МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ
Павинская К.В.
ORCID: 0000-0002-7858-2376, Соискатель, преподаватель хореографии, Самарский государственный институт культуры
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ
Аннотация
В статье представлено теоретическое обоснование и описание модели формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов. Разработка модели обусловлена повышенным вниманием к профессиональному здоровью хореографов, отсутствие которого, может преждевременно завершить их карьеру. Статья предназначена для всех специалистов хореографии интересующихся проблемами сохранения профессионального здоровья и обеспечения максимальной продолжительности профессионального долголетия.
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, студенты-хореографы, модель реализации здоровьесберегающей деятельности.Pavinskay K.V.
ORCID: 0000-0002-7858-2376, Postgraduate student, teacher of choreography, Samara State Institute of culture
MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR IMPLEMENTATION OF HEALTH ACTIVITIES STUDENTS CHOREOGRAPHER
Abstract
The article presents the theoretical basis and the description of the model of formation of readiness for the implementation of health-activity at students-choreographers. Development of the model is due to the increased attention to the health of professional choreographers, the lack of which could prematurely end their career. This article is intended for all professionals interested in the problems of choreography preservation of occupational health and maximum duration of professional longevity
Keywords: health activities, students choreographers, implementation model of health-activities.Динамичная современная жизнь предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья людей. Профессиональные хореографические коллективы, в качестве социального заказа, выделяют безупречное состояние здоровья квалифицированных кадров, необходимое им в условиях колоссальной нагрузки на организм. Однако, на сегодняшний день, большая часть хореографов имеют повреждения опорно-двигательного аппарата, в частности, результаты исследований по здоровьесбережению хореографов [6,с.1]позволяют констатировать, что до 90% хореографов имеют повреждения (Американское министерство труда, Бюро статистики труда, Министерства труда США). Allen J.Ryan M.D., Robert E. Stephens Ph.D в книге «The Dancer's Complete Guide to Healthcare and a Long Careeer» [7, с.124] отмечают, что многие хореограф не могут брать на себя профессиональные функции, чтобы достигать цели и получать признание, они становятся психологически измотанными, утомленными, изнуренными, они выгорают. В ряде исследований по здоровьесбережению хореографов[8, с. 65] упоминают о 30 процентной степени выбывающих из профессии. О тяжкой нравственной деградации «хореографического мира» свидетельствуют данные[1]«о распространенности СПИДА среди «звезд балета мировой величины».
Укрепление здоровья, по мнению Митяевой, A.M [5,с.5] « это комплексная проблема, решение которой зависит от всех социальных институтов, но прежде всего от институтов образования». Герчак Я.В [3,с.16]подчеркивает, что здоровьесберегающая деятельность все интенсивнее проникает в воспитательно-образовательный процесс образовательных учреждений всех типов и всех уровней». Казин, Э.М[4,с.78] отмечает, что перед специалистами ставятся теперь новые задачи, касающиеся не только обучения и воспитания, но и сохранения и укрепления здоровья. Современные требования к преподавателям заявлены в нормативных государственных документах (Национальной доктрине образования в РФ; Концепции модернизации российского образования; «Законе об Образовании в РФ»; Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования), в которых, среди первоначальных задач выделяется необходимость максимального содействия преподавателей укреплению здоровья обучающихся. Все это подтверждает значимость данной проблемы на государственном уровне. Большое количество исследований в России и за рубежом посвящено вопросам здоровьесбережения, в том числе и профессиональному здоровью хореографов. Следовательно, проблема формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной.
Сложившиеся негативные тенденции актуализируют необходимость целенаправленной работы со студентами-хореографами по обучению их основам здоровой профессиональной деятельности и предотвращению здоровьеразрушающих тенденций. Одним из путей подготовки хореографа к долгой здоровой профессиональной деятельности, может стать формирование у него готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности. Однако без грамотно выстроенной системы формирования готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности невозможно добиться полноценного результата. Поэтому основной целью статьи является описание модели формирования готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности.
В настоящее время в научной литературе [2,с.195] существует ряд классификаций моделей здоровьесбережения, разрабатываются и апробируются перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов, ведется поиск путей и форм здоровьесберегающей деятельности. Тщательный анализ, имеющихся моделей здоровьесбережения в образовании и знакомство с опытом сохранения здоровья хореографов в российской и мировой педагогике, позволили нам создать модель, которая объединяет в себе самые важные характеристики моделей здоровьесбережения и адаптирована к специфике хореографического образования и условиям учебно-воспитательного процесса института культуры.
