РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ЭКСПРЕССИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.117.3.093
Выпуск: № 3 (117), 2022
Опубликована:
2022/03/17
PDF

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ЭКСПРЕССИВНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Научная статья

Тушева Е.С.1, *, Сизова А.В.2, Кузьмина Е.С.3, Кирьянова В.С.4

1ORCID: 0000-0002-4106-9122;

1, 2, 3, 4Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия;

4 Школа № 1411, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (tusheva-fps[at]mail.ru)

Аннотация

В статье представлены результаты развития зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами экспрессивной арт-терапии. Охарактеризованы трудности, связанные с узнаванием и воспроизведением незаконченных предметов по точкам, воссозданием образов предметов в зашумленных и схематических изображениях, восприятием многоплановых композиций на сюжетной картинке. Показана целесообразность разработки комплекса занятий по развитию зрительного восприятия обучающихся с привнесением в коррекционную работу экспрессивного арт-терапевтического контекста изобразительной деятельности. Наглядно продемонстрирована эффективность использования нетрадиционных методик «Каракули», «Кляксография», «Монотипия» и техник рисования нитками, мыльной пеной, ватными палочками, марлей, воском, ребром картона, рисование с использованием элементов флоры. На основе сравнительного анализа представлены результаты, подтверждающие эффективность использования нетрадиционных техник рисования в развитии зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: зрительное восприятие, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, экспрессивная арт-терапия, нетрадиционные техники рисования.

DEVELOPMENT OF VISUAL PERCEPTION IN STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES BY MEANS OF EXPRESSIVE ART THERAPY

Research article

Tusheva E.S.1, *, Sizova A.V.2,Kuzmina E.S.3,Kiryanova V.S.4

1 ORCID: 0000-0002-4106-9122;

1, 2, 3, 4Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia;

4 School No. 1411, Moscow, Russia

* Corresponding author (tusheva-fps[at]mail.ru)

Abstract

The article presents the results of the development of visual perception in students with intellectual disabilities by means of expressive art therapy. The article explores the difficulties associated with recognizing and reproducing unfinished objects by points, recreating images of objects in noisy and schematic images, and perceiving multidimensional compositions in a plot picture. The authors demonstrate the expediency of developing a set of classes for the development of visual perception of students with the introduction of expressive art and therapeutic context of visual activity into correctional work. The study also demonstrates the effectiveness of using non-traditional methods of "Doodling", "Klecksography ", "Monotyping" and techniques of drawing with threads, soap foam, cotton swabs, gauze, wax, cardboard edge, drawing using elements of flora. Based on a comparative analysis, the article presents the results confirming the effectiveness of using non-traditional drawing techniques in the development of visual perception of students with intellectual disabilities.

Keywords: visual perception, students with intellectual disabilities, expressive art therapy, non-traditional drawing techniques.

Введение

В современной интерпретации особенностей развития зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями мы опираемся на данные фундаментальных исследований, фиксирующих слабость обозрения, замедленный темп, сужение объема, выраженную недифференцированность и узость зрительного восприятия [5], [8], [10], [11].

Объективно-психологические характеристики зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловлены органическими поражением головного мозга. В процессе коррекции недостатков зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями ведущая роль отводится учебной, трудовой и изобразительной деятельности.

В изобразительной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями как в зеркале отражаются особенности восприятия внешнего мира. На фоне общего стойкого характера недоразвития психических функций наблюдаются недостаточная активность и целостность зрительного восприятия, значительные трудности в узнавании предметов, понимании сюжетных и пейзажных изображений. Воспринимаемые ими окружающие предметы и явления часто передаются без прорисовки, уподоблено, заданная тема отражается фрагментарно, отсутствуют перспектива и цветовое оформление [4], [13].

По мере взросления и накопления жизненно важного социального опыта их зрительное восприятие совершенствуется, однако без специального целенаправленного коррекционного воздействия недостаточная сформированность способов отражения окружающей действительности носит выраженный репродуктивный характер.

