ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ УДАЛЁННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МАСКА»
ОСОБЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ УДАЛЁННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МАСКА»
Научная статья
Гречанов К.Б.1, Романова А.А.2, *
1 ORCID 0000-0002-1135-0175;
2 ORCID 0000-0001-6418-9242;
1, 2 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия
* Корреспондирующий автор (ann25977[at]mail.ru)
АннотацияИсследование посвящено анализу влияния изучения особенностей проектной деятельности при работе со студентами во время удалённой системы обучения в рамках реализации студенческого проекта «Маска». Помимо того, что учащимся объясняется, что такое «Маска», что «Маска» является одним из важных элементов культуры в культурных традициях многих народов, даётся общая историко-искусствоведческая основа. Объясняется роль маски в различных историко-культурных условиях. Во время работы над проектом, учащимся предоставляются и другие возможные способы, как примеры, изменения внешности в рамках исторических, социальных, культурных и даже географических факторов. Авторами были раскрыты особенности осуществления совместной проектной деятельности с учащимися факультета искусств рекламы и дизайна, Тихоокеанского государственного университета (Педагогического института Тихоокеанского Государственного Университета) города Хабаровска в условиях удалённой системы обучения. В рамках совместного студенческого проекта «Маска», авторами статьи проводилась работа по популяризации среди учащихся творческой и социальной активности на основе изучения декоративно - прикладного искусства, совершенствование навыков, полученных в процессе подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства. Авторами статьи представлены и проанализированы необходимые педагогические условия и особенности работы над совместными студенческими проектами в условиях удалённого обучения. При написании данной статьи были использованы работы таких исследователей, как: С.В. Ерохин, А.И. Иконников, Н.Б. Кириллова, Л.В. Левицкая, А.А. Неверова, В.С. Турчин, Н.И. Харджиев, Й. Хейзинг и другие.
Ключевые слова: декоративно - прикладное искусство, маска, проект, личность, восприятие, удалённое обучение, искусство, диалог, обратная связь.
ASPECTS OF JOINT PROJECT ACTIVITIES WHEN WORKING WITH STUDENTS VIA DISTANCE LEARNING WITHIN THE FRAMEWORK OF THE "MASK" PROJECT
Research article
Grechanov K.B.1, Romanova A.A.2, *
1 ORCID 0000-0002-1135-0175;
2 ORCID 0000-0001-6418-9242;
1, 2 Pacific National University, Khabarovsk, Russia
* Corresponding author (ann25977[at]mail.ru)
AbstractThe study analyzes the impact of studying the aspects of project activities when working with students through distance learning within the framework of the "Mask" student project. In addition to the fact that students are explained what a "Mask" is, that the "Mask" is one of the important elements of culture in the cultural traditions of many peoples, a general historical and art history basis is also provided. The article explains the role of the mask in various historical and cultural contexts. While working on the project, students are presented with other possible elements, such as examples, to change their appearance within historical, social, cultural, and even geographical factors. The authors determine the features of implementing joint project activities with students at the Faculty of Advertising and Design Arts of the Pacific National University (Pedagogical Institute of Pacific National University) in the city of Khabarovsk using a distance learning system. Within the framework of the joint student project "Mask", the authors of the article carry out work on popularizing creative and social activity among students based on the study of decorative and applied arts as well as the improvement of the skills acquired in the training of future teachers of fine arts. The authors of the article present and analyze the necessary pedagogical conditions and aspects of working on joint student projects in the context of distant learning. When writing this article, the authors used the works of such researchers as S. V. Erokhin, A. I. Ikonnikov, N. B. Kirillova, L. V. Levitskaya, A. A. Neverova, V. S. Turchin, N. I. Khardzhiev, J. Huizinga and others.
Keywords: decorative and applied art, mask, project, personality, perception, вшыефтсу learning, art, dialogue, feedback.
