МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Куцеева Е.Л.1, Куцеев В.В.2
1 Доцент, кандидат психологических наук, Кубанский государственный университет (Краснодар); 2 Кандидат технических наук, Кубанский государственный аграрный университет (Краснодар)
МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы модификация метода мозгового штурма в высшем профессиональном образовании. Раскрыты содержательные и технологические аспекты использования метода в обучении будущих специалистов. Особое внимание уделяется телерефлексии.
Ключевые слова: метод мозгового штурма, коллективная интеллектуальная деятельность, модификация, креативность, коммуникация, телерефлексия.
Kutseeva E.L.1, Kutseev V.V.2
1 Associate Professor, PhD in Рsychology, Kuban State University (Krasnodar)2 PhD in Technical Sciences, Kuban State Agrarian University (Krasnodar)
MODIFICATION BRAINSTORM TECHNIQUES IN VOCATIONAL EDUCATION
Abstract
The article deals with the modification of brainstorming techniques in the vocational education. Main content and technological aspects of using the method in training of future professionals are disclosed. Particular attention is paid telereflection.
Keywords: brainstorming techniques, collective intellectual activity, modification, creativity, communication, telereflection
Ключевые задачи ближайшего десятилетия в социально-экономическом развитии России ориентированы на инновационную деятельность. Однако сегодня остро ощущается дефицит кадров в R&D-сфере (Research and Development). Их подготовке в системе высшего профессионального образования содействует активная разработка и внедрение новых педагогических технологий, в том числе интерактивных [1].
Метод мозгового штурма (brainstorming) был разработан А. Осборном в конце 30-х годов для активизации творческого мышления с целью поиска новых идей в сфере бизнеса, торговли и рекламы. Суть рассматриваемого метода в решении сложных теоретических и практических задач в условиях совместной интеллектуальной деятельности. Результативность коллективной мыследеятельности (Г.П. Щедровицкий) повышается в силу синергетического эффекта.
Задача адаптации метода мозгового штурма (ММШ) в педагогический процесс образовательных учреждений сохраняет свою актуальность. В профессиональной подготовке специалистов значение ММШ заключается в том, что, во-первых, его использование способствует формированию важных качеств мышления студентов: критичности, вариативности, гибкости, экономичности и др. Во-вторых, как эвристический метод, ММШ содействует развитию интуиции, способности к творческим интеллектуальным импровизациям и креативности как профессионально значимого личностного качества будущих специалистов. В-третьих, метод нацелен на формирование коммуникативной культуры обучающихся (речевой и невербальной), способности к сотрудничеству и сотворчеству в команде единомышленников и оппонентов. Таким образом, в профессиональном образовании, и в целом педагогике, ценность применения ММШ смещается с результата мозгового штурма (создания интеллектуального продукта) на процесс его получения, так как именно в процессе мозгового штурма формируются вышеназванные качества и компетенции студента. Можно сказать, что рассматриваемый метод в равной мере обеспечивает обучение и воспитание личности обучающегося. Причем последнее, как известно, приобретает все большее значение на современном этапе развития системы высшего образования в нашей стране. И предлагаемая модификация ММШ как раз осуществляется в русле данной тенденции.
Рассмотрим модификацию метода, которая разработана и апробируется в вузах Краснодара. Мозговой штурм включает три этапа: генерирование идей, их критический анализ, выбор наилучших и решение задачи. Студенты распределяются на три группы: генераторов идей, критиков и аналитиков (экспертов). Модификация метода на первом этапе – генерирование идей – заключается в следующем. Как показал наш опыт, важным условием его успешного проведения является корректно сформулированное противоречие, которое необходимо преодолеть посредством идей, сформулированных в ходе «штурма». Приведем примеры из опыта проведения МШ на факультете механизации Кубанского государственного аграрного университета. Так, например, на занятии по теме «Рулевое управление автомобиля» в ходе мозгового штурма предлагается разрешить техническое противоречие: чем выше маневренность автомобиля, тем сложнее его конструкция. Или: на занятии по теме «Тормозная система автомобиля» формулируется техническое противоречие: чем выше скорость автомобиля, тем его трудней экстренно остановить. Противоречие направляет процесс мышления участников. Причем темы занятий целесообразно сообщать студентам заранее с тем, чтобы обучающиеся к ним подготовились. Кроме того, проблемы, решаемые на МШ, не должны быть запредельно сложными, а такими, которые интересны студентам и находятся в «зоне их ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
В процессе генерирования идей все высказывания участников фиксируются. Идеи принимаются разные, даже смешные и абсурдные. Такие идеи иногда помогают разработчику-изобретателю преодолеть инерционность мышления при создании нового. Считаем также большим успехом, если высказанную идею другие участники совершенствуют. Тогда получается «гирлянда» идей и можно ожидать увеличения степени продуктивности штурма. Для активизации студентов-генераторов их следует делить на два-три творческих коллектива, создавая атмосферу состязательности.
