ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ И ДШИ
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ И ДШИ
Научная статья
ДМШ №1 им. П. И. Чайковского, г. Владикавказ, Россия
* Корреспондирующий автор (kertty[at]yandex.ru)
АннотацияВ статье рассматриваются игровые формы работы, как один из наиболее продуктивных видов познавательной деятельности для учащихся начальных классов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Автор подробно описывает аспекты музыкальной подготовки, раскрывает особенности формирования ценностных ориентаций в профессии, освещает аспекты различных методов и форм работы на уроках сольфеджио.
Ключевые слова: музыкальные игры; сольфеджио; методы и формы работы; эмоциональная сфера.
GAME FORMS OF ARRANGING WORK AT SOLFEGGIO LESSONS IN CILDREN’S MUSIC SCHOOL AND CHILDREN’S SCHOOL OF ARTS
Research article
Lapkina O. Yu.*
Children’s Music School No. 1 named after P.I. Tchaikovsky, Vladikavkaz, Russia
* Corresponding author (kertty[at]yandex.ru)
AbstractThe article considers game forms of arranging work as one of the most productive types of cognitive activity for primary school students in children’s music schools and children’s art schools. The author makes a detailed description of the aspects of musical training, reveals the features of forming value orientations in the profession, and highlights the aspects of various methods and forms of work at solfeggio lessons.
Keywords: music games; solfeggio; methods and forms of work; emotional sphere.
По мнению многих психологов, детская психика характеризуется особенным, острым тяготением к игровой активности, которая является основной формой познания мира. Дети приобретают жизненный опыт, преобразовывая свои наблюдения через игру, формируют первые навыки общения и восприятия окружающего мира. Таким образом, этот принцип освоения новых знаний перспективен для применения и в области изучения музыки.
Сольфеджио является сложным комплексным предметом, включающим в себя широкий круг теоретических и практических знаний, которые не всегда просто усваиваются учащимися. Зачастую сложность этого предмета является одной из причин, по которым учащиеся не справляются с объемом учебной нагрузки и оставляют музыкальную школу. Исходя из этого, преподаватель должен искать новые методы и формы работы, учитывающие особенности детской психики, чтобы не навредить ребенку и сохранить его интерес к музыке. Именно таких принципов придерживаются преподаватели, стремящиеся к новым формам обучения.
Сольфеджио, являясь практической дисциплиной, направленной на развитие музыкальных способностей, играет важную роль в формировании музыканта. Изучение сольфеджио способствует созданию системы определенных знаний и навыков, основополагающих для музыкальной деятельности. Курс сольфеджио предусматривает развитие и активизацию музыкального мышления, слуха, воображения, чувства ритма, эстетического вкуса, памяти и так далее. В свете последних тенденций музыкальной педагогики, огромное внимание уделяется реализации творческих способностей учащихся. Новаторские методы работы на занятиях сольфеджио дают возможность проводить уроки в доступной, интересной, увлекательной форме, вопреки общеизвестному мнению о предмете, как о сложном, скучном и неинтересном занятии. Начальный период обучения музыке имеет особое значение, так как именно на этом этапе формируются основные навыки, обеспечивающие последующее развитие учащихся. Необходимо, чтобы курс сольфеджио не являлся совокупностью сложных, отвлеченных и мало увлекательных правил, понятий и законов.
Безусловно, главным принципом урока сольфеджио в младших классах является взаимообусловленность музыки и жизни, их связь, воплощённая в увлекательной форме. Занятия, проходящие в атмосфере взаимного доверия, способствуют процессу погружения учащихся в мир музыки.
Уже на начальном этапе программа по сольфеджио содержит широкий спектр тем, необходимых для усвоения. На занятиях по специальности каждый новый материал основывается на конкретных музыкальных примерах и практических упражнениях. На этом фоне предмет сольфеджио кажется абстрактным, непонятным и сложным. Именно поэтому очень важно заинтересовать учащихся, преподнести новый материал в игровой форме, не перегружая ребенка огромным количеством новых терминов. Вызвать у детей интерес к занятиям можно только при условии, что занятия будут увлекательными, яркими, доступными для детского восприятия.
Сложности и особенности детской психики: рассеянное внимание, неусидчивость, трудности в контролировании эмоций и др. – определяют главную задачу для преподавателя – концентрация учащихся на учебном процессе.
Универсальность игры дает возможность применения ее для обучения всем необходимым навыкам на подготовительном этапе обучения. Сверхзадача каждого преподавателя – взрастить музыкального, творческого, всесторонне развитого, самодостаточного человека. Игровые формы работы способствуют активизации разных видов мышления, развитию коммуникативных способностей, реализации творческого потенциала. Условия игровой атмосферы помогают воплощению всех основных педагогических задач.
Известные современные преподаватели-практики Абелян Л. М., Боровик Т. А., Ефремова Л. В., Домогацкая И. Е., Ивановский Ю. А., Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф., Камозина О. П. и многие другие предлагают в своих методических пособиях разнообразные игровые формы работы, способствующие развитию слуха, чувства ритма, памяти, мышления и воображения.
Основную часть теоретического материала на начальных этапах обучения необходимо преподносить в игровой форме, максимально привлекая фантазию и активность учащихся. Основной метод обучения заключается в создании игровых ситуаций в течение урока, поскольку это соответствует естественной природе ребенка. Учащихся младших классов увлекают такие формы работы, возможность погружения в интересную и захватывающую деятельность.
