КАДРЫ: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОСТОРОННЕГО СПЕЦИАЛИСТА
КАДРЫ: ФОРМИРОВАНИЕ РАЗНОСТОРОННЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Научная статья
Калимуллин Д.Д.1, *, Мочалов Д.В.2, Калимуллина Г.Х.3
1, 2, 3 Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия
* Корреспондирующий автор (yearsgoby[at]yandex.ru)
Аннотация
В статье рассматривается процесс сохранения и развития национальной хореографии. Акцент делается на формировании хореографического мышления и подготовке кадров. Хореографическое мышление строится через анализ кинетики, исходящий из базовых факторов пластического выражения. Представление о роли хореографического искусства и танцевальной культуры усложняется. Концепция компетенций предполагает мобилизацию полученных знаний, умений, навыков и личностных характеристик. Все, что способствует развитию личности студента, его профессиональному и личностному росту, повышению статуса, престижа – является благом для системы образования. Через формообразование хореографии и пластики авторы обращаются к живописи.
Ключевые слова: традиции, хореография, мышление, системный подход.
PERSONNEL: FORMATION OF A VERSATILE SPECIALIST
Research article
Kalimullin D.D.1, *, Mochalov D.V.2, Kalimullina G.Kh.3
Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russia
* Corresponding author (yearsgoby[at]yandex.ru)
AbstractThe current article deals with the process of preservation and development of national choreography. The author of the study puts emphasis on the formation of choreographic mindset and training of personnel. Choreographic mindset is built through the analysis of kinetics, the source of which is from the basic factors of plastic expression. The perception of the role of choreographic art and dance culture is becoming more complex. The concept of competencies involves the mobilization of the acquired knowledge, skills, and personal characteristics. Everything that contributes to the development of the personality of students, their professional and personal growth, raising the status and prestige is a positive influence on the education system. Through the shaping of choreography and plastics, the authors turn to painting.
Keywords: traditions, choreography, thinking, system approach.
Важнейшая роль в формировании профессиональных качеств будущих хореографов принадлежит формированию у них хореографического мышления. В.Н. Нестеров считает, что при анализе специальных дисциплин и выработке у хореографов (балетмейстеров, педагогов) мышления строится через анализ кинетики, исходящий из базовых факторов пластического выражения (система Р. Лабана) и через приобщение и актуализацию осведомлённости в сфере теории и философии танца [5]. К анализу системы Р. Лабана мы вернемся позже и более подробнее. Существует также и иные взгляды на данный вопрос.
Бесспорно, изменения, произошедшие в хореографическом искусстве ХХ в. не могли не сказаться на репертуаре, расширении жанрового диапазона, отразились в многообразии стилей и художественных направлений. В конечном счете изменилось представлении о роли хореографического искусства и танцевальной культуры. Обращение к небалетной музыке, новая эстетика танца, привели к тому, что хореография перешла в области культурологии и пластического движения, что не могло не отразиться в хореографическом мышлении.
На этот процесс повлияли и «пионеры» танца модерн А.Дункан, М.Грехем, Д.Хемфри, Т.Шоун, Э.Тамарис, Х.Хольм, которые стали создателями не только индивидуального стиля выражения мыслей и чувств с помощью пластики и движения, но и новой философии танца.
Однако исследователи отмечают, что в 70-80-е гг. ХХ века появляется и постоянно эксплуатируется прием полукруга, где каждый исполнитель демонстрирует свои технические достижения. Вместе с тем, влияние драмбалета переносит и развивает на любительской сцене пантомиму, актерское мастерство танцовщиков, сюжетную хореографию. Сегодня любительское хореографическое творчество развивается стремительными темпами. В последние десятилетия возрастной состав участников значительно расширился. Если 35-40 лет назад в коллективы приводили детей 7-10-летнего возраста, то сегодня существует множество групп для детей в возрасте 3-4 лет.
Детское хореографическое творчество представлено самой широкой аудиторией, что диктует возрастающие требования к качеству выступлений. Среди основных факторов стабильности творческого роста коллективов является: грамотно организованный процесс педагогической и постановочной работы на всех уровнях развития [1]; профессионально-педагогическое взаимодействие; … Причем взаимодействие рассматривается как стимул для действия другого; как процесс обмена ценностями, значениями, смыслами, информацией, действиями как единство общения, отношений и деятельности; как единица совместной деятельности и организационная форма ее развития; как системообразующий динамический элемент деятельности [7], [8].
Мы полагаем, что динамика современного времени диктует системный и эволюционный подход к изучению данной темы.
Реформирование хореографического образования в нашей стране связано со значительными изменениями его как педагогической системы, с перестройкой его экономических оснований и структурной организации, с гуманизацией его сущности и иными прогрессивными переменами. Исходя из того, что выпускники могут реализовать себя как балетмейстеры, исполнители и педагоги требуется формирование у студентов-хореографов комплекса знаний об искусстве танца, вдумчивого к нему отношения, ориентации в истории балетного искусства, в разных его формах и жанрах.
