ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Научная статья
Выпуск: № 5 (36), 2015
Опубликована:
2015/08/06
PDF

Логинов С.А.

Студент кафедры генетической и клинической психологии, Томский государственный университет

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИК ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ

Аннотация

В статье актуализируется возможность использования подходов гештальт-терапии для лечения людей, страдающих алкоголизмом. Также более подробно рассмотрены техники гештальт-терапии, которые может применять психолог в своей практике лечения алкоголизма.

Ключевые слова: применение гештальт-терапии для лечения алкоголизма, техники гештальт-терапии.

Loginov S.A.

Student of genetic and clinical psychology department, Tomsk State University

USING OF GESTALT-THERAPY TECHNIQUES FOR TREATMENT OF ALCOHOL-ADDICTS

Abstract

The article is updated possibility of using the approach of Gestalt - therapy for alcohol-addicts. Also further considered techniques of Gestalt therapy, which can be used in the psychology practice of treatment alcoholism.

Keywords: alcoholism treatment using Gestalt therapy, Gestalt therapy techniques

Из года в год наблюдается рост численности людей, страдающих алкоголизмом, что обусловлено множеством факторов, как социальных, так и биологических. Существуют различные статистические показатели численности алкоголизма в России, каждая из которых потенциально указывает на необходимость принятия мер по лечению и профилактике алкоголизма. «Согласно официальной статистике последних лет, количество зарегистрированных больных алкоголизмом превышает 2,7 млн. человек (около 2 % населения) или 1950 человек на 100 тыс. населения. Это – 2795 человек на 100 тыс. мужчин и 558 на 100 тыс. женщин. Но по некоторым данным, количество зарегистрированных больных более 10 млн. человек [1]».

Необходимость помощи со стороны гештальт-терапевта.

Поскольку существует множество факторов развития алкоголизма, процесс решения данной проблемы необходимо рассматривать с нескольких аспектов.

«Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло в начале 1920-х гг. в Германии. Его создание связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), В. Келера (1887-1967), К. Коффки (1886—1941) и К. Левина (1890—1947), заложившими методологию этой школы.

Главная идея этой школы — в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры — гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей [6]».

В рамках гештальттерапии Ф. Перлза личность рассматривается в контексте взаимодействия со средой. Формирование и завершение гештальтов также происходит посредством контакта субъекта со средой. Возникновение потребностей формирует гештальт, который необходимо завершить путем удовлетворения потребности: «возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. [2]».

Поскольку во многих случаях алкогольной зависимости аддикт стремится к уходу от реальности, защите собственного «Я» от окружающего мира, что по сути представляет собой незавершенный гештальт, становится актуальной и значимой помощь гештальт-терапевта [3]. Согласно иллюзорно-компенсаторной концепции Б.С. Братуся, здоровый человек ставит перед собой цели, достигает их, удовлетворяет возникшие у него потребности и таким образом имеет основания уважать себя, завершая тем самым целостный гештальт. Больной алкоголизмом достигает желаемого состояния в ходе иллюзорно-компенсаторной деятельности [3]. Таким образом, аддикт стремиться создать иллюзию гармонии между возникшими у него потребностями, целями и удовлетворением этих потребностей, достижением поставленных целей, т.е. иллюзию завершенного гештальта. В результате незавершенного гештальта, аддикт не решает возникшие проблемы, теряя возможность строить свою жизнь конструктивно.

Применение техник гештальт-терапии к больным алкоголизмом.

Основываясь на иллюзорно-компенсаторной концепции Б.С. Братуся [3], в рамках терапевтической помощи больным алкоголизмом, гештальт-терапия должна быть направлена на завершение гештальтов, т.е. создании гармонии между возникшими у аддикта потребностями и состоянием удовлетворенности соответствующей потребности, постановкой цели и достижением цели, возникновением эмоций и выражении соответствующих эмоций и т.д., либо на упрощение возникшего гештальта (возникшей потребности, цели, эмоции и т.д.).

В соответствии с вышеизложенным тезисом, гештальт-терапевт, в рамках терапевтической помощи больным алкоголизмом, может применять такую технику как «незаконченное дело» [4]. «У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т.п. Чаще всего, это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу [4].» Таким образом, пациенту предлагается возможность столкнуться с трудностями лицом к лицу, не прибегая к уходу от реальности и, соответственно, лишая себя потребности к иллюзорно-компенсаторной деятельности.

Также, в рамках гештальт-терапии в целях терапевтической помощи больным алкоголизмом эффективным было бы применение техники «"Большой пес" и "Щенок"». Техника предлагает использование двух игровых позиций: «Большой пес» и «Щенок». «Большой пес» оказывает давление на собеседника с целью олицетворения обязанностей, требований. «Щенок» не вступает в борьбу, пытаясь уйти от обязанностей путем отговорок и оправданий, олицетворяя пассивно-оборонительные установки. Между этими позициями происходит борьба за контроль над личностью.

Данное упражнение помогает аддикту:

  • осознать бессмысленность ухода от реальности, защиты собственного «Я» от окружающего мира
  • принять реальную картину возникших перед ним обязанностей, требований со стороны общества
  • стать более открытым и способным к решению возникших трудностей [2].

