ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦЕНТРООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК БАЗАЛЬНОГО КОНТЕКСТА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ БАКАВРИАТА В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья
Выпуск: № 5 (36), 2015
Опубликована:
2015/06/15
PDF

Гончарук А.Ю.

Доктор профессор, доктор педагогических наук, эксперт ЮНЕСКО

Российский государственный социальный университет

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦЕНТРООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК БАЗАЛЬНОГО КОНТЕКСТА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ БАКАВРИАТА В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Центроориентированность социально-культурного сотворчества государства, социума и каждой отдельной личности на приоритете духовно-нравственных ценностей научно-материалистической жизнедеятельности в состоянии обеспечивать сущностную реальную освоенность молодыми гражданами аудиовидеоискусств в наступающую информационную эру постиндустриального развития всех их объективных характеристик на базе принципа историзма. Преемственность в освоении поколениями детей-молодёжи ценностей отечественной и зарубежной аудиовидеокультуры нам приходилось системно осуществлять, продолжать и развивать в настоящее время в 1969 – 2015 гг. Вовлекая учащуюся молодёжь в разносторонне-гармоничный поиск в области интернеттехнологий, дистанционного обучения, самообразования, мы учим воспитанников кафедры искусств и художественного творчества находить, отличать в социальных программах подлинно научно-историческую информацию от дезинформации, несомой большинством коммерциализированно-очковтирательских сайтов. О современных результатах мы докладывали общественности в монографии «Воспитание нравственно-эстетического отношения юношества к действительности». – М.: Перспектива, 2013. Поиск продолжается.

Ключевые слова: центроориентированный подход, социально-культурное сотворчество, модернизация, бакалавриат, университетское образование.

Goncharuk A.Yu.

Dr. Professor, Doctor of Education, UNESCO expert

Russian State Social University

PROBLEMS AND PROSPECTS CENTER-ORIENTISED APPROACH AS A BASAL CONTEXT OF THE MODERNIZATION OF THE SYSTEM TO ENSURE THE QUALITY OF TRAINING OF BACHELORS STUDENTS IN THE STRUCTURE OF UNIVERSITY EDUCATION

Abstract

Center-orientised socio-cultural co-creation of the state, society and every individual on the primacy of the spiritual and moral values of the scientific and materialistic life in the state to provide essential real assimilation audiovideoarts young citizens in the coming information age of post-industrial development of their objective characteristics on the basis of the principle of historicism. Continuity in the development of generations of children, young people the values of domestic and foreign audiovideoculture we had to carry out a systematic, and continue to develop now in 1969 - 2015 years. Creative aim involving young people in the search for a harmonious, diversified in internet-tehnologies, distance learning, self-education, we teach students of the Department of Arts and Creativity found to differ in social programs truly scientific and historical information from the misinformation carried by a majority of commercialised, deceitful sites. About today we reported the results of the public in the monography "The education of moral and aesthetic attitude of youth to the reality." - M.: Perspective, 2013. The search continues.

Keywords: center based approach, social and cultural creativity, modernization, undergraduate, university education

