ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ МУЗЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Сапанжа О.С.
ORCID 000-0001-7874-2539, доктор культурологии, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ МУЗЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
В статье представлена характеристика программы магистерской подготовки «музейное образование» в университетах США с точки зрения реализации в ней принципов компетентностно-ориентированного подхода. Компетентностный подход рассматривается как основа в определении стратегий карьеры в области музейного образования и понимания современной образовательной модели. На базе анализа американской модели, обосновываются принципы, которые должны быть учтены при проектировании подобных отечественных программ в соответствии с требованиями современного российского педагогического образования.
Ключевые слова: музейное образование, музейная педагогика, магистратура, компетентностный подход, компетенции.
Sapanzha O.S.
ORCID 000-0001-7874-2539, PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Herzen Pedagogical University of Russia
MASTER PROGRAMME IN THE FIELD OF MUSEUM EDUCATION: COMPETENCE-ORIENTED TECHNOLOGE
Abstract
A description of the program master training «museum education» are presented in the paper. The principles of competence-based approach are the subject of analysis. Competence approach is considered in terms of career strategies in the field of museum education and understanding of contemporary educational model. On the basis of the American model, called basic positions, which can be used in the field of museum education in the development of the Russian program.
Keywords: museum education, museum education, masters program, competence in modern society, competence.
Компетентностный подход давно перестал быть новацией в системе отечественного образования. Обилие монографий, учебников и статей убеждают в том, что проблема формирования компетенций достаточно глубоко и последовательно изучена педагогической наукой и есть основания говорить о формировании системы реализации принципов компетентностного подхода в конкретных образовательных программах. Тем не менее, анализ реальных форм реализации декларируемых принципов позволяет констатировать, что, в значительной степени, мы имеем дело с декларацией, а не реальным процессом включения принципов компетентностного подхода в непосредственную ткань учебного процесса. Общим стало представление о том, что компетентность отличается от знания лишь тем, что у обучающегося формируется некая «готовность» к решению актуальных задач. Именно через «демонстрацию готовности» прописывается большинство компетенций в Федеральном государственном образовательном стандарте. Добавление практико-ориентированных заданий, казалось бы, снимает эту проблему и позволяет утверждать решение задачи нового подхода в образовании.
Между тем, проблема заключается, прежде всего, в самом понимании компетенции. Многочисленные концепции и теории формирования компетенций восхотят, по большей части, к идеям, высказанным в 1980-е годы Джоном Равеном. Определив компетентность как «жизненный успех в социально значимой области» [5, с.253], профессор Эдинбургского университета выделил более тридцати компетентностей, которые помогают достигнуть успеха и являются по своей сути «мотивированными способностями» [5, с.281]. Представив с помощью «Эдинбургских опросников» реальную картину трудовой деятельности в контексте причин поведения (мотивации) и их качества (компетентности), Д. Равен приходит к неутешительному выводу о недостаточной реальной нацеленности на нововведения, на успех в его личностном измерении.
Система образования принялась достаточно быстро восполнять этот пробел с помощью компетентностно-ориентированных технологий, призванных повысить уровень мотивации, сформировать новые умения индивидуальной и коллективной деятельности в контексте концепции «образования в течение всей жизни», расширить границы и возможности инновационной проектной деятельности. В результате, университетские программы в значительной степени ориентированы на работодателя, учебные планы строятся с учетом требований, предъявляемых на современном рынке труда.
Особое значение принципы компетентностного подхода приобретают в рамках второй ступени высшего образования – магистратуре (в новой образовательной модели на смену специалитету и уровню подготовки кадров высшей квалификации пришла триада «бакалавриат-магистратура-аспирантура»). Немаловажен тот факт, что в практике мирового высшего образования уровень магистратуры – это достаточно солидный уровень, позволяющий претендовать, в том числе, и на руководящие позиции и, соответственно, решать в профессиональной деятельности как тактические, так и стратегические задачи развития компании [4]. Выпускник, получивший академическую степень магистра, обязан обладать всеми компетенциями, позволяющими эффективно решать комплекс профессиональных задач и при этом стремиться к достижению требуемого Д.Равеном «жизненного успеха». Именно это понятие «жизненного успеха» с большим трудом приживается в отечественной системе, где ряд сфер и областей профессиональной деятельности не упоминаются в связи с такими понятиями как «карьера» и «карьерная стратегия». Такой областью является, в частности, сфера музейного образования. Позиция куратора образовательных проектов и программ в музеях не связывается с понятием карьеры, тем более выбранной осознанно и поддерживаемой серьезным университетским багажом. Между тем, в западной традиции интерес к музейной карьере и карьере в области музейного образования является вполне привычным. Интерес был, в первую очередь, спровоцирован новым пониманием музея в системе образования и целей образования в музее [2]. С конца 1980-х годов издаются книги, посвященные музейной карьере, в том числе карьере в области музейного образования. Первой попыткой обозначить возможные пути достижения жизненного успеха в выбранной области стал «гид» по музейным профессиям директора программы музейного менеджмента Университета Колорадо и президента Музея науки и техники в Чикаго В. Данилова [3], в котором были представлены размышления «о музейной карьере и способах личного роста» [3, с.11] и перечислены основные образовательные программы в области музеологии и музейного дела, в том числе музейного образования. Интерес к проблеме музейной карьеры проявили специалисты в области построения карьеры вообще [1], и, наконец, в новом XXI веке, собственно карьера в области музейного образования стала предметом отдельного рассмотрения [6]. При этом карьера связывается не с работой в музее конкретного профиля (что характерно для российской системы, где полученное образование напрямую связывается с работой в музее конкретного профиля), а с реализацией концепции музейного образования как развития жизненного опыта человека на основе музейной коммуникации вне зависимости от профильной принадлежности музея [6, c.8-11].
