О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ «БУКВАРЯ ДЛЯ БАШКИР» В.В. КАТАРИНСКОГО

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.48.028
Выпуск: № 6 (48), 2016
Опубликована:
2016/06/17
PDF

Файзуллина Л.Р.1, Латыпова Р.М.2, Аминев Ф.Г.3

1Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования, 2ORSID: 0000-0002-0415-3894, Кандидат филологических наук, доцент, 3Кандидат педагогических наук, доцент, Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»

О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ «БУКВАРЯ ДЛЯ БАШКИР» В.В. КАТАРИНСКОГО

Аннотация

Статья представляет собой продолжение исследования проблем реализации задач духовно-нравственного воспитания в букварях для башкир, составленных в ХIХ веке. В качестве предмета исследования мы выбрали один из аспектов духовно-нравственного содержания букваря – гражданское воспитание.

Ключевые слова: букварь, духовно-нравственное развитие, гражданское воспитание.

Fajzullina L.R.1, Latypova R.M.2, Aminev F.G.3

1PhD in Pedagogy, Head of the Department of preschool and primary general education, 2PhD in Philology, Associate professor, 3PhD in Pedagogy, Associate professor, The Sibay institute of Bashkir State University

ABOUT THE EDUCATION TASKS’ REALIZATION OF THE CIVILITY IN THE CONTENT OF "THE SCHOOL PRIMER FOR BASHKIRS" BY V. KATARINSKI

Abstract

The article is a study continuation of the realization of  spiritual and moral education problems in the school primer for Bashkirs, compiled in the nineteenth century. As an object of research, we have chosen one of the aspects of spiritual and moral content of ABC – civil education.

Keywords: ABC, spiritual and moral development, civil education.

Духовно-нравственное воспитание ребенка, определяемое как часть многогранного, но целостного процесса формирования личности, является на сегодняшний день одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой, обществом и государством в целом. Одним из основных средств, определяющих эффективность выполнения главнейшей из миссий школы – воспитание подрастающего поколения, – является учебник как методическая категория.

Область наших интересов представляет духовно-нравственное содержание букварей для башкир, изданных в конце XIX – начале XX веков.

XIX век в мировой истории является периодом активного распространения русской мысли, литературы и культуры как внутри России, так и за ее пределами. В Башкирии этот процесс стал активизироваться вследствие массовых переселений сюда русского и других народов. Сложившиеся условия явились благодатной почвой для развития общественной мысли и просветительства среди коренного населения.

В эпоху развития капитализма первостепенной задачей государства становится задача подготовки образованных граждан и полезных для государства деятелей. Буржуазные реформы, происходящие в XIX веке, естественно, коснулись и системы образования. Отличительной чертой школьных преобразований становится провозглашение равенства граждан на получение образования независимо от национальности, происхождения и религиозных убеждений. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 года дало возможность открыть национальные училища на окраинах России – среди башкир, татар, казахов и других национальностей. Открывающиеся училища находились в ведении Министерства народного просвещения, т.е. государства.

26 марта 1870 года Министерство просвещения принимает правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», где четко написано, что цель обучения «инородцев» - обрусение и слияние с русским народом. При этом царизм ставил еще одну практическую цель: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия, и лишь затем «распространять первоначальные политические знания» [13, 41]. Таким образом, школа превращалась в орудие политико-идеологической борьбы.

Для башкир, татар, казахов, исповедующих ислам, рекомендовалось обучение начинать на родном языке, подготовленными учителями из людей местной национальности, затем перейти на русский язык обучения. Программа русско-башкирских, русско-татарских и русско-казахских школ включала русский язык, чистописание, арифметику и мусульманское вероучение. Преподавание должно было вестись по учебникам, специально изданным русским шрифтом, чтобы «Совершенно отторгнуть башкир, татар, казахов от мусульманской… письменности» [10].

Открытие в Башкортостане в 70-х годах XIX столетия в большом количестве русско-башкирских школ приводит к необходимости составления букварей для детей башкир [6, 250]. Предпринимаются попытки создать письменность современного башкирского языка, приспособленную к его фонематическому строю, как на основе русской графики, так и на основе существовавшего арабского письма [7, 169].

В этот период В.В. Катаринским, кандидатом богословия, выпускником Казанской духовной Академии, утвержденным инспектором для контроля башкирских, татарских и казахских школ, издается, составленный на основе русской графики, первый букварь для башкир [2], явившийся необходимым элементом и составной частью целенаправленной образовательной и воспитательной политики государства.