Сегодня экспрессивная арт-терапия прочно вошла в коррекционно-образовательную практику. Резко возрос интерес к экспрессивным средствам вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и с интеллектуальными нарушениями в доступные виды творческой изобразительной деятельности. В нетрадиционных техниках рисованияу детей с ОВЗ наиболее активно расширяются границы зрительного восприятия и раскрываются способности к творческому самовыражению. Объясняется это высокой результативностью коррекционно-педагогического воздействия, направленного на овладение детьми социокультурного опыта через активизацию внутренних компенсаторных ресурсов, эмоциональные переживания, наполнение смыслом собственной деятельности и отражение ее результатов на основе создаваемого образа, когда полученный результат становится личностно значимым [1], [2], [12], [14].

Логично предположить, что включение нетрадиционных техник рисования в коррекционные занятия, проводимые во внеурочное время, будет способствовать положительным сдвигам в развитии зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Методы исследования

Исходя из высказанных положений, наше исследование носит прикладной характер, суть которого по своей функциональной отнесенности определяется практической направленностью:

- выполнения заданий, служащих основой для фиксации изменений активности зрительного восприятияу обучающихся с интеллектуальными нарушениями на начальном и контрольном этапах исследования (диагностический блок);

- обоснования результативности в использовании нетрадиционных техник рисования в контексте совершенствования зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями(методический блок);

- определения перспектив социокультурного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями в отдельных видах изобразительной деятельности, опосредованно поддерживающих активность зрительного восприятия обучающихся в других видах деятельности (прогностический блок).

Процедура обследования

Всего было обследовано 30 обучающихся с легкими нарушениями интеллектуального развития. Возрастной диапазон выборки составил 10 - 11 лет (3 – 4 классы). Базы исследования – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 79 и ресурсные классы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 1411» города Москвы.

В предложенном наборе заданий использовались адаптированные варианты традиционных методик исследования зрительного восприятия «Какой предмет?», «Какие предметы спрятаны в рисунке?», «На что это похоже?», «Что нарисовано на картинке?».

Определялись точность, активность, объем и обобщенность зрительного восприятия обучающихся экспериментальной группы. Был проанализирован эмоциональный отклик детей на процесс выполнения заданий.

Результаты

По итогам первичного обследования, было установлено, что при выполнении практических заданий обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывали значительные трудности, связанные:

- с узнаванием предметов по точкам. 18% обучающихся из 12 предложенных изображений смогли вычленить и назвать 4 предмета, 2 из которых назвали правильно (цветок, конфета), другие 2 ошибочно соотнесли с реальными предметами (вишни называли малиной, лист березы – листом клена). Полученные результаты свидетельствуют о трудностях, которые испытывают обучающиеся при фиксации взора на предмете, недостаточной сформированности умения прослеживать взором по точкам и соотнесение сходных предметов с их реальными изображениями;

- узнаванием предметов по контурам, представленных в зашумленном изображении. Для 15% обучающихся это задание оказалось наиболее сложным. Из 7 наложенных друг на друга изображений они смогли выделить только 1-2 предмета. Этот факт позволяют констатировать недостаточную ак­тивность и точность зрительного восприятия детей, о трудностях в анализе зашумленного материала - умении охватить взором и вычленить хорошо знакомые предметы в необычном положении;

- восприятием предметов, основываясь на схематическом изображении их деталей. 10% из числа обследуемых школьников, несмотря на использование наглядных опор и наводящих вопросов, из 10 схематически отраженных фрагментов предметов (круг, трапеция, овал, волнистая линия и др.) дали однозначные ответы по двум позициям: «кольцо похоже на солнышко, волнистая линия – веревочка». При выполнении данного задания большинство детей не воспринимали и не пытались понять инструкцию. В контексте зрительного восприятия можно говорить о сужении его объема и недостаточной активности, слабости ориентировочных реакций в определении связи между частью и предметом и недостаточностью интерпретации выбора при узнавании предметов.