Введение
Актуальность исследования прежде всего состоит в том, что на данный момент в системе современного педагогического образования при формировании профессиональных навыков у будущих учителей изобразительного искусства, назрела необходимость в использовании новых форм обучения. Особенно это актуально в рамках использования удалённой системы обучения. В исследовании предлагаются методы для эффективной работы над совместными студенческими проектами в условиях удалённого обучения. Кроме того, при изучении основной тематической составляющей проекта «Маска», рассматривается искусствоведческий аспект с целью расширения и повышения уровня знаний и уровня эстетического восприятия у будущих преподавателей изобразительного искусства. Одним из педагогических условий при работе над студенческим проектом является не только обогащение эмоционального опыта учащихся, но и повышение уровня их практических знаний в области декоративно - прикладного искусства. Исследование проводилось на базе кафедры изобразительного искусства и на базе кафедры декоративно - прикладного искусства факультета искусств рекламы и дизайна педагогического института Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, 2020-2021 гг., в рамках условий удалённого обучения. Основной целью исследования стал не только практический результат работы над совместным студенческим проектом «Маска» - создание маски, но и наблюдение над тем, как постепенно повышается уровень профессиональной подготовки учащихся во время изучения темы проекта. Так же была поставлена задача – провести данный проект в рамках условий удалённого обучения. Учитывая специфику изучения декоративно - прикладного искусства, эта задача оказалась сложной, но интересной и была успешно решена. С помощью анализа, систематизации и обобщения были сформулированы выводы о возможных формах педагогических условий в рамках удалённого обучения и оценивания результатов совместного студенческого проекта «Маска». После окончания проекта, студентам было предложено участие в других научных и творческих проектах, выставках, различных студенческих мероприятиях, как в рамках удалённого обучения, так и во время обычной системы обучения.
В рамках изучения декоративно - прикладного искусства важную роль занимает материаловедение. Учащимся необходимы хорошие базовые знания в этой области, которые в большинстве случаев можно получить только практическим путём на базе художественных мастерских факультета. В условиях удалённого обучения данную проблему необходимо было решить как можно более эффективно. Лабораторные занятия по деревообработке, керамике, ювелирному мастерству, орнаменталистике в условиях удалённого обучения приобрели новые формы. Авторы исследования в ходе работы над совместным студенческим проектом «Маска» апробировали дистанционные формы работы. Это были дистанционные практические занятия, которые велись из художественных мастерских по видеосвязи. Видео формат включал в себя: записанные на видео практические занятия и лекции с описанием материалов, основных этапов работы, лекции по истории искусства, в которых говорилось о том, что такое маска в общем культурном значении. Наличие видео лекций позволило сохранить такую важную составляющую процесса, как присутствие на занятии преподавателя - мастера, способного рассказать и описать не только теоретическую составляющую процесса изготовления в данном случае маски, но и поделиться своими практическими навыками. Авторам исследования во время работы над проектом пришлось существенно пересмотреть практическую часть необходимых педагогических условий. В рамках прежних учебных программ выполнение некоторых лабораторно - практических заданий в условиях удалённого обучения стало либо невозможным, либо проблематичным, в связи с тем, что учащиеся и преподаватели столкнулись с нехваткой необходимых материалов, а точнее с проблемой их приобретения. Во время работы над практической частью совместного студенческого проекта «Маска» использовались исключительно доступные на тот момент материалы. Важно было, чтобы в условиях удалённого обучения не пострадало качество проекта. Для этого были дополнительно апробированы новые практические курсы по декоративно - прикладному искусству в рамках электронной образовательной системы Тихоокеанского государственного университета. Как новая форма обучения в рамках удалённой системы обучения, совместный студенческий проект «Маска», вошёл в общую систему удалённого обучения благодаря новой методике проведения занятий, использованию новых технических возможностей, материалов и информационных технологий. Учитывая и анализируя данные факты, можно говорить о том, что благодаря совместному студенческому проекту «Маска», были открыты новые направления в обучении декоративно - прикладному искусству. При этом, задача поставленная во время разработки и выполнения