Как и все буквари того периода, букварь В. Катаринского представляет собой подборку религиозных текстов, ориентированных на формирование религиозного сознания детей, и, в то же время, служивших освоению навыков чтения. Он состоит из 58 страниц, где 18 страниц отведено изучению башкирского алфавита, 18 страниц – текстам для чтения («Башкирский отдел») и 22 страницы – русскому алфавиту с текстами для чтения на русском языке («Русская азбука) [12, 170].

Проанализируем вторую часть «Букваря для башкир» - «Русская азбука». «Русская азбука» начинается с русского алфавита на 37 странице, и в ней нами определяются несколько блоков:

1 – «Элементарный» – слова и предложения для чтения, включающие изучаемые буквы;

2 – «Тренировочный» – 17 подборок предложений, не соединенных по смыслу и направленных на расширение словарного запаса;

3 – «Текстовый», объединяющий в себе 12 текстов;

4 – «Стихотворный», состоящий из 10 стихотворений;

5 – «Правила доброй жизни», вобравший в себя 20 наставлений-нравоучений.

В качестве предмета исследования мы выбрали один из аспектов духовно-нравственного содержания букваря – гражданское воспитание.

В предыдущих исследованиях нами отмечалось, что в «Букваре для башкир» В.В. Катаринского методика формирования нравственных ориентиров в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся направлена на создание у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственном идеале и развитии ценностного отношения к нему как к духовному наследию. То же самое мы можем сказать и о русской части букваря: автор преследовал цель не только, а может быть и не столько, научить детей читать и писать, сколько заложить основы нравственного воспитания подрастающего поколения в соответствии с требованиями эпохи.

Если в первой части (башкирской) букваря буквально все тексты для чтения были о Боге (Аллах – Аллаһ), принципах этики и морали мусульман, то во второй части картина несколько меняется: больше слов, предложений и текстов посвящается Родине, труду, учебе, добру и злу, богатству и бедности, хорошему и «плохому».

Возьмем, к примеру, тему «Родина» - одну из ведущих тем букваря и рассмотрим ее с точки зрения содержательного материала. В букваре написано: «Моя родина – Россія, и я очень счастлив, что живу въ Россіи. Русское государство называется Россіей». Дети-башкиры знали только одну родину – Башкортостан, а что у них есть еще единая Родина – Россия они узнают из букваря. Дальше учитель объясняет детям, что Башкортостан – это малая Родина, а Россия – большая Родина. (Однозначно, что учитель непременно должен быть достаточно образованным и грамотным, знать в совершенстве два языка – русский и башкирский, т.к. во второй русской части букваря учебный материал – слова, отдельные предложения и связные тексты даны только на русском языке. К слову сказать, В.В. Катаринский особое внимание уделял профессиональной подготовленности будущих учителей: они должны были свободно владеть двумя языками, быть преданными современным идеям и достойными распространять в крае идеи прогрессивной культуры и тем самым способствовать росту просветительского движения среди башкир и пробуждения национального самосознания. Учителей готовили в семинариях, в Бирской инородческой учительской школе, в Оренбургской учительской школе. О социальном статусе учителей в ту эпоху говорят следующие цифры: учителям  назначались довольно высокие оклады – 300-500 рублей, а богословы, муллы получали только 60-90 рублей [6].

Далее в букваре учитель сообщает, что во главе Русского государства  - единой Родины - стоит Государь, которого нужно уважать и любить. Об этом в букваре читаем следующее: «Государя почитай, как отъ Бога установленную власть, и повинуйся всҍмъ законам Его. Онъ, как отецъ, заботится о насъ, о всҍхъ своихъ поданныхъ и хранитъ нас отъ враговъ нашихъ. Молись Богу за Царя, о его здоровьҍ и благополучномъ царствованіи. Государя нашего зовутъ Государь Императоръ Николай Александровичъ, Государыню зовутъ Государыня Императрица Александра ϴеодоровна, Матерь Государя Государыня Императрица Марія ϴеодоровна, Наслҍдникъ Цесаревичъ Великій князь Георгій Александровичъ». И дальше: «Народ тело, Царь – голова… Царица – супруга царя. Безъ Бога свҍтъ не строитъ, без царя земля не правится. Без хозяина домъ сирота, без царя народъ сирота… Богъ на небе, царь на земле…». Политическая установка на результаты образования и воспитания была ориентирована, прежде всего, на воспитание у подрастающего поколения почитания государства, уважения к верховной власти и к тем вековым духовно-нравственным основам, которые волей исторических судеб она призвана была защищать [3, 10].