Особо выделим трудности, связанные с восприятием сюжетной картинки на тему «Зимние забавы». Из 5 многоплановых композиций на общем фоне 25% опрошенных выделили центральное, расположенное на переднем плане по середине событие - лепку снеговика. С помощью наводящих вопросов: «Что еще?» они выделили катание с горки на санках и катание на коньках – сюжеты, расположенные на переднем плане слева и справа. Описывая сюжеты, дети оставляли без внимания детали, определяющие точность изображений в действиях, по количеству участников и их настроению. Сказанное подтверждает недостаточную осмысленность и обобщенность зрительного восприятия окружающей действительности детьми и выделение ими перспективного плана изображений. При этом, выделенные на картинке сюжеты, дети воспринимали фрагментарно, не подмечая нюансы и существенные детали, характеризующие ситуацию.

Наблюдение за обучающимися с интеллектуальными нарушениями в процессе выполнения заданий показало, что большая половина детей не проявляла активность и заинтересованность. Были дети, которые не могли сосредоточиться, отворачивались, отвлекались во время работы, отказывались выполнять задания, что приводило к необходимости постоянной активизации зрительного восприятия детей в процессе выполнения заданий и эмоционального подкрепления результатов их работы.

Возможность коррекции недостатков зрительного восприятия, выявленных у обучающихся экспериментальной группы, мы видим в мотивированном использовании нетрадиционных изобразительных средств.

В предлагаемый комплекс коррекционных занятий были включены: нетрадиционные техники рисования мыльной пеной, ребром картона, овощными печатями, ватными палочками, нитками, воском, мокрой марлей, адаптированный вариант методики рисования на растительном материале, «Монотипия», «Кляксография», «Каракули», направленные на повышение функциональной активности зрительного восприятия.

В отражении смысловой значимости и содержательной стороны перечисленных арт-терапевтических методик и техник ключевую позицию занимает работа с разнообразными материалами, доступность овладения действиями. В нашем понимании работа с различными материалами представляется как способ познания и преобразования ребенком окружающей действительности, развития зрительного восприятия внешнего мира посредством самовыражения в ярких образных представлениях.

Представим методики и техники, способствующие развитию зрительного восприятия у обучающихся экспериментальной группы.

«Каракули» - по своей простоте исполнения данная техника рисования доступна каждому ребенку. В хаотически нанесенных по всему листу бумаги линиях (можно с закрытыми глазами), детям предлагалось найти изображения, похожие на объекты, предметы, явления, образы, которые выделялись из общего фона путем обводки более жирной линией. С расстановкой акцентов, осуществляется дорисовка деталей. Примеры детских работ представлены на рисунке 1.

1

Рис. 1 – Работы детей, выполненные в технике «Каракули»

Очень понравилось детям рисование кляксами (Кляксография). Наиболее увлекательными для детей стали приемы нанесения кляксы и ее раздувания с помощью трубочки. С помощью взрослого дети интерпретировали и дорисовывали растекшиеся изображения, создавали композиции. На рисунке 2 представлены работы, выполненные детьми экспериментальной группы.

1

Рис. 2 – Работы детей, выполненные в технике «Кляксография»

К нетрадиционным техникам рисования относится «Монотипия».В ней дети играли с цветом, меняли изображения пятен, создавали собственные образы. Визуализация задуманного образа, явления или сюжета активизировалась при смешении цветов и дорисовке картинки. Предварительносложив лист пополам, на одну из половин листа дети наносили цветные капли краски, и, получив отпечаток на второй половине, дорисовывали задуманный или увиденный образ, акцентируя внимание на прорисовке деталей. Образцы детских работ представлены на рисунке 3.