Органичное взаимосочетание формирования классически-традиционных, современных и потенциально-перспективных ценностей материальной, духовно-нравственной культуры в разносторонне-гармоничном воспитании учащейся молодёжи России невозможно сегодня без научно-педагогического обеспечения процесса освоения взрослеющими юными гражданами лучших явлений аудиовидеоискусств прошлого, настоящего и обозримого будущего. Центроориентированность социально-культурного сотворчества государства, социума и каждой отдельной личности на приоритете духовно-нравственных ценностей научно-материалистической жизнедеятельности в состоянии обеспечивать сущностную реальную освоенность молодыми гражданами аудиовидеоискусств в наступающую информационную эру постиндустриального развития всех их объективных характеристик на базе принципа историзма. Преемственность в освоении поколениями детей-молодёжи ценностей отечественной и зарубежной аудиовидеокультуры нам приходилось системно осуществлять, продолжать и развивать в настоящее время в 1969 – 2015 гг. Автору этих полемических заметок на протяжении 46-ти лет его школьно-ВУЗовского педагогического стажа пришлось и удаётся прослеживать гражданственное взросление, становление, самосовершенствование большинства своих учеников прошлого, настоящего и грядущего (в качестве, последовательно: старшего пионервожатого, секретаря первичной комсомольской организации Заполярной войсковой части, учителя музыки и пения, истории, обществоведения, основ Советского государства и права, заместителя директора школы по внеклассной и внешкольной воспитательной работе, соискателя научно-исследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук СССР; ассистента, старшего преподавателя, доцента Московского педагогического государственного университета, Российского государственного лингвистического университета, профессора Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, ведущего научного сотрудника Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания, главного научного сотрудника института социальной работе Российской академии образования, профессора кафедр культурологии и социокультурной деятельности, социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного социального университета). Подробная автобиографическая справка о послужном списке дана в подтверждение того, что все из выделенных им континуумов им осмыслены, разработаны и, в основном, успешно внедрены в непосредственную университетскую образовательную практику в системе реализации центроориентированного подхода в освоении учащейся молодёжью, прежде всего, общечеловеческих ценностей отечественной, зарубежной аудиовидеокультуры в процессе целостного обогащения юных граждан сокровищницей богатств их собственного исторического прошлого и нынешнего социально-педагогического опыта. Наиболее значимые результаты фиксированы в кандидатской (1985 г.): «Формирование эстетического идеала старшеклассников в процессе изучения основ эстетики и искусствознания (на материале факультативных и внеклассных занятий)» в НИИ ХВ АПН СССР и докторской (2000): «Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств» в МГГУ им. М.А.Шолохова.

Мы условно распределили  дееспособность учащейся на факультете социальной работы, педагогики и ювенологии РГСУ молодёжи в их профессиональной самореализации на шесть основных видов искусств (театр, киноискусство, музыка, художественная литература, хореография и изобразительное искусство. Естественно, что в экспериментальных группах студенты добровольно избирали аудиовидеоискусства для наших факультативных, внеурочных, внеклассных и внеаудиторных занятий: в процессе эксперимента наблюдался качественный рост нравственно-эстетических интересов, прежде всего, именно по отношению к ним в сфере интеллектуальной собственности социально-межнациональных ценностей образования и культуры.  Это вовсе не означало, что студенты из экспериментальных групп не смотрели видеофильмов, не слушали современной музыки или не посещали дискотек. Игнорирование, недостаточный интерес студентов контрольных групп к проблемам интеллектуальной собственности в системе таких видов искусств, как театральное, изобразительное, художественная литература, сохранявшиеся с незначительными изменениями на всех трёх этапах, могли объясняться как нерегулярностью просмотров спектаклей, посещений музеев или чтения книг, так и отторжением того, что не понято, не познано (типичный ответ, примерно, такого типа: «не знаю и не хочу знать»). Студенты из экспериментальных групп вовсе не обязательно должны были быть «чистыми» гуманитариями, потенциальными художниками или искусствоведами; нам важно было определить также и то, как факультативные, внеурочные, внеклассные и внеаудиторные занятия по аудиовидеоискусствам способны взаимодействовать с эмоционально-образными ориентирами личности не зависимо от её способностей и осваиваемой профессии в области экономических либо гуманитарных дисциплин в контексте социально-межнациональных норм интеллектуальной собственности в сфере образования и культуры. Поэтому, и экспериментальные, и контрольные группы формировались нами на основе гибких взаимосвязей, что позволяло отдельным желающим, скажем, контрольных групп посещать интересующие их занятия в экспериментальных группах. Студентов же из экспериментальных групп давалось право de facto не посещать тех тем занятий, которые им не достаточно интересны и т.д. Доминирующий в исследовании феномен интеллектуальной собственности в сфере эмоционально-образной природы аудиовидеоикусств как базальный психолого-педагогический модуль организации системно-целостного процесса развития правовых основ нравственно-эстетического отношения студенчества к реальности его социально-межнациональных отношений включался нами в структуру суггестивной функции. Дальнейшее исследование показало, что способность аудиовидеоискусств, как компонентов интеллектуальной собственности в области социально-межнациональных отношений, - через суггестию - вызывать положительное эмоционально-образные ориентации, «заражать» студента неопозитивным нравственно-эстетическим отношением к реальности интенсифицировала не только данную функцию, но и органически взаимосвязывала её со всеми остальными социокультурными, правовыми феноменами, являясь их реальным модулем.