Применение техник арт-терапии гештальт-терапевтом.

Основываясь на значимости вышеизложенных техник гештальт-терапии для больных алкоголизмом, можно сделать вывод, что в большинстве случаев генезис иллюзорно-компенсаторной деятельности аддикта заключается в его искаженном субъективном отношении к объективной реальности, нарушении целостности структуры «организм-среда». Для того, чтобы диагностировать данные особенности, гештальт-терапевт может прибегнуть к использованию техник арт-терапии. Посредством творчества, формируется контакт пациента с психологом, продукт творчества является связующим звеном между внутренними переживаниями, картиной мира пациента и психологом, выражая внутренние переживания, установки, способы решения жизненных трудностей, эмоциональные состояния человека.

Оперируя основными понятиями гештальт-психологии (фигура, фон, инсайт), терапевт может определить субъективную значимость пациента иллюстрированных на рисунке объектов, равномерность распределения ресурсов, внимания пациента на тех или иных объектах, изображенных на рисунке. «Появляясь в листе или же в вылепленном, вытанцованном образе, человек приносит свое собственное устройство, определенную систему ценностей, предпочтений и устойчиво закрепленных способов адаптации. [5]». В соответствии с изложенным нами в начале статьи тезисом о том, что во многих случаях алкогольной зависимости аддикт стремится к уходу от реальности, защите собственного «Я» от окружающего мира, можно говорить о том, что терапевт, с применением техник арт-терапии, может иллюстративно, опираясь на рисунок пациента, предлагать ему изменение сформированных у него схем поведения, которые направлены не на уход от реальности посредством  иллюзорно-компенсаторной деятельности, а на решение возникшей жизненной трудности, создание адекватного способа решения жизненных трудностей, возможность переконструировать картину реальной проблемы, направляя его на внезапное озарение (инсайт), изменение субъективного отношения объективной реальности. Перечисленные способы терапии реализуются с оперированием основных понятий гештальт-психологии: фигура, фон, инсайт. Основываясь на утверждении о том, что рисунок является отражением субъективных переживаний, внутреннего мира человека и оперируя основными понятиями гештальт-психологии мы вправе установить следующие соответствия. Фигурой могут выступать те компоненты рисунка, на которые направлена основная доля внимания и ресурсов аддикта, например, его «зацикленность» на одной неэффективной схеме поведения, выступающей как способ решения той или иной проблемы. Фоном могут быть те компоненты рисунка, на которые обращено минимальное внимание и минимальный объем ресурсов и на которые возможно следовало бы обратить основу внимания и основу ресурсов (переключить внимание). И, в результате такого переключения, возникает инсайт, внезапное озарение аддикта и получение необходимого креативного способа поведения, выступающее решением его проблемы.

Таким образом, мы можем прийти к следующему заключению: при оказании психотерапевтической помощи больным алкоголизмом, работа гештальттерапевта может быть направлена на помощь в улучшении способности пациента в переключении компонентов психического поля пациента, иначе говоря, в фиксации внимания на других компонентах проблемной ситуации, изменении его отношения на проблемную ситуацию, поиск новых более адекватных путей решения. Тем самым, повышается приспособляемость субъекта к изменяющимся условиям среды, деятельность становится более продуктивной, приносящей ему личностное удовлетворение, реализуется его личностный потенциал. Это создает гармонию субъекта с окружающей средой, лишая его необходимости в создании иллюзорной искусственной реальности.

Литература

  1. Брагин А.К. Психологические характеристики лиц, страдающих алкогольной зависимостью // СМАЛЬТА. - - №2. – С. 19 - 24
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие / М.: Сфера, 2002 - 510 с.
  3. Менделевич В.Д. Наркозависимость / МЕДпресс-информ, 2003. - 327с.
  4. Федотов А.Ю. Основы индивидуальной и групповой психотерапии / М.: Юнита 1, 2; 2003.
  5. Хломов Д. Н., Гештальт 2012. Арт-терапия в гештальте: Сборник материалов / М.: Московский Гештальт Институт; 2012. – 85 c.
  6. Григорович Л.А., Педагогика и психология: Учеб. Пособие / М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

References

  1. Bragin A.K. Psihologicheskie harakteristiki lic, stradajushhih alkogol'noj zavisimost'ju // SMAL''TA. - - №2. – S. 19 - 24
  2. Osipova A.A. Obshhaja psihokorrekcija: uchebnoe posobie / M.: Sfera, 2002 - 510 s.
  3. Mendelevich V.D. Narkozavisimost' / MEDpress-inform, 2003. - 327s.
  4. Fedotov A.Ju. Osnovy individual'noj i gruppovoj psihoterapii / M.: Junita 1, 2; 2003.
  5. Hlomov D. N., Geshtal't 2012. Art-terapija v geshtal'te: Sbornik materialov / M.: Moskovskij Geshtal't Institut; 2012. – 85 c.
  6. Grigorovich L.A., Pedagogika i psihologija: Ucheb. Posobie / M.: Gardariki, 2003. - 480 s.