1

Рис. 3 – Работы детей, выполненные в технике «Монотипия»

Техника - рисование ребром картона использовалась в работе с детьми впервые. Между тем, результаты, полученные в ходе ее выполнения, очень впечатляющие и запоминающиеся детьми. Цветные следы, оставленные ребром картона на бумаге, могут преобразовываться и интерпретироваться детьми в предметном рисунке с прорисовкой деталей. Варианты работ, выполненные в технике рисование ребром картона, показаны на рисунке 4.

1

Рис. 4 – Варианты работ, выполненные в технике рисование ребром картона

Многовариативной в использовании является техника рисования нитками(Ниткография). Для девочек данная работа по тематическому содержанию оказалась более предпочтительна (нитки, цветы), чем для мальчиков. В технике исполнения сложность работы варьировалась. Наибольшие трудности дети испытывали при удерживании пальцами концов нити и ее вытягивания из-под листа, наложенного сверху. Продукт своей деятельности дети использовали как фон для других творческих работ или при изготовлении обложек для блокнотов, альбомов, органайзеров в картонажно-переплетной мастерской. В другом варианте дети работали по созданию образов предметов по красочным следам, оставленных окрашенной петлей в рамках контурных изображений. Варианты детских работ показаны на рисунке 5.

1

Рис. 5 – Работы детей, выполненные в технике «Ниткография»

Хорошо зарекомендовала себя техника рисования мыльной пеной. Сначала с помощью трубочки заранее заготовленный мыльный раствор раздувался до появления бурлящей пены. Это вызывало у детей множество положительных эмоций. Получившиеся пузыри ложкой или путем наложения выкладывались на лист бумаги. Ожидая, когда получившаяся композиция подсохнет, дети рассматривали цветовой фон друг у друга. Удивление и интерес детей вызывал тот факт, что мыльные пузыри окрашивались в различные цвета и оставляли после себя цветной след.

Затем детям предлагалось внимательно рассмотреть получившиеся узоры и определить (угадать) какой образ может получиться в результате дорисовки. В процессе обсуждения детям задавались наводящие вопросы типа: «Что ты видишь? На что это похоже? Это похоже на море? Можем дорисовать …» (на выбор: морскую звезду, рыбку, медузу, морские водоросли). Некоторые дети очень аккуратно и целенаправленно наносили пузыри, ориентируясь на конечный результат, задумав изображение (снеговик). Дальнейшее развитие событий заключалось в обсуждении возникших образов с помощью взрослого и самостоятельной (или совместной) прорисовке контуров и дорисовке деталей. Примеры, получившиеся в результате такой работы, представлены на рисунке 6.

1

Рис. 6 – Работы детей, выполненные в технике рисование мыльной пеной

Техника рисования овощными печатями направлена на развитие способности детей к превращению остающихся следов в образы. Важно заранее задать форму наносимой печати и вырезать эту форму на овощах (картофель или морковь). Под руководством педагога активизация зрительного восприятия детей осуществлялась в выборе размера и формы печати с опорой на иллюстративный материал, обсуждении композиции, подбора способов дорисовки деталей. Примеры работ, получившиеся у детей, представлены на рисунке 7.

1

Рис. 7 – Работы детей, выполненные в технике рисования овощными печатями

Техника рисования ватными палочками оказалась самой привлекательной в плане передачи эмоциональных впечатлений детей и несложной в технике исполнения. Бесцветный шаблон оживал прямо на глазах детей. На картинке образы лягушки и белочки, корзинки с цветами становились насыщенными, эмоциональными и очень привлекательными. Дети играли с цветом, выбирая оттенки. Они говорили: «Лягушка – смешная. Ест комарика. Белочка – добрая. Орешек ест». Образцы работ детей в технике рисования ватными палочками представлены на рисунке 8.

