико-ориентированный подход в обучении специалистов-духовиков подразумевает изучение мотивационной готовности и предпочтений будущих выпускников относительно предполагаемого места работы, формирование востребованных профессиональных и личностных коммуникативных качеств, обращение к соответствующему репертуару в корреляции с определёнными технологическими задачами и т.д. Одним из ключевых компонентов такого подхода в современной вузовской подготовке специалистов в области медно-духового искусства является формирование навыков оркестровой и ансамблевой игры молодых исполнителей.

Создание разнообразных курсов по искусству игры в ансамбле – это лучшая возможность развивать музыкальные способности обучающихся. В основе такой подготовки лежит не только знание своего инструмента и мастерское владение им, но и внимание к звучанию других партий. Это позволяет быстро оценивать положение и соответствующим образом встраивать собственное исполнение в целостное звучание, не выделяясь, но и не теряясь в общей акустике. Проведение реформ в области музыкально-педагогического образования в КНР предусматривает совершенствование профессиональной подготовки студентов различных музыкальных специальностей в вузах, введения новых учебных стандартов, методического обеспечения и установок содержания процесса обучения. Практико-ориентированный подход в этом контексте призван интегрировать существующие образовательные модели с инновационными разработками обучения студентов-духовиков и соответственно скорректировать алгоритм учебного процесса.

Ключевые слова: музыкальное образование, Китай, медные духовые инструменты, ансамблевая подготовка, практико-ориентированный подход.

ENSEMBLE TRAINING AS A COMPONENT OF A PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS BRASS CLASS IN CHINA

Research article

Yang Lu*

Institute of Music, Theater and Choreography of the Herzen State Pedagogical University, Saint Petersburg, Russia

* Corresponding author (sobaka.mk[at]mail.ru)

Abstract

The article briefly formulates the relevance of the practice-oriented approach in modern Chinese music education in the field of brass art. This approach is due to the growing number of orchestra groups in the country and, accordingly, the possibility of employment of graduates of specialized universities. The author points out the lack of an orderly system of training young spiritual teachers, high-quality methodological support of the educational process, as well as a significant variation in the professional level of both teachers and their students, depending on the specific educational institution, city and region of the PRC. The practice-oriented approach in the training of spiritual specialists involves the study of the motivational readiness and preferences of future graduates regarding the intended place of work, the formation of popular professional and personal communicative qualities, the appeal to the appropriate repertoire in correlation with certain technological tasks, etc. One of the key components of this approach in the modern university training of specialists in the field of brass art is the formation of the skills of orchestral and ensemble playing of young performers.

Creating a variety of courses on the art of playing in an ensemble is the best opportunity to develop students ' musical abilities. At the heart of this training is not only knowledge of your instrument and masterful command of it, but also attention to the sound of other parts. This allows you to quickly assess the position and appropriately integrate your own performance into the overall sound, without standing out, but also without getting lost in the overall acoustics. The implementation of reforms in the field of music and pedagogical education in the People's Republic of China provides for the improvement of professional training of students of various musical specialties in universities, the introduction of new educational standards, methodological support and guidelines for the content of the learning process. The practice-oriented approach in this context is designed to integrate existing educational models with innovative developments in teaching spiritual students and adjust the algorithm of the educational process accordingly.

Keywords: music education, China, brass instruments, ensemble training, practice-oriented approach. 

Введение

Преподавание духовой музыки в китайских университетах находится ещё в периоде становления. С одной стороны, оно довольно востребовано и популярно среди молодёжи ввиду растущего числа в стране оркестровых коллективов и соответственно, возможности трудоустройства выпускников профильных ВУЗов [7]. С другой стороны - все еще остается много проблем разного уровня. В первую очередь, это отсутствие упорядоченной системы обучения, качественного методического обеспечения учебного процесса, а также значительного разброса в профессиональном уровне, как преподавателей, так и их воспитанников в зависимости от конкретного учебного заведения, города и региона. Перед музыкальными факультетами университетов ставится задача обеспечения необходимого количества и качества молодых специалистов, способных заполнить заметные лакуны музыкально-образовательного пространства страны.

Практико-ориентированный подход

В последние годы выходит целый ряд работ китайских авторов по широкому спектру проблем образования в сфере медных духовых музыкальных инструментов (Бин Ю, Ван Аян, Ван Синбинь, Ван Чжи, Ланг Цюнь, Лю Сяолун, Чжан Гуан, Ма Цин, Пан Синьян, Сяо Е, Ся Сюэ, Цинь Сяоюань, Чжан Гуйлу, Чжан Нань, Ян Лицин, Ян Ченну и другие работы). Несмотря на то, что это преимущественно компактные статьи в научных журналах, в них есть немало ценной методической информации.

