ОСОБЕННОСТИ ПРИГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИИ ТРАНСФЕРАТ ИННВОАЦИЙ
Божко Л.Л.
кандидат экономических наук, доцент, Рудненский индустриальный институт, Республика Казахстан
ОСОБЕННОСТИ ПРИГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЗИЦИИ ТРАНСФЕРАТ ИННВОАЦИЙ
Аннотация
В статье определен понятийный аппарат, характеризующий развитие приграничных территорий; выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие инновационного предпринимательства в регионе; обозначены сценарии развития приграничных территорий с позиции трансферта инноваций.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, приграничные территории, развитие, инновационный потенциал, глобализационные процессы, интеграция, стратегия
Bozhko L.L.
PhD in economics, associate Professor, Rudnyi industrial Institute, Republic of Kazakhstan
PECULIARITIES OF CROSS-BORDER INTERACTION WITH THE POSITION TRANSFER INNOVATIONS
Abstract
The article defined the conceptual framework characterizing the development of border territories; factors, influencing on development of innovative entrepreneurship in the region; identify the scenarios of the development of bordering territories with the position of the transfer of innovations.
Keywords: managing innovation, frontier territories, development, potential, globalizing change, innovation process, strategy and innovation
За последние три или четыре десятилетия в Европе появилась новая геополитика интеграции. Интеграционные процессы способствуют усилению экономической целостности всей территории. Под влиянием интеграции изменяется структура систем, что проявляется, в частности, в изменении конфигураций и функций границ. Во все большей части производственной сферы ближние, внутрисистемные связи уступают первенство дальним, межсистемным, и барьерные функции у границ экономических и прочих районов, ранее определявших распространение тех или иных процессов промышленного производства, как бы размываются [1,2].
Устранение барьеров облегчает перемещение инновационных ресурсов, которые, как правило, стремятся в места их более эффективного использования. Ресурс границы является значимым инновационным фактором функционирования социально-экономической сферы приграничного региона[3].
Инновационный потенциал приграничных территорий можно охарактеризовать как возможности, обусловленные научно-техническими творческими факторами. Его ядро составляют инновации, выражающиеся в изобретениях, патентах, лицензиях, промышленных образцах и т.п. Данное понятие объединяет также все формы «ноу-хау» и другие виды интеллектуальной деятельности, характеризуемым понятием интеллектуальной собственности [4,5].
Инновационный потенциал характеризуется и научно-техническим потенциалом, т.е. уровнем развития научно-технической сферы. Последний определяется численностью и структурой занятых в этой сфере, величиной затрат на научно-исследовательские работы и повышение технической оснащенности данной сферы, результирующими показателями НИОКР, показателями эффективного использования научно-технического потенциала [6].
Для оценки эволюции инновационной активности приграничных территорий можно применить модель пространственной диффузии новшеств, описывающую и освоение территории ( Хаггет, 1968; Berry 1972; Morril. Manninen 1975; Драмович, 1979). Данная модель охватывает в равной степени пространственные и временные закономерности развития хозяйства, причем те и другие можно выявить по отдельности и синтезировать [7].
Диффузия инноваций, согласно Т. Хегерстранду (его основополагающий труд «Диффузия инноваций как пространственный процесс» вышел в свет в 1953 г.), может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна генерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузию, накопление и насыщение. Теория Т. Хегерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений. В идейном отношении она близка теории больших циклов («длинных волн») отечественного экономиста Н.Д. Кондратьева [8].
Как отмечалось ранее, географические границы обладают свойством воздействовать на передачу информации, управление, перемещение людей. Барьерные и контактные функции границы оказывают существенное влияние на развитие приграничных территорий, поэтому используется понятие «импульс экономической активности», как организующее воздействие социально-экономического объекта на прилегающую территорию, которое повышает активизацию деятельности в ней. В нашем исследовании предлагается заменить термин «импульс экономической активности» на термин «импульс инновационной активности», который будем использовать и в дальнейшем.
Известны, как центробежный, так и центростремительный вектор-импульс, имеющие противоположное значение. Несмотря на то, что все приграничное пространство получает один и тот же центробежный «импульс инновационной активности» (в виде инновации, выражающихся в изобретениях, патентах, лицензиях, промышленных образцах, все формы «ноу-хау» и другие виды интеллектуальной деятельности), приграничные территории «отзываются» на него неодинаково. Из этого следует, что приграничные территории развиваются по-разному, как в силу исторически сложившихся особенностей, так из-за различных центростремительных импульсов, исходящих от границ с соседними регионами.
На основе вышеизложенного, мы считаем, что диффузия инноваций применительно к приграничным территориям является неоднозначным процессом и ей присуща многовариантность. Возможны следующие варианты приграничного взаимодействия с позиции трансферта инноваций:
1.В регионах импульс инновационной активности является достаточно слабым и его влияние на приграничные территории (периферию) быстро убывает с удалением от центра. Окраины регионов отличаются низкой инновационной активностью, поэтому взаимодействие регионов в плане трансферта инноваций в их приграничных зонах проявляется незначительно.
2. В регионе, обладающим наибольшим инновационным потенциалом, формируется высокий «импульс инновационной активности», который поступает в соседний регион. Но там он приобретает центростремительное направление, существенно деформирующее инновационную активность, создаваемую центробежным импульсом.
3. Оба региона обладают в своих приграничных зонах высоким импульсом инновационной активности. Можно указать два случая в этой ситуации: инновационная политика регионов имеет одинаковые приоритеты и характеризуется взаимодополнением и тесными связями между регионами; инновационная политика в каждом регионе является активной, но проводится достаточно независимо. В данном случае на границе регионов формируется «импульс инновационной активности», в первом случае более интенсивный, распространяющийся к центрам регионов. В каждом регионе могут возникнуть несколько концентрических волн-гребней, повышающих активизацию инновационной политики не только в ядрах, но и на периферии (приграничных территориях).