совместного студенческого проекта «Маска», как освоение новых форм педагогической деятельности по мнению авторов исследования была выполнена, не смотря на определённые сложности, возникшие в период удалённого обучения. Выполнение данной педагогической задачи позволило не только сохранить контингент, но и развить у студенческой аудитории интерес и желание участвовать в дальнейших совместных студенческих проектах. Совместный студенческий проект «Маска», является не только новой формой педагогической работы, но и самостоятельным творческим арт-проектом, выполнение основных задач которого, подразумевает появление новых творческих произведений студентов и преподавателей, а также возможности проведения творческих мероприятий в рамках учебной и воспитательной педагогической деятельности факультета. В процессе работы над проектом, авторы исследования создавали различные фото и видео материалы, рекламные ролики проекта, которые впоследствии могут быть использованы, как дополнительный методический материал в процессе подготовки будущих преподавателей изобразительного искусства, в условиях не только удалённого обучения. Одной из практических задач работы над совместным студенческим проектом «Маска», может стать открытие выставки студенческих проектных работ, арт-показ и дополнительное дефиле в карнавальных костюмах. В рамках проекта, студенткой 3 курса факультета искусства рекламы и дизайна Тихоокеанского государственного университета была выполнена карнавальная маска «Время» (рис.1). Во время изготовления маски были использованы такие материалы, как папье-маше, стразы, сусальное золото, детали часового механизма, акрил, гуашь.
Рис. 1 – Карнавальная маска «Время»
Ещё одной поставленной задачей, может стать создание авторской программы по освоению учащимися совместной проектной деятельности в рамках курса декоративно - прикладного искусства, написание научных статей и их публикация. Важной педагогической задачей может стать выход за рамки традиционной парно - урочной системы во время работы над совместным студенческим проектом, что особенно актуально во время удалённой системы обучения. Учащиеся самостоятельно могут осваивать все этапы творческой деятельности, как теоретической, так и практической их составляющей. Однако прежде, чем подойти непосредственно к созданию масок, учащимся, безусловно, необходимо освоить теоретическую часть проекта: искусствоведческую составляющую и технологическую составляющую. Уникальность проекта, как одной из форм педагогической деятельности заключается в том, что он несёт элементы социального, инфраструктурного, инновационного, технологического и образовательного типов педагогической направленности. Авторами исследования были предложены новые инновационные формы работы с учащимися, новые технологические решения, разработан уникальный образовательный формат, в основе которого были учтены все особенности и сложности работы в условиях удалённого обучения. Как уже говорилось ранее, немаловажную часть занимает искусствоведческая составляющая. Прежде, чем начинать работать над совместным студенческим проектом, учащимся был предложен курс лекций, в котором рассказывалась история появления маски, как особого элемента в обществе, было дано определение, что такое маска, был представлен анализ творчества различных художников, которые занимались данной темой в различные исторические эпохи. Были представлены этнографические маски с учётом историко-культурных и религиозных особенностей. Рассмотрены образцы масок коренных народов Дальнего Востока, Сибири, Северных областей России. Маски народов Африки, Латинской Америки, Тибета, Монголии, Китая и Японии, карнавальные маски Венеции и Бразилии, маски, выполненные современными художниками. При работе над совместным творческим проектом «Маска» обязательно учитывались индивидуальные творческие предпочтения учащихся, которые оговаривались с преподавателями на первоначальных этапах работы над проектом. Учащимся было давно объяснение, что такое маска с точки зрения исторического, искусствоведческого и культурологического аспекта. Изначально «Маска» с французского переводится, как накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо или часть лица. В своей работе Н.Б. Кириллова говорит о том, что кроме того, что на маске может быть изображение человеческого лица, маска может быть представлена в виде головы животного или мифологического существа, особенно это касается ритуальных масок, составляющих отдельную группу [9, С.22]. Изучением символики маски занимаются не только искусствоведы и культурологи. Феномен маски затрагивает такие научные сферы, как антропология, этнография, теология. Н.