ПОДКАСТЫ О ХОККЕЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ КОНТЕНТА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.142.93
Выпуск: № 4 (142), 2024
Предложена:
24.03.2024
Принята:
08.04.2024
Опубликована:
17.04.2024
81
2
XML
PDF

Аннотация

Подкасты на сегодняшний день являются одним из наиболее востребованных видов медиапродукта. Большой интерес к ним со стороны аудитории обусловливает и тот факт, что именно сфера подкастинга часто становится объектом научного осмысления. К числу активно изучаемых наукой проблем можно отнести вопрос о типологизации и классификации подобного контента. На основе анализа актуальной медиапрактики авторы статьи рассматривают основные виды подкастов о хоккее в российском медиапространстве. В качестве основных методов работы с эмпирическим материалом были выбраны следующие: содержательно-тематический анализ контента и систематизация. В исследовании предпринята попытка классификации системы подкастов о хоккее на основе их жанровых форм и проблемно-тематического содержания.

1. Введение

Подкасты – относительно новый, но активно развивающийся вид медийной продукции. На данный момент спрос на них со стороны пользователей только растет, что проявляется в увеличении как количества подкастов, так и в разнообразии их форматов и тематики. С исследовательской точки зрения, этот медиапродукт также представляет интерес. Неизменно актуальным является вопрос о типологии и классификации подкастов. В данном аспекте важными представляются работы Кругловой Л. А.

, Распоповой С. С. и Саблиной Т. А.
, Воиновой Е. А. и Сивяковой Е. В.
, где выделяются различные варианты классификации подкастов, выявляются их функции и варианты тематической направленности. Наряду с социальной, политической, культурной и научно-популярной тематикой интерес создателей и исследователей медиаконтента направлен и на подкасты о спорте.

При всем многообразии спортивных дисциплин хоккей в России является одним из самых популярных видов спорта. По заверению вице-премьера Российской Федерации Д. Чернышенко, данным видом спорта в стране занимается более 670 тыс. человек

. О возрастающем росте интереса к хоккею высказывался и Президент Федерации хоккея России В. Третьяк
. На основании этого можно отметить, что актуальность исследования подкастов о хоккее базируется не только на востребованности подкастов как вида медийной продукции и на популярности хоккея как вида спорта.

2. Эмпирическая база и методы исследования

Проблема в работе над данным исследованием состояла в том, что подкасты на хоккейную тематику практически не исследованы. Данная тематическая группа спортивных подкастов в целом упомянута в рамках ряда исследований Е. С. Дорощук

,
, Е. Г. Малышевой
, Е. А. Калиевой, И. В. Манжелей
), но не включает в себя подкасты о хоккее как отдельный вид, что, впрочем, может быть перспективно для дальнейшего углубления теоретико-практического знания о подкасте как виде медийного продукта.

Целью данного исследования стало определение вариантов классификации системы подкастов о хоккее в современном отечественном медиапространстве на основе их жанровых форм и проблемно-тематического содержания.

В работе над данным исследованием авторы использовали следующие общенаучные методы: аналитический обзор и анализ литературы, синтез, индукция и дедукция. При работе с эмпирической базой были использованы следующие методы: содержательно-тематический анализ контента, а именно звукового (аудиоподкасты), экранного (видеоподкасты), методы систематизации и классификации эмпирического материала были использованы для того, чтобы предложить авторский вариант типологии подкастов о хоккее в отечественном медиапространстве.

Эмпирической базой данного исследования стали отечественные аудио- и видеоподкасты на хоккейную тематику. При определении выборки источников важным критерием были не только тематическая принадлежность, но и были активность подкаста, то есть материалы каждого подкаста публикуются на регулярной основе. Всего авторы проанализировали следующие подкаст-каналы: «Великолепная пятёрка и вратарь» (проект радио «ЗВЕЗДА»), «Лёдкаст КХЛ» (официальный подкаст КХЛ), "HockeyBrothersTV" А. Кача, Н. Захарова, В. Крамарова, П Корниенко, «Скользкий лёд — Полный контракт» (проект букмекерской конторы "Winline"), «Сполт-это зызнь!» М. Черкасова, "Hockey on the Beach" Д. Мироновой, «Бросок в створ!» Д. Бондаренко.

При анализе эмпирической базы авторы исследования обращали внимания на следующие параметры: форма подачи материала (вид подкаста), и нарративные подходы к раскрытию тем, связанных с хоккеем.

3. Основные результаты

В русскоязычном медиапространстве подкасты о хоккее могут быть самостоятельным видом продукции, существующим на аудио- и видеоплатформах (например, Яндекс.Музыка, ApplePodcasts, SoundCloud, YouTube и т.д.), а могут являться одним из элементов медиапродукции о хоккее (например, подкаст «За бортом» – это отдельный плейлист в рамках проекта "Hockey On The Beach", который, в свою очередь, является одним из проектов телеграм-канала "NHL.online"). Однако классификация по площадке и способу размещения не ставилась в качестве задачи данного исследования. Поскольку в основе научного интереса авторов данной статьи были жанровые и формально-содержательные характеристики подкастов о хоккее, то было принято решение в рамках данного исследования рассматривать аудио- и видеоподкасты в совокупности, не учитывая специфику их производства и возможностей использования изобразительно-выразительных средств экранной и аудиопродукции.

