ТЕХНИКА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.066
ТЕХНИКА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Научная статья
Димитрова С.В.1, Загорская О.В.2, *
1 Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия;
2 Донской Государственный аграрный университет, Новочеркасск, Россия
* Корреспондирующий автор (zagorskaya_nvch[at]mail.ru)
Аннотация
В статье анализируются процессы технического развития, имеющие внутренние детерминанты, на которых основана технологическая логика, и внешние детерминанты, связанные с логикой социальной и культурной динамики. Как социокультурный феномен, техника и технологии не могут быть исключены из общего контекста человеческой культуры. В настоящее время идея о том, что техника и технологии не только включены в культуру, но и являются приоритетными составляющими в современных цивилизациях, где получают все большее распространение, что приводит к доминированию технического рационализма. Авторы указывают, что в отношениях между человеком и техникой появились новые аспекты, среди которых можно выделить два основных аспекта: граница между человеком и машиной, проблема естественного и искусственного интеллекта и образ жизни человека в мире техники и технологий.
Ключевые слова: техника, технологии, техническая рациональность, социокультурная матрица, социальная действительность, общество, личность.
TECHNOLOGY AS A FACTOR OF SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATIONS OF MODERN SOCIETY
Research article
Dimitrova S.V.1, Zagorskaya O.V.2, *
1 Volgograd State University, Volgograd, Russia;
2 Don State Agrarian University, Novocherkassk, Russia
* Corresponding author (zagorskaya_nvch[at]mail.ru)
Abstract
The article analyzes the processes of technical development, which have internal determinants on which technological logic is based, and external determinants associated with the logic of social and cultural dynamics. As a sociocultural phenomenon, technology and technological equipment cannot be excluded from the general context of human culture. Today, the idea that technological equipment and technology are not only included in culture but are also priority components in modern civilizations, where they are becoming more widespread, which leads to the dominance of technical rationalism. The authors point out new aspects in the relationship between man and technology, among which two main aspects can be distinguished: the border between man and machine, the problem of natural and artificial intelligence and the way of human life in the world of technology and technological equipment.
Keywords: technological equipment, technology, technical rationality, socio-cultural matrix, social reality, society, personality.
Характерной особенностью начала XXI века является растущее влияние техники и высоких технологий на формирование миропонимания современного человека. Мир техники становится не только технологическим феноменом, но и неотъемлемой стороной современной цивилизации и культуры, органически связанной с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями.
В первые десятилетия XXIв. в обществе под влиянием воздействия техники и ее технологий возникают новые проблемы, требующие своего философского осознания, такие как возникновение экспансии информационной сети, проблемы концепции устойчивого развития, информационных нанотехнологий, оценка основных направлений научно-технического развития.
Современные исследователи изучают либо общие проблемы ценностных изменений в современном обществе, либо ими рассматриваются проблемы, порождаемые отдельно взятыми технологиями, например, такие исследователи как Д.В. Иванов, М. Кастельс, И.С. Мелюхин, А.И. Ракитов и др. занимаются социокультурными последствиями использования информационных технологий, а также серьезная дискуссия развернулась вокруг применения биотехнологий и, прежде всего, генной инженерии (Р. Ланц, Н. Розенталь, Б.Г. Юдин и др.), различные аспекты воздействия нанотехнологий на человека и общество рассматриваются в работах (Ю. Дзюбан, С. Ларкина, М. Ратнера, Д. Ратнера, Д. Уайтсайдса, Д. Эйглера, Р. Андерса и др.), активно разрабатываются вопросы соотношения этики и высоких технологий (И. Барбур, А.Я. Иванюшкин, Б.Г. Юдин и др.)
В настоящее время техника и технологии оказали мощное влияние на все процессы взаимоотношений людей, особенно на построение коммуникаций. Цифровые технологии изменили то, что называют «медиа», влияние новых технологий на средства массовой информации очевидно, поскольку медиакомпании больше не обязательно является новостными платформами. Медиа-компания - это теперь любая компания, которая помогает передавать информацию по всему миру, включая платформы социальных сетей, такие как Facebook и Twitter.
Количество активных веб-пользователей во всем мире в настоящее время составляет около 3,2 миллиарда человек, что составляет почти половину населения земного шара. Каждый день по всему миру продается два миллиона смартфонов, а объем информации, которой мы делимся в социальных сетях, феноменален. Развитие технологий сделало общение невероятно быстрым и удобным.
Facebook, Twitter или Skype стали во многом именами нарицательными, но в тоже время нельзя не отметить тот факт, что даже если вы не используете эти платформы, они являются частью повседневной жизни и не исчезнут в ближайшее время. Независимо от местоположения человека, сообщения через социальные сети доставляются на эти платформы с одинаковой скоростью и независимо от того, находится ли получатель рядом с вами или на другом конце земного шара. В дополнение к платформам социальных сетей существует множество других приложений, специально предназначенных для общения.
Суть фундаментальных социокультурных характеристик техники и технологий заключается в том, что они является средством преобразования окружающей среды, природы и самого человека.
