Образ и наследие В.И.Ленина в современной историографии на примере французской исторической школы «Анналов»
Образ и наследие В.И.Ленина в современной историографии на примере французской исторической школы «Анналов»
Аннотация
Одним из выдающихся людей 20 века по праву считается В.И. Ленин, по поводу его личности и вкладу в мировую историю написаны сотни книг. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как менялось восприятие личности В.И. Ленина на страницах одного из ведущих исторических журналом Европы «Анналы» и в книгах представителей данной школы. К марксизму обращались основатели школы – М. Блок и Л. Февр. Личность В.И. Ленина практически самостоятельно вплоть до конца 80-х годов ХХ века – до эпохи «перестройки» рассматривалась вскользь. В статье приводятся взгляды историка Пьер Суйри который в своей работе подчёркивал, что все большевики во главе с В.И. Лениным объявляли об упадке капитализма, опираясь на тенденциозный закон падения нормы прибыли, веря, что в слишком далеком будущем наступит время кризиса капиталистической системы и время ее свержения. В период «перестройки» возникает интерес к личности В.И. Ленина. Историк из семьи эмигрантов Владимир Берелович изучая дискуссии о сути советского режима делал интересные замечания о политике В.И. Ленина. Целью данной статьи является рассмотрение взглядов французской исторической школы «Анналов» на личность В.И. Ленина выделение положительных и отрицательных черт в его деятельности. В статье используется историко – сравнительный метод при изучении различных взглядов на личность В.И. Ленина среди представителей французской исторической школы «Анналов», диахронный метод показывающий изменение взглядов на личность В.И. Ленина в течении определенного времени среди французских историков школы «Анналов». Задачами данной статьи является анализ деятельности и личности В.И. Ленина на страницах журнала «Анналы», процесс изменения отношения к личности В.И. Ленина на страницах журнала «Анналы». В статье сделаны выводы о том, что в целом отношение школы «Анналов» к В. Ленину противоречиво, но в целом личность В.И. Ленина для ученых – неординарная историческая личность и гениальный политик и изучение его наследия и изменения его изображения в российской истории и искусстве является любопытной и интересной привлекательной для исследователей темой.
1. Введение
Одним из выдающихся людей XX века по праву считается В.И. Ленин, по поводу его личности и вкладу в мировую историю написаны сотни книг. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как менялось восприятие личности В.И. Ленина на страницах одного из ведущих исторических журналом Европы «Анналы» и в книгах представителей данной школы. В работах представителей данной школы большое место отводится идеям К. Маркса, с которыми ведется спор, но с некоторыми из его идей, представители «Анналов» соглашаются. Ф. Бродель – лидер второго поколения школы «Анналов», признавал, что К. Маркс правильно указал на «азиатский способ производства…если пользоваться …. толкованием Маркса» .
2. Основная часть
Под азиатским способом производства Бордель понимает управляемую экономику, способ руководства экономикой, распространенный на Востоке и противопоставляемый свободном предпринимательству. Ф. Бродель утверждал, что «никакой купец, никакой капиталист никогда не будет при азиатском способе производства располагать полной свободой рук. …» В Османской империи предприниматель Михаил Кантакузин… « был 13 мая марта 1578 года без суда и следствия повешен на воротах своего роскошного дворца в Стамбуле по велению султана» .
При азиатском способе производства по мнению Ф.Броделя стремление к роскоши проникает во все слои общества в качестве доказальства своих взглядов Ф.Бродель приводит записку некоего русского врача, который сравнивая эпоху Петра великого с положением дворянства его времени (записка датируется 1765 годом) приходит к выводу о усилении стремления дворянства к роскоши. Особо «необходимо опасаться французских кораблей, везущих грузы роскоши, которые по цене сопоставимы с ценами товаров 10-15 кораблей других наций. Ежели такой роскоши суждено продолжаться она станет причиной разорения землепашества и едва ли не заводов и мануфактур империи» .
К марксизму обращались и основатели школы «Анналов» – М.Блок и Л.Февр. Личность В.И.Ленина – основателя Советского государства и продолжателя идей марксизма, вплоть до конца 80-х годов ХХ века- до эпохи «перестройки» рассматривалась вскользь. Но и здесь можно выделить основные направления.
Крупнейший специалист в области русской революции 1917 года М.Ферро в своей книге, посвящённой событиям 1917 года признавал за большевиками и конкретно В.И.Ленина умение использовать 'разгул анархии', пробуждение в массах 'врожденной жажды насилия и погромов’, что явилось проявлением ‘векового инстинкта' русского народа к разрушению, ниспровержению любых порядков и авторитетов для прихода к власти .
В.И.Ленин воспринимался как политик гениально сумевший распорядиться сложившейся ситуацией и сумевший взять власть в силу анархии, возникшей в результате слабости Временного правительства. В.И.Ленин – представлен как основатель тоталитарного бюрократического общества. Основанное на насилие и терроре и что это общество, основанное в Октябре 1917 года и есть якобы реальный социализм .