Один из вариантов классификации подкастов о хоккее может быть основан на определении доминирующей жанровой формы подачи материала. В соответствии с этим весь анализируемый материал был распределен на следующие группы: подкаст-монолог, подкаст-интервью, подкаст-беседа (в том числе подкаст-дискуссия). Подкаст-монолог – подкаст, в котором рассказчиком выступает один человек. В анализируемой эмпирической базе таким примером являются отдельные выпуски авторского подкаста Д. Бондаренко «Бросок в створ»

и сторителлинговый подкаст «Великолепная пятерка и вратарь»
, посвященный главным хоккейным матчам с участием отечественных команд. Данный подкаст раскрывает историю так называемого большого спорта через рассказ о знаковых матчах, используя технологию сторителлинга, в том числе на уровне звуковых элементов, направленных на воссоздание нужной атмосферы (например, звук передвижения по льду в начале каждого выпуска, звуки самолета при рассказе о перелете хоккеиста, аплодисментов и т.д.). Основным повествователем в данном подкасте является актер И. Тарадайкин, однако используются и реальные записи голосов участников упоминаемого матча, при необходимости переведенные на русский язык и озвученные другими актерами. Иногда автор меняет голоса, адаптируя используемую им лексику для передачи уникальной манеры того спортсмена или представителя спортивной индустрии, от лица которого он говорит в этот момент. Таким образом авторы подкаста создают эффект полифинии и погружают в предлагаемые обстоятельства, что помогает удержать внимание аудитории.

Подкаст-интервью – такой вид подкаста о хоккее, в котором участвует журналист (интервьюер) и представитель сферы хоккейного спорта. Формат раскрытия тематики – вопросно-ответный. Чаще всего героями становятся хоккеисты, например, в подкасте "HockeyBrothersTV"

, «Скользкий лёд – Полный контракт»
, «Сполт – это зызнь!»
.

Подкаст-беседа – еще один вид подкаста, в котором обсуждение хоккейной тематики осуществляется двумя лицами. Отличие от подкаста-интервью состоит в том, что участники общения занимают равноправные позиции, а сам разговор ведется в рамках определенного круга проблем. В качестве примеров данного вида медиапродукта можно привести подкаст «Скользкий лед – Полный контракт», «Ледкаст»

, "Hockey On The Beach", "HockeyBrothersTV"
, «Сполт – это зызнь!». Отдельной разновидностью подкаста-беседы можно считать подкаст-дискуссию, поскольку подкасты, изначально позиционируемые как беседа, могут в ходе разговора перерастать в дискуссию (например, в отдельных выпусках подкаста «Скользкий лед – Полный контракт»).

В качестве другого варианта классификации подкастов о хоккее можно предложить распределение их по доминирующему содержанию контента. При таком подходе можно выделить следующие группы: послематчевые, исторические, проблемные, личные истории.

Послематчевые подкасты – это те материалы, которые записываются непосредственно после матча и включают в себя анализ прошедшей игры, обсуждение самых знаковых моментов матча, обмен эмоциями (например, подкаст «Ледкаст» включает в себя выпуски, посвященные как отдельным матчам, так и сериям игр).

К проблемным подкастам можно отнести материалы, посвященные отдельным аспектам хоккейной тематики (например, подкасты «Скользкий лет – Полный контракт», «Ледкаст», "Hockey On The Beach", "HockeyBrothersTV", «Сполт – это зызнь!», раскрывающие такие аспекты, как покупка игроков, неудачные матчи и т.д.).

В исторических подкастах основой повествования становится непосредственно история хоккея. На данный момент мы нашли только один пример хоккейного подкаста на историческую тему – «Великолепная пятерка и вратарь». Каждый выпуск подкаста представляет собой небольшое повествование, раскрывающее отдельный аспект серии хоккейных матчей СССР – Канада 1972 года. 

Подкасты, обозначенные нами как «личные истории», в целом можно отнести к проблемным подкастам, так как обсуждение в них касается аспектов, которые свойственны всей хоккейной сфере, однако при этом раскрытие проблем осуществляется через субъективный опыт гостя, что позволяет говорить о них как об отдельной категории подкастов. К данной группе мы отнесем подкаст «Сполт – это зызнь!», который показывает опыт людей, связанных с хоккеем, рассказывает о том, что остается за переделами ледовой арены, но при этом непосредственно влияет и на спортивную индустрию в целом, и на хоккей в частности (например, выпуск с участием профессиональных и успешных хоккеистов Артема Венскеля и Артема Гаврилова, которые приняли решение закончить хоккейную карьеру в молодом возрасте). На примере их персональных историй раскрываются психологические сложности, связанные с этим решением, а также формальные особенности. В других выпусках через личные истории поднимаются такие темы, как штрафы в хоккее, спортивное обмундирование и проблемы его выбора, зарплата в хоккее, «дедовщина» в Суперлиге и другие стороны жизни хоккеиста. К группе проектов категории «личные истории» можно также отнести также подкасты «Скользкий лёд – Полный контракт», "HockeyBrothersTV", «Сполт – это зызнь!».

4. Заключение

Таким образом, благодаря проведенному анализу жанров и форм, можно сделать следующий вывод: современный русскоязычный подкастинг является постоянно развивающимся и динамично растущим сообществом, в котором представлены разнообразные виды медиапродуктов о хоккее. Классификация подкастов о хоккее может быть основана на различных основаниях: жанровом, проблемно-тематическом и др. При изучении лидеров рынка на момент исследования, мы выделили следующие виды подкаста, с точки зрения использования жанровых форм: подкаст-монолог, подкаст-интервью и подкаст-беседа. При классификации по проблемно-тематическому принципу были выделены послематчевые, исторические, проблемные подкасты и так называемые «личные истории». Предлагаемое разделение подкастов о хоккее может быть продолжено через сопоставление с подкастами, посвященными другим видам спорта, что позволит дополнить представленные материалы, выявить корреляцию с классификациями, предложенными в работах теоретиков и практиков медиасферы, а также установить взаимосвязь между видами подкастов и эффективными нарративными стратегиями при создании подкастов о спорте.

Метрика статьи

Просмотров:81
Скачиваний:2
Просмотры
Всего:
Просмотров:81