МУЗЫКА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

Научная статья
Выпуск: № 3 (34), 2015
Опубликована:
2015/04/13
PDF

Лаптев И.Г.

Кандидат педагогических наук,

Астраханский государственный университет

МУЗЫКА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях общеобразовательной школы. Приведены примеры музыкальных произведений, способствующих обогащению духовно-нравственной культуры личности школьников.

Ключевые слова: воспитание, музыка, духовность, нравственность.

Laptev I.G.

PhD in Pedagogy,

Astrakhan State University

MUSIC AS A FACTOR IN EDUCATION SPIRITUAL AND MORAL SENSE

Abstract

The article is devoted to the actual problem of spiritual and moral education of younger schoolboys in a secondary school. The examples of musical works that contribute to enrich the spiritual and moral culture of the individual schoolboys.

Keywords: education, music, spirituality, morality.

В нашей стране музыкальное воспитание является составной частью общего развития человека. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством музыкально-эстетического и нравственного воспитания школьников. «Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, - отмечал он, - важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования» [5]. Современная школа, сочетая интересы государства, общества и личности, становится образовательным учреждением, в котором ученик приобретает реальный статус субъекта духовно-нравственного развития. Приоритетным направлением должна стать активизация патриотического и интернационального воспитания в плане межнациональных и межконфессиональных интересов политэтнической региональной среды школы, города, области, страны.

Учитель разучивает с учениками замечательные песни З. Компанейца «Зарница», «Отважная песня», В. Соловьева-Седого «Баллада о солдате», А. Новикова «Солнце скрылось за горою», А. Пахмутовой «Орлята учатся летать». Школьники всегда с увлечением поют распевную русскую народную песню «Ой ты, Волга реченька», задорную белорусскую народную песню «Бульба», разучивают изумительную мелодию русской народной песни «Перед весной» в обработке П.И.  Чайковского.

Многие учителя работают по Федеральной факультативной программе Н.В. Кошминой «Духовная музыка. Мир красоты и гармонии», которая способствует гуманизации личности в процессе приобщения к духовной музыке, возвращению к исконным традициям достоинства, национального мировоззрения, любви к ближнему, защиты Отечества.

Как известно, 1941-й год стал трагическим для всего мира. Каждый, кто держал в руках последние записки узников жутких бухенвальдов и освенцимов, читал «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика, знает подвиг педагога Януша Корчака, автора книг «Как любить ребенка», «Наедине с Богом», добровольно разделившего с воспитанниками смерть в газовой камере Треблинки 6 августа 1942 года, слышал о дирижере Карле Элиасберге, который дирижировал «Седьмой симфонией» в осажденном блокадном Ленинграде, поймет неистребимую силу духа Победы.

Воля к победе отражалась в неутомимой работе тружеников тыла великой страны, в героических подвигах солдат на фронтах Великой Отечественной войны, в жизнеутверждающих словах поэта К. Симонова «Жди меня и я вернусь, только очень жди», в сообщениях «главного голоса Победы» - Ю. Левитана, в музыке Седьмой симфонии Д. Шостаковича. В классе перед прослушиванием фрагмента финала Симфонии может прозвучать тихое убедительное слово учителя о неимоверных трудностях, о 50-ти граммовом пайке хлеба, о стойкости, о силе духа народа-победителя, а буквально за несколько секунд до звучания фрагмента учитель пусть положит на стол маленький кусочек ржаного хлеба. Это будет незабываемый и неповторимый урок музыки по убедительности, по напряженной тишине в классе, по осознанности величия Победы и необходимости Мира для человека, совершенствования воли и силы духа в сложных социально-нравственных жизненных ситуациях. Великая сила музыки поможет детям это понять. Это и будет то самое «единение детей в стремлении к общим переживаниям и действиям, которые оставляют известный след в духовной жизни», о чём еще в 20-х годах прошлого века убедительно писал Нарком просвещения молодого Советского государства А.В. Луначарский [4].

Основная задача учителя состоит в том, чтобы «донести до сознания каждого школьника мысль, что духовность – ничем не заменимая общечеловеческая ценность бытия, слагаемыми которой являются, прежде всего, нравственные категории - разумное, доброе, вечное» [3].

Музыкальных примеров, способствующих духовно-нравственному становлению личности достаточно много. Это и фрагмент арии Сусанина (Ты взойдешь, моя, заря, последняя заря...), это и финал оперы (Славься, славься, ты Русь моя…), это и песня Д. Шостаковича, которую в космосе пел Ю.Гагарин (Родина слышит, Родина знает, что в облаках её сын пролетает…) и другие замечательные музыкальные произведения, которые школьники внимательно слушают и эмоционально поют.

Учителю необходимо стремиться к высококачественному исполнению школьниками высокохудожественных произведений, но, прежде всего, он сам должен быть готов систематически, достаточно эмоционально, кратко и доходчиво, что порождает мотивацию и познавательный интерес, рассказывать учащимся о предлагаемом к восприятию музыкальном произведении. Постепенно, но неуклонно музыка становится фактором духовно-нравственного становления личности, не приемлющей негативы жизни. Более того, музыка с помощью мудрого учителя, профессионально грамотного студента-практиканта может привести к состоянию катарсиса, «к сложному превращению чувств», то есть к духовному очищению, к осмыслению чувств, о чем писал Л.С. Выготский [1].

Акцентирование на уроках музыки в школе основополагающего педагогического принципа «связь с жизнью», несомненно, станет фактором воспитания духовно-нравственных чувств, духовно-нравственного становления и обогащения духовной культуры личности школьников, «как части их духовно-интеллектуальной культуры» [2].

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. - С.204.
  2. Лаптев И.Г. К вопросу о музыкально-эстетическом просвещении младших школьников // Новый университет, серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». - 2012. - №11-12 (20-21). - С.8.
  3. Лаптев И.Г. Потенциально конструктивные изменения в личности учителя // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал ВАК. - Челябинск, 2013.-№1.- С.67.
  4. Луначарский А.В. В мире музыки. М., 1971.- С.182.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.- С.165.

References

  1. Vygotsky L.S. Psychology of Art. M., 1987. - S.204.
  2. Laptev I.G. On the question of musical and aesthetic education of younger schoolboys // New University, a series of "Actual problems of the humanities and social sciences." - 2012. - №11-12 (20-21). - S.8.
  3. Laptev I.G. Potentially constructive changes in the teacher's personality // Vestnik Chelyabinsk State Pedagogical University: scientific journal WAC. - Chelyabinsk, 2013.-№1.-S.67.
  4. Lunacharsky A.V. In the world of music. M., 1971.- S.182.
  5. Sukhomlinsky V.A. I give my heart for children. Kiev, 1969.- S.165.