СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ В КОНТЕКСТЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ермилова Л.П.1, Лавриненко Н.Р.2, Лидов М.А.3, Сахнова И.В.4, Устинов Л.Ю.5
1Профессор кафедры эстрадно-джазового искусства в образовании, 2Доцент кафедры эстрадно-джазового искусства в образовании, 3Магистр художественного образования, ассистент кафедры эстрадно-джазового искусств в образования, 4Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой эстрадно-джазового искусства в образовании, 5Магистр художественного образования, старший преподаватель кафедры эстрадно-джазового искусства в образовании, Московский педагогический государственный университет
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЭСТРАДЫ В КОНТЕКСТЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье раскрывается сущность и специфика понятия «профессиональная подготовка специалиста музыкальной эстрады», выделяются её основополагающие аспекты, обосновывается применение компетентностного подхода, позволяющего выделить значимые условия профессиональной готовности и обеспечить успешность ведения профессиональной деятельности в дальнейшем; обосновывается выделение эстрадно-джазового образования в самостоятельный сегмент теории и практики обучения и воспитания.
Статья адресована педагогам-музыкантам, а также широкому кругу читателей.
Ключевые слова: образование, эстрадно-джазовое образование, музыкальное искусство эстрады, профессиональная подготовка.
Ermilova L.P.1, Lavrinenko N.R.2, Lidov M.A.3, Sakhnova I.V.4, Ustinov L.Yu.5
1Professor, Department of variety and jazz art in education, 2Associate Professor of the Department of variety and jazz art in education, 3Master of art education, assistant Professor, Department of variety and jazz arts in education, 4PhD in Pedagogy, Professor, head of Department of variety and jazz art in education, 5Master of art education, senior lecturer at the Department of variety and jazz art in education, Moscow state pedagogical University
ESSENCE AND MAIN FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF MUSICAL VARIETY ARTS IN THE CONTEXT OF POP AND JAZZ EDUCATION
Abstract
The article discusses the essence and the main features of the concept of “professional training of musical variety arts specialists.” Its basic aspects are singled out; the application of the competence approach is substantiated. It enables us to identify significant conditions for professional readiness and ensure the success of conducting professional activities in the future. The selection of pop and jazz education as an independent segment of the theory and practice of teaching is justified.
The article is addressed to music teachers, as well as to a wide range of readers.
Keywords: education, pop and jazz education, musical variety arts, professional training.
Изменение социокультурных реалий современного общества, реформы законодательной базы российского образования определяют необходимость систематического пересмотра методологических установок процессов обучения и воспитания.
Так в современной образовательной практике появляются не только инновационные методы и технологии, но изменяется формат рассмотрения многих принципиальных позиций с точки зрения методологии образования.
В целом, глобальный методологический анализ теории и практики обучения не входит в задачи данного исследования, однако, именно необходимостью такого подхода обусловлена наша, несравнимо более мелкая задача в данном случае: определение в системе современного знания об образовательных процессах роли и места теоретических принципов, подходов к изучению и обучению, практических принципов, методов, приемов и технологий обучения в области современных жанров музыкального искусства.
Повторимся, насколько бы частной и малозначимой в контексте мировых социокультурных проблем не представлялась данная проблема, она существует, значение ее непреложно и требует, в данной связи научного рассмотрения и обсуждения.
Современная музыка – это весомая духовно и, что немаловажно, социально значимая, часть жизни современного общества. В свете реформирования отечественного образования, в частности, образования в области искусства, значение изучения жанров современной музыки, а также профессиональная подготовка специалистов в области данного направления современно искусства, представляется нам весьма актуальной.
В традициях современной теории и методики образования попытки поставить вопрос подготовки специалистов сферы музыкального искусства эстрады на рельсы серьезного научного исследования уже были предприняты рядом ученых. Одной из самых существенных и результативных в данном контексте мы признаем работы профессора В.Г.Кузнецова. И сегодня труды исследователя не утратили своей социокультурной и научной значимости для отечественного образования [1].
Необходимо отметить, что специалиста музыкального искусства эстрады в данном контексте мы рассматриваем как обобщенное понятие, как представителя определенной специальности, в нашем случае – в области музыкального искусства эстрады. К данной группе мы относим музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов, специализирующихся в области современных жанров музыкального искусства, в частности эстрадной и джазовой музыки, получивших соответствующее образование в области музыкального искусства эстрады и квалификацию специалиста среднего звена, степень бакалавр или магистра.
