ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Научная статья
Янкина Н.В.
профессор, доктор педагогических наук,
Оренбургский государственный университет
Аннотация
В статье описывается современная образовательная парадигма. Цель исследования заключатся в анализе взаимосвязи образования и культуры на современном этапе развития поликультурного общества. Материалы статьи могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: образовательная парадигма, культура, современная педагогика.
Key words: educational paradigm, culture, modern pedagogics.
В настоящее время педагогика, как и другие социально-гуманитарные науки, находится в состоянии обновления и обогащения своего научного аппарата. Об этом свидетельствует появление в категориальном аппарате педагогики таких понятий, как «картина мира», «синергетика», «прогностическая модель», «компетенция». Стремительно входит в категориальный аппарат и понятие «парадигма».
В общей философии образования, которая выступает методологической основой теории образования и воспитания, термин «парадигма» используется для обозначения культурно-исторических типов педагогического мышления и практики.
К основным положениям парадигмы образования Е.В.Бондаревская [55] относит следующие содержательные данности: сущность и назначение образования; отношение учителя к ученику и его позиции в образовательном процессе; определение человекообразующих функций образования (гуманитарной, культурообразующей, функции социализации); содержание образования (аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, личностный компоненты); педагогические технологи образования.
Образовательная парадигма позволет определить тип педагогического мышления и практики как гуманистический. Это означает, что целью образования в наши дни становится не только формирование профессиональной пригодности, то есть получение знаний, умений и навыков, но и развитие личности, причем с уникальным внутренним пространством и индивидуально-специфическим процессом познания, что определяет приоритетную значимость культуры.
Еще в конце прошлого века был обоснован ряд фундаментальных положений теории культуры, которые могут выступить методологической основой педагогики и образования:
- о надбиологическом, социальном характере культуры как формы человеческого бытия, воплощающей специфику образа жизни человека;
- о «человекотворческой» функции культуры, в силу которой она выступает как способ реализации творческих возможностей индивида;
- о единстве духовной и материальной сторон культуры, неправомерности их противопоставления и обособления;
- о наличии ценностного ядра культуры, утверждаемого и транслируемого системой образования;
- о необходимости системного подхода к изучению культуры;
- о диалоге культур как основе нового гуманистического (гуманитарного) мышления человечества в условиях информационного общества;
- о разнообразии культур и неоправданности европоцентристского взгляда на историческое развитие мировой культуры;
- о поликультурном пространстве образовательного взаимодействия;
- о приоритете обмена ценностями в системе межкультурной коммуникации.
Следовательно, новая педагогика должна ориентироваться не только на науку, то есть рациональный способ познания мира, а на всю культуру в целом, и в установке на синтез дидактики и культуры видится суть новой образовательной парадигмы, описание которой мы видим в работах В.С. Библера, Е.В. Бондаревской, В.П. Зинченко, В.В. Краевского и других [38; 48; 55; 137; 172; 196].
Итак, культура не существует вне человека и вне его деятельности, и можно предположить, что каждая культура воплощает специфический набор способов социальной практики конкретного сообщества, нации, обусловленный идеями и ценностями данной кокретной культуры, передающимися от поколения к поколению при помощи традиций, обычаев и новаций. Тем самым культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат уже совершенных действий, а с другой – как одна из основ прогнозирования действия и поведения в будущем.
Таким образом, культура, формируя систему базовых ценностей и социальных стереотипов, предопределяет различные модели поведения людей из разных стран в абсолютно схожих ситуациях. Знание таких особенностей культур особенно важно в условиях поликультурности современного мира.
Тем не менее, к настоящему времени учеными разных стран сформулированы и описаны свыше двадцати различных параметров классификации феноменов культуры. Однако далеко не все они имеют одинаковую практическую ценность и значимость, что существенно осложняет процесс направленного формирования такого интегративного качества личности, как межкультурная компетентность.
Литература
- Библер B.C. От наукочтения - к логике культуры.- М.:Политиздат, 1991.- 415 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования// Педагогика, 1997. № 4 С. 11-17 с.
- 3инченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М.,1989. 103 с.
- Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. - М., 2006. - 394 с.