МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Научная статья
Выпуск: № 5 (36), 2015
Опубликована:
2015/06/15
PDF

Хозинов Р.Р.

Аспирант,

Уфимский государственный авиационный технический университет

МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

Статья посвящена анализу молодежного парламентаризма как социального фактора развития гражданского общества. Также обосновывается необходимость институционализации молодежного парламентаризма в системе государственного и местного управления.

Ключевые слова: социальная активность молодежи, лидерство, молодежный парламент, молодежная палата.

Khozinov R.R.

Postgraduate,

Ufa State Aviation Technical University

YOUTH PARLIAMENTARISM AS A FORM OF SOCIAL ENGAGEMENT OF YOUTH IN THE MODERN RUSSIA

Abstract

The paper analyzes youth parliamentarism as a social factor in the development of civil society. And also substantiated of the necessity of the institutionalization of youth parliamentarism in the State and local government.

Keywords: social engagement of the youth, leadership, junior parliament, junior chamber.

Россия сегодня – это сплав больших неоднородных общностей и групп населения, дифференцирующегося по возрасту, полу, уровню доходов, образованию, национальности. Для поддержания состояния гармонии и диалога между всеми социальными группами необходимо устойчивое стабильное государство, а также развитое гражданское общество. Формирование последнего в свою очередь является основным приоритетом российского общества и государства. Важным элементом гражданского общества многими отечественными исследователями признается активность и общественное участие всех слоев населения в социально-политических и управленческих отношениях, в первую очередь в местном самоуправлении. Особая роль в этих процессах в последние годы принадлежит самому динамичному и мобильному слою населения – молодежи.

Сегодня государственная молодежная политика в России все больше сосредоточивается на формировании активной позиции молодежи по ряду социальных, культурных, экономических, политических вопросов и проблем. Это можно связать с желанием властных кругов получить в лице молодых людей союзников для реализации внутренней политики, а также свести к минимуму тенденции радикализации молодежи, свойственные постсоветским странам (ярким примером являются процессы, происходящие на Украине). Молодежь в свою очередь становится более открыта для диалога с государственной властью, общественными структурами, государством в целом.

Между тем гражданская активность молодежи все еще не достаточно высока по причине «провала» молодежной политики России в 90-е гг. XX века. Исправить это положение призвано развитие и продвижение молодежных общественных палат и парламентов. Они представляют собой институциональные формы общественного участия и лидерства молодых людей. На данный момент доля представительства молодежи в законодательных и исполнительных органах власти, а также в местном самоуправлении крайне мала, и молодые граждане лишь в исключительных случаях способны рассчитывать на мандат в представительные  государственные и муниципальные органы власти [3]. Молодежные палаты и парламенты позволяют не только имитировать законодательную, управленческую деятельность.

Молодежный парламентаризм при различных органах власти ведет свою историю с 1992 года, когда была принята Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, в которой странам-членам Совета Европы было рекомендовано приступить к созданию органов молодежного представительства [2].

Сегодня молодежные палаты и парламенты существуют в большинстве стран Европы, а также в отдельных субъектах Российской Федерации. Основными их задачами являются формирование лидерских качеств молодых людей, а также представление интересов и их защита прав на соответствующих уровнях управления [1].

Молодежное парламентское движение определяется как деятельность, векторно направленная на формирование и дальнейшее развитие общественных консультативно-совещательных структур молодежи на различных уровнях государственного и муниципального управления, способствующая привлечению молодежи к участию в разработке и реализации эффективной государственной молодежной политики путем представления законных интересов молодежи и общественно значимых идей [4].

Ряд исследователей полагают, что вопрос о государственной молодежной политике в РФ должен решаться путем разработки механизмов представительства интересов молодежи в государственных и общественных структурах, что подразумевает расширение участия молодежи в государственном управлении и более широкое распространение молодежного парламентского движения [1].

Другими словами, необходимо переходить от теоретических обоснований к практической реализации механизмов перемещения опытных и эффективных лидеров молодежных палат из области имитации в сферу реальной управленческой деятельности. Инициатором должен стать орган управления, при котором была создана молодежная общественная палата. Это обеспечит молодым людям дополнительные стимулы к участию в молодежном парламентском движении и создаст большее доверие к государственным и муниципальным органам власти.

Институционализация молодежного парламентаризма способствует дальнейшему развитию и совершенствованию гражданского общества.

Во-первых, из школы молодежной палаты и парламента «получается» не только социально-политически адаптированный субъект, но и субъект, активно участвующий в лоббировании инициатив гражданского общества в органах государственной власти.

Во-вторых, молодежные палаты и парламенты могут выполнять функцию общественной экспертизы и общественного контроля за принимаемыми нормативно-правовыми актами и решениями органов государственной власти и должностных лиц, касающимися жизни молодежи.

В-третьих, молодежные структуры в системе управления формируют определенный заказ государству со стороны молодежи по вопросам реализации государственной политики в отношении молодежи, таким образом, происходит вовлечение гражданского общества в диалог с государством.

В-четвертых, молодежные палаты и парламенты развивают лидерские качества и способности к руководству молодых людей, а значит, создает кадровый резерв для органов законодательной и исполнительной власти. Пройдя данный этап, будущие депутаты и государственные служащие будут принимать более осознанные решения в отношении гражданского общества. Таким образом, молодежные парламентские структуры выступают механизмом транслирования на молодежь гражданских ценностей.

В настоящее время молодежные парламентские структуры созданы в большинстве регионов России, что отражает понимание органов государственной власти необходимости развития и поддержки данного явления. Отметим, что в ряде субъектов Российской Федерации молодежные парламенты работают только на региональном (локальном) уровне при органах законодательной власти, однако инициативы создания подобных структур при органах местного самоуправления зачастую не находят поддержки. Такое положение необходимо изменить, так как именно локальный уровень общественной самоорганизации создает все условия для привлечения в ряды членов молодежных парламентов активных членов, способных участвовать в деятельности органов местного самоуправления.

Литература

  1. ЗозуляЕ. В. Молодежь как актор политического процесса в современной России: дис. канд. полит. наук. – Пятигорск, 2013.– 198 с.
  2. ПастуховаЛ. С. Молодежный парламент как форма политической социализации молодежи // Власть. – 2010. – № 2. – С.
  3. Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации». [Электронный ресурс] URL: http://www.lawmix.ru/pprf/38415
  4. Положение об общественной молодежной палате при Государственной Думе Федерального Собрания РФ. [Электронный ресурс] URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/436925

References

  1. Zozulya E. V. Molodezh' kak aktor politicheskogo protsessa v sovremennoj Rossii: dis. kand. polit. nauk – Pyatigorsk, 2013.– 198 s.
  2. Pastukhova L. S. Molodezhnyj parlament kak forma politicheskoj sotsializatsii molodezhi // Vlast'. – 2010. – № 2. – S. 44.
  3. Pis'mo Ministerstva Obrazovaniya Rossijskoj Federatsii ot 24 aprelya 2003 g. № 2 «O razvitii molodezhnogo parlamentarizma v sub"ektakh Rossijskoj Federatsii». [Elektronnyj resurs] URL: http://www.lawmix.ru/pprf/38415
  4. Polozhenie ob obshhestvennoj molodezhnoj palate pri Gosudarstvennoj Dume Federal'nogo Sobraniya RF. [Elektronnyj resurs] URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/436925