АНАЛОГИИ С ПРЕДВОЕННЫМ ПЕРИОДОМ 1929-1941 ГГ.

Научная статья
Выпуск: № 5 (12), 2013
Опубликована:
08.06.2013
PDF

Чернов А.В.

Кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», Екатеринбург, РФ

АНАЛОГИИ С ПРЕДВОЕННЫМ ПЕРИОДОМ 1929-1941 гг.

Аннотация

В статье приводится сравнение экономических и политических событий накануне Второй мировой войны с современными процессами. На основе сопоставления фактов делается вывод о схожести предвоенного и современного периодов. Теоретически, сегодня складываются объективные предпосылки для решения глобальных финансово-экономических проблем военным путем. Возможности России на данном историческом этапе сильно ограничены по сравнению с возможностями СССР перед Второй мировой войной.

Ключевые слова: Экономический кризис, военно-политический блок, мировая война.

 

Chernov A.V.

Candidate of philosophic science, docent of Ural state university of economic, Ekaterinburg, Russia

THE PREWAR PERIOD (1929-1941) AND THE ANALOGY WITH THE PRESENT

Annotation

We investigating the economic and political processes in the period 1929-1941 years and comparing their with the present. We think, that these ages are very approximated. Consequently, appearing the risk of the beginning of the new world war. Russia has smaller capabilities in comparison with Soviet Union before the II World War.

Keywords: Economic crisis, military and political coalitions, world war

Осмысление прошлого и прогнозирование будущего представляют собой единую диалектическую систему. Для того, чтобы предвидеть развитие событий в будущем, нужно знать все факторы, которое порождали подобные события в прошлом, и оценить степень их актуальности в настоящем. В данной работе мы затронули два главных аспекта, определяющих развитие событий в мире: экономику и политику. На основе сопоставления экономических и политических процессов 1929-1941 гг. с аналогичными процессами последнего десятилетия мы задаемся целью спрогнозировать возможный ход дальнейших событий, очевидцами и участниками которых, по всей видимости, мы все скоро станем.

Экономика.

Отбрасывая идеалистические подходы к объяснению объективной социальной реальности, следует признать правоту К.Маркса в том, что «совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, ее реальный базис» [1, С.44]. Учитывая тот факт, что последний век экономика многих стран мира сильно зависит от флагмана экономического развития в лице США, то было бы рациональным взять за исходную точку нашего сравнительного анализа именно 1929 г. – год начала «великой депрессии». Абсолютно неверно полагать, будто она являлась чисто национальным (американским) явлением. Начавшись в США осенью 1929 г. этот кризис вскоре охватил других участников международных отношений.

Не останавливаясь в рамках небольшого исследования на всех причинах «депрессии», перечислим лишь основные из них:

Во-первых, это пузырь на фондовом рынке в совокупности с финансовыми спекуляциями;

Во-вторых, это большой прирост населения и, как следствие, переизбыток рабочей силы, а также стремление к радикальному улучшению качества жизни со стороны основных масс населения, что привело к возникновению «культа потребления».

Как видно из этого недлинного списка, факторы, фигурировавшие в нем в 1929 году, актуальны и в нынешнюю эпоху, несмотря на интервал почти в сто лет. Следовательно, эти факторы могут породить аналогичные проблемы и в современности. Если не будет каких-либо механизмов сдерживания, то тождественные причины с неизбежностью породят тождественные следствия. Из приведенного нами ниже материала видно, что, по всей видимости, это и произойдет в скором будущем.

Например, в указанный период (1929-1941 гг.) международная экономика разделилась на блоки, определенные политической зависимостью и волютой, которая была у них в обращении [2]. Ряд виднейших экономистов современности указывает на прямые аналогии с тем периодом: «Скоро грядет серьезная регионализация финансовой системы. К ней нужно быть готовым. И тут нужно сказать, что мы, Россия, к ней не готовы категорически» [3]. В любом случае, как и во времена «великой депрессии», мировое сообщество вскоре будет представлять собой политико-экономические конгломераты, в основе которых будут находиться конкретные национальные валюты.