Опираясь на научно-методические труды Эдуарда Михайловича Казина[4,с.127-128], мы рассматриваем реализацию здоровьесберегающей деятельности в двух аспектах: как применение оздоровительных технологий с целью сохранения и укрепления собственного здоровья и ведение здорового образа жизни; так и использование оздоровительных технологий в педагогической практике, результатом которого является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.. Это позволяет констатировать, что под готовностью к реализации здоровьесберегающей деятельности мы понимаем (физическое, психическое, духовно-нравственное) состояние свойств и качеств здоровой личности, и профессиональное состояние, являющееся признаком профессиональной квалификации, а также, результатом целенаправленной подготовки, которая выражается в степени усвоения специалистом социального опыта в аспекте здоровьесбережения и способности пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности.
Инновационный характер данной модели (таблица1.), на наш взгляд обеспечивает реализация принципов здоровьесберегающей педагогики; организация ЗОЖ и применение здоровьесберегающих технологий в самом учебно-воспитательном процессе, а не типичное повествование о них как о некой абстрактной информации.
Методологическую основу модели формирования готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности составили принципы здоровьесбережения в образовании: приоритета действенной заботы о здоровье (предполагает решение вопросов рационального распределения нагрузки, совершенствования методики преподавания хореографии и разработки эффективных, предупреждающих профессиональные повреждения и заболевания программ); триединого представления о здоровье (предусматривает заботу хореографа не только об отсутствии профессиональных заболеваний и повреждений, но и о дисциплине мыслей, и о наличии духовно-нравственных ценностей и идеалов личности); постепенности и систематичности (предполагает постепенность в усвоении всей науки танца и регулярность занятий хореографией); субъект-субъектного взаимоотношения (предусматривает cтремление к раскрытию индивидуальности каждого хореографа); последовательности (предполагает соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся в хореографии); гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих воздействий (предполагает обучение техники движений, воспитание веры в свои творческие силы и развитие мастерства в создании произведения искусства); приоритета позитивных воздействий (предполагает поддержку таланта в продуктивной манере); приоритета активных методов обучения; охранной и тренирующей стратегии (предусматривает чередование периодов напряжения с периодами отдыха в обучении хореографией), формирования ответственности за своё здоровье (предусматривает компетентность хореографа в вопросе здоровья и его предусмотрительность в профессиональной деятельности); контроля за результатами (предполагает текущий учет танцевального потенциала одаренности и таланта хореографа); отсроченного результата (предполагает более дальновидную оценку таланта хореографа с расчетом на то, что успехи каждого находятся в стадии совершенствования); принцип не нанесения вреда (предполагает наличие способности не обратить пользу хореографии во вред).
Изложенные принципы реализуются, обеспечивая: педагогическую деятельность (направлена на здоровьесбережение при обучении разным видам художественного творчества, планировании и организации учебно-воспитательного процесса, осуществлении диагностики и формировании системы контроля качества, создании благоприятных психолого-педагогических условий, формировании духовно-нравственных целей и идеалов личности, средствами художественной культуры); методическую деятельность (направлена на анализ эмпирической информации о тенденциях развития культуры, обеспечивает участие в разработке и внедрении методик организации и руководства хореографическими любительскими коллективами); ; художественно-творческую деятельность (направлена на руководство художественно-творческой деятельностью с учетом возрастных и психологических особенностей, анализ образного содержания художественных произведений, организацию и планирование
Таблица 1 - Модель формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов
репетиций, концертно-сценической деятельности); организационно-управленческую (осуществляет разработку организационно-управленческих проектов в области культуры и применяет методы защиты производственного персонала); культурно-просветительскую деятельность, (направлена на участие в реализации просветительных, творческих программ, содействует формированию общего мирового культурно-информационного пространства, сохраняет культурное наследие России, пропагандирует духовно-нравственные ценности и идеалы отечественной культуры).