Вместе с тем, остаётся недостаточно исследованным практико-ориентированный подход в обучении специалистов-духовиков. Это, касается, например, изучения мотивационной готовности и предпочтений будущих выпускников относительно предполагаемого места работы, формирования соответствующих профессиональных и личностных качеств, обращения к репертуарному аспекту учебного процесса в корреляции с определёнными технологическими задачами и т.д.

Одним из ключевых компонентов такого подхода в ВУЗовской подготовке специалистов является формирование навыков оркестровой и ансамблевой игры обучающихся на духовых инструментах, систематическое использование в учебном процессе симфонического репертуара. Локальная проблема, тем не менее, имеющая существенное значение для характеристики уровня обучения в духовом классе – это ограниченная направленность занятий на совместное музицирование в различных инструментальных ансамблях [6]. Оркестровый класс в этом смысле решает несколько иные задачи, и к тому же не имеет необходимого обеспечения в академических часах.

Владение искусством оркестрово-ансамблевой игры является важнейшей квалификационной характеристикой профессионального музыканта-духовика. К сожалению, в традиционной методике обучения игре на этих инструментах в Китае по-прежнему сохраняется установка на преобладание сольной формы исполнительства, а роль коллективного музицирования не получает должного осмысления.

Ансамблевое обучение в медно-духовых классах на сегодняшний день одно из слабых «звеньев» ВУЗовской подготовки данного профиля в Китае, хотя специфика этих инструментов заключается именно в их использовании в различных ансамблевых составах и оркестрах. Несмотря на интенсивное увеличение студенческих симфонических оркестров и востребованность в молодых кадрах в стране, учебный процесс лишь в незначительной степени направлен на качественную подготовку оркестровых музыкантов.

Это проявляется, в частности, в отсутствии у студентов необходимой практики ансамблевого исполнительства. Не изучается в должной степени соответствующий репертуар, не формируются навыки совместного музицирования, потребность слышать партнёра, соотносить свою игру с исполнением других участников ансамбля [4]. При этом возникает проблема контекстуального использования ансамблевого и оркестрового репертуара. В настоящее время он не репрезентативный по самым разнообразным спецификациям – историческим стилям, жанрам, формам, степени трудности, художественному содержанию. Недостаточно используются аранжировки популярных песен, фольклорных и оркестровых произведений, не хватает печатных пособий и хрестоматий, ориентирующих преподавателей-духовиков на развитие своих воспитанников в данном аспекте.

Следует учитывать, что в ансамблевом обучении сама атмосфера занятий оказывает непосредственное влияние на эффективность развития соответствующих навыков и умений. Преподаватели должны привносить в класс дух приятного совместного музицирования со своими партнёрами, внимательного сотрудничества друг с другом и бережного отношения между участниками ансамбля, прививать любовь к такой форме исполнительства.

В ансамблевом обучении важно дать студентам возможность изучить правильные методы совместной игры на разных медно-духовых инструментах, учитывая их специфические характеристики. Конечно, в классе ансамбля также будут задействованы привычные студентам методические принципы обучения, характерные и для инструментального класса, включая базовые упражнения и преодоление различных технологических трудностей [10]. Кроме того, следует понимать особенности профессионального и художественного развития ансамблистов и своевременно корректировать содержание занятий, точно понимать психологическую лабильность студентов и их менталитет [1].

Исходный уровень владения участниками ансамбля исполнительскими приёмами во многом кореллирует с уровнем ансамбля в целом и степенью сложности разучиваемых произведений, в значительной мере определяя выразительность каждой партии. Вместе с тем, ансамблевый репертуар должен быть несколько менее трудным, чем те пьесы, которые студенты исполняют в инструментальном классе по специальности.

Несмотря на то, что инструментальные и ансамблевые классы имеют много общих методических и художественных принципов (да и преподаватели, как правило, ведут обе эти дисциплины), нередко бывают ситуации, когда один и тот же преподаватель показывает разные достижения в обучении своих воспитанников сольному исполнительству или в ансамбле. Конечно, здесь присутствует множество факторов, тем не менее, не всегда педагог обладает должной квалификацией именно в сфере ансамблевого обучения.