В данной связи рассмотрим с точки зрения реалий современной образовательной практики некоторые аспекты профессиональной подготовки специалистов (специалистов среднего звена, бакалавров, магистров) музыкального искусства эстрады.
С точки зрения содержания понятия «профессиональная подготовка» в первую очередь подразумевается «совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности» [2, С. 128] и включает в себя весь процесс передачи и получения систематических знаний, формирования необходимых для выполнения определенного рода деятельности умений и навыков. При этом данный процесс направлен, в первую очередь, на социализацию личности в обществе, на становление и развитие личности в рамках профессии. В таком случае понятие «профессиональной подготовки» однозначно как совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определённой области деятельности, существенно расширяется и приобретает уточнённый статус. Иными словами, под профессиональной подготовкой следует понимать такую образовательную деятельность, которая направлена на становление и развитие личности специфическими средствами и методами, и находится под воздействием образовательных субъективных и объективных факторов.
Решение задач профессиональной подготовки специалистов музыкльной эстрады на современном этапе (а, соответсвенно, музыкальной культуры и образовательного процесса, как социальных общественных институтов), предполагает формирование высококвалифицированного, широко образованного специалиста в своей области. Такой специалист должен не только усвоить определённый профессионально значимый объём знаний, умений и навыков, но, прежде всего, сформироваться как творческая личность, осознающая необходимость дальнейшего профессионального развития. То есть процесс профессиональной подготовки не представляется нам замкнутым, а, соответствуя современным требованиям к непрерывному процессу профессионального образования и самообразования, открывает горизонты бесконечного профессионально-личностного развития.
При этом понятие «профессиональная подготовка будущего специалиста музыкальной эстрады» не может быть полностью раскрыто, если не обозначить его исходную жанрово-стилевую многогранность, а также не учесть, что данное понятие входит в целостную систему деятельности, связанной с усвоением знаний, умений и навыков, функционирующих в рамках определенной структуры специализированных учреждений, призванных выполнять эти специфические функции. Поэтому, рассматривая содержание профессиональной подготовки будущего специалиста музыкальной эстрады, мы, с точки зрения организации процесса, будем ориентироваться на формирование у обучающихся, в первую очередь, общетеоретической, общепрофессиональной и специальной системы знаний, умений и навыков. Что, собственно говоря, соответствует и современным законодательным нормам – требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Также не будем забывать, что будущий специалист музыкальной эстрады это, прежде всего, специалист, способный к самостоятельной творческой деятельности, результатом которой является создание оригинального творческого продукта, доступного и понятного широким массам слушателей и, в то же время, отвечающего требованиям современной музыкальной культуры.
Таким образом, можно обозначить и основное содержание понятия «профессиональная готовность», которое также предполагает взаимодействие и взаимообогащение всех компонентов образовательного процесса.
Следовательно, сферой задач профессионального образования в области музыкального искусства эстрады, следует считать «совокупность общетеоретических, педагогических, специальных знаний и практических навыков» [2; 131], которые позволяют получившим образование в данной области музыкального искусства, вести дальнейшую музыкально-творческую исполнительскую деятельность и обеспечиваю им дальнейший личностно-профессиональный рост и развитие. Одной из важнейших задач процесса профессиональной подготовки, в таком случае, следует считать именно творческое ориентирование будущих специалистов на квалифицированное выполнение профессиональной деятельности в области музыкального искусства эстрады. А так как обобщенный образ современного специалиста музыкальной эстрады предполагает наличие основных показателей его профессиональной деятельности, адекватно соответствующих требованиям, предъявляемым обществом к данной сфере профессиональной деятельности, то логичным было бы в основу профессиональной подготовки положить модель будущей музыкально-творческой исполнительской или музыкально-педагогической деятельности.
Направление процесса профессиональной подготовки на модель будущей деятельности содержательно уточняет понятие «профессиональной готовности». Общеизвестно, что данное понятие проистекает из усредненного понятия «готовность» и имеет несколько толкований, наиболее распространенным из которых является понятие готовности как свойства чего-либо, имеющего степень доведения до завершенности.
Так с позиции обобщенного анализа понятие «профессиональная готовность» принято рассматривать как целостную систему социально-экономических, психолого-педагогических, общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, сформированных путем целенаправленного комплексного воздействия содержания, форм и методов обучения на личность будущего специалиста. Готовность личности к ведению профессиональной деятельности, ее компетентность и способность к творческой интерпретации полученных знаний и умений на практике, во многом определяется эффективностью предшествующего образовательного процесса, сформированными в процессе обучения музыкально-эстетическими воззрениями будущих специалистов музыкальной эстрады, способностью их к осмыслению современных музыкальных явлений, их концептуальными художественно-ценностными установками.