Основными компонентами модели формирования готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности являются: когнитивно-мотиационный (включает систему представлений об особенностях профессионального здоровья, ЗОЖ хореографа, культуре здоровья, здоровьесберегающей деятельности в хореографии, сформированность данных представлений, является основой устойчивой мотивации к здоровьесберегающей деятельности); анатомо-физический (представлен формированием способности к развитию свойств физического здоровья и накоплению физического резерва, способностью грамотного распределения физических нагрузок в зависимости от анатомических и физиологических особенностей исполнителей хореографии); эмоционально-волевой (характеризует состояние психоэмоционального самочувствия хореографов, сформированность волевой регуляции поведения, стрессоустойчивости, силы духа, ответственности и долга перед профессиональной деятельностью); креативно-деятельностный (проявляется сформированностью навыков здоровьесберегающей деятельности в хореографии и креативными подходами к реализации их в профессиональной деятельности); рефлексивно-поведенческий (проявляется в сформированности духовно-нравственного, здоровьесберегающего поведения в системе профессиональных отношений и в способности давать оценку такому поведению в аспекте здоровьесбережения). Реализация каждого компонента, предложенной модели, не может осуществляться изолированно от других, так как все они тесно взаимосвязаны, объединены и направлены на достижение единой цели: формирование готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов.
Структурно-содержательный блок обучения студентов-хореографов реализации здоровьесберегающей деятельности включает технологии подготовки опорно-двигательного аппарата к профессиональной деятельности (отличающиеся, как профилактической, так и коррекционно-реабилитационной направленностью на выравнивание диспропорции моторного развития), а также, средства и методы (теоретические, методически, практические, индивидуальные, коллективные, активные, интерактивные), формы реализации здоровьесберегающей деятельности (лекции, семинары, тренировки, практическая и постановочная работа).
В качестве критериев сформированности готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов выделены мотивационный, физический, волевой, деятельностный, поведенческий критерии. Под перечисленными критериями мы понимаем свойства и качества здоровой личности, уровень сформированности, которых позволяет судить о состоянии готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности.
Под показателями готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов нами понимаются количественные или качественные изменения каждого свойства и качества. В качестве показателей мотивационного критерия выступает полнота знаний о профессиональном здоровье и ЗОЖ в хореографии и мера влияния полной/неполной системы этих знаний на мотивацию к деятельности (когнитивно-мотиационный компонент). В качестве показателей физического критерия выступают степень гибкости (амплитуда движений), степень выносливости (количество исполненных движении во времени, время выполнения движений), степень скорости (динамика исполнения движений), степень силы (величина сопротивления) (анатомо-физический компонент). В качестве показателей волевого критерия выступают настроенность на занятие (оттенки настроения); степень преобладания саногенного мышления над патогенным (степень самоуважения личности и способности к сохранению душевного спокойствия / степень выраженной тревожности); уровень волевой саморегуляции – автономность/независимость (умение сохранять позитивный эмоциональный настрой в ситуации общего эмоционально-психического напряжения); толерантность (эмоциональная устойчивость личности в ситуации не оправдавшихся надежд); резистентность (способность к самообладанию в стрессогенных ситуациях) (эмоционально-волевой компонент). В качестве показателей деятельностного критерия выступают социальные, профессиональные отношения по реализации здоровьесберегающей деятельности, оцениваемые по функционированию субъекта образовательного процесса в главных социальных (профессиональных) ролях и определяемые по уровню его собственной удовлетворенности деятельностью, а также, по объективизируемым его оценкам со стороны социального (профессионального) окружения индивида (креативно-деятельностный компонент). В качестве показателей поведенческого критерия выступает степень духовно-нравствственной саморегуляции творчества студентов-хореографов, а также, полноценное духовное самораскрытие, та вершина, к которой направлен путь творческого совершенства и достижение которой возможно при условии движения человека в своем творчестве по пути реализации духовно-нравственных идей собственными хореографическими средствами, следуя мировым образцам духовно-нравственной культуры, созданной выдающимися деятелями искусства прошлых поколений (рефлексивно-поведенческий компонент).
К уровням сформированности готовности студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности нами отнесены недостаточный-репродуктивный (характеризуется элементарными знаниями в области здоровьясбережения, умением реализовывать здоровьесберегающую деятельность по заданному образцу, без проявления инициативы); достаточный-креативный (характеризуется хорошими знаниями в области здоровьясбережения, ярко выраженной творческой направленностью всей профессиональной деятельности направленной на здоровьесбережение); высокий-просветительский (характеризуется углубленными знаниями в области здоровьясбережения, инициативностью и активной пропагандой здоровьесберегающей деятельности среди своего окружения, своим примером).
