ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ АССОЦИИРОВАННЫХ НАРУШЕНИЙ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА У МОЛОДЕЖИ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.60.024
Выпуск: № 6 (60), 2017
Опубликована:
2017/06/19
PDF

Булгакова С.В.1, Киселева И.В.2, Алексеев Д.Г.3, Безрукова М.А.4, Манцагова С.А.5

1Доктор медицинских наук, профессор, 2Кандидат медицинских наук, доцент, 3Кандидат медицинских наук, доцент, 4,5Соискатель, Самарский государственный медицинский университет

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ АССОЦИИРОВАННЫХ НАРУШЕНИЙ УГЛЕВОДНОГО ОБМЕНА У МОЛОДЕЖИ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Аннотация

В статье приведены сведения о распространенности избыточной массы тела в современной молодежной среде. Определен риск развития патологического типа отложения жировой ткани и нарушений углеводного обмена у данной категории обучающейся молодежи. Рассчитаны показатели распространенности, частоты развития нарушений углеводного обмена у лиц с избыточной массой тела, а также отношение шансов развития данных нарушении по сравнению с лицами, имеющими нормальный вес. Результаты исследования свидетельствуют о достоверно более высоком риске развития нарушений углеводного обмена у молодежи с избыточной массой тела, а именно с патологическим типом ожирения.

Ключевые слова: Избыточная масса тела, сахарный диабет, молодежь.

Bulgakova S.V.1, Kiseleva I.V.2, Alekseev D.G.3, Bezrukova M.A.4, Mantsagova S.A.5

1MD, professor, 2MD, associate professor, 3MD, associate professor, 4,5Postgraduate student, Samara state medical university

DETERMINING THE RISK OF DEVELOPMENT OF ASSOCIATED CARBOHYDRATE METABOLISM DISORDER AMONG OVERWEIGHT YOUTH

Abstract

The article provides information on the prevalence of excessive weight among modern youth. The risk of developing a pathological type of adiposis and carbohydrate metabolism disorders among young people is determined. The prevalence and the frequency of development of carbohydrate metabolism violations among people with excessive body weight, as well as the ratio of the chances of developing these disorders in comparison with those having a normal weight are calculated. The results of the study indicate a significantly higher risk of developing carbohydrate metabolism disorders among young people with excessive body weight, namely, the pathological type of obesity.

Keywords: Excessive body weight, diabetes, young people.

Избыточная масса тела (далее – ИМ) и ожирение являются актуальными проблемами современного общества – на рубеже ХХ-XXI веков 27% населения планеты имели ожирение, а около 34% - ИМ [1, C. 14S]. Ситуацию усугубляет перманентный рост доли населения с ИМ, в том числе среди молодежи [2, C. 1999]; [3, C. 598]. В тоже время, ИМ и ожирение на 13% увеличивают риск развития ряда ассоциированных заболеваний, таких как нарушение толерантности к глюкозе (далее – НТГ) и сахарный диабет 2 типа (далее – СД-2), особенно в юношеском возрасте [4, C. 94], [5, C. 197].

Здоровье молодежи, в свою очередь, предопределяет состояние здоровья взрослого трудоспособного населения, что обуславливает высокую социально-экономическую значимость проблемы ИМ, ожирения и ассоциированных с ними НТГ и СД-2.

Целью исследования явилось изучение распространенности ИМ и ожирения с оценкой риска развития НТГ и СД-2 среди учащейся молодежи.

Исследование проводилось на базе Клиник Самарского государственного медицинского университета в период с января 2014 года по декабрь 2016 года. Для участия в исследовании рандомизировано отбирали студентов в рамках ежегодных медицинских осмотров учащихся вузов города. Всего в исследовании приняли участие 2 516 учащихся. Для достижения поставленной цели и получения достоверных результатов, из исследования исключали студентов с сахарным диабетом 1 типа и ранее выявленным СД-2.

Схема обследования студентов включала в себя сбор антропометрических данных (окружность талии - ОТ, окружность бедер – ОБ, отношение ОТ/ОБ – для выявления патологического типа ожирения, масса тела, рост), расчет индекса массы тела (далее – ИМТ), а также измерение гликемии цельной венозной крови. У лиц с патологическим типом ожирения дополнительно проводили пероральный глюкозонагрузочный тест (далее – ГНТ).