Идея букваря В.В.Катаринского созвучна мысли выдающегося педагога К.Д.Ушинского, который первостепенной задачей воспитания считал нравственное воспитание и видел содержание его в таких качествах как любовь к своей Родине и к своему народу, чуткость к людям, гуманное к ним отношение, честность и стремление к полезной деятельности. Связующим моментом в нравственном воспитании Ушинский считал религию, которая понималась, прежде всего, как носитель нравственной чистоты [4, 229].

Что касается религии у башкир, мы знаем, что народные национальные традиции передавались, в первую очередь, через ислам и потому особое внимание уделялось воспитанию детей по законам шариата. Ислам не был официально запрещен в России. Более того, поскольку идеологические устои Российской империи были основаны на вере в Бога, любые тексты религиозного характера цензура не запрещала [1, 254].  В целом, букварь В.В. Катаринского религиозного содержания. Так же, как и в букварях для русских детей соответствующего периода грамматический материал здесь соединен с подборкой религиозных текстов, которые служили формированию религиозного сознания детей-башкир.

В букваре читаем:

Боже, царя храни!

Сильный, державный, царствуй на славу, на славу намъ,

Царствуй на страхъ врагамъ,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

В исследуемом периоде в государственной образовательной политике становится актуальной задача воспитания нравственности в духе служения престолу и отечеству с опорой на общечеловеческие ценности и религиозно-нравственные догмы. В.В. Катаринский в своем букваре восхваляет русского царя и призывает детей молиться за его здоровье и бессмертие:

Славься, славься, наш русский царь!

Господом данный намъ царь-Государь!

Да будетъ безсмертенъ Твой-царскій родъ,

Да ихъ благоденствуйетъ русскій народъ.

Слава нашему Царю! Ура! Ура! Ура!

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что «Букварь для башкир» В. В. Катаринского был не только обучающим изданием, по которому ученики впервые учились читать и писать на родном башкирском и русском языках, но и имел огромное значение в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Автор создал этот уникальный учебник, хорошо зная народные национальные традиции и быт башкир, и детям, в соответствии с их менталитетом, в доступной форме дается определенный объем знаний о боге, религии, этики и морали. Материал букваря ориентирован на формирование послушного, богобоязненного ученика, который беспрекословно поклоняется и служит Всевышнему, одновременно, исходя из целенаправленной образовательной политики, требований и уровня эпохи, призван воспитывать гражданина, отвечающего государственным потребностям, полезного Отечеству, а также человека, уверенного в своем духовно-нравственном самоопределении.

Воспитывающий материал второй части букваря не ограничивается только названной темой, здесь помещены поговорки, пословицы, загадки, стихотворения, отдельные тексты, связанные с Богом, трудом, богатством и бедностью, добром и злом, и просто с жизнью.

Какие бы задачи не ставились государством перед автором учебника, мы уверены, что в первую очередь В.В. Катаринский преследовал цель реальной помощи детям-башкирам и их родителям в преодолении безграмотности, отсталости. Он ратовал за то, чтобы каждый ученик смог проникнуться истинной любовью к русскому языку, русскому народу, с которым бок о бок живет его народ уже многие тысячелетия и учился воспринимать интересы России как свои, а не чужие.

Исследуя тему гражданско-патриотического воспитания в содержании букваря для башкир, мы приходим к выводу, что формирование гражданской позиции у подрастающего поколения, в основе которой лежали бы святость слова Родина и гордое щемящее чувство принадлежности к великой стране России, актуально до сегодняшнего дня.