Французский историк Пьер Суйри в своей работе статье о марксизме подчеркивал, что все большевики во главе с В.И. Лениным объявляли об упадке капитализма, опираясь на тенденциозный закон падения нормы прибыли, веря, что в слишком далеком будущем наступит время кризиса капиталистической системы и время ее свержения. Одновременно рассматривая политические взгляды Л.Троцкого, Пьер Суйри делал не бесспорный вывод о продолжение Троцким политических взглядов В.И.Ленина, который всегда утверждал, что массовые крестьянские восстания не приводят к социализму, что крестьянство неспособно завоевать государство и аграрную экономику . В период «перестройки» возникает интерес к личности В.И.Ленина. Историк из семьи эмигрантов Владимир Берелович изучая дискуссии о сути советского режима делал интересные замечания о политике В.И.Ленина: НЭПе «стратегическое отступление «в ожидании возобновления «строительства коммунизма» по словам В.Береловича именно как стратегическое отступление понимал В.И.Ленин введение после гражданской войны политику Нэпа- более либеральную по отношению к крестьянству. «…Продолжение этой политики привело бы к тому, что режим перешел бы на другие пути» . В то же время сам В.Берелович опровергает свои же слова, заявляя о преемственности, существовавшей между методами гражданской войны и последующей коллективизации при И. Сталине. «Именно из Ленинского Арсенала Сталин черпал свои рецепты власти и запас идей,» приводивших к политике террора смягчавшегося, но не исчезавшего ни при В.И.Ленине ни тем более при его приемнике И.Сталине. «Обращаясь к НЭПу, Ленин недвусмысленно поддерживает полномочия ГПУ: она должна «бороться, наказывать расстрелами» . В то же время В.Берелович подчеркивал, что Ленин всегда делал акцент на участии граждан в государственном управлении широко привлекая к управлению людей из народа. И из народной среды вышли впоследствии многие известные руководители. Основатель знаменитого завода ЗИЛ – И.Лихачев и другие. В.И.Ленин своей революцией дал возможность повысить свой социальный статус миллионам выходцам из крестьян и рабочих. Освежив и придав работоспособность политического и государственного аппарата страны. В.Берелович рассматривал вопрос возникновения так называемого культа В.И.Ленина.
Первая «мужицкая Повесть о Ленине» – это произведение Лидии Сейфуллиной заслуженно признанное советской энциклопедией за создание первых произведений социалистического реализма.
Затрагивается интересная проблема возникновения «ленинского фольклора», выразившаяся в песнях частушках и анекдотах. По поводу советского анекдота исследователь Михаил Мельниченко говорит: «анекдот-фольклор, терапия. Юмор помогает справиться со стрессом» .
В анекдотах о В.И.Ленине, особенно уже в 60-70-х годах ХХ века В.И.Ленин выступал в качестве положительного героя. Но сами анекдоты про политику большевиков не всегда были добрыми, например, советский анекдот начала 20-х годов. «в чем разница между большевиками и меньшевиками?» – «большевики – это больше вики. Меньше хлеба. А меньшевики – наоборот» .
Вика- травянистая добавка в выпекавшийся хлеб, практически не съедобная в чистом виде.
В статье рассматривается вопрос возникновения культа В.И.Ленина и прославления вождя в советском искусстве.
![Рисунок 1903 года, созданный Пантелеймоном Лепешинским](/media/images/2024-05-15/db5384eb-ff26-488f-b05e-e31a564e2759.jpg)
Рисунок 1 - Рисунок 1903 года, созданный Пантелеймоном Лепешинским
![Фотография авторства Наппельбаума](/media/images/2024-05-15/2b318ad1-4e61-46e3-a0eb-8704914d6551.jpg)
Рисунок 2 - Фотография авторства Наппельбаума
Подобное событие произошло несмотря на то, что уже к первой годовщине революции были выпущены в обращение памятные жетоны с прижизненным изображением Владимира Ильича. Правда сам Ленин возражал против подобного восхваления своей личности .
![Бюст Ленина авторства Г.Д. Алексеева](/media/images/2024-05-15/386b89ad-ff69-4a76-ade7-b3288ef323a0.jpg)
Рисунок 3 - Бюст Ленина авторства Г.Д. Алексеева
![Плакат художника Страхова](/media/images/2024-05-15/9d4130fd-4b64-4e71-875f-fe4eb9d60998.jpg)
Рисунок 4 - Плакат художника Страхова
![В.И. Ленин в Подольске](/media/images/2024-05-15/973c90d5-d49a-4ce1-af3c-88234df34396.jpg)
Рисунок 5 - В.И. Ленин в Подольске
3. Заключение
В целом отношение школы «Анналов» к В. Ленину противоречиво, но в целом, по-нашему мнению, В.И. Ленин для ученых – историческая личность и гениальный политик и изучение его наследия и изменения его изображения в российской истории и искусстве является любопытной и интересной привлекательной для исследователей темой.