Полифункциональный характер исполнительской деятельности специалистов музыкальной эстрады (владение исполнительской культурой, музыкально-теоретическими знаниями, навыками игры на нескольких музыкальном инструментах, вокальными навыками, грамотной образной речью, методикой развития и совершенствования способностей, методикой самостоятельных занятий, некоторыми знаниями в области музыкального шоу-бизнеса, и прочими), выдвигает целый комплекс требований к обязательному минимуму содержания и уровню готовности выпускника. И, хотя в целом в рамках Федеральных образовательных стандартов в области музыкального искусства эстрады, образовательные учреждения не готовят специалистов (специалистов среднего звена, бакалавров, магистров) широкого профиля, а присуждают в случае успешного освоения образовательной программы определенную квалификацию или степень, выпускник должен обладать определённым «багажом» знаний, умений и навыков не только по своей, но и по смежным (родственным) специальностям среднего профессионального или направлениям высшего образования, иметь широкий кругозор в области искусства в целом и быть достаточно эрудированным для ведения, как исполнительской, так и педагогической деятельности по окончании образовательного учреждения. Так как именно в период профессионального становления в образовательном учреждении (колледже или вузе) закладывается профессиональный базис личности будущего музыканта-исполнителя или музыканта-педагога (помимо сугубо профессиональных, методических условий это также обусловлено и психолого-педагогическими, возрастными особенностями развития обучающихся). В дальнейшем, в практике профессионального творческого самосовершенствования и самовоспитания на основе «багажа» знаний, умений и навыков, полученного в период обучения, происходит непрерывное развитие исполнительских и музыкально-творческих способностей, продолжается формирование личности музыканта в процессе самостоятельной концертно-исполнительской, музыкально-творческой или музыкально-педагогической деятельности. И разобраться в данном спектре образовательных задач поможет совершенствование основ профессиональной подготовки, в процессе которой будет учтен принцип сочетания как общих свойств и характеристик будущего специалиста музыкальной эстрады, так и специальных качеств, отражающих специфику данного направления профессиональной деятельности.
Как мы отмечали ранее, общие свойства и характеристики подготовки определены общепрофессиональной и специальной профессиональной (профильной) направленностью, а также степенью их познавательной значимости для будущего специалистов. Данные свойства образовательного процесса являются типичными для большинства специалистов-музыкантов и обеспечивают выработку у него системности знаний, умений и навыков, необходимых для данного вида деятельности.
В условиях профессиональной подготовки в области музыкального искусства эстрады совершенствование профессиональной направленность предусматривает такую организацию обучения по дисциплинам профильных модулей, при которой методы обучения соответствуют не только методам педагогической науки в целом, но и раскрывают специфические особенности музыкального искусства эстрады как направления современного музыкального искусства. Именно тогда возможна выработка у студентов сознательного отношения к изучаемому материалу, воспитание самостоятельной творческой активности, формирование всех свойств, определяющих личность музыканта-исполнителя, и в целом, эффективная подготовка специалистов музыкальной эстрады (специалистов среднего звена, бакалавров, магистров), отвечающих запросам современного общества.
При этом данные специфические особенности профессиональной подготовки, тесно связаны с формированием познавательной устремленности и заинтересованности студентов в результатах собственного профессионального становления. Так как познавательная направленность на качественное приобретение знаний, умений и навыков в данном аспекте является более высокой ступенью приобретения основ мастерства, то она служит своеобразным показателем сформированности устойчивых профессиональных убеждений и характеризует профессиональную пригодность будущего специалиста музыкальной эстрады. Таким образом, познавательная направленность опять-таки определяется наличием системности умений и знаний, творческим отношением к решению разнообразных профессионально-исполнительских задач. И здесь мы в очередной раз констатируем, что данная системность представляется нам определяемой именно жанрово-стилевой спецификой направленности современного музыкального искусства, и в частности, музыкального искусства эстрады.
Если теперь мы посмотрим на результат музыкально-познавательной деятельности обучающихся, то в целом на всех образовательных уровнях он также будет включать в себя не только общие и специальные знания, но и специфические способы деятельности (определяемые жанровой спецификой музыкального искусства), возможность оперировать данными специфическими знаниями и действиям. Таким образом, мы в очередной раз подтверждаем постулат о необходимости учета жанрово-стилистических особенностей данного сегмента профессиональной подготовки. И здесь мы также можем, опираясь на принципы используемого нами системного подхода, обеспечивающие в процессе анализа единство целей, задач, содержания, методов и организационных форм, утверждать, что именно жанрово-стилевая специфика музыкального искусства обеспечивает в процессе профессиональной подготовки, соответствующий профессиональной модели деятельности будущего специалиста музыкальной эстрады, результат.