1

Рис. 8 – Образцы работ детей в технике рисования ватными палочками

В технике рисования воском создаются образы незнакомых или малознакомых детям явлений. В начале процесс рисования воском вызвал у детей наибольшее количество сложностей, так как при рисовании белой свечой, до покрытия листа краской, рисунок оставался едва заметным. Дети терялись в ориентации пространства листа и забывали, в каком месте листа уже нанесли рисунок. Понадобилась дополнительная фиксация на прорисовывании части рисунка перед покрытием его краской. При этом они ощущали некое волшебство, потому что часть, покрытая воском, оставалась белой. Запечатление образов морского дна, горных вершин сопровождалось эмоциональным откликом и осталось в памяти детей. При этом дети охотно рассказывали о своем рисунке в группе. Образцы работ детей, выполненные в технике рисования воском, представлены на рисунке 9.

1

Рис. 9 –Образцы работ детей, выполненные в технике рисованием воском

Несмотря на то, что техника рисования мокрой марлей используется очень редко, в нашей работе мы использовали адаптированный вариант рисования и наблюдали неподдельный интерес детей к созданию художественных изображений. Детей заинтересовали те необычные технические моменты, в числе которых рисование на листе, смоченным водой, скручивание марли в небольшой мешочек и его обмакивание в краске, нанесение следов, возможность прорисовки деталей ватными палочками, полученный результат. На рисунке 9 показаны работы, выполненные мокрой марлей на тему «Летний лес», «Автомобиль».

1

Рис. 10 – Работы детей, выполненные в технике рисования марлей

Апробирование адаптированного варианта методики М.М. Шемякина рисованиена растительном материале, позволило констатировать адекватное отражение окружающего мира. В процессе ознакомления детей с данной техникой им были показаны готовые работы и заготовки. Большое удивление вызывал тот факт, что элемент флоры держится на листе бумаги, что листья деревьев можно превратить в целое дерево, лук или осеннюю елку.

Сначала детямпредлагались листы бумаги с прикрепленными растительными элементами. В выбранном варианте предлагалось подумать, что может получиться, если к этому элементу подрисовать детали. После дорисовки элементов до законченного рисунка, дети составляли небольшие рассказы, объясняющие получившиеся изображения.Примеры выполненных детьми работ показаны на рисунке 11.

1

Рис. 11 – Работы детей по дорисовке элементов флоры

По следам изобразительной деятельности детей была организована школьная выставка рисунков. Дети особо выделяли свои работы, обсуждали с помощью взрослого, что и как они рисовали. Сделанная тематическая презентация, позволила неоднократно возвращаться к созданным рисункам, стимулируя учащихся к более активному восприятию признаков предметов и явлений окружающей действительности.

Следует признать, что с использованием нетрадиционных техник рисования открывается возможность раскрыть в детях творческий потенциал, способствуя тем самым развитию зрительного восприятия окружающей действительности посредством преобразования первично полученного изображения в новый образной форме, более полно сформировать зрительные образы внешнего мира. Именно в этих техниках снималась замкнутость, недовольство, капризы детей. Характерно, что у всех детей появился интерес и более устойчивая мотивация к практической деятельности, они чаще обращались к опыту рисования в нетрадиционных техниках и опирались на него в процессе выполнения заданий. Не менее значимо мотивирующее и стимулирующее руководство их творческой активностью.

Полученные в ходе экспериментальной проверки материалы, подтвердили целесообразность проведения специальной работы по коррекции зрительного восприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами экспрессивной арт-терапии. Сопоставив показатели до и после, было отмечено, что у детей экспериментальной группы наметилась тенденция в сторону улучшения:

- узнавания и называния незаконченного предмета по точкам. Дети более внимательно и сосредоточенно всматривались в изображения. 25% из числа обследованных учащихся безошибочно вычленили и назвали 6 предметов (бабочку, цветок, снеговика, рыбку, гриб, конфету);