Каждый урок – это, прежде всего, урок музыки. Общение с музыкой – это поэтапный процесс ее познания. Тематическая обусловленность предмета предполагает систематическое развитие умений и навыков – от простого к сложному. Творческая атмосфера на уроке – главное условие постижения музыкальной науки. Большинство детей младшего школьного возраста, в силу своих психологических особенностей, не достаточно мотивировано к учебно-познавательной деятельности. Изучение музыки предоставляет широкий спектр возможностей для формирования базовых музыкальных навыков в контексте игровых ситуаций.
Современные методы обучения отличаются от традиционных концепцией создания игровой атмосферы на занятиях как формы естественного и привычного существования детей. Для ребенка привлекательна игровая ситуация, как вовлечение в любимую и знакомую форму деятельности. Но игровые формы работы на сольфеджио – не развлечение, а глубокая, серьезная работа, требующая полной отдачи и погружения. Также необходимо учитывать то, что каждая игра преследует определенную цель в рамках текущей учебной задачи (темы).
Практически любая игра может проводиться в простом или в сложном варианте. Поэтому, прежде всего, необходимо оценить индивидуальные особенности ребенка. И, исходя из этого, менять уровень сложности игры. Важным условием является также создание атмосферы доброжелательности на уроке, вселяющей в детей уверенность в своих силах и помогающей сформировать навык принятия собственных решений, умения отстаивать свои идеи, что особенно необходимо при выполнении творческих заданий.
Каждая игра – это процесс сотрудничества, благодаря которому ребенок учится и спокойно воспринимать собственные ошибки и радоваться за других.
Одним из обязательных условий при проведении уроков в младших классах является разнообразие. Поэтому на занятиях необходимо учитывать ряд принципов, способствующих лучшему усвоению материала:
- Быстрая смена заданий.
- Чередование уровней трудности: то есть, после заданий, требующих умственного напряжения, предусматривается переключение на другие, более лёгкие и наоборот.
- Единый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать активность восприятия детей.
Совокупность методических принципов и методов помогает преподавателю достичь необходимого и желанного результата – воспитать к окончанию школы самостоятельную творческую личность, свободно владеющую музыкальным инструментом и голосом.
При помощи игровых форм работы у детей развивается память, внимание, воображение, мышление.
Игровым формам работы в самых различных системах обучения всегда отводилось особое место. Связано это с тем, что игра, как активный вид деятельности, созвучна самой природе детей. Именно в игре дети приобретают свои первые знания, умения, развивают свои способности и навыки.
Игра способствует повышению интереса к обучению, создает творческую ситуацию во время занятий. По мнению многих современных психологов, состояние эмоционального подъема в сравнении с чистой логикой во много раз увеличивает степень запоминания материала. Поэтому игровые формы работы имеют массу преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности, так как активизируют и концентрируют внимание учащихся, создают на уроках атмосферу радости и увлеченности предметом.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Абелян Л. М. Забавное сольфеджио / Л. Абелян. – Классика XXI, 2005 г. – 56 с.
- Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова. Часть 1. – Т. А. Боровик. - Минск: Книжный дом, 2012. – 112 с
- Ефремова Л. В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. – Санкт- Петербург: Композитор, 2006. – 38 с.
- Домогацкая И. Е. Первые уроки музыки. / И.Е. Домогацкая – М., Классика XXI, 2011. – 144 с.
- Ивановский Ю. А. Занимательная музыка - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 123 с.
- Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. Азартное сольфеджио: метод. пособие по сольфеджио и теории музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004. – 31 с.
- Камозина О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 92 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Abelyan L. M. Zabavnoe solfedzhio [Funny Solfeggio] / L. Abelyan. – Classic XXI, 2005 – 56 p. [In Russian]
- Borovik T. A. Zvuki, ritmy i slova. Chast 1 [Sounds, Rhythms and Words. Part ]. – T.A. Borovik. – Minsk: Book House, 2012. – 112 p [In Russian]
- Efremova L. V. Uchitsya interesno! Posobie po solfedzhio. [Learning is Interesting! Solfeggio Guide] – St. Petersburg: Composer, 2006. – 38 p. [In Russian]
- Domogackaya I. E. Pervye uroki muzyki. [First Music Lessons] / I.E. Domogatskaya – M., Classic XXI, 2011. – 144 p. [In Russian]
- Ivanovskii Yu. A. Zanimatelnaya muzyka [Entertaining Music] - Rostov on/Don: Phoenix, 2002. – 123 p. [In Russian]
- Kamaeva T. Yu., Kamaev A. F. Azartnoe solfedzhio: metod. posobie po solfedzhio i teorii muzyki. [Excitable Solfeggio: Method. Textbook in Solfeggio and Music Theory] – M.: Humanitar. Publishing House VLADOS: Dominant, 2004. – 31 p. [In Russian]
- Kamozina O. P. Nepravilnoe solfedzhio, v kotorom vmesto pravil – pesenki, kartinki i raznye istorii! [Wrong Solfeggio, Instead of the Rules – There are Songs, Pictures and Different Stories!] 2nd Issue, rev. – Rostov on/Don: Phoenix, 2010. – 92 p. [In Russian]