Мы полагаем, одним из ключевых в подготовке современного специалиста становится креативная направленность процесса формирования хореографического мышления. Приобщение педагогов-хореографов, танцовщиков, балетмейстеров к культурному наследию должно быть направлено не только к прошлому, но и к актуальному, во всех направлениях хореографии – от классического танца до авангарда.
Согласимся, механизмы и особенности балетмейстера опираются на общие законы познавательного процесса и имеют свою специфику [5]. Она состоит в изучении личностных качеств балетмейстера, рассмотрении основных законов драматургии и их применении в хореографическом произведении и носит эмоциональный, пластически-образный, а не рациональный характер. Сам кинетический язык балета основа на сопряжении противоположностей: статики и динамики, классической простоты и сложности, эмоционального порыва и аполлоничности.
Возвращаясь к разработанной танцевальной системе Рудольфа Лабана необходимо отметить, что структура любого движения регистрируется на основании четырёх факторов: пространства, силы, времени и течения. Степень постижения каждого из них выражена в вопросах, ответы на которые выстраивают программу развития танцора и балетмейстера. Подобный подход позволяет хореографу выстраивать программу творческого развития, двигаясь от ограничений к свободе, от ригидности к разнообразию. Активизируется самоанализ и самооценка по каждому типу движений. Эта система позволяет выработать индивидуальную программу для каждого исполнителя, учитывающие его физические, психологические и личностные особенности.
На основе системы Р.Лабана было создано и может быть создано большое количество разнообразных упражнений и танцев, развивающих как технику движений, так и личностные качества обучающегося. Эти поиски единства структуры, назначения движения привели Лабана к пониманию взаимосвязи видов движения и того, что между ними и внутренним миром человека выстраиваются отношения, которые могут изменить взгляд человека на движение.
Среди основных параметров, которые отличают мышление балетмейстера выделяют [5]: реализация в визуально-кинестетической форме; интуитивный характер мышления; эмпирические методики; метафорический характер мышления.
Позиции, принципиальные для освоения хореографического мышления – образность, форма, жанр, художественное оформление, хореографический текст, лексика и т.д. Считаем целесообразным кратко остановиться на этих категориях.
Искусство как форма общественного сознания отражает действительность через художественные образцы. Хореография отображает действительность языком движения. Художественный образ создается с помощью танцевальных, условно выразительных движений.
А форма — это способ раскрытия содержания. Безусловно, есть формы специфические для каждого отдельного вида, есть общие для всех видов хореографического искусства.
В частности к общим формам относятся: сольные и массовые танцы. Формы же классического танца: па-де-де, па-де-труа, адажио, вариация и т. д.Формами народно-сценического танца выступают: хоровод, пляска, кадриль. Формы историко-бытового танца: гавот, менуэт. Формы бального танца — стандарт и латина. Модерн представлен в классическом танце как балет и хореографическая миниатюра. Джаз — это в основном бессюжетный дивертисмент, хореографическая миниатюра.
К жанрам традиционно в хореографии относят лирический, драматический, трагический, комический, сатирический, мифический, сказочный, героический и исторический, патетический [4].
Наиболее успешные хореографические проекты последних десятилетий нацелены не только на создание «нового» взгляда, но более всего на включение в созданное мировое культурное пространство. Язык танца хранит в себе память всей истории человечества. В видимой его простоте скрыты различные подтексты, ассоциативные ряды, которые могут быть вскрыты в процессе реализации балетного спектакля.
Танец сопричастен многим сферам знаний и в этом его универсальность. Искусство как универсальный способ художественного освоения человеком мира наводит на размышления о том, что хореография расширяет свое жизненное пространство, дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным, виртуальным опытом жизни в художественной реальности.
Текст художественной культуры содержит в себе ценности, концентрирующиеся вокруг определенного идеала. Ценности выражают отношение между объектом и субъектом. Ценности должны быть приняты личностью, пережиты ею в контексте собственной биографии. Владение языком второй действительности – художественной – характеризует степень сформированности художественного потенциала личности.
Социально-интегрирующая функция художественной культуры, заключается в самой сущности творчества и восприятия, которые социальны, диалогичны по своей природе. Соответственно и хореография диалогичны и полилогичны, что является естественным состоянием и важнейшим механизмом развития искусства.
Танец, как явление культуры определяется визуальными, изобразительными и метафорическими методами познания и интерпретации реальности. Хореография использует жизненный материал как основу для воплощения идейного замысла посредством художественных образов. Действительно, танец соединяет метафоры пространства и времени. Творческая деятельность предполагает умение воспринимать и чувствовать реальность, а также обрабатывать информационную и эмоциональную составляющую полученных впечатлений.
Анализ вопросов, связанных с новаторскими проблемами создания художественной структуры образа требует обращения к живописи. Попытаемся проследить хореографическое мышление в акварели А.В. Фонвизина.
