ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научная статья
Выпуск: № 4 (11), 2013
Опубликована:
2013/04/30
PDF

Мухоплева Т. М.

«Северо-Восточный  федеральный университет»

педагогический институт г. Якутск

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема нравственности и как во все времена ценилась нравственную воспитанность. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие  устойчивых свойств личности  возможно при ее деятельном участии в деятельности.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, школа, педагог, младший школьник, общество.

Muhopleva T. M.

"North-Eastern Federal University "

Pedagogical Institute, Yakutsk

FORMATION OF MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Abstract

This article deals with the problem of morality and as at all times valued moral education. The process of education in the school is based on the principle of the unity of consciousness and activity, on the basis of which the formation and development of stable personality traits may at its active participation in the activity.

Keywords: education, morality, school, teacher, junior high school student, the society

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в без духовности, безверии, агрессивности.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3, с. 191 – 192]. Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый, безукоризненной нравственности. Всякое самоотверженное есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

Мыслители разных веков трактовали понятия нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства.… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [2,с. 120]

Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше ставь свое личное» Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [2, с. 170].

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будит нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось  в объеме и усложнилось  по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания  имеют не меньшее значение  для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Н. И. Бондырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой – то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [1, с. 102].

В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие  устойчивых свойств личности  возможно при ее деятельном участии в деятельности.

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий ; в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». Последний автор представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развивается не только умственные способности, ног нравственная сфера личности. [4].

В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф.Харламов.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьником возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач нравственного развития – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и методов деятельности, что в свою очередь влияет на условие нравственных норм и ценностей организации. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

 

Список литературы

  • Липский, И. А. Основные парадигмы воспитания Текст. / И. А. Липский // Педагогическое образование и наука. 2009. — №5. - С. 4-10

  • Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.

  • Словарь Даля на сайте Яндекса

  • http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1// Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова / Школа России. Часть 1   Литературное чтение.