Так, например, проблема синхронизации дыхания, его контроля и правильного использования вдоха в ансамбле духовых стоит ещё более остро, чем при исполнении сольных произведений [2]. Однако многие преподаватели-духовики не всегда могут дать студентам правильное руководство в этом отношении и даже игнорируют его важность. Очень часто молодой духовик, изначально имеющий прекрасные физические данные (сильное тело, большой объем легких и т. д.), не сталкивается с этой проблемой в специальном классе. Тем не менее, в ансамбле, когда возникает необходимость согласовывать свои действия, в том числе и дыхательные, с партнёрами, он испытывает затруднения и дискомфорт. Некоторые студенты ошибочно думают, что дыхательная техника при игре на медных духовых инструментах похожа на естественное дыхание в жизни и нужно только немного практики. К сожалению, и некоторые учителя пренебрегают важностью этого аспекта, у них отсутствуют теоретические принципы и методы систематического обучения дыханию в ансамбле.

Создание разнообразных курсов по искусству игры в ансамбле – это лучшая возможность развивать музыкальные способности для духовика-исполнителя, поскольку в основе такой подготовки лежит не только знание своего инструмента и мастерское владение им, но и внимательность к звучанию других партий в оркестре, которая позволяет быстро оценивать положение и соответствующим образом подстраивать собственное исполнение к целостному звучанию, не выделяясь, но и не теряясь в общей акустике [9]. Cпособность контролировать себя, равно как и «чувство локтя» в оркестре, достигается только путём многократных тренировок и является основой важных компетенций выпускника музыкально-педагогического ВУЗа, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Сегодня во многих музыкальных колледжах и университетах Китая основными способами внедрения симфонической культуры являются открытие классов по изучению оркестровой музыки, проведение симфонических семинаров, организация в кампусе творческих мероприятий и формирование студенческих симфонических оркестров [5]. Эти формы различаются в зависимости от реальной ситуации в конкретном регионе и уровня финансирования каждого учебного заведения.

Кроме того, сегодня в Китае необычайно актуальны просветительские идеи популяризации художественного, в том числе и музыкального, образования. Появляется необходимость обращения к разносторонней и интегрированной модели обучения молодых музыкантов, в основе которой исполнительско-просветительская деятельность [8]. В этом контексте важно использовать в качестве музыкального репертуара облегчённые переложения мировой симфонической и оперной классики. Соединение этих двух компонентов дают мощный толчок в гармоничном развитии молодого музыканта. С одной стороны, резко возрастает его «музыкальный багаж», слуховой опыт популярных шедевров классической музыки, а значит, и использование этих знаний, выстраивание их в определённую систему и иерархию, воспитывается художественный вкус [3].

Лишь реальная игра на инструменте позволяет студенту на собственном опыте воспринять красоту музыкального искусства и передать богатую палитру эмоциональных состояний. Ансамблевый класс медных духовых инструментов — это дисциплина, в которой практика превалирует над теорией, поэтому уровень игры является одним из показателей музыкального развития молодого музыканта, залогом его успешной профессиональной карьеры.

Заключение

Проведение реформ в области музыкально-педагогического образования обуславливает совершенствование профессиональной подготовки студентов различных музыкальных специальностей в ВУЗах, введения новых учебных стандартов, методического обеспечения и установок содержания ключевых моментов процесса обучения. Перспективы преподавания в сфере медно-духового искусства заключены в развитии профессиональных исполнительских способностей студентов и подготовке квалифицированных педагогических кадров, способных систематизировать существующие образовательные методы с учетом личностных и практико-ориентированных факторов.

 Организация разнообразных ансамблевых курсов в ВУЗе – это насущная необходимость и эффективный способ не только технологического, но и творческого развития студента. Практико-ориентированный подход в этом смысле призван интегрировать существующие образовательные модели с инновационными разработками обучения студентов-духовиков и соответственно скорректировать алгоритм учебного процесса. 

Благодарности Автор выражает глубочайшую признательность своему научному руководителю – доктору педагогических наук, профессору кафедры музыкально-инструментальной подготовки Института музыки, театра и хореографии Российского педагогического государственного университета имени А. И. Герцена М. Д. Корноухову за ценные советы, существенную помощь в исследовательском труде.  Acknowledgement The author expresses his deepest gratitude to his scientific supervisor – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Musical and Instrumental Training of the Institute of Music, Theater and Choreography of the A. I. Herzen Russian Pedagogical State University M. D. Kornoukhov for valuable advice and significant assistance in his research work.
Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.
 