Литература

  1. Арапова Д. Ислам в архивных материалах высших государственных учреждений Российской империи. – Казань: Ab Imperio, 2008. – 544 с.
  2. Букварь для башкир. – Оренбург, 1892 (II изд. – 1898). – 58 с.
  3. Валеев А.С., Валеева Г.Х., Махмутов Ю.М. Этнопедагогические аспекты патриотического воспитания в образовательном процессе. – Уфа: Гилем, 2008. – 137 с.
  4. Джуринский А.Н.. Педагогика: история педагогический идей: учебное пособие. – М.: Пед.общество России, 2000. – 229 с.
  5. Ильтенбаев А. Русско-башкирские народные училища //Учитель Башкортостана. – Уфа, 2003. – № 5. – С. 91.
  6. Калачев А. Очерк современного экономического положения башкирской уфимской губернии //Живая старина. Вып.3. – СПб., 1899. – С. 329.
  7. Латыпова Р.М., Галина Р.А. Из истории развития башкирской букваристики //European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 5. Том 2. – С.249-254.
  8. Латыпова Р.М. Письменные источники конца IX – начала XX веков и их влияние на формирование башкирского литературного языка (на основе русской и латинской график): автореф. дисс. … на соискание ученой степени канд. филол. наук. – Уфа, 2005. – 24 с.
  9. Латыпова Р.М. XIX быуат аҙағы - XX быуат башындағы яҙма сығанаҡтар һәм уларҙың башҡорт әҙәби теленең формалашыуына йоғонтоһо (урыҫ һәм латин графикалы яҙма сығанаҡтар буйынса) /Письменные источники конца IX – начала XX веков и их влияние на формирование башкирского литературного языка (на основе русской и латинской график): монография. – Сибай, 2013. – 208 с.
  10. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб., 1871. – Т.3.
  11. Файзуллина Л.Р. Методика формирования башкирской речи у русскоязычных учащихся в первом классе общеобразовательных учреждений Республики Башкростостан: дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Москва, 2005. – 208 с.
  12. Файзуллина Л.Р., Латыпова Р.М., Аминев Ф.Г. Особенности воспитательного материала «Букваря для башкир» В.В. Катаринского //European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. – № 5. – Том 2. – С.167-173.
  13. ФархшатовМ.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период, 60-90 годы XIX века. – М., 1994. – 224 с.

References

  1. Arapova D. Islam v arhivnyih materialah vyisshih gosudarstvennyih uchrezhdeniy Rossiyskoy imperii. – Kazan: Ab Imperio, 2008. – 544 s.
  2. Bukvar dlya bashkir. – Orenburg, 1892 (II izd. – 1898). – 58 s.
  3. Valeev A.S., Valeeva G.H., Mahmutov Yu.M. Etnopedagogicheskie aspektyi patrioticheskogo vospitaniya v obrazovatelnom protsesse. – Ufa: Gilem, 2008. – 137 s.
  4. Dzhurinskiy A.N.. Pedagogika: istoriya pedagogicheskiy idey: uchebnoe posobie. – M.: Ped.obschestvo Rossii, 2000. – 229 s.
  5. Iltenbaev A. Russko-bashkirskie narodnyie uchilischa //Uchitel Bashkortostana. –Ufa, 2003. – № 5. – S. 91.
  6. Kalachev A. Ocherk sovremennogo ekonomicheskogo polozheniya bashkirskoy ufimskoy gubernii //Zhivaya starina. Vyip.3. – SPb., 1899. – S.329.
  7. Latyipova R.M., Galina R.A. Iz istorii razvitiya bashkirskoy bukvaristiki //European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnyih nauk). – 2014. – № 5. – Tom 2. – S.249-254.
  8. Latyipova R.M. Pismennyie istochniki kontsa IX – nachala XX vekov i ih vliyanie na formirovanie bashkirskogo literaturnogo yazyika (na osnove russkoy i latinskoy grafik): avtoref. diss. … na soiskanie uchenoy stepeni kand. filol. nauk. –Ufa, 2005. – 24 s.
  9. Latyipova R.M. Pismennyie istochniki kontsa IX – nachala XX vekov i ih vliyanie na formirovanie bashkirskogo literaturnogo yazyika (na osnove russkoy i latinskoy grafik): monografiya. – Sibay, 2013. – 208 s.
  10. Sbornik postanovleniy po Ministerstvu narodnogo prosvescheniya. – SPb., 1871. – T.3.
  11. Fayzullina L.R. Metodika formirovaniya bashkirskoy rechi u russkoyazychnykh uchashchikhsya v pervom klasse obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy Respubliki Bashkrostostan: diss. na soiskaniye uchenoy stepeni kand. ped. nauk. – Moskva. 2005. – 208 s.
  12. Fayzullina L.R.. Latypova R.M.. Aminev F.G. Osobennosti vospitatelnogo materiala «Bukvarya dlya bashkir» V.V. Katarinskogo //European Social Science Journal (Evropeyskiy zhurnal sotsialnykh nauk). – 2014. – № 5. –Tom 2. – S.167-173.
  13. Farkhshatov M.N. Narodnoye obrazovaniye v Bashkirii v poreformennyy period. 60-90 gody XIX veka. – M.. 1994. – 224 s.