Таким образом, характеризуя содержательную сторону профессиональной подготовки специалиста музыкальной эстрады (специалиста среднего звена, бакалавра, магистра) на современном этапе, можно выделить два основополагающих аспекта процесса профессиональной подготовки:
первый – единство теоретической (предполагающей овладение основами фундаментальных принципов, составляющих теоретическую сущность музыкального искусства в целом и искусства музыкальной эстрады в частности, знание базисных исторических этапов его развития, новейших открытий и методических исследований в области музыкального исполнительства и музыкальной педагогики) и практической исполнительской подготовки (включающей в себя овладение методами развития индивидуальных исполнительских способностей и возможностей их дальнейшего саморазвития и самосовершенствования, а также возможность претворения их в педагогической и организационной работе);
второй – духовно-творческое и личностное развитие в рамках профессии; к нему относятся: умение претворять музыкально-теоретические и музыкально-практические знания на практике – творческое использование, полученных в образовательном процессе исполнительских умений и навыков, умение трансформировать полученные знания на уровне творческого переноса, предвидение результатов собственной творческой исполнительской деятельности (процесс прогнозирования возможных вариантов и ситуаций процесса обучения), – духовно-творческий поиск в процессе становления личности студента [1]; [3, С. 19-21].
Связующим эти аспекты выступает жанрово-стилевая специфика музыкального искусства эстрады, системно выявляемая на различных этапах получения и усвоения знаний, формирования умений и навыков, компетенций будущего специалиста. И в данном контексте именно компетентность как системное понятие выступает той генерализирующей линией, которая и определяет индивидуальную профессиональную неповторимость модели деятельности специалиста музыкального искусства эстрады.
Более того, реализация в образовательной деятельности обозначенных нами выше аспектов, представляет собой далеко не всегда гладкий и планомерно эволюционирующий процесс, поэтому следует рассматривать его как явление диалектическое, обусловленное различными объективными условиями; сопровождающееся острой борьбой нового со старым, преодолением постоянно возникающих проблем и противоречий; настойчивым поиском более оптимальных путей, форм, методов и средств качественного совершенствования профессиональной подготовки.
В организационно-педагогическом контексте, именно развитие и системное взаимодействие обозначенных выше аспектов в учебно-воспитательном процессе должно обеспечивать функционирование студента как субъекта комплексного воздействия образовательной среды. Осознание данного принципа организации образовательного процесса в области эстрадно-джазового искусства способствует не только повышению его эффективности и ресурсной оптимизации, но позволяет нам выделить эстрадно-джазовое образование (как образование в области музыкального искусства эстрады) в самостоятельный сегмент теории и практики обучения и воспитания.
Здесь необходимо уточнить, что структура, системы, содержание учебно-воспитательного процесса, результаты функционирования, общеизвестно, зависят от того, к какому историческому типу общества они принадлежат. Следовательно, представляется возможным в контексте нашего исследования определить образование «как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными умениями, навыками, нормами поведения, определенными социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем его материально-технического развития» [1, С. 108]. И данная точка зрения представляется нам еще одним доказательством обозначенных нами выше теоретических позиций.
В настоящее время в области обучения и воспитания в области музыкального искусства эстрады (эстрадно-джазового образования) активно ведутся поиски и наиболее эффективных путей совершенствования методов, форм образовательной деятельности. В исследованиях последних лет отмечается, что формы, методы, средства профессиональной подготовки музыкантов в целом за последнее столетие значительно не изменилось. С другой стороны, в то же время, производительность в иных отраслях материального производства возросла в сотни раз. Резкие изменения последних десятилетий в социально-культурной организации жизни общества входят в противоречие с реальными возможностями профессиональной подготовки, в частности специалистов музыкальной эстрады. Данные изменении позволяют нам утверждать, что в основу построения целостной системы подготовки специалиста музыкальной эстрады (специалиста среднего звена, бакалавра, магистра) должна быть положена модель будущей профессиональной деятельности, то есть в данном контексте при организации образовательного процесса приемлем исключительно компетентностный подход, позволяющий выделить значимые условия профессиональной готовности и обеспечить успешность ведения профессиональной деятельности в дальнейшем.