- распознавания контуров предметов в зашумленной картинке. Из 7-ми зашумленных предметов 20% из числа обследованных школьников смогли распознать и назвать 2-3 предмета, большая часть которых не перекрывалась множеством наложений. Сложность операции распознавания зашумленных предметов сохранилась, но всматриваясь в картинку, они опирались на свой опыт – вспоминали рисование каракулями и пытались увидеть в них изображение;

- возможностей детей соотносить образы предметов с их схематическим изображением. 20% из числа опрошенных действовали по инструкции, ориентировались на наглядную опору, стараясь подобрать подходящие предметы. Ответы детей были не столь однозначны: «кольцо – солнышко, колесо, баранка»;

- восприятия сюжетной картинки. 32% из числа обследуемых с интересом рассматривали предлагаемую им картинку, при восприятии и описании тематических изображений расширилось отражение зимних забав Дети подмечали детали сюжета - выражение снеговика, фиксировали действия и настроение детей, которые его лепили.

Разница в показателях сравнительного анализ результатов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами экспрессивной арт-терапии представлена на рисунке 12.

1

Рис. 12 – Результаты сравнительного анализа до и после коррекционной работы по развитию зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Результаты сравнительного анализ обследования зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями после проведения описанной коррекционной работы выявили эффективность применения использованных арт-терапевтических нетрадиционных методик и техник изобразительной деятельности. В целом у детей расширились представления об окружающей действительности, повысилась активность, улучшились точность, осмысленность и обобщенность зрительного восприятия.

Заключение

Экспериментальные данные выявили не только недостатки зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями, но и тенденцию его развития средствами экспрессивной арт-терапии.