Если мировая практика доказала целесообразность подготовки профессионалов в области музейного образования в рамках магистерских программ, в отечественной системе - это вопрос, требующий дискуссий и уточнений. Реальная практика развития образовательного сектора музея позволяет утверждать, что подготовка профессионалов, способных разрабатывать и реализовывать образовательные проекты и программы в музее, будет одним из векторов развития высшего педагогического образования. Опыт такой подготовки в России уже есть – в период с 2002 по 2012 гг. программа «музейная педагогика» реализовывалась в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Однако, программа, разработанная на факультете изобразительного искусства, была нацелена на педагогику художественного музея, реальная же история трудоустройства выпускников показала потребность в подготовке профессионалов для работы в музеях любого профиля. В 2016 году была открыта магистерская программа «музейная педагогика» в Московском педагогическом государственном университете, но о результатах ее реализации судить пока рано.
Вполне закономерно, что стратегические принципы образовательной программы ориентированы именно на потребности российского музейного пространства. Между тем, мировой опыт разработки и реализации образовательных программ в области музейного образования, практически не изучен отечественным научно-педагогическим сообществом. Несмотря на то, что формальные требования учебного плана не соответствуют российским реалиям, в американской традиции накоплен опыт реализации именно компетентностно-ориентированной модели, в связи с чем он представляет существенный интерес.
Первая магистерская программа «музейное образование» была открыта в Университете Джорджа Вашингтона в 1974 году. На сегодняшний день подобные программы предлагают пять университетов США. Стоимость обучения в университетах США традиционно высока, и выпускник рассчитывает на последующее трудоустройство в образовательные отделы достаточно крупных музеев, предлагающих достойную оплату.
Программа подготовки магистра в рамках программы «музейное образование» продолжительностью четырнадцать месяцев включает тридцать три кредита, в том числе двадцать семь кредитов основных (обязательных) курсов и шесть кредитов элективных курсов. При выборе элективных курсов студент консультируется с руководителем программы и изучает либо ряд курсов программы «музейное дело», которая реализуется в Колумбийском Колледже искусств и наук, входящем в Университет Джорджа Вашингтона, либо курсы иных программ. Основные курсы изучаются в течение четырех семестров: первый летний семестр посвящен изучению фундаментальных оснований будущей профессии, изучается музей как институт и специфика современного образования в музее. Второй, осенний семестр посвящен изучению музейной аудитории и технологиям музейного образования. В этом семестре начинается активное включение магистрантов в практическую деятельность: каждый студент распределяется в музей, образовательную организацию (школу, детский сад) или социально-ориентированную организацию (помощи бездомным, пожилым людям и т.д.). В этой организации на протяжении двух семестров (осенний и весенний) студент выполняет полный круг обязанностей, связанных с организацией и сопровождением образовательного процесса под наблюдением куратора в самой организации. Для решения этой задачи за сорок лет реализации программы накоплен внушительный опыт профессиональной коммуникации и поддержки образовательной программы профессиональным сообществом. Именно активное участие профессионалов, имеющих солидный опыт работы в образовательных отделах музея (среди которых немало выпускников программы), обеспечивает уровень, необходимый для формирования компетенций. Важно, что программу поддерживают музеи всех профилей. Два раза в неделю на аудиторных занятиях подробно обсуждается и анализируется практический опыт. Основной формой таких семинаров является диалог и групповое обсуждение: каждый студент должен кратко изложить свой опыт за неделю, сформулировать проблемы и пути их решения. Задача группы – активно обсудить вопросы, предложить варианты решения. Каждая из изучаемых дисциплин является частью единого комплекса подготовки в рамках осеннего и весеннего семестров. Последний летний семестр посвящен проектной деятельности – индивидуально и в составе команд.
Таким образом основой подготовки магистра в рамках программы «музейное образование» является реализация принципов максимального включения обучающихся в практическую деятельность, постоянного обсуждения течения и результатов реализации образовательных проектов и активного привлечения профессионального сообщества. Именно сочетание названных трех компонентов обеспечивает необходимый уровень формирования компетенций. Упор именно на музейное образование, а не на профиль музея, внимание к организации площадок практической деятельности под наблюдением куратора для решения образовательных задач, превалирование в учебном процессе форм практической работы и диалоговых методик, развитие логики образовательного процесса от теоретических основ к практической и проектной деятельности и, наконец, широкое привлечение профессионального сообщества, могут быть определены как основные принципы, которые могут быть учтены при проектировании магистерских программ в области музейного образования в рамках компетентностно-ориентированной модели.
Список литературы / References
- Camerson B. Opportunities in museums careers. Revised edition McCrawHill / B.Camerson.- New York, 2007.- 198 p.
- Education in museums. Museums in education. Edited by Timothy Ambrose.- Edinburgh, Scottish museums council, 1987.- 109 p.
- Museum Careers and Training. A professional guide/ Victor J. Danilov. – Greenwood press. - Westport, Connecticut. London. 1994.- 546 p.
- Norris L. How Do we train professionals for 21st century museums?/ L. Norris // Histirical and cultural studies. Volume 2. Number 1.- 2015. p.1-3.
- Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release / J. Raven. - Oxford, England: Oxford Psychologists Press,- 1984.
- Teaching the museum: careers in museum education. Edited by Leah M. Melber, Ph.D.- Washington, D.C. Publ.: The AAM Press, American Alliance of Museums Press, 2014.- 142p.