Человеческий потенциал центроориентированного подхода в социальной работе позволяет преодолевать рецидивы формирования «кассетного» молодого человека, который не в состоянии назвать дат, имён-персоналий выдающихся исторических деятелей, героев, охарактеризовать прошлые, современные, прогнозировать вероятностные явления, события, процессы, – созданием фундаментальных мировоззренческих основ саморазвития каждого молодого гражданина России в системе интерактивного освоения им ценностей отечественной и зарубежной аудиовидеокультуры на базе принципа первоисточниковедческой достоверности.

Комплексный центроориентированный подход включает индуктивно-дедуктивные и репродуктивные контексты диалогического взаимодействия профессора и его студента (учащегося бакалавриата, магистранта, аспиранта, докторанта) в естественно-деятельностном совместном стремлении к изучению, анализу, применению феноменов исторической правды во всех компонентах системы современного гуманитарного образования. 6% современных землян ориентировано на меритократию (с лат.: «власть по достоинству, заслугам»): от 7,5 млрд. населения планеты это не так уж и мало. Вовлекая учащуюся молодёжь в разносторонне-гармоничный поиск в области интернеттехнологий, дистанционного обучения, самообразования, мы учим воспитанников кафедры социальной и семейной педагогики находить, отличать в социальной работе подлинно научно-историческую информацию от дезинформации, несомой большинством коммерциализированно-очковтирательских сайтов. О современных результатах мы докладывали общественности в монографии «Воспитание нравственно-эстетического отношения юношества к действительности». – М.: Перспектива, 2013. Поиск продолжается.

Литература

  1. Гончарук А.Ю. Социально-педагогическая культура, искусство и религии регионов России (народное художественное творчество): Монография. – М.: РГСУ, 2012. – 216 с.
  2. Гончарук А.Ю. Социально-педагогическая культурология: Учебно-методическое пособие: в 2-х ч. - Ч. I. – М.: Перспектива, 2012. – 180 с.
  3. Гончарук А.Ю. Основы теории и истории социально-педагогической культуры: Учебное пособие. – Саарбрюкен: LAP LAMBERT Acadimic Publishing, 2012. – 164 с.
  4. Гончарук А.Ю. Образование и духовность в современном российском обществе в системе теории и истории музыкальной социально-педагогической культуры: Монография. – М.: Издательство «Перо», 2012, сс. 34 – 67.
  5. Гончарук А.Ю. Авторская технология социально-педагогической эмотивации в контексте инновационной деятельности в системе образования: Монография. – М.: Издательство «Перо», 2012, сс. 6 – 48.
  6. Гончарук А.Ю. Воспитание нравственно-эстетического отношения юношества к действительности: Монография в 2-х ч. – М.: Перспектива, 2013. – 148 и 184 с.
  7. Гончарук А.Ю. Психология и педагогика высшей школы: Учебно-педагогическое пособие по III государственному стандарту. – М.: Перспектива, 2013. – 172 с.
  8. Goncharuk A.Yu. Sociocultural and pedagogical emotivation as a theoretical and methodological basis and prospect of development of communicative and creative university systems in XXI century: Scientific article. – In.: Science, Technology and Higher Education. January 30-th, 2014. - Westwood, Canada, 2014, pp. 157 – 159.
  9. Гончарук А.Ю. Разносторонне-гармоничное воспитание учащейся молодёжи средствами зрелищных, аудиовидеоискусств: Монография. – М.: Перспектива, 2014. – 166 с.
  10. Гончарук А.Ю. Аналитические проблемы социально-педагогического образования в условиях информатизации общества: научная ст. – М.: МПГУ, ж. Наука и школа, 2014, № 5, сс. 47 – 53.
  11. Гончарук А.Ю. Современные подходы социально-педагогического образования средствами аудиовидеоискусств: научная ст. – М.: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2014, № 2, сс. 274 – 281.
  12. Гончарук А.Ю. Социально-педагогическая культурология: Монография. – М.: Перспектива, 2014. – 160 с.
  13. Гончарук А.Ю. Парадигмальные измерения в областях гуманитарных наук в свете авторской системы социокультурно-педагогической эмотивации: научная ст.: Международный научно-исследовательский журнал. Ч. I. – Екатеринбург, 2014, № 10 (29), сс. 99 – 101.
  14. Гончарук А.Ю. Актуальные проблемы психологии и педагогики высшей школы аудиовидеоискусств: научная ст. – М.: Вестник Академии права и управления, 2014, № 35, сс. 154 – 161.
  15. Гончарук А.Ю. Коммуникативно-творческие основы инновационных подходов в нравственно-эстетическом воспитании юношества в контексте авторской системы социально-педагогической эмотивации: научная ст. – Вятка: рецензируемый научно-методический журнал «Педагогика. Общество. Право, 2014, № 3 (11), сс. 4 – 13.