Список литературы / References

  1. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники / А. Д. Готлиб. - М.: Музыка, 1971. - 94 с.
  2. 窦迅飞.浅析提高高校铜管乐器演奏专业教学水平/窦迅飞/艺术批评: 上海音乐学院学报. – 上海, 2018 年. – 第八期. – 108–109页.
  3. Корноухов М.Д. Интерпретация музыкальных произведений в исполнительской подготовке учителя музыки (учебное пособие) / М.Д. Корноухов. - Великий Новгород: Кириллица, 2011. – 191 с.
  4. Пак Ч. Х. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях Республики Корея: автореф. дис. ... канд. педагогических наук : 13.00.02 / Пак Чон Хой; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2008. - 23 с.
  5. 何旭敏.学习兴趣的出现:教师的教养对学生学习兴趣的影响/何旭敏. - 北京:科学教育出版社,2011年.- 305页.
  6. 童倩.管乐教学结构的思考/童倩/管乐世界:哈尔滨师范大学学报.–哈尔滨, 2011年. - 第 3 期. - 31-39页.
  7. 施卢嘉.师范院校铜管乐器演奏教学的教学思想与现状/施卢嘉. - 北京:北京音乐创意杂志.- 2017年. - 第 6 期. –171–172页.
  8. Шумилова Е. Н. Педагогические условия актуализации просветительского компонента инструментальной подготовки студентов-заочников музыкальных факультетов педагогических ВУЗов / Е. Н. Шумилова // Человеческий капитал. — 2020. — № 2 (134). — С. 112–116.
  9. 袁泉.高校青年交响乐团创作实践研究/袁泉. –安徽:黄河之声杂志. - 2019. - 第 3 期. -120-121 页.
  10. 严成奴.管乐教学法/严成奴.- 上海:上海出版社。 - 2009年. -69页.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Gottlieb A.D. Osnovy ansamblevoj tehniki [Fundamentals of ensemble technique] / A.D. Gottlieb. M.: Muzyka, 1971. - 94 p. [in Russian]
  2. Dou Xunfei. A brief analysis of improving the level of teaching professional brass musical instruments in higher educational institutions / Xunfei Dou // Art Criticism. - 2018. No. 8. - Рp. 108-109. [in Chinese]
  3. Kornoukhov M. D. Interpretacija muzykal'nyh proizvedenij v ispolnitel'skoj podgotovke uchitelja muzyki [Interpretation of musical works in the performing training of a music teacher] (textbook) / M. D. Kornoukhov. - Veliky Novgorod: Cyrillic Alphabet, 2011. - 191 p. [in Russian]
  4. Park Ch. Kh. Formirovanie navykov kollektivnogo muzicirovanija v detskih orkestrah i ansambljah Respubliki Koreja [Formation of collective music making skills in children's orchestras and ensembles of the Republic of Korea]: abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences : 13.00.02 / Park Chong Hoi; Moscow State University of Culture and Arts, Moscow, 2008, 23 p. [in Russian]
  5. He Xiuming. The emergence of interest in learning: the influence of the teacher's education and teaching on the student's interest in learning / Xiuming He. - Beijing: Scientific and Pedagogical Publishing House, 2011. – 305 р. [in Chinese]
  6. Qian Tong. Reflections on the construction of teaching wind music / Tong Qian // The World of wind music. - 2011. - No. 3. - Рp. 31-39. [in Chinese]
  7. Shi Lujia. Pedagogical thought and the current state of teaching professional brass instrument playing in pedagogical universities / Lujia Shi. - Beijing: Musical Creativity. - 2017. - No. 6. pp. 171-172 [in Chinese]
  8. Shumilova E. N. Pedagogicheskie uslovija aktualizacii prosvetitel'skogo komponenta instrumental'noj podgotovki studentov-zaochnikov muzykal'nyh fakul'tetov pedagogicheskih VUZov [Pedagogical conditions for the actualization of the educational component of instrumental training of part-time students of music faculties of pedagogical universities] / E. N. Shumilova // Chelovecheskij kapital [Human capital]. — 2020. — № 2 (134). — Pp. 112-116. [in Russian]
  9. Yuan Quan. A practical study of the creation of youth symphony orchestras in universities and colleges / Quan Yuan. "Anhui, the voice of the Yellow River" - 2019. - No. 3. - Рp. 120-121. [in Chinese]
  10. Yan Chengnu. Techniques of teaching wind music / Chengnu Yan. - Shanghai: Enlightenment of Shanghai. - 2009. - 69 p. [in Chinese]