Данный подход в течение нескольких лет является основополагающим при разработке и реализации основных образовательных программ на кафедре эстрадно-джазового искусства в образовании Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет», где за сравнительно короткое время сложилась модернизированная система профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной эстрады (бакалавров педагогического образования в области эстрадно-джазового искусства, бакалавры музыкального искусства эстрады, магистров педагогического образования (программа «Музыкальная культура и искусство»). Коллективом кафедры разработано несколько поколений учебных планов и программ, учитывающих основные тенденции современного эстрадного искусства. Также коллективом преподавателей кафедры апробированы инновационные программы основных курсов профильных модулей по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование (профиль – Дополнительное (музыкальное) образование в области эстрадно-джазового искусства) и 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады (профили: Эстрадно-джазовое пение, Инструменты эстрадного оркестра). Эта работа позволила расширить рамки применения выпускниками кафедры своих профессиональных компетенций; создала реальные условия для реализации целевых установок выпускников не только в традиционных видах и формах профессиональной деятельности, но и в нетрадиционных, инвариантных. Разработка и апробирование такой схемы профессиональной подготовки, позволяет ощутить собственную профессиональную значимость выпускников, не растеряться в достаточно жестких условиях конкуренции современного рынка труда. В отношении организационно-педагогического аспекта образовательного процесса в свете обозначенных выше принципов, научно-исследовательская работа, проведенная группой преподавателей кафедры, помогает отойти от экстенсивного пути развития содержания образования, уже исчерпавшего свои потенциальные возможности.
Таким образом:
- профессиональная подготовка специалиста музыкальной эстрады – образовательная деятельность, направлена на становление и развитие личности студента специфическими средствами и методами, находится под воздействием образовательных субъективных и объективных факторов;
- специалиста в данном контексте мы рассматриваем как обобщенное понятие – представителя определенной специальности, в нашем случае – в области музыкального искусства эстрады, к данной группе мы относим музыкантов-исполнителей или музыкантов-педагогов, специализирующихся в области современных жанров музыкального искусства, в частности эстрадной и джазовой музыки, получивших соответствующее образование в области музыкального искусства эстрады и квалификацию специалиста среднего звена, степень бакалавр или магистра;
- основная задача процесса профессиональной подготовки специалиста музыкального искусства эстрады – творческое ориентирование на квалифицированное выполнение профессионально деятельности в рамках модели будущей музыкально-творческой исполнительской и педагогической деятельности;
- содержательную сторону данного процесса на всех образовательных уровнях определяют два основополагающих параметра: 1) теоретическая и практическая исполнительская подготовка, 2) духовно-творческое развитие личности студента; однако взаимодействие этих двух аспектов образовательного процесса обусловлено именно жанрово-стилевой спецификой музыкального искусства эстрады как направлением современной музыкальной культуры;
- в рамках инновационных принципов организации профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады жанрово-стилевая специфика является основополагающей;
- генерализация данной линии в профессиональной подготовке специалистов музыкальной эстрады позволить приблизить образовательный процесс к решению современных социокультурных задач, а также позволит констатировать выделение вопросов, связанных с обучением и воспитанием в области музыкального искусства эстрады (эстрадно-джазового искусства) в отдельный сегмент теории и практики обучения и воспитания – эстрадно-джазовое образование.
Список литературы / References
- Кузнецов, В.Г. История становление и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: [Монография] / В.Г. Кузнецов. – М.: Мелограф, 2005. – 159 с.
- Сахнова, И.В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств: [Диссертация на соискание уч. степ. канд. пед. наук по специальности 13.00.08] / И.В. Сахнова. – М., 2008. – 250 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Kuznecov, V.G. Istorija stanovlenie i razvitija muzykal'noj jestrady i jestradno-dzhazovogo obrazovanija v Rossii: [Monografija] [The history of formation and development of pop music and jazz education in Russia: [Monograph]] / V.G. Kuznecov. – M.: Melograf, 2005. – 159 p. [in Russian]
- Sakhnova, I.V. Vokal'noe obuchenie budushhih specialistov muzykal'noj jestrady v vuzah kul'tury i iskusstv: [Dissertacija na soiskanie uch. step. kand. ped. nauk po special'nosti 13.00.08] [Sahnova I. V. Vocal training of future experts of a musical platform in high schools of culture and arts: the Dissertation on competition Uch. step. Cand. PED. Sciences on the specialty 13.00.08] / I.V. Sakhnova. – M., 2008. – 250 p. [in Russian]