Здесь аналитическому описанию подвергается сама система художественного языка мастера, отображенная в импрессионистической импровизационной поэтике изображения моделей – известных артисток балета Большого театра. Подвергаются анализу тончайшие градации цвета, цветопись как средство создания образа и выражения идейно-художественной мысли произведения. В отдельных фрагментах анализа дается сравнение с исканиями других художников, так или иначе обращавшихся к балетной тематике, необходимое для выявления уникальности творческого метода художника. А.В. Фонвизин сумел найти живописный эквивалент, тонкое соотношение прозрачно-воздушной атмосфере классического танца, которые мы привыкли себе представлять, говоря о балетном искусстве [6]. Театральный портрет, балетный образ – совпадают со стилистикой балета. Сама атмосфера и впечатление, создаваемое художественными образами – сходны. Поиски одухотворенной подвижной, внутренне содержательной живописной формы дают множество интересных пластических и живописных решений в области балетной темы.
Были у художника удачные и менее удачные портреты. Отметим, что среди балетных портретов у Фонвизина таковых почти нет, хотя в большинстве случаев изображение балерин у него не отличается глубокой духовной характеристикой, психологической сложностью, а привлекает свежестью и жизнерадостностью образа, виртуозным мастерством живописи. Балерины Фонвизина – это танцовщицы разных поколений и едва начинающие свою творческую жизнь, и те, за плечами которых большой и славный путь в искусстве. Среди них много ярких, талантливых артисток разных и интересных индивидуальностей. У каждой из них свой репертуар, свои роли, свои неповторимые достоинства [6].
Под педагогическим обеспечением преподавания хореографии в разных видах образовательных учреждений в анализируемый период нами понимается цели и задачи обучения танцам, его методическое и кадровое обеспечение.
Фундаментом социального и экономического процветания нации является подготовка специалистов, понимающих суть экономических и социальных реформ и способных реализовывать их через новые экономические механизмы, высокие технологии, новые социальные отношения.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Список литературы / References
- Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста / Л.С. Андрусенко // Искусство и образование. – 2009. – № 1. - с. 85-91.
- Горбунова М.Б. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами художественного образования / М.Б. Горбунова // Искусство и образование. – 2009. –№ 1. - с.92-99.
- Красникова Т.Н. Пространственно-временная организация фактуры в минимализме / Т.Н. Красникова // Искусство и образование. – 2009. - № 3. - с.5-10.
- Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца. Учебное пособие / А.В. Мелехов; Урал. Гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. – 128 с.
- Нестеров В.Н. Формирование хореографического мышления на современном этапе / В.Н. Нестеров // Искусство и образование. – 2009. - № 3. - с. 106-110.
- Портнова Т.В. Мир балетных образов Артура Фонвизина / Т.В. Портнова // Искусство и образование. – 2008. - № 4. - с. 58-65.
- Юрьева М.Н. Мотивация учебно-профессиональной деятельности студента-хореографа / М.Н. Юрьева // Искусство и образование. – 2009. - № 3. - с. 111-115.
- Юрьева М.Н. Интенсификация личностно-профессионального становления студента-хореографа / М.Н. Юрьева // Искусство и образование. – 2008. - № 4. - с. 121-128.
Список литературы на английском языке / References in English
- Andrusenko L. S. Rabota nad tanceval'nojj obraznost'ju s vospitannikami mladshego shkol'nogo vozrasta [Working on dance imagery with pupils of primary school age] / L. S. Andrusenko // Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. - 2009. - No. 1, pp. 85-91 [in Russian]
- Gorbunova M. B. Dukhovno-nravstvennoe razvitie uchashhikhsja sredstvami khudozhestvennogo obrazovanija [Spiritual and Moral Development of Students by Means of Art Education] / M. B. Gorbunova // Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. - 2009. - No. 1, pp. 92-99 [in Russian]
- Krasnikova T. N. Prostranstvenno-vremennaja organizacija faktury v minimalizme [Spatio-Temporal Organization of Texture in Minimalism] / T. N. Krasnikova // Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. - 2009. - No. 3, pp. 5-10 [in Russian]
- Melekhov A.V. Iskusstvo baletmejjstera. Kompozicija i postanovka tanca. Uchebnoe posobie [The Art of a Choreographer. Composition and Staging of the Dance. a Textbook] / A.V. Melekhov; Ural State Pedagogical University. Yekaterinburg, 2015. - 128 p. [in Russian]
- Nesterov V. N. Formirovanie khoreograficheskogo myshlenija na sovremennom ehtape [Formation of Choreographic Thinking at the Present Stage] / V. N. Nesterov // Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. - 2009. - No. 3, pp. 106-110 [in Russian]
- Portnova T. V. Mir baletnykh obrazov Artura Fonvizina [The World of Ballet Images by Artur Fonvizin] / T. V. Portnova // Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. - 2008. - No. 4, pp. 58-65 [in Russian]
- Yuryeva M. N. Motivacija uchebno-professional'nojj dejatel'nosti studenta-khoreografa [Motivation of Educational and Professional Activity of a Student-Choreographer] / M. N. Yuryeva // Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. - 2009. - No. 3, pp. 111-115 [in Russian]
- Yuryeva M. N. Intensifikacija lichnostno-professional'nogo stanovlenija studenta-khoreografa [Intensification of Personal and Professional Formation of a Student-Choreographer] / M. N. Yuryeva // Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education]. - 2008. - No. 4, pp. 121-128 [in Russian]