4. Вдоль границы расположены объекты, характеризующиеся высоким инновационным потенциалом, или по обе ее стороны резко различаются значительные инновационные ресурсы, стимулируя совместную инновационную деятельность. В обоих случаях инновационное развитие приграничных территорий активизируется.
5. В регионах проводится различная инновационная политика. В таком случае привилегированный (более активный в инновационном плане) регион отрицательно влияет на соседний регион (происходит «утечка» наиболее квалифицированной рабочей силы) и создает в его приграничной полосе зону, лишенную инновационной активности.
Перечисленные варианты приграничного взаимодействия можно использовать при оценке формирования инновационного потенциала приграничных территорий. В связи с этим, наибольшую актуальность приобретает верификация понятия «диффузный обмен инновациями» применительно к приграничным территория.
Важнейшая роль в реализации инновационного потенциала приграничных территорий отводится инновационному предпринимательству. Опыт развитых стран показал, что только на инновационной основе возможно развитие приграничных территорий.
Но анализ инновационного предпринимательства в постсоветских странах позволил сделать вывод, что на данном этапе развития малый и средний бизнес не способен выступить в роли реализатора инновационной функции границ.
Малый и средний бизнес в постсоветских странах постепенно набирает силу. Малые и средние предприятия могут и уже дают необходимую насыщенность рынка, обеспечивают тенденцию к устойчивости цен и ту конкурентную среду, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество товаров. Но вступление в ВТО создает определенные угрозы для отечественных товаропроизводителей, и в первую очередь для предприятий малого и среднего бизнеса.
Современные бизнесмены, как правило, используют устаревшие технологии, не имеют возможности обновить существующее оборудование, не располагают информацией о рынках средств производства, практически не выходят на рынок инноваций. Растянутость процесса коммерциализации инноваций, стремление работать «по-старинки», отторжение всего нового и прогрессивного, погоня за быстрым обогащением не позволяют повышать качество и, соответственно, производить конкурентоспособную продукцию или оказывать услуги на уровне мировых стандартов. Немногие из современных предпринимателей задумываются о возможностях существования их бизнеса в условиях открытости границ ведь отечественные товаропроизводители будут вынуждены конкурировать с ТНК, и постоянно доказывать свою состоятельность и жизнеспособность.
В настоящее время крупный и малый бизнес совершенно изолирован друг от друга. Крупные бизнесмены порой не обращают внимания на своих партнеров, но только более низкого ранга. Малый и средний бизнес самостоятельно не сможет себе позволить разработку и внедрение инноваций. У него просто отсутствуют финансовые возможности. Крупный бизнес не выступает в роли наставника, «младшего брата», не выращивает себе подрядчика или партнера, не помогает и не делится своим опытом. А ведь тесное взаимодействие крупного и малого предпринимательства исключительно важно для перевода отечественной экономики на инновационный путь развития, для которого характерно быстрое и грамотное внедрение достижений науки и техники в бизнес. На данном этапе развития экономики отсутствует посредник, который бы смог объединить малый и крупный бизнес, и подвигнуть их на взаимовыгодное сотрудничество, убедить в необходимости развития партнерских связей и разработать программы объединения усилий для получения общей выгоды.
Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:
приграничные регионы будут иметь все большее значение в контексте развития инновационной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это обуславливается близостью к потенциально мощным рынкам «по ту сторону границы», выстраиванием современной инновационной инфраструктуры, способной обеспечить полную реализацию существующего инновационного потенциала;
приграничное, трансграничное сотрудничество придают процессам инновационного развития приграничных территорий внешний аспект. Анализ модели пространственной диффузии новшеств показал, что инновационная активность приграничных территорий, в отличие от других территориальных образований, это не изолированное понятие, которое определяется особенностями данного региона, а зависит от сложившегося варианта приграничного взаимодействия;
инновационный потенциал приграничных территорий заключается в превращении недостатков периферийного развития в возможности приграничного сотрудничества, в поиске и развитие тех качеств и особенностей, которые впоследствии повысят их привлекательность. В результате диффузного обмена инновациями приграничные территории не только способны использовать позитивные результаты «полюсов саморазвития», которые придадут определенной импульс их инновационной деятельности, но и имеют огромные возможности для создания точек экономического роста вдоль линии границы;
развитие инновационного предпринимательства играет важную роль в реализации инновационного потенциала приграничных территорий.
Список литературы
Castells M., City class and power / Castells M. – N.Y. : st Martin press 1978. – 198 p.
Экономическая и социальная география мира, Алисов Н.В., Хорев Б.С., Гардарика, 2003
Семенова Е., Колмыкова А. Рационализация отраслевой структуры депрессивного региона// Общество и экономика,2001 №1, с.161
Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть». 2000.
Малые города Ивановской области: социально-экономический анализ и перспективы. Монография/ Бабаев Б.Д., Белов П.А., Лодышкин А.В., Морозова О.С., Шувалов А.В., Кодина И.Н., панкратова Е.В., Шангараев Р.Г.; под руководством Б.Д. Бабаева. – Иваново; Ивановский гос. ун-т, 2006.-260с.
Проблемы региональной интеграции: политические, экономические и культурные процессы. / Под общ. Ред. Ю.Н, Гаврилова, Л.О. Терновой. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 182с
Сборник «Трансграничные проблемы стран СНГ» / под ред. В.М. Котлякова, Н.Ф. Глазовского, Л.В. Салтыковской – Москва: Институт географии , 2003 – 248с.
Дергачев В.А. Регионоведение / В.А. Дергачев, Л.Б. Вардомский. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 463 с.: табл.