Любопытно посмотреть на действия американского правительства в те годы. Как известно, Ф.Рузвельт предпринял ряд эффективных мер по выходу США из «великой депрессии», философский смысл которых сводился к возвращению института государства во все сферы общественной деятельности, особенно в экономику. «Новый курс» Рузвельта подразумевал государственный контроль над экономикой, где вместо «невидимой руки рынка» должна была править железная и вполне осязаемая рука государства. Так, в первую очередь, была оказана финансовая помощь банковскому сектору, при этом правительство США фактически национализировало многие убыточные финансовые учреждения. Тем самым был нанесен мощнейший удар по идеологии либерализма. Подобные антилиберальные изменения происходили и в других ведущих мировых державах, в частности, в Германии и СССР, однако проводились они там на принципиально иной идеологической и правовой основе.

Сегодня в мире в целом протекают аналогичные процессы. Например, отказ ведущих финансовых учреждений от понятия «банковская тайна». Или экспроприация российских вкладов в банковском секторе Кипра. И то, и другое противоречит всем канонам как классического либерализма, так и неолиберализма, и является мировым прецедентом. Если эксперимент с российскими вкладчиками на Кипре получится, т.е. если его организаторам удастся избежать серьезных политических последствий со стороны руководства РФ, то он, по всей видимости, будет впоследствии экстраполирован и на других иностранных вкладчиков. Иными словами, сегодня, как и во времена «великой депрессии», наблюдается постепенный отказ от идей либерализма. Международные отношения, равно как и внутренняя политика государств, однозначно становятся жестче.

Хотелось бы отметить еще один нюанс, касающийся экономики: «Пока глобальная капиталистическая система устойчива, социалистический проект кажется ненужным отклонением от исторической магистрали. Но как только наступит новая "Великая депрессия", он снова станет актуальным» [4]. Однако надо ясно понимать, что для построения «нового социализма» необходимо сначала создать «новый Союз». У нашей страны есть блестящий исторический опыт реализации подобных проектов – СССР, однако не вполне ясно, будет ли Россия локомотивом нового социализма на этот раз. Однозначно можем заявить, что российские элиты и аффилированные с ними иностранные партнеры никогда не допустят подобного сценария. Поэтому на роль флагмана мирового социализма сегодня больше всего подойдет Китай.

Политика.

Политика, как известно, есть «самое концентрированное выражение экономики» [5, С.278], и вся ее деятельность сводится в основном к обслуживанию интересов последней. Следовательно, изменения экономического базиса неизбежно приведут к изменению его политической надстройки. А так как в скором будущем, судя по всему, эти изменения станут носить не только глобальный, но и системный характер, то вероятность силового разрешения экономических проблем резко возрастет.

Политическая ситуация сегодня тоже в чем-то напоминает предвоенный период 1929-1941 гг. Прежде, чем сопоставлять факты, мы вынуждены отметить одну особенность. Осведомленность политического руководства страны всегда выше, чем общества, поэтому население вынуждено следить за политическими интригами власти, чтобы прояснить для себя истинный смысл происходящего. В первую очередь, нас должно интересовать заключение военно-политических блоков и иных государственных союзов, потому что они фактически являются индикаторами приближающейся войны. Сразу отметим, что прямых аналогий между исследуемым периодом и современностью в этом вопросе нет. Однако нет ровным счетом и никаких гарантий, что такие военно-политические блоки (союзы) не появятся в скором будущем.

Например, главной внешнеполитической задачей СССР в то время было недопущение образования единого антисоветского фронта западных держав [6]. Исходя из поставленной задачи, проистекала вся внешнеполитическая деятельность Советского Союза, включая поиск наиболее вероятных союзников против военно-политического блока «Германия-Италия-Япония». Однако мирная инициатива СССР тогда была проигнорирована мировым сообществом. Так, когда в 1938 г. Германия захватила Австрию, правительства США, Великобритании и Франции не предприняли никаких мер для наказания агрессора. В 1938 г. Германия потребовала от Чехословакии передачи ей Судетской области, населенной по преимуществу немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнхене на совещании глав правительств Великобритании, Франции, Италии и Германии было решено отторгнуть от Чехословакии требуемую область. Верх цинизма заключался в том, что представителей самой Чехословакии на это совещание не допустили. Когда Германия и Италия открыто вмешались в гражданскую войну в Испании в 1939 г. и помогли свержению ее законного правительства, никто кроме СССР не осудил этот акт и не вмешался. Как мы видим, это очень напоминает современную политику США в разных регионах земного шара, особенно же на Ближнем Востоке.