Разработанная модель формирования готовности к реализации здоровьесберегающей деятельности у студентов-хореографов позволяет обеспечить целостность и системность процессу подготовки студентов-хореографов к реализации здоровьесберегающей деятельности и продлить время профессиональной карьеры.
Список литературы / References
- Живой журнал. Анжелина Воронцова рассказывает о своих моральных и физических травмах.–procvetite Балетная принцесса и смерть от Спида [Электронный ресурс]/ Живой журнал –2015.- URL: http://procvetitel.livejournal.com/368500.html
- Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. -М., 2004.- 240 с.
- Герчак Я.В. Формироваение готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования: диссер. Канд. Пед.наук: 13. 00. 08: защищена29.06.2007:утв./ Герчак Ярослав Михайлович.- Новокузнецк.,2007. -225с.
- Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, О.Г. Красношлыкова, Т.О. Панина. Кемерово, 2009. - 347 с.
- Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / A.M. Митяева. М.: изд. центр «Академия», 2008. - 192 с.
- Dozsa I. Classical ballet education in the 21st century – alive or museum object [Текст] / I. Dozsa // Scientific and practice conference «Dance Education: Russia – Europe tradition, contemporary statement, perspectives».– SP. 2008.
- Allen J.Ryan M.D., Robert E. Stephens Ph.D. The Dancer's Complete Guide to Healthcare and a Long Careeer,/ M.D. Allen J.Ryan, Ph.D. Robert E. Stephens.-London,2010.-238p.
- Ruth Solomon, John Solomon, Sandra Cerne Minton. Preventing Dance Injuries-2nd Edition[Paperback]./ Solomon Ruth, Solomon John, Minton Sandra Cerne.USA, 2005.-
Список литературы на английском языке / References in English
- Zhivoj zhurnal. Anzhelina Voroncova rasskazyvaet o svoih moral'nyh i fizicheskih travmah.– procvetitel. Baletnaja princessa i smert' ot Spida [Angelina Vorontsov talks about his moral and physical injuries..- procvetitel. Ballet princess and death from AIDS [electronic resource] / Zhivoj zhurnal –2015.- URL: http://procvetitel.livejournal.com/368500.html[in Russian]
- Bezrukih, M.M. Zdorov'esberegajushhaja shkola[Health-saving school ] / M.M. Bezrukih. -M., 2004.- 240 p. [in Russian]
- Gerchak Ja.V. Formirovaenie gotovnosti k zdorov'esberezheniju studentov vysshego professional'nogo obrazovanija[Formation of readiness for health caretaking of students of higher education]: dis. …of PhD in Pedagogy : 13. 00. 08: defense of the thesis 29.06.2007: approved / Gerchak Jaroslav Mihajlovich.- Novokuzneck.,2007. -225p. [in Russian]
- Kazin, Je.M. Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' v sisteme obrazovanija: teorija i praktika [Health-saving activities in the education system: Theory and Practice ] / Je.M. Kazin, N.Je. Kasatkina, O.G. Krasnoshlykova, T.O. Panina. Kemerovo, 2009. - 347 p. [in Russian]
- Mitjaeva, A.M. Zdorov'esberegajushhie pedagogicheskie tehnologii : ucheb.posobie dlja stud. vyssh. ucheb. Zavedenij[Health-educational technology: a textbook for university students] / A.M. Mitjaeva. M.: izd. centr «Akademija», 2008. - 192 p. [in Russian]
- Dozsa I. Classical ballet education in the 21st century – alive or museum object [Tekst] / I. Dozsa // Scientific and practice conference «Dance Education: Russia – Europe tradition, contemporary statement, perspectives».– SP. 2008.
- Allen J.Ryan M.D., Robert E. Stephens Ph.D.The Dancer's Complete Guide to Healthcare and a Long Careeer,/ M.D. Allen J.Ryan, Ph.D. Robert E. Stephens.-London,2010.-238p.
- Ruth Solomon, John Solomon, Sandra Cerne Minton. Preventing Dance Injuries-2nd Edition [Paperback]./ Solomon Ruth, Solomon John, Minton Sandra Cerne.USA, 2005.- 243p.