Б. Кириллова подчёркивает, что данная тема всегда своей загадочностью волновала учёных. Маска, как культурологический объект встречается у всех народов, населяющих земной шар и интерпретации использования маски, как арт-объекта или религиозно - культового объекта, тоже примерно схожи [9, С.85]. В свою очередь К. Леви-Стросс пишет о том, что истоки появления маски встречаются ещё в первобытных обществах и остаются актуальными до сих пор [10, С.19]. Без условно маску можно рассматривать и как сугубо материальный объект и как арт - объект. Чтобы лучше определить эти грани, студентам, прежде чем переходить к практической части совместного проекта «Маска», было предложено изучить данную тематику более подробно, воспользовавшись необходимой искусствоведческой литературой. Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерево, металл, гипс, кожа и т.д. Разнообразны виды масок: декоративные, театральные, этнографические, ритуальные, защитные. Художники и сейчас часто обращаются к теме «Маска». Взаимодействуя с эстетикой современного искусства, маска как арт-объект сильно видоизменилась, изменились и материалы, из которых может быть изготовлена маска. Сегодня маска стала самостоятельным произведением искусства, провоцирующим зрителя на те или иные эмоции. В современном искусстве маска может выступать не только в качестве дополнения образа, но и отражать суть личности своего владельца. В данном случае маска, как произведение декоративно прикладного искусства может быть выполнена в технике минимализма. Сегодня создание маски, как арт-объекта предполагает использование новейших художественных материалов и включает в себя многообразие техник, это в своей работе рассматривает Й. Хейзинга [17, С.39]. Нам известны такие современные художники масок, как Бертжан Пот, Альдо Ланцани, Магнхильд Кеннеди, Джайм Дэвис, Полина Осипова, Настя Пилепчук, Карина Шоштари и другие. Опыт этих художников был использован во время работы над совместным студенческим проектом «Маска». После окончания практической части проекта, между преподавателями и студентами был произведён обмен информацией и впечатлениями от участия в проекте, как с использованием инструментов в системе Moodle, так и в мессенджерах, и в пределах социальных сетей, что позволило быстро ориентироваться в различных запросах и пожеланиях от студентов учитывая их мнение и впечатления от проекта. Основная часть проекта создавалась на базе Тихоокеанского Государственного Университета, в художественных мастерских факультета искусства рекламы и дизайна и учитывая условия эпидемиологической обстановки в мире, часть проекта разрабатывалась и создавалась учащимися в рамках дистанционного обучения самостоятельно, но под непосредственным руководством преподавателей. Продуктом проекта стали маски выполненные студентами в различной тематике, в разных стилях и с использованием различных материалов. Маска «Солнце» выполнена студенткой 3 курса факультета искусства рекламы и дизайна Тихоокеанского государственного университета (рис.2). Маска изготовлена из папье - маше с использованием акриловых красок, бусин, пуговиц и сусального золота
Рис. 2 – Карнавальная маска «Солнце»
ЗаключениеВ процессе работы над исследованием была изучена искусствоведческая, психолого-педагогическая, философская литература. Рассмотрены различные аспекты влияния изучения предложенной тематики совместного студенческого проекта «Маска» на развитие эстетического восприятия будущих преподавателей декоративно - прикладного и изобразительного искусства. Изучение опыта зарубежных исследователей позволило получить дополнительную информацию по данной тематике. Были выявлены возможные направления, формы и методы работы с учащимися в рамках работы над совместным студенческим проектом «Маска», в условиях удалённого обучения. Основная направленность использованных методов была связана с целью укрепления интереса у учащихся к возможности реализации совместного студенческого проекта «Маска», повышением уровня эстетического восприятия произведений искусства у будущих специалистов и созданию окончательного продукта в виде арт - объекта, такого как маска. Были предложены экспериментальные методики, которые будущие специалисты могли бы апробировать в процессе своей профессиональной деятельности. В совместном проекте «Маска» участвовало около 100 студентов Тихоокеанского государственного университета, факультета искусства рекламы и дизайна, очного и заочного отделения. Кроме того, во время работы над исследованием, были выявлены некоторые особенности, которые позволяют утверждать, что тема, представленная в данной статье, сложная и многогранная и безусловно требует дальнейшего более глубокого изучения и дальнейшей разработки. Данная тема может быть разбита на отдельные разделы, которые могут выступить в качестве самостоятельных вопросов, для дальнейшего более углублённого изучения.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Бадью Ален. Философия и событие / Ален Бадью. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. – 192 с.
- Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства / Е. Бобринская - М. : НЛО, 2006. – 304 с.
- Большаков А.О. Человек и его двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого Царства / Большаков А.О. - СПб.: Алетейя, 2001.-288 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вёльфлин. – М. –Л.: 1930. – 151 с.
- Голдберг, Роузли. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней / Роузли Голдберг. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. – 320 с.
- Дегодь Е.Ю. Русское искусство ХХ века / Е.Ю. Дегодь. - М.: Трилистник, 2000. - 224 с.
- Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства / С.В. Ерохин. – СПб. : Алетейя. – 432 с.
- Иконников А.И. Художественные практики: монография / А.И. Иконников; Тихоокеан.г ос. ун-т. -Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2018.-288 с.
- Кириллова Н.Б. Культ маски: исторический контекст / Н. Б. Кириллова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации // Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 324 с.
- Леви-Строс К. Путь масок / Пер. А.Б. Островского / Леви-Строс К.-М.: Республика, 2000.- 400 с.
- Мамчур Е. А. Виртуальные миры искусства и науки: проблема референции / Е. А. Мамчур, Ю. Г. Скоруанская // Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы и решения. – М.: Наука, 2008. - 30-42 с.
- Мейлах М.Б. Поэзия и живопись: Сб. Трудов памяти Харджиева / М.Б. Мейлах, Д.В. Сарабьянов. М. : Языки русской культуры, 2000. – 848 с.
- Новейший философский словарь. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. – 1280 с.
- Турчин В.С. Образ двадцатого…/ В.С. Турчин. М. : Прогресс – Традиция, 2003. – 648 с.
- Философия русского авангарда: коллектив. монография/ под.ред. Н.Н. Ростовой. -М.: РГ- Пресс, 2018. -128 с.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер. – М. : Академический проект. – 528 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens/ Человек играющий: статьи по истории культуры / Хейзинга Й.- М., 2003. - 384 с.
- Неверова А.А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе / А.А. Неверова // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (Москва, нояб.2015г.). - М.,2015. - С.44-48. - [Электронный ресурс]. – URL:http://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9068/ (дата обращения 24.12.2020).
- Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. -2015. - №23.-С.1020-1022. - [Электронный ресурс]. – URL:http://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 28.11.2019).
Список литературы на английском языке / References in English
- Badiou Alain. Filosofija i sobytie [Philosophy and the Event] / Alain Badiou. - M.: Institut obshhegumanitarnykh issledovanijj, 2013. - 192 p. [in Russian]
- Bobrinskaya E. Russkijj avangard: granicy iskusstva [Russian Avant-Garde: The Boundaries of Art] / E. Bobrinskaya -M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2006. - 304 p. [in Russian]
- Bolshakov A. O. Chelovek i ego dvojjnik. Izobrazitel'nost' i mirovozzrenie v Egipte Starogo Carstva [Man and His Double. Pictorialism and Worldview in the Old Kingdom of Egypt] / A. O. Bolshakov -St. Petersburg: Aleteia, 2001. -288 p. [in Russian]
- Wölfflin H. Osnovnye ponjatija istorii iskusstv [Basic Concepts of Art History] / H. Wölfflin. - M.-L.: 1930 – 151 p. [in Russian]
