ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РИСУНКА АРХИТЕКТОРА КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ФОРМЫ ПРЕДМЕТА В ПРОСТРАСТВЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.112
Выпуск: № 5 (107), 2021
Опубликована:
2021/05/17
PDF

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РИСУНКА АРХИТЕКТОРА КАК СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ФОРМЫ ПРЕДМЕТА В ПРОСТРАСТВЕ

Научная статья

Болтов Д.В.*

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (dboltoff[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье рассматриваются различные варианты использования линии в архитектурном рисунке. Описаны эффекты восприятия основных элементов рисунка (точка, линия, пятно) на изобразительной плоскости. В статье даются рекомендации по применению линии и пятна в учебном рисунке. Описываются понятия, необходимые для развития пространственного мышления, убедительного построения объёмной формы в пространстве. Приведены графические примеры создания иллюзии пространства, объема и формы на плоскости листа. Статья дополнена авторскими схемами с их описанием.

Ключевые слова: рисунок, точка, линия, пространственное мышление, чувство формы, реальный и виртуальный мир.

ON THE MAIN ELEMENTS OF AN ARCHITECTURAL DRAWING AS A MEANS OF CONVEYING THE SHAPE OF AN OBJECT IN SPACE

Research article

Boltov D.V.*

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia

* Corresponding author (dboltoff[at]yandex.ru)

Abstract

The article discusses various options for using the line in an architectural drawing and describes the effects of perception of the main elements of the drawing (point, line, dab). The author of the study provides recommendations for the use of lines and dabs in educational drawings, describes the concepts necessary for the development of spatial thinking, convincing construction of a three-dimensional form in space as well as provides graphic examples of creating the illusion of space, volume, and shape on the plane of the sheet. The article is supplemented with the author's diagrams and their description.

Keywords: drawing, point, line, spatial thinking, sense of form, real and virtual world.

Введение

Рисунок архитектора – это вид графического искусства, а рисунок – одна из ведущих дисциплин в сфере обучения архитектора. Архитектурный рисунок имеет свою специфику, вытекающую из его назначения и рода деятельности. Это продукт творческой, мыслительной работы архитектора, наглядное выражение его идей, вариант архитектурно – проектных решений. Для успешного выполнения любой проектной задачи архитектор должен владеть искусством рисования, наблюдательностью, цельным видением, зрительной памятью. Рисунок, зародившийся в глубокой древности, имеет свою анатомию, в основу которой заложены инструменты рисования – точки, линии, пятна.

Основное направление архитектурного рисунка – это развитие у рисующего объемно–пространственного и композиционного мышления [1, С 866]. Осознанное рисование основывается на логике построения формы в пространстве и законах зрительского восприятия. Правильное положение предмета относительно линии горизонта и анализ точки зрения на предмет и отдельные его части, относятся к начальному этапу работы над рисунком. Одним из важных ориентиров положения человека в пространстве является «линия горизонта». Линия горизонта в рисунке определяется по уровню глаз, и от того, на какой высоте будет находиться человек, будет зависеть раскрытие основания предметов. В архитектурном рисунке решающее значение имеет определение масштаба, изображаемого объекта, причем этот масштаб тесно связан с пропорциями человеческой фигуры [2, C. 29]. Объект малой формы, не имеющий линии горизонта, не определяет масштаб человека и не является основным предметом рассмотрения в профессии архитектора. Чем, например, отличается рисунок натюрморта от рисунка интерьера? Рисунок натюрморта выполняется в соотношении предмета к предмету, а интерьера – в соотношении человека к окружающей среде. В основе рисунка присутствуют точка, линия и пятно, работающие контрастом, нанесённым на поверхность бумаги. При конфигурации этих элементов можно создать любой рисунок, как иллюзию пространства на плоскости, так и условное изображение какого-либо изделия, выполненного по определенным правилам с помощью чертежа.