Показатель ОТ четко коррелирует с площадью висцеральной жировой ткани. Признаками ИМ являются окружность талии у юношей более 94 см., у девушек - более 80 см.; ожирения – более 102 и в 88 см. соответственно. Риск развития сопутствующих заболеваний, в зависимости от показателя ОТ, представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 – Риск развития сопутствующих заболеваний у пациентов с ИМ и ожирением по показателю ОТ (ВОЗ, 1997)

Пол Избыточная масса тела (повышенный риск развития заболеваний) Ожирение (высокий риск развития заболеваний)
Юноши окружность талии > 94 см окружность талии > 102 см
Девушки окружность талии >80 см окружность талии > 88 см
 

Далее измеряли ОБ и рассчитывали соотношение ОТ/ОБ. Критерием патологического типа ожирения для юношей являлось отношение ОТ/ОБ > 1,00, а для девушек > 0,85.

ИМТ определяли делением показателя массы тела в килограммах на показатель роста, выраженный в метрах и возведенный в квадрат (таблица 2).

 

Таблица 2 – Риск развития сопутствующих заболеваний по показателю ИМТ (ВОЗ, 1997)

Класс массы тела ИМТ, кг/м2 Риск сопутствующих заболеваний
Дефицит массы тела Менее 18,5 Низкий
Норма 18,5 - 24,9 Средний для популяции
Избыток массы тела 25,0 - 29,9 Повышенный
Ожирение 30,0 и выше Высокий
 

Кровь для определения уровня гликемии забирали утром (8-11 часов), натощак, из локтевой вены с помощью вакуумной пробирки с двусторонней иглой. Глюкозонагрузочный тест проводили по общепринятой методике.

Статистическую обработку полученных данных осуществляли методами вариационной статистики использовали параметрических (критерий t-Стьюдента) и непараметрических (критерий χ2-Пирсона) методов анализа. Также мы рассчитывали клинико-статистические показатели, предусмотренные доказательной медициной. С учетом дизайна проводимого исследования вычисляли: распространенность (Prevalence – далее P), частоту событий (Event rate - далее ER), шансы развития событий (Odds - далее O), а также отношение шансов (Odds rate - далее OR).

Всего нами было обследовано 2516 студентов. Среди обследованных лиц девушек было 1318 человек (52,4%), юношей – 1918 человек (47,6%). Возраст всех участников исследования находился в пределах от 17 до 22 лет. Средний возраст обследуемых был равен 19,24±0,16 годам. У девушек - 19,08±0,19 и у юношей – 19,54±0,21 годам. Различие между девушками и юношами по данному показателю статистически не значимо (p≥0,05).

Среднее значение ОТ среди участников исследования составило: у девушек 68,18±1,12 см., у юношей – 87,23±1,98 см. В обоих случаях рассчитанное среднее значение данного показателя не выходило за границы референсных значений нормы. Однако при индивидуальном анализе данного показателя среди девушек и юношей было установлено, что значения ОТ выходят за границы физиологических у 128 человек (5,1%), в их числе у 78 девушек и 49 юношей. Различие между девушками и юношами по данному показателю статистически значимо (p≤0,05).

При этом девушек с ОТ более 80 см, но менее 88 см. было 27 человек; с ОТ более 88 см. – 51 человек. В свою очередь юношей с ОТ более 94 см, но менее 102 см. было 13 человек; с ОТ более 102 см. – 36 человек. Различия между девушками и юношами в обоих случаях статистически значимы (p≤0,05). Таким образом, всего лиц с ИМ по критерию ОТ и, соответственно, повышенным риском развития НТГ и СД-2, было 87 человек (3,5%). Соответственно, с ожирением и высоким риском развития НТГ и СД-2 – 41 человек (1,6%).

В группе лиц с ожирением также были выявлены юноши и девушки с высоким индексом ОТ/ОБ, то есть патологическим типом отложения жировой ткани. Всего таких участников исследования оказалось 25 человек (1,0%), из них 16 девушек и 9 юношей. Различие между девушками и юношами по данному показателю статистически значимо (p≤0,05).

Среднее значение ИМТ у студентов составило 22,68±0,98 кг/м2 и, соответственно, не выходило за границы референсных значений нормы. При этом у девушек среднее значение ИМТ было равно 20,16±1,02 кг/м2, у юношей – 24,58±1,36 кг/м2. Различие между девушками и юношами по данному показателю статистически значимо (p≤0,05). В обоих случаях данный показатель также не превысил нормальных значений.