В.А. Беляев определяет технику как продукт социокультурной деятельности человека [3, C. 34-47], поэтому особенности культуры влияют на создание определённой техники. Автор пишет: «Если следовать этому выводу, то сразу надо обратить внимание на принципиальную разницу между новоевропейской социокультурной системой (модерном) и всеми остальными, обнаруженными историей. Только модерновую систему можно назвать «техногенной цивилизацией». (Вся современная техногенная цивилизация является, с одной стороны, экспансией модерновой культуры на все человечество, а с другой стороны, принятием немодерновыми культурами модерновых принципов.) Это должно означать, что модерновая социокультурная архитектура имеет выделенное, существенно отличное от всех остальных архитектур содержание.
С началом ХХI века наступает период, когда система способов взаимодействия науки с миром стала интенсивно развиваться только при существенной поддержке общества, происходят процессы, действие которых невозможно без связи аппарата экспериментирования, задающего когнитивный горизонт науки, с аппаратом развития общества. Возникает положительная обратная связь между техногенностью и когнитивным горизонтом науки(наукогенностью), такая же положительная обратная связь образуется и в противоположном направлении, подобная двусторонняя связь между наукогенным и техногенным началами необратима, так как её обрыв приведёт к деградации обоих аспектов техногенной цивилизации.
Характеризуя связь между наукогенно-техногенным и социогенным аспектами техногенной цивилизации, В.А. Беляев пишет, что общество бесконечных изменений должно постоянно стремиться проникать в структуры мира, всё время меняя его [3, C. 37], потому что общество, развивая науку и технику, должно делать эту связь основанием нового естественно-искусственного универсума, который будет увеличивать степень искусственности, что создаст вновь двустороннюю положительную обратную связь.
Отвечая на вопрос о том, каково социокультурное значение техники, можно проследить две тенденции, с одной стороны, остается актуальной идея перехода к новой, действительно объединяющей человечество мировой религии, к освобождающе -объединяющей «мировой этической революции», подобной христианской; с другой стороны, в пределах секулярной стратегии актуализируется идея радикальной перестройки (можно сказать, «реформации») техногенной цивилизации. Это мыслится как освобождение от власти разросшейся рациональной социальности, которая все более воспринимается как «черная дыра», что и станет одним из вариантов освобождающе - объединяющей «мировой этической революции».
И.В. Пустовалова, исследуя в ряде работ рассматриваемую проблему, утверждает, что именно высокие технологии, обладают культурогенной силой [7]. Данную способность современных технологий можно охарактеризовать как способность, оказывающую существенное воздействие на культуру, трансформирующую её. Развитие этих технологий привело к становлению информационного общества и глобализации. Поэтому, как утверждает И.В. Пустовалова, сегодня изменился образ мыслей, система ценностей общества, нормы и идеалы, стереотипы и установки.
Безусловно, техника и высокие технологии улучшают качество человеческой жизни, облегчают трудовую деятельность человека, позволяя в гораздо меньшей степени затрачивать физические силы на неё, и дают возможность по-новому организовывать досуг, так как предоставляются различные услуги. Благодаря новым технологиям современный человек преодолевает пространственные ограничения, успешно борется с неизлечимыми ранее болезнями, так как больше владеет информацией, чем это было раньше, в то же время техника и технологические разработки приносят человечеству новые опасности: они значительно упрощают манипулирование сознанием, в связи с чем свобода человека в принятии тех или иных решений оказывается мнимой, приводят к утрате чувства реальности окружающего мира, способствуют индивидуализации общества и росту одиночества, создают угрозу существования человеческой телесности и подрывают представление о человеческой уникальности и неповторимости.
Социокультурную ценность техники и технологий можно рассматривать как минимум в трех аспектах:
1) как объект, это устройства, инструменты, машины, которые имеют определенное значение для жизни человека, который экономит свои ресурсы;
2) как знание (техника) - навык, правила и теории;
3) как процесс изобретения, проектирования, производства и использования, результатом которого является воспроизведение физического и материального мира.
Социокультурное значение техники и технологии как степени совершенства метода деятельности состоит в том, что она представляет «компетентность», «компетентность» (это значение заложено в исходном слове «техник») и в то же время овладевает не только самой инженерной деятельностью, но и любой другой (техникой чтения, техникой приготовления пищи, техникой осуществления власти и т. д.). В связи с этим технология - это техника (метод) деятельности, а ее социокультурное значение - технологическое совершенство.
Социокультурный смысл технологии как степени развития человека (личности) заключается в том, что технология, во-первых, увеличивает возможности человека, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, выступает средством достижения естественных целей.