В работе над рисунком, кроме знаний о понятиях – линия, точка, пятно, понадобятся знания о двух парадигмальных состояниях – это реальное и идеальное (виртуальное) [3, С. 8]. В современном мире, в век высоких технологий, человек все больше погружается в виртуальный мир. Именно абстрактное мышление позволяет развивать воображение, рассматривая рисунок, мы мысленно начинаем считывать изображение. Профессор бионики Эдинбургского университета Р. Грегори пишет [4, С. 42–43]: «Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двухмерным и трехмерным. А картины мы видим именно так». Форма любого предмета и его пропорции формируются на картинной плоскости линиями на визуальном и подсознательном уровне. Картинная плоскость имеет определенные размеры, а средствами линий и пятен создаётся на ней пространственная среда. Специфика линейного решения существует во многих специальностях – это математика в начертательной геометрии, геометрия, черчение и т. д. Основными понятиями линии в геометрии служит аксиоматическое определение. Например, в «Началах» Евклида она определяется как «длина без ширины» [5, С 11], что характеризует ее одномерность, как следствие движущейся точки на пересечении двух поверхностей. По своим свойствам линия в геометрии определяется как геометрическая фигура. В черчении знания линейной перспективы применяются, как инструмент, при составлении чертежа какой-нибудь детали. С помощью линий можно отобразить конфигурацию, габариты и другие элементы изделия на плоскости, передать видимые и невидимые очертания предметов. Точно выполненный чертеж детали поможет ее изготовить токарю или плотнику.

Для развития пространственного мышления в архитектуре используется рисунок. Он является главным художественно-выразительным средством творческого процесса архитектора. Пространственная иллюзорность всякого изображения на плоскости имеет условность линейной перспективы (условная трехмерность, условная глубина). Основные и необходимые методы изобразительного искусства противостоят реальному пространству, реальной трехмерной глубине. Начинающий архитектор, овладевая искусством рисунка формирует композиционное и объемно-пространственное мышление. Рассматривая предметы интерьера, например, гипсовую скульптуру, мольберт, табурет, художник пребывает в реальном мире в роли созерцателя, и мы можем проследить как используется творческое воображение. Перед ним стоит задача – нарисовать эти предметы на двухмерной плоскости в трехмерном пространстве.

Творческое воображение и пространственное мышление помогают создать иллюзию пространства, передать объем и форму изображаемых предметов. Находясь в реальном мире, предметы, пространство между ними и вся видимая форма воспринимаются физически в виде разнообразных пятен. Например, в рисунке интерьера студентами-архитекторами должны решаться главные задачи – композиционные (центр композиции), пространственные (передача глубины пространства), задачи, связанные с пропорциональным соотношением предметов относительно друг друга, определение линии горизонта, убедительная передача объема и формы предметов.

20-05-2021 12-44-39

Рис. 1 – Пример предварительного рисунка интерьера

 

Как правило, на начальном этапе студенты выполняют линейный рисунок, при этом чувство формы теряется, потому что видны только линии (см. рисунок 1) на фоне белого листа [6, C. 16–22]. В природе все, что напоминает линию, определяется формой в виде проволоки, веревки, нити и т. п. В геометрии линия характеризуется как фигура (знак). В рисунке линия, показывающая контуры предметов, вызывает обман зрения, не позволяя правильно воспринимать глубину пространства. Происходит потеря чувства материала и присутствия бумаги как плоскости. Первичное чувство белой бумаги – «реальное», оно работает как плоская форма, на поверхности которой можно нанести графит. В рисунке линии построения уводят зрительно белое пятно в «виртуальное» ощущение глубины. Плоскость – это абстрактное понятие, так как в реальном мире плоскости нет, есть только поверхность.

Линии в рисунке имеют характер предметности, а понятие линейного построения – это мысленная линия, которая должна подчиняться общей рисуемой форме предмета и не должна рассматриваться как самоцель. Все очертания, которые мы видим – это лишь границы между разными плоскостями и формами. Сочетания различных по конфигурации пятен определяют изображаемые формы. Как уже было указано выше, элементами рисунка являются – линия, точка, пятно. С их помощью можно создать любой рисунок. В рисунке работа выполняется чувственным методом, здесь точность имеет относительный характер. Линия в рисунке является средством передачи формы и возникает в точках соприкосновения двух красочных пятен – белого и черного. Два пятна на границе друг с другом образуют четко различимый контраст. Базовое пятно всегда работает основой [7, С. 298], «плоскостью», на которую наносится противоположное пятно, «линия», свойство которой заключается в делении основного пятна на отдельные части. Это темное пятно может быть базовым, на основу которого наносится светлое пятно, или, наоборот, смысл линии будет оставаться в ее протяженности контраста по отношению к соседнему пятну. (см. рисунок 2). Разница будет только в том, что на чёрной плоскости белая линия будет вытягивать объём из глубины, а чёрная линия на белой плоскости будет, наоборот, уводить в глубину.