При индивидуальном анализе ИМТ среди участников исследования было установлено, что у 129 человек (5,1%) значения данного показателя выходили за референсные границы. Соответственно, 2387 участников исследования (94,9%) имели индивидуальное значение ИМТ в пределах нормальных физиологических значений, определенных ВОЗ (1997г.).

Среди участников исследования, имеющих показатель ИМТ, выходящий за референсные границы, было 78 девушек и 50 юношей. Различие между девушками и юношами по данному показателю статистически значимо (p≤0,05).

При этом у 42 человек (1,6%) индивидуальные значения ИМТ находились в границах класса «избыток массы тела», у 87 человек (3,5%) – в границах класса «ожирение» и у 61 человека (2,4%) – в границах класса «дефицит массы тела» по классификации ВОЗ (1997г.).

При этом девушек с ИМ было 27 человек, юношей – 14 человек; девушек с ожирением – 51 человек, юношей – 36 человек; девушек с дефицитом массы тела было 41 человек, юношей – 20 человек. Различия статистически значимы во всех случаях (p≤0,05).

Персональный состав участников исследования с ИМ по показателю ОТ полностью совпадал с таковым по показателю ИМТ и ожирению.

Среднее значение гликемии у студентов составило 5,16±0,98 ммоль/л и, соответственно, не выходило за границы референсных значений нормы. При этом у девушек среднее значение гликемии составило 5,12±1,00 ммоль/л, у юношей – 5,20±0,88 ммоль/л. Различие между девушками и юношами по данному показателю статистически не значимо (p≥0,05). В обоих случаях, данный показатель не превысил нормальных значений. При индивидуальном анализе уровня гликемии среди участников исследования выходов показателя за пределы референсных значений также выявлено не было.

Глюкозонагрузочный тест у лиц с патологическим ожирением показал наличие НТГ у 7 человек (0,3%). Среди участников исследования с выявленным НТГ было 3 девушки и 4 юноши. Различие между девушками и юношами по данному показателю статистически не значимо (p≥0,05).

Используя полученные данные, рассчитаем статистические показатели распространенности (P), частоты событий (ER) и шанса развития событий (O) по риску развития НТГ у студентов с патологическим ожирением:

Р = число студентов с НТГ на фоне патологического ожирения / общее количество студентов в исследовании = 7 / 2516 = 0,002

ER = число студентов с НТГ на фоне патологического ожирения / число студентов с патологическим ожирением по соотношению ОТ/ТБ = 7 / 25 = 0,28

О (шанс развития событий) = ER / (1 – ER) = 0,28 / (1 – 0,28) = 0,39

OR (отношение шансов) = (число студентов с НТГ на фоне патологического ожирения) х (общее число студентов в исследовании) / (число студентов с НТГ на фоне нормального веса) х (число студентов с патологическим ожирением без НТГ) = 7 х (2516 + 0,5) / (0 + 0,5) х 18 = 978,6

Таким образом, распространенность НТГ на фоне патологического ожирения у молодежи составила 0,002 или 0,2%. При этом вероятность и шанс развития НТГ на фоне патологического ожирения оказались равны 0,28 и 0,39 или 28% и 39% соответственно. Соответственно, шансы развития НТГ на фоне патологического ожирения оказались в 978 раз выше, чем при наличии нормального веса.

Итоги проведенного исследования свидетельствуют о необходимости проведения антропометрии при ежегодных медицинских осмотрах студентов с проведением глюкозонагрузочного теста у лиц из группы риска с выявленным патологическим типом ожирения.

Список литературы / References

  1. Aronne L.J. Adiposity and fat distribution outcome measures: assessment and clinical implications / L.J. Aronne, R.K. Segal // Obesity. A research journal. – 2002. – Vol.10 (1). – P. 14S-21S.
  2. Daniels S.R. Overweight in children and adolescents: pathophysiology, consequences, prevention, and treatment / S.R. Daniels [et all] // Circulation. – 2005. – Vol. 111. – P. 1999-2012.
  3. Manu R. Obesity in children & adolescents / R. Manu, R.K. Kumar // Indian Journal of Medical Research. – 2010. – Vol.132 (5). – P. 598-601.
  4. Swinburn B. Proposed new industry code on unhealthy food marketing to children and young people: will it make a difference? / B. Swinburn [et all] // New Zealand Medical Journal. – 2017. – Vol. 130. – P. 94-101.
  5. Ulijaszek S.J. Inequality and childhood overweight and obesity: acommentary / S.J. Ulijaszek // Pediatric Obesity. – 2016. – Vol. 12. – P. 195–202.