References

  1. Goncharuk A.Ju. Social'no-pedagogicheskaja kul'tura, iskusstvo i religii regionov Rossii (narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo): Monografija. – M.: RGSU, 2012. – 216 s.
  2. Goncharuk A.Ju. Social'no-pedagogicheskaja kul'turologija: Uchebno-metodicheskoe posobie: v 2-h ch. - Ch. I. – M.: Perspektiva, 2012. – 180 s.
  3. Goncharuk A.Ju. Osnovy teorii i istorii social'no-pedagogicheskoj kul'tury: Uchebnoe posobie. – Saarbrjuken: LAP LAMBERT Acadimic Publishing, 2012. – 164 s.
  4. Goncharuk A.Ju. Obrazovanie i duhovnost' v sovremennom rossijskom obshhestve v sisteme teorii i istorii muzykal'noj social'no-pedagogicheskoj kul'tury: Monografija. – M.: Izdatel'stvo «Pero», 2012, ss. 34 – 67.
  5. Goncharuk A.Ju. Avtorskaja tehnologija social'no-pedagogicheskoj jemotivacii v kontekste innovacionnoj dejatel'nosti v sisteme obrazovanija: Monografija. – M.: Izdatel'stvo «Pero», 2012, ss. 6 – 48.
  6. Goncharuk A.Ju. Vospitanie nravstvenno-jesteticheskogo otnoshenija junoshestva k dejstvitel'nosti: Monografija v 2-h ch. – M.: Perspektiva, 2013. – 148 i 184 s.
  7. Goncharuk A.Ju. Psihologija i pedagogika vysshej shkoly: Uchebno-pedagogicheskoe posobie po III gosudarstvennomu standartu. – M.: Perspektiva, 2013. – 172 s.
  8. Goncharuk A.Yu. Sociocultural and pedagogical emotivation as a theoretical and methodological basis and prospect of development of communicative and creative university systems in XXI century: Scientific article. – In.: Science, Technology and Higher Education. January 30-th, 2014. - Westwood, Canada, 2014, pp. 157 – 159.
  9. Goncharuk A.Ju. Raznostoronne-garmonichnoe vospitanie uchashhejsja molodjozhi sredstvami zrelishhnyh, audiovideoiskusstv: Monografija. – M.: Perspektiva, 2014. – 166 s.
  10. Goncharuk A.Ju. Analiticheskie problemy social'no-pedagogicheskogo obrazovanija v uslovijah informatizacii obshhestva: nauchnaja st. – M.: MPGU, zh. Nauka i shkola, 2014, № 5, ss. 47 – 53.
  11. Goncharuk A.Ju. Sovremennye podhody social'no-pedagogicheskogo obrazovanija sredstvami audiovideoiskusstv: nauchnaja st. – M.: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014, № 2, ss. 274 – 281.
  12. Goncharuk A.Ju. Social'no-pedagogicheskaja kul'turologija: Monografija. – M.: Perspektiva, 2014. – 160 s.
  13. Goncharuk A.Ju. Paradigmal'nye izmerenija v oblastjah gumanitarnyh nauk v svete avtorskoj sistemy sociokul'turno-pedagogicheskoj jemotivacii: nauchnaja st.: Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. Ch. I. – Ekaterinburg, 2014, № 10 (29), ss. 99 – 101.
  14. Goncharuk A.Ju. Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki vysshej shkoly audiovideoiskusstv: nauchnaja st. – M.: Vestnik Akademii prava i upravlenija, 2014, № 35, ss. 154 – 161.
  15. Goncharuk A.Ju. Kommunikativno-tvorcheskie osnovy innovacionnyh podhodov v nravstvenno-jesteticheskom vospitanii junoshestva v kontekste avtorskoj sistemy social'no-pedagogicheskoj jemotivacii: nauchnaja st. – Vjatka: recenziruemyj nauchno-metodicheskij zhurnal «Pedagogika. Obshhestvo. Pravo, 2014, № 3 (11), ss. 4 – 13.