20-05-2021 12-44-49

Рис. 2 – Линейный контраст на плоскости

 

Чтобы создать разницу в размере изображаемых предметов, надо знать отличие видения линий в натуре от видения линий в рисунке. Так как в природе нет линий, которыми были бы обведены какие-то формы, то значит, и в натуре не существует контура, очерчивающего формы, но почти все, что мы можем придумать, может быть нарисовано с помощью линий. Разновидностей линий очень много, и каждая служит своей цели. Специфика линий в рисунке отличается от специфики линий, используемых в геометрии, черчении или в письме. Разберемся на примере шрифтовой композиции. Если написать букву, то из линий получится знак – это элемент письма, текста. С помощью этих знаков можно составить любое слово, линии начинают приобретать смысл, образуя слова. Несколько слов собираются во фразы и уже можно создать какое-то действие, например, диалог. Слово – это абстрактное понятие. Есть понятие линии как знака, а есть понятие линии как «пятно». В чем их отличие? Линия «пятно» — это протяжённость контраста, который может иметь разную толщину (см. рисунок 3, а), а линия знаковая — это механически начерченная конструктивная линия (см. рисунок 3, б). Если мыслить пятнами и представить, что белое находится ближе, а темное – дальше, сделать линии вариативней по толщине, то линии начинают оживать

 

20-05-2021 12-44-57

Рис. 3 – Вариативная линия (а); вычерченная линия (б)

 

в изображении и приобретать художественный смысл. Толстые линии более контрастные, вытягивают предмет, тонкие уводят его в глубину. Линия работает в логике перспективы. В рисунке линейная перспектива подчиняется композиционному замыслу, а не самоцелью ее рисования. В привязке к формату решается другая задача – организация плоскости, поиск главного в композиции, композиционный центр. В рисунке линейной перспективы (см. рисунок 4, а) решается другая задача – связать предмет с помощью линий с точкой схода. Когда линейная перспектива работает с форматом, она приобретает абсурдный характер [8, С. 12–13], например, если нарисовать, уходящую за горизонт, дорогу, показывая только ее контуры, то мы получим примерно такое изображение, как на рисунке (см. рисунок 4, б).

 

20-05-2021 12-45-14

Рис. 4 – предмет в перспективе (а); перспективное сокращение на плоскости (б)

 

При этом мы увидим, что участки слева и справа от дороги, наоборот, увеличиваются по мере удаления от первого плана и получается, что они изображены в обратной перспективе по отношению к формату. А это значит противоречит логике построения пространства по правилам прямой перспективы.

Возможно использование следующих линий: 1. Линия в пятне – если мы рисуем гипсовую фигуру, повернутую одной стороной к свету, а другой стороной к тени, то для определения перелома формы потребуется нарисовать линию разграничения двух сторон, которая будет делить форму на две части. Сторона, развернутая против света, должна быть в рисунке закрыта темным пятном (см. рисунок 5), а линия, делящая стороны, должна быть привязана к темному пятну. В таком случае светлая сторона гипсовой фигуры будет казаться главной по отношению к теневой стороне. Также (см. рисунок 6) используется линия в одной связке с пятном, где раскрываются стороны – белая и чёрная. Находясь в одной параллели, оба пятна в касании чередуются, создавая горизонталь. В таком решении линия приобретает условный характер.