- Goldberg, Roselee. Iskusstvo performansa. Ot futurizma do nashikh dnejj [Performance Art: From Futurism to the Present] / Roselee Goldberg. - Moscow: "Ad Marginem Press" LLC, 2014. - 320 p. [in Russian]
- Degod E. Yu. Russkoe iskusstvo XX veka [Russian Art of the Twentieth Century] / E. Yu. Degod. - M.: Trilistnik, 2000. -224 p. [in Russian]
- Erokhin S. V. Ehstetika cifrovogo izobrazitel'nogo iskusstva [Aesthetics of Digital Art] / S. V. Erokhin. - St. Petersburg: Aleteya. 2010. – 432 p. [in Russian]
- Ikonnikov A. I. Khudozhestvennye praktiki: monografija [Artistic Practices: A Monograph] / A. I. Ikonnikov; Pacific National University. Khabarovsk: Publishing House of PNU, 2018. -288 p. [in Russian]
- Kirillova N. B. Kul't maski: istoricheskijj kontekst [The Cult of the Mask: The Historical Context] / N. B. Kirillova; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation // Ural Federal University. - Yekaterinburg: Ural Federal University Publishing House 2020. -324 p. [in Russian]
- Levi-Strauss C. Put' masok [The Way of Masks] / Translated by A. B. Ostrovsky // C. Levi-Strauss-M.: Respublika, 2000. - 400 p. [in Russian]
- Mamchur E. A. Virtual'nye miry iskusstva i nauki: problema referencii [Virtual Worlds of Art and Science: The Problem of Reference] / E. A. Mamchur, Yu. G. Skoruanskaya / E. A. Mamchur // Teoreticheskaja virtualistika: novye problemy, podkhody i reshenija [Theoretical Virtualistics: New Problems, Approaches and Solutions] / Institute of Philosophy RAS (IPh RAS). - M.: Nauka, 2008. - 30-42 p. [in Russian]
- Meylakh M. B. Poehzija i zhivopis': Sb. Trudov pamjati Khardzhieva [Poetry and Painting: A Collection of Works in Memory of Khardzhiev] / M. B. Meylakh, D. V. Sarabyanov. Moscow: Languages of Russian Culture, 2000. - 848 p. [in Russian]
- Novejjshijj filosofskijj slovar' [The Latest Philosophical Dictionary]. - Minsk: Interpresservis; Knizhny Dom. 2001 – 1280 p. [in Russian]
- Turchin V. S. Obraz dvadcatogo… [The Image of the Twentieth ...] / V. S. Turchin M.: Progress-Tradition, 2003 – 648 p. [in Russian]
- Filosofija russkogo avangarda: kollektiv. monografija [The Philosophy of the Russian Avant-Garde: A Multi-Authored Monograph] / Edited by N. N. Rostova. - M.: RG-Press,2018. -128 p. [in Russian]
- Heidegger M. Istok khudozhestvennogo tvorenija [The Origin of the Work of Art] / M. Heidegger. - M.: Akademichesky proekt. 2008 – 528 p. [in Russian]
- Huizinga J. Chelovek igrajushhijj: stat'i po istorii kul'tury [Homo Ludens: Articles on the History of Culture] / Huizinga-M., 2003. - 384 p. [in Russian]
- Neverova A. A. Problema khudozhestvennogo vosprijatija v psikhologo-pedagogicheskojj literature [The Problem of Artistic Perception in Psychological and Pedagogical Literature] / A. A. Neverova // Psikhologicheskie nauki: teorija i praktika: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, nojab.2015g.) [Psychological Sciences: Theory and Practice: Materials of the IV International Scientific Conference (Moscow, November 2015)]. - M., 2015, pp. 44-48. - [Electronic resource]. – URL: http://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9068/ (accessed: 24.12.2020) [in Russian]
- Khushbakhtov A. Kh. Terminologija «pedagogicheskie uslovija» [Terminology "Pedagogical Conditions"] / A. Kh. Khushbakhtov // Molodojj uchenyjj [Young Scientist]. -2015. - No. 23. - p. 1020-1022. - [Electronic resource]. – URL: http://moluch.ru/archive/103/23955/(accessed: 28.11.2019) [in Russian]