Затем события стали развиваться еще стремительнее. Так, премьер-министр Великобритании подписал в Мюнхене с Гитлером декларацию о взаимном ненападении. Два месяца спустя аналогичную декларацию подписало французское правительство. Более того, в 1940 г. Великобритания и Франция активно разрабатывали план совместной воздушной агрессии против СССР, частью которого было уничтожение бакинских нефтяных промыслов [7, С.80]. Складывалась серьезная угроза безопасности СССР со стороны не только германо-итало-японского блока, но и англо-французского, что сулило войну сразу на два фронта. Апогеем советской дипломатии рассматриваемого периода стало заключение договора о взаимном ненападении с Германией – знаменитого пакта Молотова-Риббентропа. В результате этого соглашения СССР смог выйти из международной изоляции.

Иными словами, в указанный период шло массовое строительство всевозможных военно-политических блоков между основными участниками международных отношений. И чем ближе подходила война, тем активнее было это строительство. Сегодня мы не наблюдаем того же ажиотажа, как в исследуемом периоде, однако тенденции к объединению современных государств в блоки прослеживаются: Европейский союз, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество независимых государств, Таможенный союз, Евразийский союз, Североамериканский союз, Лига арабских государств и т.д. Отличие состоит только в том, что место Германии как наиболее вероятного агрессора сегодня уверенно занимают США, а вместо СССР остракизму со стороны мирового сообщества все чаще подвергается Китай. Вполне вероятно, что сегодня на Ближнем Востоке идет такая же «игра» между США и КНР, как когда-то в Испании между Германией и СССР.

Проводя аналогию с 1929-1941 гг. можно сделать вывод о том, что алармистские настроения имеют под собой вполне объективные основания. Если динамика, в первую очередь в финансово-экономическом секторе, будет сохраняться, то это действительно может привести к новой крупномасштабной войне. Соблазн решить все свои проблемы вооруженным путем достаточно велик, в первую очередь у США. Не стоит забывать, что с экономической и политической точек зрения, современная Россия намного слабее, чем СССР перед Второй мировой войной. При этом, хоть Российская Федерация и не играет той роли, что СССР в указанный период, она вполне рискует стать одной из жертв агрессии.

Любопытно, что проводившееся нами в 2011-2013 гг. социологическое исследование, материалы которого в настоящее время уже опубликованы, в целом подтверждает этот вывод [8]. Трудно сказать, как обстоят дела в других странах, но в российском социуме сегодня отчетливо прослеживается психологическое напряжение, связанное с ожиданием возможных крупномасштабных катаклизмов. И опять же, это дублирует коллективный психологический настрой перед Великой Отечественной войной, когда советское общество жило в ожидании скорой войны с Германией. С точки зрения массовой психологии, аналогии с указанным периодом (1929-1941 гг.) вполне прослеживаются.

Таким образом, как с экономической, так и с политической точки зрения, имеются веские основания утверждать о тождестве предвоенного и современного периодов. Однозначно, мировое сообщество вновь подходит к опасной черте. К чему это приведет и как это коснется России – покажет дальнейшее развитие событий.

Список литературы

  • Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 c.

  • Великая депрессия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (дата обращения 20.04.2013).

  • Хазин М.Л. Глобальная реструктуризация финансовой системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (дата обращения 25.04.2013).

  • Маслов О.Ю. Новая Великая депрессии ХХI века в высказываниях современников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. (дата обращения 29.04.2013).

  • Ленин В.И. Полное собрание соч., 5 изд., Т.42. – М: Изд-во политической литературы, 1965-1975.

  • Бачков Р.А. Особенности военно-политического курса Советского Союза накануне Великой Отечественной войны (1939 – июнь 1941 г.): Автореф. дис. канд. ист. наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// cheloveknauka.com (дата обращения 20.04.2013).

  • Власов Ю.П. Великий передел. Т.1. – М.: ДПК Пресс, 2011. – 572 с.

  • Чернов А.В. Vox populi: социально-философское исследование материалов студенческих работ. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2013. – 94 с.