Модифицируя первый этап ММШ, мы учли, что в разработанной интенсивной форме решения междисциплинарных проблем, не имеющих аналогов в мире, известной как организационно-деятельностные игры по методу Г.П. Щедровицкого [2], важным приемом, активизирующим мыслительную деятельность участников, является телерефлексия. Это проведение видеосъемки, в настоящее время цифровой, для отображения деятельности субъектов и ее использования в последующем в процессе рефлексии. Для введения в МШ телерефлексии целесообразно создать локальную информационную сеть (цифровая видеокамера, сетевой компьютер (ноутбук), проектор, экран) (Рис. 1). Видеосъемка процесса генерирования идей используется дважды: для фиксации идей и рефлексии.
Второй этап мозгового штурма – этап критики идей. В большинстве педагогических литературных источников этот этап отсутствует, что с нашей точки зрения, неверно. При освоении роли критика у студента формируется критичность, способность оставаться в этой роли доброжелательным, убедительным, аргументированно и доказательно указывать на плюсы и минусы в предложенных идеях. Да, критиковать легче, чем созидать. Но и критиковать в научном споре тоже надо уметь и этому учиться. К работе на втором этапе привлекаются студенты с ярко выраженной способностью к критике. Они выполняют критический анализ всего массива идей, сформулированных генераторами.
Оборудование: 1 – цифровая видеокамера, 2 – персональный компьютер, 3 – проектор, 4 – экран
Рисунок 1. Схема организации мозгового штурма в аудитории
Выбраковывают идеи не перспективные, с их точки зрения. Результаты работы этого этапа – оптимальные идеи и возможно комментарии к ним – объявляет представитель группы критиков. Его выступление фиксирует цифровая видеосъемка. Эта информация передается на следующий аналитический этап, где отбирают наилучшие идеи, которые развиваются участниками-аналитиками и принимается окончательное решение. Делают это студенты с хорошей подготовкой и эрудицией.
В модифицированном ММШ коммуникация в работе аналитиков улучшена приемом визуализации рассматриваемых идей графическим способом, который также заимствован из организационно-деятельностных игр. Это сопровождение рассуждений, доводов и выводов графическим «от руки» их отображением, например, на листах ватмана формата А1 или электронной доске.
Группа аналитиков работает с материалом выполненной видеосъемки, выведенным на экран. Это видеоматериал процесса генерации идей и работы группы критиков. Представитель аналитиков объявляет результаты. Причем идеи оцениваются в баллах по 10-ти балльной системе. Деятельность группы аналитиков фиксируют цифровой видеосъемкой.
В модифицированном ММШ количество этапов увеличено. После третьего этапа проводится рефлексия участников, с помощью которой они анализируют свою работу. Ее также фиксируют цифровой видеосъемкой.
Мозговой штурм завершается заключительным словом преподавателя-ведущего, студентам передается видеоматериал занятия, который также хранится в компьютере преподавателя.
Для интенсификации усвоения учебного материала введен пятый этап, на котором рефлексия участников повторяется в качестве самостоятельной работы в форме написания эссе. Причем эссе может быть на электронном носителе. Студент зачитывает эссе, фиксируя его с помощью видеокамеры, и передает, например, с флеш-карты, в компьютер преподавателя [3].
Как показал опыт, применение модифицированного метода мозгового штурма эффективно и в последипломном образовании специалистов, в частности педагогов-дефектологов [4].
Полученный видеоматериал ММШ может быть представлен в виде электронного методического пособия для обмена опытом работы преподавателей и повышения их квалификации.
Литература
- Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2012. – 448 с.
- Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностные игры. Сборник текстов. – М.: Наследие ММК, 2005. – 320 с.
- Патент на изобретение RU № 2363054. Способ обучения и усвоения учебного материала/ В.В. Куцеев, Е.Л. Гутковская (Куцеева) 08.08. 2007.
- Куцеева Е.Л. Психологическое сопровождение педагогов-дефектологов в условиях риска возникновения профессиональной деформации // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1. С. 44-53.
References
- Sharipov F.V. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly: ucheb. posobie / F.V. Sharipov. – M.: Logos, 2012. – 448 s.
- Shhedrovickij G.P. Organizacionno-dejatel'nostnye igry. Sbornik tekstov. – M.: Nasledie MMK, 2005. – 320 s.
- Patent na izobretenie RU № 2363054. Sposob obuchenija i usvoenija uchebnogo materiala/ V.V. Kuceev, E.L. Gutkovskaja (Kuceeva) 08.08. 2007.
- Kuceeva E.L. Psihologicheskoe soprovozhdenie pedagogov-defektologov v uslovijah riska vozniknovenija professional'noj deformacii// Korrekcionno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2015. № 1. S. 44-53.