Наглядная демонстрация результатов использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в коррекционной работе, выявила положительные изменения в развитии зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Введение в коррекционную практику изобразительной деятельности нетрадиционных методик и техник рисования расширяет возможности развития зрительного восприятия обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Материалы исследования показали возможность систематического использования средств экспрессивной арт-терапии в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия обучающихся исследуемой категории.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Вальдес Одриосола М. С. Некоторые теоретические подходы к организации арттерапевтического процесса / М. С. Вальдес Одриосола // Коррекционная педагогика. №2 (8), 2005. – С. 69-73.
  2. Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 c.
  3. Вудроф Д. Точка за точкой. Арт-терапия / Д. Вудроф. - Мн.: Попурри, 2018. - 208 c.
  4. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков. - М.: Академия, 2002. – 208 с.
  5. Крайг Г. Особенности зрительного восприятия у детей / Г. Крайг. – М., 2000. – 992 с. 20.
  6. Ляшенко В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В .В. Ляшенко. - М.: Психотерапия, 2014. - 160 с.
  7. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с
  8. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова : уч. пособие для студ. выш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
  9. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н. Е. Пурнис. - М.: Речь, 2015. - 176 c.
  10. Резанцева И. Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников / И. Е. Резанцева // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/51013 (дата обращения: 28.01.2022).
  11. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: уч. пособие для студ. пед. институтов /С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
  12. Сизова А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии /А. В. Сизова //Коррекционная педагогика. №3(9), 2005. – С.76-80.
  13. Сизова А. В. Сравнительный анализ цветовоприятия у детей, не имеющих нарушений интеллекта и умственно отсталых детей /А. В. Сизова //Вестник МГОУ. Серия «Психолого-педагогическая и медико-социальная реабилитация». - №1. -2007.- М.: Издательство МГОУ. с100. – С. 49-53.
  14. Сыропятов О. Г. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / О. Г. Сыропятов. - М.: Форум. - 2012. - 192 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Val'des Odriosola M. S. Nekotoryye teoreticheskiye podkhody k organizatsii artterapevticheskogo protsessa [Some theoretical approaches to the organization of the art therapy process] / M. S. Val'des Odriosola // Korrektsionnaya pedagogica [Correctional Pedagogy]. №2 (8). - 2005. – P. 69-73. [in Russian]
  2. Voronova A. A. Art-terapiya dlya detey i ikh roditeley [Art therapy for children and their parents] / A. A. Voronova. Rn/D: Feniks, 2013. - 253 p.[in Russian]
  3. Vudrof D. Tochka za tochkoy. Art-terapiya / D. Vudrof . Mn.: Popurri, 2018. - 208 p.[in Russian]
  4. Groshenkov I. A. Izobrazitel'naya deyatel'nost' v spetsial'noy (korrektsionnoy) shkole VIII vida [Visual activity in a special (correctional) school of the VIII type] / I. A. Groshenkov. - M.: Akademiya, 2002. – 208 p.[in Russian]
  5. Krayg G. Osobennosti zritel'nogo vospriyatiya u detey [Features of visual perception in children] / G. Krayg. – M., 2000. – 992 p.[in Russian]
  6. Lyashenko V. V. Art-terapiya kak praktika samopoznaniya: prisutstvennaya art-terapiya [Art therapy as a practice of self-knowledge: present art therapy] / V. V. Lyashenko. - M.: Psikhoterapiya, 2014. - 160 p.[in Russian]
  7. Mamaychuk I. I. Psikhokorrektsionnyye tekhnologii dlya detey s problemami v razvitii [Psychocorrective technologies for children with developmental problems] / I. I. Mamaychuk. - SPb.: Rech', 2006. - 400 p.[in Russian]
  8. Petrova V. G. Psikhologiya umstvenno otstalykh shkol'nikov [Psychology of mentally retarded schoolchildren] / V. G. Petrova, I. V. Belyakova : uch. posobiye dlya stud. vysh. ped. uchebn. zavedeniy. – M.: Akademiya, 2002. – 160 p. [in Russian]
  9. Purnis N. Ye. Art-terapiya v razvitii personala [Art therapy in personnel development] / N. Ye. Purnis. - M.: Rech', 2015. - 176 p.[in Russian]
  10. Rezantseva I. Ye. Korrektsiya i razvitiye zritel'nogo vospriyatiya umstvenno otstalykh mladshikh shkol'nikov [Correction and development of visual perception of mentally retarded junior schoolchildren] / I. Ye. Rezantseva // Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovation]. - 2015. № 3. - V. 4 [Electronic resource]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/03/51013 (accessed: 28.01.2022). [in Russian]
  11. Rubinshteyn S. YA. Psikhologiya umstvenno otstalogo shkol'nika: uch. posobiye dlya stud. ped. Institutov [Psychology of a mentally retarded student: textbook. allowance for students. ped. Institutes] / S. YA. Rubinshteyn. – M.: Prosveshcheniye, 2003. – 192 p.[in Russian]
  12. Sizova A. V. Artterapiya kak napravleniye psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi detyam s problemami v razvitii [Art therapy as a direction of psychological and pedagogical assistance to children with developmental problems]/ A. V. Sizova //Korrektsionnaya pedagogika [Correctional Pedagogy]. №3 (9). - 2005. – P.76-80. [in Russian]
  13. Sizova A. V. Sravnitel'nyy analiz tsvetovopriyatiya u detey, ne imeyushchikh narusheniy intellekta i umstvenno otstalykh detey [Comparative analysis of color perception in children without intellectual disabilities and mentally retarded children] / A. V. Sizova //Vestnik MGOU. Seriya «Psikhologo-pedagogicheskaya i mediko-sotsial'naya reabilitatsiya» [Vestnik MGOU. Series «Psychological-pedagogical and medical-social rehabilitation»]. - №1. - 2007.- M.: Publishing house MGOU. – P. 49-53. [in Russian]
  14. Syropyatov O. G. Raznotsvetnoye detstvo: igroterapiya, skazkoterapiya, izoterapiya, muzykoterapiya [Multicolored childhood: game therapy, fairy tale therapy, isotherapy, music therapy] / O. G. Syropyatov. - M.: Forum. - 2012. - 192 p. [inRussian]