Мы подчеркиваем, что эти социальные и культурные ценности техники и технологий не лежат на поверхности, а являются отражением включения их в культурное пространство, но без осознания этих ценностей последующая технологическая деятельность человечества может быть разрушительной, но при этом нельзя игнорировать революционную роль техники в социокультурном пространстве. Следовательно, философский характер размышлениям по поводу значения влияния техники на культуру придают такие интенции мышления, которые обусловливают уяснения идеи и сущность этого феномена, понимание его места в культуре и социальном универсуме, исторический подход к его изучению, а также, нельзя не отметить, что техника сыграла революционную роль в социокультурном пространстве.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Асеева И.А. Этические вызовы цифровой эпохи / И.А. Ассева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2019. - Т. 9. - №3 (32). – С. 202-212.
- Ахмеров А.И. Поиск смысла жизни в современном информационном пространстве / А.И. Ахмеров // Грамота. - 2017. - № 9(83). - C. 22-24.
- Беляев В.А. Социокультурный смысл техники / В.А. Беляев // Мир психологии. – 2018. - №4 (96). – С. 34-47.
- Горохов В.Ф. Техника как ценность культуры / В.Ф. Горохов // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. – 2015. - №10-5. – С. 127-132.
- Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека / П.С. Гуревич // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 19–31.
- Понарина Н.Н. Современный человек перед проблемами глобализации / Н.Н. Понарина // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - № 4 (6). – С. 29-35.
- Пустовалова И.В. Методологические основы исследования влияния высоких технологий на миропонимание человека / И.В. Пустовалова // Гуманитарные и социальные науки. - 2007. - №6. – С. 12-17.
- Радевич Е.В. Информационная революция как фактор социокультурных трансформаций в современном обществе / Е.В. Радевич // Философия и социальные науки. - 2016. - № 4. - С. 38-42.
- Саяпин В.О. Социокультурная трансформация в современном глобальном мире: процессы виртуализации / В.О. Саяпин // Грамота. - 2015. - № 6 (56): в 2-х ч. - Ч. I. - C. 175-178.
- Фактор А.А. Человеческие ценности в цифровую эпоху / А.А. Фактор, С.Г. Камолов, А.А. Никандрова // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2018. – Т.6, №2 (21). – С. 86-103.
Список литературы на английском языке / References in English
- Aseeva I.A. Jeticheskie vyzovy cifrovoj jepohi [Ethical challenges of the digital age] / I.A. Asseva // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika. Sociologija. Menedzhment[Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management]. - 2019. - Vol. 9. - №3 (32). – Pp. 202-212. [in Russian]
- Akhmerov A.I. Poisk smysla zhizni v sovremennom informacionnom prostranstve [Search for the meaning of life in the modern information space] / A.I. Akhmerov // Gramota[Gramota]. - 2017. - № 9(83). - P. 22-24. [in Russian]
- Belyaev V.A. Sociokul'turnyj smysl tehniki [Socio-cultural meaning of technology] / V.A. Belyaev // Mir psihologii[The world of psychology]. – 2018. - №4 (96). – P. 34-47. [in Russian]
- Gorokhov V. F. Tehnika kak cennost' kul'tury [Technique as the value of culture] / V. F. Gorokhov // Aktual'nye problemy estestvennyh i gumanitarnyh nauk[Actual problems of natural and humanitarian Sciences]. – 2015. - No. 10-5. – P. 127-132. [in Russian]
- Gurevich P. S. Fenomen deantropologizacii cheloveka [The Phenomenon of dentreprises man] / P. S. Gurevich // Voprosy filosofii[Questions of philosophy]. - 2009. - No. 3. - pp. 19-31. [in Russian]
- Ponarina N.N. Sovremennyj chelovek pered problemami globalizacii [Modern man facing the problems of globalization] / N.N. Ponarina // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [Historical and socio-educational thought]. - 2010. - № 4 (6). – Pp. 29-35. [in Russian]
- Pustovalova I.V. Metodologicheskie osnovy issledovanija vlijanija vysokih tehnologij na miroponimanie cheloveka [Methodological foundations of the study of the influence of high technologies on the human worldview] / I.V. Pustovalova // Gumanitarnye i social'nye nauki[Humanities and Social sciences]. - 2007. - No. 6. - pp. 12-17. [in Russian]
- Radevich E.V. Informacionnaja revoljucija kak faktor sociokul'turnyh transformacij v sovremennom obshhestve [Information revolution as a factor of socio-cultural transformations in modern society] / E.V. Radevich // Filosofija i social'nye nauki[Philosophy and Social sciences]. - 2016. - No. 4. - pp. 38-42. [in Russian]
- Sayapin V.O. Sociokul'turnaja transformacija v sovremennom global'nom mire: processy virtualizacii [Socio-cultural transformation in the modern global world: virtualization processes] / V.O. Sayapin // Gramota[Gramota]. - 2015. - № 6 (56): in 2 hours - Part I. - P. 175-178. [in Russian]
- Factor A.A. Chelovecheskie cennosti v cifrovuju jepohu [Human values in the digital age] / A.A. Factor, S.G. Kamolov, A.A. Nikandrova // Modelirovanie, optimizacija i informacionnye tehnologii[Modeling, optimization and information technologies]. - 2018. - Vol.6, No. 2 (21). - pp. 86-103.[inRussian]