20-05-2021 12-49-30

Рис. 5 – Пример работы линии в пятне

20-05-2021 12-49-38

Рис. 6 – Контраст пятен по горизонтальному направлению

 
  1. Линия, воздействующая как контраст, прерывистая, акцентирующая белое пятно (см. рисунок 7, а). Эта линия определяет форму предмета: толще (длиннее) – ближе, тоньше (короче) – дальше. Проведенная линия в перспективе делит плоскость на две части, а прерывистая линия держит плоскость как одно целое и, при этом, выделяя части фигуры, не теряет общего с форматом. Применение прерывистой линии необходимо в местах рисуемой фигуры, там, где форму нужно подчеркнуть, чтобы одна часть ее стала определенно ближе, а другая – дальше. Также прерывистая линия акцентирует внимание на разделении формы или, наоборот, служит для привязки фигуры к соседней плоскости (см. рисунок 7, б). На примере указанно, что, если акценты расставить не на углах, а на гранях, то форма приобретёт иное прочтение (см. рисунок 7, в)
 

20-05-2021 12-51-00

Рис. 7 – Прерывистый контраст (а); привязка к плоскости (б); акцент по краю (в)

 
  1. Рубящая линия – это линия, как протяженность контраста [9, C 9–10], которая делит белое пятно на две части и позволяет управлять белым пятном. Ближе контраст пятен сильнее резонирует, а дальше – слабее. В результате происходит распределение нагрузки белого пятна (см. рисунок 8) на большее и меньшее. Большее пятно белого будет главным (ближним), а меньшее – подчиненным (дальним).

20-05-2021 12-51-13

Рис. 8 –Линия, рубящая белое пятно

 

Линия в рисунке – это, прежде всего, средство передачи формы предмета в пространстве. Два разных по светлоте пятна на границе друг с другом образуют четко выраженный контраст. Также линия хорошо видна и там, где идет переход от насыщенного тона к слабовыраженному. В рисунке архитектора важно использовать контраст пятен для создания образа. При создании контраста белого и черного появляется чувство объема. Без сомнения, будущему архитектору необходимо общее представление о законах графики, чтобы умело оперировать элементами рисунка (точкой, линией и пятном) при создании архитектурных проектов. Рисунок для архитектора — это инструмент, средство общения и формирования своих мыслей в реализации проектов. Результатом осмысленной работы над рисунком будет не только решение текущих задач, но и приобретение навыка пространственного мышления. Специфика применения линии в разных отраслях отличается своей функцией, задачей и контекстом применения. Будущий архитектор должен быть грамотным, умелым рисовальщиком, знающим геометрию и обладающим развитым композиционным мышлением. Римский архитектор и инженер, ученый-энциклопедист Витрувий говорил, что формулой архитектурного целого является «польза-прочность-красота» [10, C. 24]. Этими тремя качествами должны обладать все «творения» зодчего. Красоты в архитектуре достичь невозможно без твердого навыка в изображении видимой формы. Только, нарабатывая опыт, начинающий архитектор приобретает столь необходимые практические навыки, формируя свое композиционное и пространственное мышление. 

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Федоров О. П. Этапы формирования объемно-пространственного мышления у студентов 1–2 курсов по направлению «Архитектура» / Федоров О. П., Мезенцев А. В., Юсупов И. А. // Педагогические параллели: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. 25 октября – 2 ноября 2018 года. – СПб.: СПбГАСУ, 2018. – С.865-868.
  2. Маркитантова Т. О. Художественная практика. II курс: учеб. пособие / Т. О. Маркитантов; СПбГАСУ. - СПб., 2014. - 48 с.
  3. Рисунок и живопись: метод. Указания / сост.: Н. П. Пятахин, Г. Е. Русанов; СПбГАСУ. – СПб., 2019. – 22 с.
  4. Грегори Р. Л. Разумный глаз: Пер. с англ. Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 240 с.
  5. Начала Евклида Евклид / пер. с греч, и коммент. Д.Д. Мордухай-Болтовского III в. до н. э.; при ред. участии М. Я. Выгодского и И. Н. Веселовского. Кн. 1–. Кн. 1–6. – 1948–448 с.
  6. Черная Е. А. Рисунок архитектурной детали. Формирование композиционных навыков у абитуриентов в процессе довузовской подготовки по дисциплине «Рисунок»: учебное пособие / Е. А. Черная, Е. Г. Молоткова; СПбГАСУ. - СПб., 2010. - 64 с.
  7. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие/ [Подгот. Текста, науч. Аппарат Д.Д. Чебановой]. - М.: Сов. Художник, 1988. -586 с.
  8. Молоткова Е.Г. Линия в изобразительном процессе / Е.Г. Молоткова; СПбГАСУ. - СПб., 2009. - 26 с.
  9. 9.Пятахин Н.П. Формирование композиционного мышления. В 5 ч. Ч. I. Концепция метода. Система заданий по дисциплине «Рисунок»: учеб. -метод. пособие / Н. П. Пятахин; СПбГАСУ. – СПб., 2008–40 с
  10. Витрувий Десять книг об архитектуре / Витрувий. Репринтное издание. - М.: «Архитектура-С», 2006. - 328 с., ил. 1.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Fedorov O. P. Jetapy formirovanija ob"emno-prostranstvennogo myshlenija u studentov 1-2 kursov po napravleniju «Arhitektura» [Stages of formation of volumetric-spatial thinking among students of 1-2 courses in the direction of "Architecture"] / O. P. Fedorov, A. V. Mezencev, I. A. Jusupov // Pedagogicheskie paralleli: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 25 oktjabrja – 2 nojabrja 2018 goda. [Pedagogical parallels: materials of the VI International scientific and practical conference October 25 - November 2, 2018], – SPb.: SPbGASU, 2018. – P.865-868. [in Russian]
  2. Markitantova T. O. Hudozhestvennaja praktika. II kurs: ucheb. Posobie [Artistic practice. II course: study guide] / T. O. Markitantova; SPbGASU. - SPb., 2014. - 48 p. [in Russian]
  3. Risunok i zhivopis': metod. Ukazanija [Drawing and painting: guidelines] / sost.: N. P. Pjatahin, G. E. Rusanov; SPbGASU. – SPb., 2019. – 22 p. [in Russian]
  4. Gregori R.L. Razumnyj glaz [Reasonable eye] / 2-nd edition. – M.: Editorial URSS, 2003. – 240 p. [in Russian]
  5. Nachala Evklida Evklid [Beginnings of Euclid Euclid] / translation from Greek and commentary. D.D. Morduhaj-Boltovskogo III v. do n. je.; ed. M. Ja. Vygodskogo i I.N. Veselovskogo. Kn. 1–. Books. 1–6. – 1948 – 448 p. [in Russian]
  6. Chernaja E. A. Risunok arhitekturnoj detali. Formirovanie kompozicionnyh navykov u abiturientov v processe dovuzovskoj podgotovki po discipline «Risunok»: uchebnoe posobie [Drawing of an architectural detail. Formation of compositional skills among applicants in the process of pre-university training in the discipline "Drawing": textbook] / E. A. Chernaja, E. G. Molotkova; SPbGASU. - SPb., 2010. - 64 p.
  7. Favorskij V.A. Literaturno-teoreticheskoe nasledie [Favorsky V.A. Literary and theoretical heritage] / [Podgot. Teksta, nauch. Apparat D.D. Chebanovoj]. - M.: Sov. Hudozhnik, 1988. -586 p. [in Russian]
  8. Molotkova E.G. Linija v izobrazitel'nom processe [Line in the pictorial process] / E.G. Molotkova; SPbGASU. - SPb., 2009. - 26 p. [in Russian]
  9. Pjatahin N.P. Formirovanie kompozicionnogo myshlenija. Gorodskoj pejzazh. Sistema zadanij po discipline «Risunok»: ucheb.-metod. posobie [Formation of compositional thinking. In 5 parts. Part I. City landscape. The system of tasks for the discipline "Drawing": teaching aid] / N. P. Pjatahin; SPbGASU. – SPb., 2008. – 40 p. [in Russian]
  10. Vitruvij Desjat' knig ob arhitekture [Vitruvius Ten Books on Architecture] / Vitruvij. Reprinted edition. - M.: «Arhitektura-S», 2006. - 328 p.